АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
 
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
Рассылка: Лизинг в строительстве 2005 г.
 
Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №43. Статья №1.




Лизинг в строительной индустрии страны в 2005 году:

макроэкономические аспекты, факторы успешности



АО "Михневский РМЗ"
СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ЛИЗИНГОВЫЕ СХЕМЫ ПРОДАЖ
Баровые машины
Трубоукладчики
Дорожные фрезы МДФ
Баровые машины на базе МТЗ-80/82, ДТ-75, Т-170
Зимние и летние цепи
Трубоукладчики и ремонтно-строительные машины на базе ДТ-75, Т-170, Т-150К
Дорожные фрезы МДФ и ФДН на базе МТЗ-80/82
Водоотливные установки
Мобильные сварочные установки
Подметально-уборочные машины на базе МТЗ-80/82
Водоотливные установки на базе ДТ-75, МТЗ-80/82
Мобильные сварочные установки на базе МТЗ-80/82 и ДТ-75
Подметально- уборочные машины на базе МТЗ-80/82

каждым годом лизинг становится все более востребованным финансовым инструментом для реализации инвестиционных программ строительных организаций России. В течение последних шести лет - в 2000-2005 годах - на основе заключенных договоров финансового лизинга на строительные площадки страны было поставлено специализированное строительное оборудование и техника на сумму в два миллиарда долларов. Причем объемы лизинговых операций постоянно увеличиваются и усложняются, расширяется география проводимых сделок, Поставщики, лизинговые компании и их клиенты-лизингополучатели достигают наиболее приемлемого для обоюдных интересов экономического равновесия. Таким образом, лизинг по праву становится несущей конструкцией в строительстве.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Статистические данные, которые собраны и обобщены мною (автор статьи профессор Высшей школы экономики Газман В.Д.) в течение ряда лет в ходе ежегодных обследований лизинговых компаний (восьмое обследование охватило 135 лизингодателей), свидетельствуют о том, что лизинг строительного оборудования и дорожно-строительной техники развивался достаточно динамично (см. табл. 1).

Таблица 1.
Лизинг строительного оборудования и дорожно-строительной техники в 2000-2005 гг.

Показатель
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Стоимость заключенных в течение года договоров лизинга, млн. долл.
По всем видам имущества, в том числе по строительному и дорожно-строительному оборудованию и технике
1415
1960
2320
3640
6750
8510
81
112
138
314
477
878
Прирост по отношению к предыдущему году, в %.
По всем видам имущества, в том числе по строительному и дорожно-строительному оборудованию и технике
-
38,5
18,4
56,9
85,4
26,1
-
38,3
23,2
127,5
51,9
84,1

Только за 2000-2005 гг. объемы лизинговых сделок в этом сегменте рынка выросли в нашей стране более чем в 10 раз! Достигнутый уровень превышает динамику всего российского лизинга, рост которого за этот период был "только" шестикратный, и намного выше темпов роста валового внутреннего продукта, а также макроэкономических показателей, характеризующих рост строительной индустрии страны. Для сравнения, достаточно отметить, что для решения достаточно сложной задачи удвоения валового внутреннего продукта (ВВП) президент страны отводит десять лет.

Только за 2000-2005 гг. объемы лизинговых сделок в сегменте строительно-дорожной техники выросли в России более чем в 10 раз!

Этот показатель превышает динамику всего российского лизинга (рост которого за этот период был "только" 6-кратный) и намного выше темпов роста валового внутреннего продукта, а также макроэкономических показателей, характеризующих рост строительной индустрии страны.

Конечно, чисто арифметически прирастать от меньших чисел всегда быстрее и проще. Тем не менее, динамика стройлизинга за рассматриваемый период была более чем внушительной.
Многие виды строительной техники являются высоколиквидными, то есть при необходимости они легко продаваемы и, следовательно, могут служить хорошим обеспечением для многих лизинговых и сопутствующих им кредитных сделок.

Удельный вес лизинга специализированного строительного оборудования и техники в общем объеме новых лизинговых операций в стране составил 10,32%.

Если сравнивать российский удельный показатель с аналогичным, то, к примеру, в США он составлял в 2004 г., по данным Лизинговой ассоциации оборудования Америки, 10,15%, а в Японии, по данным национальной лизинговой ассоциации этой страны, - 2,2%.

Конечно, в абсолютных суммах показатель по США во много раз превышает российский, а вот с японскими объемами лизинга специализированного строительного оборудования и техники можно уже спорить.
Здесь превышение менее чем в полтора раза. Если сопоставить данные, полученные в ходе ежегодных обследований лизинговых компаний, по стоимости заключенных и профинансированных договоров лизинга по строительному оборудованию и технике, дорожно-строительной технике, с данными Госкомстата Российской Федерации по инвестициям на развитие производственной базы строительных организаций, то складывается следующая ситуация, отраженная в таблице 2.

Таблица 2.
Значимость лизинговых операций в инвестициях в строительство в 2003-2004 гг.

Показатели инвестиционной деятельности
2003
2004
1
Инвестиции на развитие производственной базы строительных организаций:    
1.1
в млн. руб.
107785,0
136818,0
1.2
в млн. долл. по среднегодовому курсу ЦБ РФ
3786,4
4806,4
2
Стоимость новых заключенных и профинансированных в течение года договоров лизинга по строительному оборудованию и технике, дорожностроительной технике, в млн. долл.
314
477
3
Удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций на развитие производственной базы строительных организаций, в %
8,9
9,9

В 2005 г. стоимость нового лизингового бизнеса с различными видами строительного оборудования и техники соответствовала 878,2 млн. долл.
Если экстраполировать темповые характеристики, имея в виду, что общая сумма инвестиций будет расти в таком же темпе, как и в предыдущем году, т.е. на 26,9%, что, конечно же, очень оптимистично, то удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций на развитие производственной базы строительных организаций составит не менее 14,4%.

При проведении лизинговых операций в 2005 г. использовались различные схемы. Чаще всего применялся классический финансовый лизинг. При этом сроки договоров (от 36 до 60 месяцев) в основном соответствовали срокам ускоренной амортизации или были несколько короче, и договор предусматривал небольшую выкупную стоимость для лизингополучателя в конце сделки.

Продолжительность сроков договоров свидетельствует о повышающемся уровне развития лизинга в строительной индустрии страны. Кроме того, следует учитывать, что при полной амортизации имущества в течение срока договора финансового лизинга льготы, предоставляемые участникам лизинговых операций - по налогу на прибыль, налогу на имущество, - "выбираются" в наибольшем объеме.

Льготы позволяют сокращать расходы пользователям лизингового имущества на 10-20% по сравнению с иными схемами финансирования инвестиционных проектов. Лизингополучатели имеют право в полном объеме относить на расходы все лизинговые платежи. В ряде случаев использовались схемы оперативного лизинга и сублизинга, которые предполагают в конце срока договора возврат имущества, полученного во временное пользование. Применялись также схемы возвратного лизинга, когда при проектировании и реализации лизинговой сделки допускается совмещение в одном лице функций поставщика (продавца) и лизингополучателя.

ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ СТРОЙЛИЗИНГА

Развитие российского рынка лизинговых услуг сопровождается процессом постепенного уменьшения цен, регулирующих экономические отношения между лизингодателями и поставщиками (продавцами), а также между лизингодателями и лизингополучателями. Снижение цен на лизинговые услуги происходило в 2003-2005 годах. Развитие лизинга в строительной индустрии страны было обусловлено целым рядом причин.
Наиболее значимыми из них были следующие факторы:

Во-первых, понижение стоимости привлекаемых для финансирования лизинга кредитных ресурсов в валюте и в рублях. Происходило снижение ставок на рынке капитала, используемых для финансирования лизинговых операций. Так, с апреля 2002 г. до января 2006 г. ставка рефинансирования Центрального Банка России снизилась почти вдвое - с 23% до 12%. Практически на таком же уровне находился средний показатель стоимости заимствований для российских лизинговых компаний.

Оценивая условия получения денег на рынке капитала, следует учитывать сроки договоров лизинга, которые чаще на практике совпадают со сроками кредитных договоров. Чем больше продолжительность кредитного договора, тем выше риск и, следовательно, дороже кредитование.

Следует учитывать, что для финансирования сделок лизинговые компании привлекали банковские кредиты, займы учредителей и других хозяйствующих субъектов, авансы лизингополучателей, коммерческие кредиты поставщиков, собственные средства, средства, полученные от эмиссии ценных бумаг лизингодателей, векселя.

Во-вторых, сокращение величины маржи лизингодателей, в том числе ввиду роста конкуренции на рынке лизинговых услуг.

В-третьих, по многим видам лизингового имущества произошло постепенное уменьшение величины аванса. Имеются примеры, когда некоторые лизинговые компании вообще не берут от лизингополучателей авансовые платежи. Вместе с тем сокращение аванса в ряде случаев связано с намерением лизинговой компании повысить доходность проводимой сделки.

В-четвертых, все больше лизингодателей помимо основной (т.е. передачи имущества в лизинг) предоставляют дополнительные услуги клиентам в ходе реализации лизинговой сделки.

В-пятых, все чаще стали использоваться новые технологии взаимодействия лизинговых компаний с потенциальными клиентами-лизингополучателями, например, скоринговые модели рассмотрения заявок строительных организаций.

В-шестых, произошли изменения в законодательных и нормативно-правовых актах, регулирующих лизинг в нашей стране и позволяющих достаточно гибко варьировать сроками договоров лизинга.

В-седьмых, предоставление государством определенных преференций как на федеральном, так и на региональном уровнях участникам лизинговых сделок (лизингодателям и лизингополучателям). Это касается прежде всего льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество, льготного порядка уплаты таможенных платежей, свободы выбора балансодержателя.

Таблица 3.
Количество лизинговых компаний на рынке строительной и дорожно-строительной техники
в России в 2002-2005 гг.

Показатель
2002
2003
2004
2005
Количество всех обследованных лизинговых компаний
112
121
121
135
Лизинговые компании, которые занимались строительным оборудованием и техникой
44
57
71
93
Лизинговые компании, которые занимались дорожно-строительным оборудованием и техникой
22
40
56
 

В следующем номере нашей рассылке мы продолжим тему ЛИЗИНГА.
Читайте в следующем номере:

- Структура рынка лизинга
- Рейтинг лизинговых компаний, их адреса в сети Интернет

По материалам специализированного журнала "Строительная техники а технологии", № 3(43)/2006,
"Лизинг в строительной индустрии страны в 2005 году",
автор: профессор Высшей школы экономики Газман В.Д.
Статья публикуется с разрешения редакции журнала.
web-сайт издателя:
http://www.mediaglobe.ru