АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
 
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
Рассылка: Автокран: зигзаги  эволюции
 
Архив статей рассылки

Выпуск № 19
(12 апреля 2006г.)

Тема номера:
Автокраны

1. Автокран: зигзаги эволиции
2. Рынок автокранов в России. Тенденции развития крановой отрасли

А также:
Погрузчики

3. Болгарские погрузчики на российском рынке



Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №19. Статья №1.


Автокран: зигзаги эволиции



Наши товарные предложения
Автокраны
- УГЛИЧ,
- ИВАНОВЕЦ,
- МАШЕКА,
- КЛИНЦЫ,
- ГАЛИЧАНИН

грузоподъемностью от 14 до 50 тонн
Подробнее >>

Сегодня ни одна стройка не обходится без применения подъемных механизмов, среди которых автокраны играют едва ли не заглавную роль. Они применяются для выполнения работ по перемещению штучных грузов, монтажа конструкций и технического оборудования. Благодаря высокой скорости передвижения, автокраны удобно использовать на удаленных один от другого объектах с небольшими объемами работ.

АК-3 «Январец»
Один из первых отечественных автокранов – АК-3 «Январец»

Прообразом современных автокранов послужили паровые тягачи - рутьеры. Сфера их применения была довольно узкой: погрузка и разгрузка прицепов с артиллерийским оружием и перемещение тяжестей при строительстве фортификаций. А вот с появлением крановых установок на автомобильном шасси применение стало более разнообразным, однако в большинстве случаев ограничиваясь перегрузочными операциями и вспомогательными работами при ремонте техники в полевых условиях. Вплоть до 40-х годов XX века из-за своих недостатков - ненадежности, малой рабочей зоны и высоты подъема, высоких эксплуатационных затрат - автокраны почти не использовались в капитальном строительстве.

Первые автокраны конструктивно почти не отличались друг от друга: автомобильное шасси и полноповоротная крановая платформа с электрическим или механическим приводом тросов. Конструкторы пытались устранить недостатки "стреловидных" транспортных средств, расширяя их специализацию. Так появились полууниверсальные автокраны с 7-11-метровой стрелой, оборудованные деухчелюстным грейфером или ковшом типа драглайн для экскавации грунтов, и более экзотические машины - башенные самомонтируемые автокраны, автотрубоукладчики, автодерики (автокран с деревянной стрелой для трелевочных работ). К слову, современные краны - гидроманипуляторы - это тоже эволюционный вариант узко специальной автокрановой техники.

Только вместе с внедрением гидравлики и механизмов телескопирования автокраны получают всеобщее применение в строительстве. Параллельно изменилась и сама технология краностроения: если раньше конструкторы отталкивались от компоновки шасси, то сейчас всё наоборот - создатели автокранов диктуют свои условия автомобильным заводам.

Автокран К-2,5-1Э
Ставропольские К-2,5-1Э шли главным образом в колхозы и совхозы

Первый отечественный автокран АТП-1 был выпущен в 1934 году ленинградским заводом «Красный металлист». Он имел грузоподъемность в полторы тонны, мог поднимать груз на высоту до 3 м и монтировался на шасси грузовика Я-5. Перед войной производство этих кранов не превышало 150 штук в год. Нагрузка, ложащаяся на плечи подобных машин, велика, срок службы недолог и такого количества было явно недостаточно.

Следующий автокран базировался уже на шасси трехосного автомобиля ЗИС-6 (6 х 4). Его изготовление было начато Одесским автокрановым заводом в 1941 году. Грузоподъемность этой машины с тросово-блочным приводом достигала 3 тонн, а высота подъема крюка увеличилась до 5 метров. Автокран получил индекс АК-3 и собственное имя – «Январец» (поскольку выпускался заводом, носившим имя «Январское восстание»). Несколько позже он прошел модернизацию и продержался в производстве в общей сложности до 1950 года.

Война отнюдь не способствовала росту выпуска крановой техники. Так, в 1946 году было изготовлено 116 автомобильных кранов. Между тем потребность в таких машинах была крайне велика. Нужно было восстановить заводы и фабрики, рудники Кривого Рога и шахты Донбасса, металлургические предприятия Юга и машиностроительные заводы Харькова и Сталинграда, нефтяные скважины Майкопа и Грозного, электростанции, в том числе и Днепрогэс, неисчислимое количество жилых домов. Все это требовало увеличения производства автокранов, выпуск которых в 1950 году составил 4152 штуки.

Автокран К-68А
Автокран К-68А на шасси МАЗ

В 50-е годы в нашей стране появляются новые крановые заводы – в городах Балашихе и Ставрополе. На Львовском заводе автопогрузчиков, в цехе, распологавшемся в г. Дрогобыче и позднее ставшим Дрогобычским крановым заводом, было налажено производство канатно-блочных автокранов с решетчатой гнутой стрелой и механическим приводом. Первыми моделями завода стали автокраны К-32 грузоподъемностью 3 тонны с высотой подъема до 7,5 метров и автокраны К-42 грузоподъемностью 4,5 тонны и той же высотой подъема. Их монтировали на шасси автомобилей ЗИС-150 и ЗИЛ-164 соответственно.

К сожалению, названные автокраны имели недостаточную прочность рам на скручивание, что нередко приводило к их перекосу, появлению трещин в лонжеронах, прогибам косынок. Им на смену пришли модели АК-5, АК-5Г, ГКМ-5,0 на шасси ЗИЛ-164. Первые два автокрана имели дизель-электрический, а последний автокран – механический привод. Новинкой стали башенно-стреловые автокраны КТС-3, КТС-3Г, КТС-3Б грузоподъемностью 3,5 тонны с решетчатыми стрелами, монтировавшиеся на шасси ЗИЛ-120/164.

В 1960 году появилась самая, пожалуй, удачная модель автокрана завода – ЛАЗ-690. Она имела гнутую стрелу, обладала грузоподъемностью 3 тонны и могла поднимать груз на высоту до 7,2 метра. С 1963 года эта машина стала снабжаться потенциометрическим ограничителем грузоподъемности.

Эти автокраны можно было встретить во всех уголках страны. Они участвовали в перегрузках в портах и на складах, выполняли погрузо-разгрузочные работы, участвовали в сельском строительстве, дорожных работах, трудились на городских новостройках.

В Ставрополе началось производство легких автокранов, монтировавшихся на шасси ГАЗ-51/51А. Автокраны имели решетчатую стрелу и блочно-тросовый механический привод. Первая модель – автокран К-2,5-1Э грузоподъемностью 3 тонны с высотой подъема крюка до 5 метров. Его выпуск длился с 1950 по 1955 год. Затем появились автокраны К-2,5-1ЭА, имевшая грузоподъемность 2,5 т и высоту подъема крюка 5,5 м, и автокраны КС-0561А. Последний автокран при тех же характеристиках базировался на шасси ГАЗ-51А и обладал гидроприводом механизмов.

Автокран КС-2561
Автокран КС-2561 поначалу монтировали на шасси ЗиЛ-164, а потом – ЗиЛ-130 (на рисунке)

В те же годы была выпущена ограниченная партия автокранов К-2,5-2. Изюминка этой машины грузоподъемностью 2,5 т и высотой подъема 5 м заключалась в необычном шасси. Автокран монтировался на автомобиле ГАЗ-63 (4 х 4), снабженном двускатной ошиновкой задних колес. Сами же колеса использовались от грузовика Урал-355М. Кроме этого крановую установку приводил в действие собственный двигатель – Д-37М.

Ставропольские автокраны в основном направлялись в колхозы и совхозы. Считалось, что машины на шасси ЗИЛ слишком велики для таких хозяйств. Из-за малой грузоподъемности и небольшой высоты подъема автокраны на шасси ГАЗ-51/51А/63/63А по-настоящему широкого распространения не получили.

1951 году начал работать Балашихинский автокрановый завод. Он стал специализироваться на производстве автокранов с механическим приводом, решетчатыми стрелами с гибкой (канатной) системой на шасси автомобилей ЗИЛ. Здесь выпускались автокраны АК-2,5 грузоподъемностью 7,5 т с высотой подъема 7,5 м, автокраны АК-3 и АК-5 (соответственно трех- и пятитонные) и автокраны КС-2561 (Д). Грузоподъемность последних автокранов составляла 6,3 т, а высота подъема – от 6,6 до 11, а с гуськом могла достигать и 13 метров. Поначалу носителями этих машин стали грузовики ЗИЛ-164, а позднее и ЗИЛ-130.

Объекты строительства как в городах, так и в сельской местности становились все крупнее и крупнее. Везде требовалась более мощная техника. А потому важной вехой в краностроении стал выпуск мощных автокранов на шасси дизельных грузовиков.

Автокран К-162
Автокран К-162 стал новым краном на шасси нового поколения...

Ленинградский завод «Красный металлист» монтировал автокраны К-104 на шасси КрАЗ-219 (6х4). Это была многомоторная канатно-блочная машина с решетчатой стрелой грузоподъемностью 10 т и высотой подъема от 9,5 до 16 метров.

Ивановский завод начал производство автокранов на шасси МАЗ-200. Одним из них был К-164 (КС-2562) – дизель-механический. Автокран имел грузоподъемность 6,3 т и высоту подъема до 7 метров. Вторым стал автокран К-612 грузоподъемностью 6,3 т с высотой подъема 8 метров.

Еще один автокран на шасси МАЗ-200 выпускался на юге, в Туапсе. ДЭК-51 – так он назывался – имел дизель-механический привод, грузоподъемность 6 т и высоту подъема крюка до 7 метров. Вслед за этим автокраном завод начал производство дизель-электрических автокранов К-51, К-52, К-52М, К-51П, К-53 с теми же параметрами, устанавливавшихся на шасси МАЗ-200/200П. Вообще же на протяжении выпуска этого двухтактного дизельного грузовика в Туапсе на него монтировали автокраны К-61, К-61А, К-61М с дизель-механическим приводом грузоподъемностью 6 т с высотой подъема крюка 7 м, К-68, К-68А, К-69, оснащенный ограничителем грузоподъемности ОГП-1, а также МКА-10 и МКА-20А, имевшие грузоподъемность 10 т и высоту подъема крюка 10 метров. Здесь же делали 16-тонные механические автокраны МКА-16, способные поднять груз на высоту 10,5 м и стоявшие на шасси КрАЗ-219.

В середине 60-х у автомобилестроителей прошло обновление модельного ряда. На шасси новых грузовиков стали монтироваться и новые модели кранов. Но это уже другая страничка отечественного краностроения.

 

 

 


В статье использованы материалы специализированных изданий
"Основные Средства", №12/1998
и "Урал Трак", ноябрь/2005