АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
   
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
Российский рынок экскаваторов: отечественное производство
 
Архив статей рассылки

Выпуск №80
(15 августа 2007г.)

Тема номера:
Аварийность строительной техники

1. Аварийность строительного оборудования: причины аварий и и устройства безопасности

А также:
Экскаваторы

2. Российский рынок экскаваторов: отечественное производство





Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №80. Статья №2.


Российский рынок
ЭКСКАВАТОРОВ:

отечественное производство



ОАО "Михневский РМЗ" предлагает
ЭКСКАВАТОРЫ

с Вами работает
Лапшина Светлана
New Holland
Интердон ЭО-2202
ЕК-12, ЕК-14, ЕК-18
New Holland
ЭО-4225А
ЭО-4112-А-1
ЕТ-14, ЕТ-16, ЕТ-18
New Holland
Интердон ЭО-2101 , ПЭ-Ф-1Б


последние годы на российском рынке наблюдается значительное увеличение продаж строительной и дорожной техники. Это связано в первую очередь с бурным ростом в области жилищного и гражданского строительства, а также с динамичным развитием нефтегазовой отрасли.



До начала 2000-х годов нужды российских потребителей в основном покрывались за счет отечественных производителей. В настоящее время потребители все чаще отдают предпочтение зарубежным машинам, отличающимся высоким техническим уровнем, надежностью и качеством. Это показывает динамика продаж основных видов строительной и дорожной техники на российском рынке. При этом необходимо отметить, что рост продаж имеется и у многих российских производителей.

Рынок одноковшовых полноповоротных экскаваторов (за исключением мини-экскаваторов и экскаваторов-планировщиков), как один из наиболее емких и динамично развивающихся, в полной мере отражает современные тенденции продаж строительной и дорожной техники в России. За период с 2003 по 2006 гг. производство экскаваторов этого типа на отечественных заводах возросло в 1,57 раза - с 1807 до 2841 единицы.

Ситуация, сложившаяся в отечественном производстве экскаваторов, неоднозначна. На одних заводах наблюдается планомерное увеличение выпуска продукции, на других - неуклонное снижение объемов, итогом которого становится прекращение деятельности предприятия.

ТВЕКС

экскаватор ТВЭКС
Выпуск колесных экскаваторов
в РФ в 2005г.
Выпуск колесных экскаваторов в РФ в 2005г.
Выпуск колесных экскаваторов
в РФ в 2006г.
Выпуск колесных экскаваторов в РФ в 2006г.
Тверской экскаватор - лидирующий отечественный производитель экскаваторов, пережив пик падения производства в 2002 году, когда выпуск составил 1149 экскаваторов, к концу 2006 года вышел на объем 1885 единиц.

Напомним, что с 2001 года ТВЭКС входит в состав холдинга «РусПромАвто» (с недавних пор именуемого Группа ГАЗ). Чтобы выйти на больший уровень производства, Тверской экскаватор в настоящее время проводит реструктуризацию производственных мощностей, в результате которой он сосредоточится на выпуске только колесных экскаваторов.

В 2007 году изготовление гусеничных машин, не являющихся профильными для предприятия, переводится на экскаваторный завод «Ковровец», также входящий в Группу ГАЗ. В этом году рассматривается вопрос о выведении мощностей по выпуску вилочных погрузчиков с основных производственных площадей ТВЭКСа. Таким образом, тверскому заводу удастся значительно повысить выпуск колесных машин (для справки отметим, что в лучшие годы объемы производства находились на уровне 4000 экскаваторов в год). В 2007 году Тверской экскаватор планирует изготовить более 2700 экскаваторов. Основой для амбициозных планов предприятия станет ввод в действие конвейера по сборке экскаваторов, первая очередь которого запущена в феврале, а полномасштабная работа начнется в мае этого года.

Сейчас предприятие выпускает четыре базовых модели колесных экскаваторов - ЕК-8, ЕК-12, ЕК-14 и ЕК-18 массой соответственно 8, 12, 14 и 18 т, 17,5-тонный экскаватор на автомобильном шасси, а также перевалочную модификацию 18-тонника. ЕК-12, ЕК-14 и ЕК-18 составляют основу производственной программы предприятия. Конкуренцию по отечественным экскаваторам ТВЭКСу составляет лишь Уралвагонзавод, объемы которого заметно ниже.

Ковровец

экскаватор завода "Ковровец"
Экскаваторный завод «Ковровец», некогда ведущее предприятие Минстройдормаша, в постсоветский период долгое время пребывал в стагнации. В былые времена в Коврове выпускали по 2000 экскаваторов ежегодно, в 2003 году выпуск составил 66 машин. В прошлом году предприятие вошло в состав Группы ГАЗ. Производство экскаваторной техники по итогам 2006 года составило 200 единиц, что на 65% превысило показатель 2005 года. При этом основное количество -158 машин - было изготовлено во втором полугодии, после завершения процесса интеграции предприятия в Группу ГАЗ и решения первоочередных задач реструктуризации.

В ходе интеграции экскаваторного завода «Ковровец» в Группу ГАЗ проведено объединение дилерской сети Ковровца с единой дилерской сетью предприятий, входящих в Дивизион «Спецтехника» Группы ГАЗ. За счет этого сеть продаж ковровской техники увеличилась в 3,5 раза. В настоящее время она охватывает большую часть регионов России и ряд зарубежных стран.

В результате объединения конструкторского потенциала тверского и ковровского экскаваторных заводов разработаны три новые модели на гусеничном ходу. В настоящее время на стадии тестовой эксплуатации и подготовки к серийному производству находится одна из них - КиТ-26 массой 27 т. КиТ-26 станет базовой моделью для производства нового семейства экскаваторов марки КиТ (Ковров и Тверь) с перспективой развития этого брэнда в пятой размерной группе, к которой относятся более тяжелые и мощные экскаваторы, чем выпускаемые на сегодняшний день в Твери и Коврове. КиТ-26 будет выпускаться в различных модификациях, в том числе перевалочной, и постепенно вы­теснит из производства устаревшую модель ЭО-4225А-07.

В планах 2007 года - дальнейшее инвестирование в производство, приобретение импортного оборудования, а также развитие межзаводской и междивизиональной кооперации. Всего в 2007 году на Ковровце планируется выпустить более 500 единиц различной землеройной и погрузочной техники, включая 14-, 16- и 18-тонные гусеничные экскаваторы, прежде выпускавшиеся в Твери.

Уралвагонзавод

Экскаватор производства "Уралвагонзавода"
Уралвагонзавод уверенно удерживает вторую строчку среди отечественных производителей экскаваторов. Гигант отечественного машиностроения, долгое время специализировавшийся на выпуске железнодорожной и военной техники, в начале 90-х годов приступил к производству экскаваторов по документации Воронежского экскаваторного завода - гусеничных ЭО-5126 массой 32 т и колесных ЭО-33211 массой 18 т. За сравнительно короткий срок УВЗ обошел ВЭКС по объемам производства, оставив далеко позади своего бывшего партнера. В 2005 году УВЗ изготовил 454 экскаватора, в 2006-м - 446. Некоторое снижение объемов связано с тем, что в настоящее время предприятие стремительно наращивает выпуск основной продукции - железнодорожной техники. В свою очередь, за указанный период вырос выпуск колесных экскаваторов - с 213 до 220 штук. Для справки отметим, что в 2002 году заводом было изготовлено всего 90 колесных экскаваторов. В 2004 году УВЗ расширил модельный ряд землеройной техники, приступив к выпуску 28,5-тонных гусеничных экскаваторов ЭО-4126.

КРАНЕКС

Выпуск гусеничных экскаваторов в РФ в 2005г.
Выпуск гусеничных экскаваторов в РФ в 2005г.
Выпуск гусеничных экскаваторов в РФ в 2005г.
Выпуск гусеничных экскаваторов в РФ в 2006г.
Экскаватор производства компании "КРАНЭКС"
Машиностроительная компания «КРАНЭКС», которая специализируется на гусеничных экскаваторах, в минувшем году существенно прибавила обороты. Если за предшествующие три года производство находилось на уровне 150 экскаваторов в год, то в 2006 году завод изготовил 237 машин. Соответственно, рыночная доля в общем объеме выпуска отечественных экскаваторов увеличилась с 6 до 8%, а по гусеничным машинам она выросла с 18 до 24%.

Стало уже хорошей традицией, что компания регулярно обновляет и пополняет модельный ряд производимой техники. С февраля 2006 года начат выпуск новых моделей ЕК 230 массой 23 т и ЕК 330 массой 32 т, ставших результатом модернизации предыдущих моделей ЕК 220 и ЕК 300. Новые модели оснащены комплектующими зарубежных фирм «Bosch Rexroth»,«Deutz», «Hydrauto». Близкие параметры к ЕК 230 имеет экскаватор ЕК 240LC массой 24 т, предназначенный для работы на слабонесущих грунтах. С 2004 года выпускаются модернизированные экскаваторы серии 05 -28-тонный ЕК 270LC и 40-тонный ЕК 400. Однако главным событием 2007 года стало начало серийного выпуска 45-тонного экскаватора ЕК 450FS с рабочим оборудованием прямая лопата.

Донецкий экскаватор

С 2007 года Донецкий экскаватор - единственное российское предприятие, на котором сохранился выпуск экскаваторов с тросовой подвеской стрелы. Гусеничный ЭО-4112А массой 23-25 т предлагается с разными видами рабочего оборудования - прямая и обратная лопата, грейфер, драглайн. Выпуск этих экскаваторов невелик: в 2005 году изготовлено 83 штуки, в 2006-м - 41.

ЭКСМАШ

Экскаватор производства ЗАО "ЭКСМАШ"
Весьма любопытна ситуация, наблюдающаяся в секторе отечественных колесных экскаваторов. При том, что первую скрипку здесь играет ТВЭКС, оставивший далеко позади и Уралвагонзавод, и зарубежных поставщиков колесных экскаваторов, в ноябре 2005 года в Твери вновь создается ЗАО «ЭКСМАШ», намерившееся выпускать колесные экскаваторы. Новое предприятие располагает производственными площадями более 15000 м2.

Как сказано в официальной информации предприятия, «коллектив ЗАО «ЭКСМАШ» - руководство, специалисты и основной состав рабочих - это бывшие руководители и работники предприятий машиностроительного комплекса города Твери, с большим опытом работы, обладающие высоким профессионализмом и достигшие высоких результатов. Это авторы и создатели более 20 моделей строительно-дорожной техники, подъемно-транспортных и коммунальных машин».

Завод запускает в серийное производство модельный ряд пневмоколесных экскаваторов E130W, E130WLC массой 13 т и E160WLCE массой 16 т. На них применены двигатели Deutz, соответствующие нормам Tier 3, гидравлика Bosch Rexroth, трансмиссия ZF, система выбора рабочих режимов АРС, гидросхема LUDV, обеспечивающая неограниченное количество совмещений в цикле, высокую точность выполнения операций, минимальные потери мощности. Начало серийного производства намечено на конец 2007 года.

В этом году отечественное машиностроение понесло очередную утрату: костромской завод «ЭКСКО», выпускавший тросовые экскаваторы, прекратил свою работу. Годом раньше остановлен воронежский ВЭКС. Однако, как говорится, свято место пусто не бывает: осиротевшую нишу экскаваторов пятой размерной группы намерены заполнить КРАНЭКС и Ковровец своими новыми моделями более высокой весовой категории.

Рассматривая структуру производства отечественных экскаваторов по типу шасси (колесное и гусеничное), а также по размерным группам (классам), отметим следующие тенденции (см. диаграммы):

  • основу производства составляют колесные экскаваторы, на долю которых в 2006 году пришлось 65% выпуска (из 1847 единиц - 1627 марки ТВЭКС).
  • в размерных группах лидируют экскаваторы массой 12, 14 и 18 т.


  • Выпуск экскаваторов в РФ в 2005 г (по маркам) Выпуск экскаваторов в РФ в 2006 г (по маркам) Выпуск экскаваторов в РФ в 2005 г (по классам)
    Выпуск экскаваторов в РФ
    в 2005г. (по маркам)
    Выпуск экскаваторов в РФ
    в 2006г. (по маркам)
    Выпуск экскаваторов в РФ
    в 2005г. (по классам)


    В целом, собрав экскаваторы всех размерных групп, предлагаемых российскими заводами, отметим, что их выбор достаточно скуден. Модельная гамма экскаваторов, выпускаемых зарубежными фирмами, гораздо шире.




    ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЗОРА РОССИЙСКОГО РАНКА ЭКСКАВАТОРОВ >>

    Журнал "Строительная техника и технологии" №2/2007,
    "Спрос превышает предложение ",
    автор статьи В. Новоселов