В 2007 году изготовление гусеничных машин, не являющихся профильными для предприятия, переводится на экскаваторный завод «Ковровец», также входящий в Группу ГАЗ. В этом году рассматривается вопрос о выведении мощностей по выпуску вилочных погрузчиков с основных производственных площадей ТВЭКСа. Таким образом, тверскому заводу удастся значительно повысить выпуск колесных машин (для справки отметим, что в лучшие годы объемы производства находились на уровне 4000 экскаваторов в год). В 2007 году Тверской экскаватор планирует изготовить более 2700 экскаваторов. Основой для амбициозных планов предприятия станет ввод в действие конвейера по сборке экскаваторов, первая очередь которого запущена в феврале, а полномасштабная работа начнется в мае этого года. Сейчас предприятие выпускает четыре базовых модели колесных экскаваторов - ЕК-8, ЕК-12, ЕК-14 и ЕК-18 массой соответственно 8, 12, 14 и 18 т, 17,5-тонный экскаватор на автомобильном шасси, а также перевалочную модификацию 18-тонника. ЕК-12, ЕК-14 и ЕК-18 составляют основу производственной программы предприятия. Конкуренцию по отечественным экскаваторам ТВЭКСу составляет лишь Уралвагонзавод, объемы которого заметно ниже. КовровецВ ходе интеграции экскаваторного завода «Ковровец» в Группу ГАЗ проведено объединение дилерской сети Ковровца с единой дилерской сетью предприятий, входящих в Дивизион «Спецтехника» Группы ГАЗ. За счет этого сеть продаж ковровской техники увеличилась в 3,5 раза. В настоящее время она охватывает большую часть регионов России и ряд зарубежных стран. В результате объединения конструкторского потенциала тверского и ковровского экскаваторных заводов разработаны три новые модели на гусеничном ходу. В настоящее время на стадии тестовой эксплуатации и подготовки к серийному производству находится одна из них - КиТ-26 массой 27 т. КиТ-26 станет базовой моделью для производства нового семейства экскаваторов марки КиТ (Ковров и Тверь) с перспективой развития этого брэнда в пятой размерной группе, к которой относятся более тяжелые и мощные экскаваторы, чем выпускаемые на сегодняшний день в Твери и Коврове. КиТ-26 будет выпускаться в различных модификациях, в том числе перевалочной, и постепенно вытеснит из производства устаревшую модель ЭО-4225А-07. В планах 2007 года - дальнейшее инвестирование в производство, приобретение импортного оборудования, а также развитие межзаводской и междивизиональной кооперации. Всего в 2007 году на Ковровце планируется выпустить более 500 единиц различной землеройной и погрузочной техники, включая 14-, 16- и 18-тонные гусеничные экскаваторы, прежде выпускавшиеся в Твери. УралвагонзаводЗа сравнительно короткий срок УВЗ обошел ВЭКС по объемам производства, оставив далеко позади своего бывшего партнера. В 2005 году УВЗ изготовил 454 экскаватора, в 2006-м - 446. Некоторое снижение объемов связано с тем, что в настоящее время предприятие стремительно наращивает выпуск основной продукции - железнодорожной техники. В свою очередь, за указанный период вырос выпуск колесных экскаваторов - с 213 до 220 штук. Для справки отметим, что в 2002 году заводом было изготовлено всего 90 колесных экскаваторов. В 2004 году УВЗ расширил модельный ряд землеройной техники, приступив к выпуску 28,5-тонных гусеничных экскаваторов ЭО-4126. КРАНЕКС
Стало уже хорошей традицией, что компания регулярно обновляет и пополняет модельный ряд производимой техники. С февраля 2006 года начат выпуск новых моделей ЕК 230 массой 23 т и ЕК 330 массой 32 т, ставших результатом модернизации предыдущих моделей ЕК 220 и ЕК 300. Новые модели оснащены комплектующими зарубежных фирм «Bosch Rexroth»,«Deutz», «Hydrauto». Близкие параметры к ЕК 230 имеет экскаватор ЕК 240LC массой 24 т, предназначенный для работы на слабонесущих грунтах. С 2004 года выпускаются модернизированные экскаваторы серии 05 -28-тонный ЕК 270LC и 40-тонный ЕК 400. Однако главным событием 2007 года стало начало серийного выпуска 45-тонного экскаватора ЕК 450FS с рабочим оборудованием прямая лопата. Донецкий экскаваторС 2007 года Донецкий экскаватор - единственное российское предприятие, на котором сохранился выпуск экскаваторов с тросовой подвеской стрелы. Гусеничный ЭО-4112А массой 23-25 т предлагается с разными видами рабочего оборудования - прямая и обратная лопата, грейфер, драглайн. Выпуск этих экскаваторов невелик: в 2005 году изготовлено 83 штуки, в 2006-м - 41.
|
В этом году отечественное машиностроение понесло очередную утрату: костромской завод «ЭКСКО», выпускавший тросовые экскаваторы, прекратил свою работу. Годом раньше остановлен воронежский ВЭКС. Однако, как говорится, свято место пусто не бывает: осиротевшую нишу экскаваторов пятой размерной группы намерены заполнить КРАНЭКС и Ковровец своими новыми моделями более высокой весовой категории.
Рассматривая структуру производства отечественных экскаваторов по типу шасси (колесное и гусеничное), а также по размерным группам (классам), отметим следующие тенденции (см. диаграммы):
Выпуск экскаваторов
в РФ в 2005г. (по маркам) |
Выпуск экскаваторов
в РФ в 2006г. (по маркам) |
Выпуск экскаваторов
в РФ в 2005г. (по классам) |
Журнал "Строительная техника и технологии" №2/2007
"Спрос превышает предложение",
автор статьи В. Новоселов