АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, (496) 646-66-64
С-Петербург (812) 703-16-17
 
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
аварийно-ремонтная машина
 
Архив статей рассылки

Выпуск № 1 (23 ноября 2005г.)

Тема номера:
Траншеекопатели

1. Наши траншейные экскаваторы для мерзлых грунтов

2. Траншейные экскаваторы:
из истории строительной техники


3. Особый подход к резанию: траншеекопатели на вечной мерзлоте

"Новое производство":
4. Металлические строительные бытовки



Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №1. Статья №2.


Траншейные экскаваторы:
из истории строительной техники


Версия для печати >>
АО "Михневский РМЗ" с 60-х годов производит
ТРАНШЕЙНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ
на колесной и гусеничной базе, с зимними / летними / универсальными цепями, одним / двумя режущими органами
Мы продаем ТРАНШЕЙНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ по САМЫМ НИЗКИМ ЦЕНАМ в России!

Цены на траншеекопатели >>
Траншейный экскаватор БГМ-2
Траншейный экскаватор ЭТЦ-75
БГМ-2 (ширина цепей: 210, 270, 410 мм. Глубина траншеи до 1400 мм (по спецзаказу - до 1600мм)
Подробнее >>
БГМ-1 (глубина/ширина щели 1400/140мм. Зимняя цепь, поворотный отвал)
Подробнее >>
ЭТЦ-75 (Ширина цепей 210, 270, 410мм. Глубина траншеи до 1400мм (по спецзаказу - до 1600мм).
Подробнее >>
Траншейный экскаватор  БР-00 / БР-01 / БР-01-300 / АТМ
Траншейный экскаватор ТКМГ-1200
Траншейный экскаватор МЗЦ-75
БР-00 / БР-01 / БР-01-300 / АТМ (один / два реж.органа, ширина щели: 2х140, 140, 300, 280, 400мм. Глубина: 1800, 2000мм)
Подробнее >>
ТКМГ-1200 (Ширина траншеи: 90, 150мм Глубина траншеи: до 1200мм. Гидрофицированный, из импортных комплектующих)
Подробнее >>
МЗЦ-75 (глубина/ширина щели 1400/140мм. Зимняя цепь, бульдозерный отвал. )
Подробнее >>

Далекая история
Траншейные экскаваторы являют собой отдельную весьма любопытную страницу истории отечественного строительно-дорожного машиностроения. История донесла до нас сведения, что многоковшовые экскаваторы, к которым относятся траншейнники, выпускались в России Путиловским заводом в Санкт-Петербурге. В период с 1903 по 1917 г.г. завод изготовил 12 экскаваторов на рельсовом ходу с паровым привод механизмов и ковшами емкостью 100 л. Эти экскаваторы использовались на строительстве Транссибирской железной дороги. Производство многоковшовых экскаваторов началось в Советском Союзе с машин поперечного копания. В 1932-1934 г.г. для нужд кирпичной промышленности было изготовлено небольшое количество полукустарных экскаваторов Красный кирпичник.

Производство траншейных экскаваторов в СССР
Годы
Количество, шт.
1940
63
1946
2
1950
345
1955
726
1960
967
1965
1733
1970
3001
1975
3517
1978
3390

Первые траншейные экскаваторы
Ну а предмет нашего рассмотрения - первый советский траншейный экскаватор МК-1 (на заглавном фото в начале статьи) был собран в январе 1934 года Дмитровским экскаваторным заводом. В рапорте предприятия в адрес Московского комитета ВКП(б) и Наркомтехпрома говорилось, что экскаватор МК-1 был изготовлен в ходе социалистического соревнования в честь XII съезда партии. Освоение выпуска данных экскаваторов освободило нашу страну от закупок аналогичной техники за рубежом.

МК-1
МК-1 предназначался для рытья траншей глубиной 2,25 под укладку водопроводных и канализационных систем. Он оборудовался десятью ковшами на цепном приводе и имел производительность 80 м3. В 1935 г. на том же предприятии был создан специальный траншейный экскаватор МТТ, использовавшийся на строительстве трамвайных путей в Москве. В 1938-1939 г.г. Дмитровский завод приступил к выпуску цепного траншейного экскаватора МК-IV с максимальной глубиной копания 1,2 м., предназначенного для строительства линий связи. Опыт эксплуатации выявил недостаточную износостойчивость ряда ответственных деталей, что приводило к частым и дорогостоящим ремонтам. Также незадолго до войны завод построил опытный образец роторного траншейного экскаватора КГ-65 с максимальной глубиной копания 1,5 м.

30-е годы
В середине 30-х годов траншейные экскаваторы выпустил также Киевский завод "Красный экскаватор". Им была освоена модель цепного экскаватора МК-II с максимальной глубиной копания 6м при ширине 1,2м. Эта модель являлась на тот момент самой крупной в СССр и предназначалась для рытья траншей под водопроводные и канализационные магистрали. МК-II не смог найти широкого применения из-за большого веса и габаритов, а также малой маневренности и производительности. Перед войной в 1940 г. на Киевском заводе создали опытный образец более совершенного цепного экскаватора МК-III с переменной шириной экскавации. При такой же глубине, как и у МК-II, новая машина могла рыть траншеи шириной 1,2; 1,5; и 1,8 м.

40-е годы
Всего до Великой Отечественной войны в Советском Союзе было выпущено 525 траншейных экскаваторов, из них около 500 - на Дмитровском экскаваторном заводе. Во время войны траншейные экскаваторы почти не выпускались, лишь Дмитровский завод, эвакуированный в ноябре1941 года в Тюмень, за период с 1942 по 1945 г.г. изготовил девять экскаваторов МК-I. В 1946 году в нашей стране было выпущено всего два траншейных экскаватора, оба на Дмитровском экскаваторном заводе.

Послевоенные годы
В первую послевоенную пятилетку основным производителем траншейных экскаваторов являлся Дмитровский завод. После войны предприятие возобновляет выпуск экскаваторов КГ-65. В 1947 году здесь был начат выпуск модернизированного экскаватора-канавокопателя МК-IМ для рытья траншей глубиной до 3,5 м. После очередной модернизации МК-IМ получил индекс ЭТ-351 и выпускался до 1951 года, когда ему на смену пришел более совершенный экскаватор ЭТН-352 с аналогичными рабочими характеристиками. К концу 40-х годов предприятие освоило производство цепного экскаватора ЭТ-251 для рытья канав с максимальным профилем 1,1х2,5 м. Машина с такими характеристиками на тот момент была наиболее востребована. Еще один экскаватор начала 50-х годов, выпускавшийся в Дмитрове, - ЭТ-121. Эта наиболее легкая из модельного ряда дмитровских траншейных многоковшовых уепных экскаватров машина предназначалась для рытья траншей прямоугольного сечения - 0,5х1,2 м, при прокладке линий связи и силовых кабелей. В отличие от всех ранее освоенных отечественных экскаваторов, ЭТ-121 представлял собой навесное оборудование на стандартный сельскохозяйственный трактор СТЗ НАТИ. Такая конструкция снижала стоимость и трудоемкость изготовления машины.

50-е годы
Экскаваторы серии БТМ выпускались с 1957 года на протяжении более 20 лет

В 1955 году экскаваторы ЭТ-251 и ЭТН-352 снимаются с производства, и со следующего года начинается серийный выпуск универсального траншейного экскаватора ЭТУ-353. Универсальным экскаватор назван потому, что он заменил оба типа экскаваторов, имел сменное оборудование для рытья траншей в мерзлых грунтах, а также оборудование для получения траншей со ступенчатыми стенками в неустойчивых грунтах. В 1954 году роторный экскаватор КГ-65 был заменен усовершенствованной машиной ЭТР-152, продержавшейся на конвейере совсем недолго, до 1956 года. А уже с 1957 года завод начинает производство мощного роторного траншейного экскаватора БТМ, смонтированного на базе артиллерийского тягача, именовавшегося "изделие 409У". 28-тонная машина отрывала траншеи глубиной до 1,5 м. Несмотря на немалый вес, машина развивала довольно высокую транспортную скорость - до 35,5 км/ч. Экскаваторы серии БТМ в разных модификациях выпускались вплоть до конца 70-х годов. Главным потребителем такой техники долгое время оставались Вооруженные силы.


Год от года рос объем выпуска техники на Дмитровском экскаваторном заводе. Если в 1946 году предприятие изготовило всего два траншейных экскаватора, то спустя десять лет, в 1956 году, их производство увеличилось до 439 штук.

На Киевском заводе "Красный экскаватор" в первой половине 50-х годов изготовлялись дренажные экскаваторы ЭТ-141, предназначенные для рытья траншей с заданным уклоном под укладку гончарных труб. Уже в 1957 году на смену 141-й модели приходит ЭТ-142, базовой машиной этого экскаватора служил доработанный гусеничный трактор ДТ-54. В том же 1957 году осваивается производство цепного экскаватора ЭТН-122, который стал первой в Советском Союзе траншейной машиной на базе колесного трактора МТЗ-5 Беларусь. Легкий маневренный экскаватор, обладающий довольно высокой транспортной скоростью (по сравнению с гусеничными машинами), позволял отрывать траншеи сечением 0,4x1,2 м под укладку кабеля. Применение плужковых рабочих органов сделало возможным непосредственный отвал отрываемого грунта из траншеи.

ЭР-2 предназначался для нужд газовой промышленности
Производством роторных траншейных экскаваторов для нужд газовой промышленности занимался Московский экспериментально-механический завод (МЭМЗ). В 1950-1954 гг. на базе, коренным образом переделанного трактора С-80 выпускалась модель ЭР-2, предназначенная для укладки магистральных трубопроводов. Ротор экскаватора, оснащенный 14 ковшами, разрабатывал траншею сечением 0,85x1,7 м. В 1953 году отраслевое СКБ "Нефтестроймашина" разработало новую конструкцию экскаватора ЭР-4 с глубиной копания 1,8 м. Главным отличием от предшественника было то, что рабочий орган выполнялся в виде полуприцепа к базовому трактору С-80, благодаря чему последний подвергался минимальной переделке. С 1958 по 1962 год МЭМЗ серийно выпускал дизель-электрический экскаватор ЭР-5, созданный на основе ЭР4. Его основные рабочие характеристики были выше, чем у ЭР-4 (глубина копания - 2,2 м). В 1959 году завод освоил выпуск роторного траншейного экскаватора ЭР-7А, созданного на основе трактора С-100, занимавшего промежуточное положение по рабочим характеристикам между моделями ЭР-4 и ЭР-5. Также в тот период предприятие изготовляло легкий 10-тонный экскаватор ЭР-6 на тракторе ДТ-54 (остальные модели имели массу 20-25 т), предназначенный для рытья траншей сечением 0,5x1,2 м.
Бурное развитие мелиоративного строительства в нашей стране требовало создания дополнительных мощностей по выпуску специализированных экскаваторов для мелиорации. В период 50-60-х годов такая техника была освоена сразу на трех предприятиях - Таллиннском заводе, Брянском заводе ирригационных машин и Брянском заводе дорожных машин.

В 1956 году в ряды производителей траншейных экскаваторов вошел Таллиннский экскаваторный завод. Сюда было передано с завода "Красный экскаватор" производство дренажных экскаваторов ЭТ-142, а также легких цепных экскаваторов ЭТН-122 на базе трактора Беларусь. В 1957 году Таллиннский завод перешел к выпуску более легких дренажных экскаваторов ЭТН-171 массой 9,2 т, способных разрабатывать траншеи сечением 0,5x1,9 м.

60-е годы
В 1960 году ЭТН-122 подвергся модернизации, трансформировавшись в модель с индексом ЭТН-123, а уже в 1961 году появился усовершенствованный ЭТН-124, снабженный кабиной. Спустя четыре года начинается производство экскаватора ЭТЦ-161 на шасси новой модели трактора МТЗ-50 Беларусь с более мощным двигателем. Это позволило повысить глубину копания с 1,2 м до 1,6 м. В 1967 году на смену экскаватору ЭТН-171 пришел ЭТЦ-202, оснащенный объемным гидроприводом с бесступенчатым регулированием скоростей передвижения. У экскаватора для мелиоративных работ ЭТЦ-202 была и общестроительная модификация ЭТЦ-201, предназначенная для рытья траншей глубиной до 2 м. В конце 60-х годов предприятие освоило изготовление цепного скребкового узкотраншейного экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-163, применяемого для рытья траншей с одновременной укладкой труб.

Экскаватор ЭТР-201
В 60-х годах выпуск траншейных экскаваторов осваивается на Брянском заводе ирригационных машин. Первой стала уже известная, модернизированная к тому времени, модель ЭР-7АМ Московского экспериментально-механического завода. В дальнейшем предприятие сосредоточило усилия на выпуске траншейных экскаваторов двух типов - для мелиоративного и нефтегазового строительства. С 1966 по 1969 гг. завод изготовлял двухроторные экскаваторы ЭТР-122 для рытья оросительных каналов за один проход. Рабочими органами машины являлись два наклонных ротора бесковшового типа. Для рытья оросительных каналов глубиной до 3 м и шириной по верху до 13 м в 60-70-е годы выпускались шнекороторные дизель-электрические экскаваторы ЭТР-301 массой 78 т. К этому же периоду относится более легкая 35-тонная модель ЭТР-201.

Брянский завод дорожных машин в середине 60-х годов освоил производство 27-тонного экскаватора-дреноукладчика Д-658А для устройства закрытого дренажа на орошаемых землях. К концу 60-х эту модель сменил усовершенствованный экскаватор Д-659А.
После перестройки системы управления промышленностью в состав Минстройдоркоммаша вошел Харьковский экскаваторный завод, приступивший с 1963 года к производству роторных траншейных экскаваторов ЭТР-141, заменивших в производстве модель ЭР-6. Шестью годами позже в Харькове начали выпуск экскаватора ЭТЦ-2О5С, предназначенного для рытья траншей в грунтах сезонного промерзания и в вечномерзлых грунтах. Созданный на базе бульдозера Д-687С, экскаватор обеспечивал разработку грунта на глубину до 2 м.
60-70-е годы можно считать золотыми в отечественном производстве траншейных экскаваторов. Великие стройки социализма требовали все большего количества самой разнообразной техники, и родная промышленность чутко реагировала на запросы строителей. Ведущими отраслевыми КБ - ВНИИземмаш, Газстроймашина, Мелиормаш, ВНИИстройдормаш был разработан широкий спектр траншейных машин, а заводами отрасли освоено их серийное изготовление. И если до начала 60-х годов основным производителем траншейных экскаваторов в СССР являлся Дмитровский экскаваторный завод, дававший в 50-е годы более 70% общесоюзного выпуска, то уже в 1975 году, когда промышленность выдала на-гора 3517 траншейников, его доля составляла всего 17%.

В 1962 году ЭТУ-353 - основная модель Дмитровского завода заменяется на ЭТУ-354 (на фото)
ЭТР-132, поэтапно модернизируясь, долгое время выпускался Дмитровским заводом
В 1963 году Дмитровский завод изготовил опытную партию роторных экскаваторов ЭТР-131 с прицепным рабочим органом к трактору Т-140. Машина предназначалась для работы в комплекте кабелеукладочной техники. В 1964 году экскаватор был усовершенствован, новая модель ЭТР-132 характеризовалась повышенной в 1,5 раза производительностью. ЭТР-132, поэтапно модернизируясь, долгое время выпускался заводом. В 1962 году основная модель предприятия -цепной экскаватор ЭТУ-353 заменяется ЭТУ-354, у которого горизонтальные шнеки для рытья ступенчатых траншей заменены пильными ценными откосниками. С 1976 года завод перешел на выпуск гидравлического цепного траншейного экскаватора ЭТЦ-252 на базе трелевочного трактора ТТ-4, имеющего более высокую (в 1,8 раза) производительность.

Гидравлический экскаватор
ЭТЦ-252 на базе трелевочного трактора ТТ-4
Армейский экскаватор ТМК-2 на шасси колесного тягача КЗКТ-538 и его гусеничный собрат БТМ-4
Дальнейшее развитие траншейные экскаваторы нашли в моделях ЭТЦ-252А и ЭТР-134, также базирующихся на тракторе ТТ-4. В 1982 году начато производство экскаватора-кюветокопателя ЭТЦ-151, в значительной степени унифицированного с машиной ЭТЦ-252А. Армия в 70-80-х годах также получает новые модели роторных траншейных экскаваторов. С 1975 года выпускается машина ТМК на шасси колесного тягача КЗКТ-538 (ИТК), после модернизации получившая обозначение ТМК-2. В 1978 году появляется еще один армейский экскаватор БТМ-4, созданный на базе гусеничного транспортера.

Высокие темпы развития нефтяной и газовой промышленности требовали выполнения больших объемов земляных работ. Создание новых моделей траншейных экскаваторов шло по пути повышения их мощности и производительности. Московский экспериментально-механический завод в 1962 году создает роторный экскаватор ЭР-10 с глубиной копания 2,5 м. В этот же период начинается производство еще более мощной машины с дизель-электрическим приводом - ЭТР-301, способной разрабатывать траншеи глубиной 3 м. В конце 60-х годов осваивается еще одна модель дизель-электрического экскаватора - ЭТР-231, отрывающего траншеи сечением 2,3x1,7 м. В первой половине 70-х годов Брянский завод ирригационных машин в содружестве с МЭМЗ приступил к производству роторного траншейного экскаватора ЭТР-204 на базе нового осваиваемого промышленностью трактора Т-130. Эта машина заменила в производстве экскаватор ЭР-7АМ. Модификацией экскаватора ЭТР-204 являлся ЭТР-223, в значительной степени с ним унифицированный. В середине 70-х годов МЭМЗ освоил еще одну модификацию на базе ЭТР-204-ЭТР-224.

70-е годы
 
Экскаватор-дреноукладчик Д-659Б Брянского завода дорожных машин
Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-406 пришел на смену Д-659Б 1978 году
ЭТР-253А олицетворял мощь советского экскаваторостроения  















На начало 70-х годов приходится создание поистине исполинского роторного экскаватора ЭТР-253, базирующегося на дизель-электрическом тракторе ДЭТ-250. 60-тонный агрегат с высокой производительностью разрабатывал траншеи глубиной 2,5 м и шириной 2,1 м по дну и 3,2 м по верху. Опытный образец изготовил МЭМЗ, а серийное производство модернизированной модели ЭТР-253А в 1972 году освоил Брянский завод дорожных машин. Еще одна модель роторного траншейного экскаватора - ЭТР-254, созданная на базе узлов и агрегатов тракторов Кировец К-701 и Т-130, выпускалась с конца 70-х годов на МЭМЗ. Она олицетворяла, наряду с ЭТР-231 и ЭТР-253А, мощь советского экскаваторостроения. Аналогов этим машинам в мире не было.

Расширялась номенклатура экскаваторов для мелиоративного строительства. В середине 70-х годов Брянский завод дорожных машин начал выпуск нового мелиоративного шнекороторного экскаватора ЭТР-206, унифицированного с траншейным экскаватором ЭТР-204. В это же время выпускается роторный траншейный экскаватор ЭТР-201Б, применяемый в комплекте машин для облицовки монолитным бетоном каналов глубиной до 1 м. Брянский завод дорожных машин в 1978 году перешел на выпуск экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-406, сменившего Д-659Б. В 1977 году на Харьковском экскаваторном заводе освоено производство траншейного экскаватора ЭТЦ-208 на тракторе Т-130Г-1 для устройства дренажа в зимнее время в мерзлом грунте. В свою очередь, на Таллиннском экскаваторном заводе на базе этого экскаватора создан экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-206. В конце 70-х - начале 80-х годов в Таллинне начинается выпуск унифицированного семейства цепных экскаваторов ЭТЦ-208 на базе все того же трактора Т-130Г-1, а на базе трактора МТЗ-82 изготовляется новая модель цепного экскаватора ЭТЦ-165. В 60-80-е годы производством мелиоративных экскаваторов также занимался Мозырский завод мелиоративных машин.

Сегодня
Конечно, в короткой журнальной статье невозможно отразить всю историю развития отечественной отрасли траншейных экскаваторов. За полувековой промежуток времени - с 30-х по 80-е годы - в СССР было создано и серийно выпускалось более 100 моделей и модификаций траншейных экскаваторов. Немало машин несло на борту почетный пятиугольник - Государственный знак качества, а также экспортировалось в десятки стран мира.

Сейчас выпуск траншейных экскаваторов сократился более чем в 10 раз. Общее количество изготовителей уменьшилось несильно, однако ряд крупных специализированных предприятий свернули производство траншейников, а некоторые и вовсе прекратили свое существование. Сильно изменилась и структура выпуска. Большинство производят навесные цепные агрегаты, устанавливаемые на базовые колесные и гусеничные тракторы. В числе этих предприятий Дмитровский экскаваторный завод, Копейский машиностроительный завод, Михневский ремонтно-механический завод, Орелстроймаш, Амкодор. Единственным отечественным предприятием, сохранившим производство специализированных траншейных экскаваторов на оригинальном шасси, является завод "Ирмаш.



По материалам специализированного журнала "Строительная техника и технологии"

С разрешения редакции использованы материалы статей
"Траншейные экскаваторы. Из истории строительной техники", В. Новоселов, № 3(37)2005
"Возможны варианты. Новые модели траншейных экскаваторов", В. Новоселов, № 5( 39)2005

Поддержка сайта - Anvexa.ru
Rambler's Top100
Rambler's Top100 Twitter Яндекс цитирования

Вся информация (включая цены) на сайте mrmz.ru носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.