АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
   
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
Как использовать подержанные поддоны
 
Архив статей рассылки

Выпуск №91
(16 января 2008г.)

Тема номера:
Дорожные катки
1. Как выбрать дорожный каток
2. Китайские катки строят дороги в России
А также:
Склад
3. Как использовать подержанные поддоны





Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №91. Статья №3.



Как использовать
ПОДЕРЖАННЫЕ ПОДДОНЫ




ОАО "Михневский РМЗ" изготавливает
МЕТАЛЛИЧЕСКУЮ ТАРУ

с Вами работает
Лапшина Светлана



Мировая практика свидетельствует, что деревянные поддоны чаще всего не выбрасывают после первого или второго использования. Если поддоны хорошо сделаны и аккуратно эксплуатируются, их можно использовать еще несколько лет. В результате рынок поддонов разделился на два смежных высокотиражных сегмента - новых поддонов и поддонов, бывших в употреблении. Существуют компании, которые успешно собирают б/у поддоны, при необходимости ремонтируют их, проводят предпродажную подготовку и реализуют. Покупатели, заинтересованные в такой таре, получают желаемое по сниженной цене.



б/у поддоныТеоретически нормативный срок службы поддона поддается измерению, однако он сильно зависит от условий эксплуатации. Если динамические нагрузки на поддон увеличиваются, то он может прослужить, например, полгода. Иное дело, если поддон с грузом ставят на стеллаж, где он спокойно стоит три-четыре года. Дерево может потемнеть от времени, но своих свойств не потеряет. Поэтому правильнее измерять срок службы поддонов логистическими циклами. Хорошо собранный европоддон выдерживает 7...8 циклов, что соответствует нормативным требованиям европейского стандарта, аналогичного российскому ГОСТу, который советует использовать поддон в течение этого периода, а затем менять. Этот срок увеличивается, если обращаться с поддоном аккуратней.

Срок службы поддонов измеряется логистическими циклами. Хорошо собранный европоддон выдерживает 7...8 циклов.

Как же отличить плохой поддон от хорошего? Это вопрос непростой, поскольку у разных организаций свои требования к изделиям, используемым в их производственном цикле. Самые жесткие требования предъявляют организации, использующие так называемые паллетайзеры — устройства, которые обматывают готовую продукцию на поддонах пленкой или лентой. Они широко распространены, например, на предприятиях по производству напитков в бутылках или банках. Особенность работы этого автомата такова, что он очень чувствителен к допускам и габаритным размерам поддона: если есть отклонение в размерах на 3...4 мм, то робот начинает давать сбои, что для производства чревато остановкой целой линии. Поэтому организации, использующие такую технологию, как правило, очень требовательны к качеству поддонов. Если речь идет о новых поддонах, то их производство подразумевает четкое соблюдение размеров.

Действующий стандарт регулирует расстояние между досками настила, их ширину и толщину. Требования к компонентам поддона в ГОСТе вообще прописаны очень четко, вплоть до наличия фасок и т. п. Для изготовления поддонов разработано много разных стандартов. На Западе существуют нормативы для большого числа поддонов разных типов — с «ушами», без «ушей», с отверстиями для бочек посередине. Есть требования, специально разработанные для паллет, используемых при транспортировки химического сырья, и др. Американцы применяют 40...50 типов поддонов, в России из них оказывается лишь четыре-пять, хотя иногда можно встретить и поддоны других типов: они появляются вместе с продуктами, которые привозят в страну из США. Подавляющая часть предприятий предъявляет менее строгие требования к параметрам поддонов.

б/у поддоныПри использовании старых поддонов их размеры необходимо перепроверить. Со временем поддон, изготовленный из древесины, может рассохнуться, а гвозди немного разойтись, из-за чего изменятся его первоначальные размеры. Кроме того, деревянные поддоны при перемещении на складе неизбежно повреждаются в большей или меньшей степени. Если целый поддон не имеет трещин, сломов, сколов, которые снижают его прочность, то его считают вполне пригодным для эксплуатации. Такие дефекты, как сломанные доски, выступающие гвозди, нарушение геометрии, устранять проще всего: надо заменить доски, забить гвозди. Такой простой ремонт проводят, как правило, самостоятельно потребители поддонов на своей территории. Компании, которые покупают и используют поддоны, часто даже создают для этого специальные ремонтные бригады. Однако повреждение более серьезное, требующее распилки гвоздей, замены бобышек или более крупных блоков поддона, устранить поручают специализированным компаниям. Для этого вызывают бригаду ремонтников, которая либо на территории заказчика, либо на своей базе заменит дефектные элементы и приведет поддон в рабочее состояние. Обычно это довольно дорогая операция, и потому иной раз бывает выгодней и проще продать поддоны фирмам, которые смогут починить их и реализовать с выгодой для себя.

Бывает, что организация использует специфические поддоны. Например, компания IKEA применяет уникальные поддоны нестандартных размеров для мебели. Поддоны эти довольно дорогие, но и они повреждаются в процессе эксплуатации, а потому их приходится ремонтировать.

Каковы же требования, руководствуясь которыми можно решить, подходит бывший в употреблении поддон для дальнейшего использования или нет? Прежде всего, в поддоне обязательно должны быть в наличии все девять шашек, на которых держится настил. Если хотя бы одна из них отсутствует, это считается браком и шашка должна быть установлена на место. Целостность досок, отсутствие трещин, сколов до гвоздя, как уже говорилось, определяют прочность конструкции. Впрочем, трещины есть всегда, ведь поддон сделан из деревянных досок, которые сбивают вместе. Но если они небольшие, обычно это не влияет на надежность изделия. Скол до гвоздя считается уже серьезным дефектом, а поддоны со сколами досок, из которых торчит часть гвоздя, использовать запрещено, поскольку можно повредить продукцию, хранимую на поддонах, или травмировать персонал. Поддон вообще не должен иметь на настильной стороне торчащих гвоздей.

Поддоны группы низкой грузоподъемности ремонтируют в зависимости от состояния. Если поддон еще светлый (темнеет он по естественным причинам — таково свойство древесины), то ремонт его возможен. Если поддоны старые, их попросту утилизируют, и работу эту выполняют специализированные организации.

На Западе старые поддоны утилизируют специализированные организации, используя высокопроизводительные дробилки. Щепа затем идет для отопления. Большинство же российских предприятий по-прежнему предпочитают их сжигать.

При утилизации в промышленных масштабах применяют специализированные дробилки, в которые поддоны загружают и превращают в щепу либо опилки. После распила древесина перемалывается с помощью маятниковых молотков, а оставшиеся гвозди вылавливают затем из древесной массы магнитным модулем. Щепа затем идет для отопления, в том числе на самом производстве поддонов.

В Европе производятся высокопроизводительные дробилки, разработанные специально для утилизации поддонов. Большинство российских предприятий по-прежнему предпочитают их сжигать. Интересен и другой европейский опыт: во многих странах на паллетном производстве используется станок по роспуску б/у поддонов. Происходит это так: ходит ленточная пила, которая перепиливает гвозди, и получается — доски отдельно и бобышки отдельно. В результате утилизация облегчается.

Многие компании также требуют, чтобы поддон, так сказать, не «зацвел», не начал покрываться плесенью. Такое нередко случается с бывшими в употреблении поддонами, поскольку, во-первых, древесина склонна к гниению, а во-вторых, поддоны часто хранят на улице, где атмосферные осадки понемногу делают свое дело. С плесенью на поддоне кто-то мириться не готов, а кому-то это безразлично — главное, чтобы устраивала цена. Все зависит от конкретных требований каждого предприятия.

Сегодня спрос на деревянные поддоны превышает предложение. Но чтобы продать поддон секонд-хенд, вначале его надо купить. Организациям, чей бизнес связан с реализацией поддонов, весьма полезно оценить объемы их оборота, но сделать это непросто.

В мире одновременно работают две схемы, одна из которых позволяет определить оборот, а другая — нет. Рассмотрим такой пример. Пусть некоторый завод производит продукцию в Московской области (стиральный порошок, например). Он ежемесячно закупает определенное количество поддонов, устанавливает на них продукцию, рассылает своим дистрибьюторам или дилерам, откуда она попадает в розничную продажу, причем в самые дальние уголки страны, во всевозможные торговые точки вплоть до рыночных ларьков и сельских магазинов. Очевидно, что производителю нереально организовать четкую схему возврата поддонов от потребителей, которые разбросаны по необъятным просторам России. Поэтому все организации, использующие поддоны, попросту закладывают их стоимость в себестоимость продукции и прощаются с ними навсегда.

Организации второго, третьего уровня, дилеры, дистрибьюторы, розничные точки, реализовав продукцию, как правило, периодически избавляются от скопившихся и ставших ненужными поддонов. Есть множество фирм, куда можно приехать и забрать поддоны бесплатно — «на шашлыки».

б/у поддоныВ Европе тем временем существует более рациональное отношение к поддонам. Несколько десятков лет назад там пришли к мысли, что неплохо было бы наладить какую-то систему, позволяющую контролировать оборот деревянных поддонов. Появились компании, работающие по принципу «паллетного пула», а по сути это прокат поддонов. Идея «паллетного пула» заключается в следующем: производитель берет под залог нужное число поддонов, платит за прокат, грузит на них свою продукцию и отправляет ее по месту назначения. Главное, чтобы там были представители компании — прокатчика поддонов. Получатели продукции по определенному договору должны сдать ее представителям этой компании. Таким образом, поддон приходит обратно в один из офисов «паллетной» организации, а производителю стирального порошка возвращают залог.

Схема проста только на бумаге, поскольку процесс транспортировки трудно контролировать, поддоны ломаются. Что делать, например, если производитель отправил продукцию на высококачественных поддонах, а в «паллетную» организацию возвращены поддоны низкого качества, а может, и вовсе иного типа. Система сложная в реализации, но потенциально очень эффективная. В ближайшее время она, возможно, и не станет приоритетной, но будет одной из самых жизнеспособных схем по работе с паллетами.


Пока в России никто не может похвастать готовыми решениями, подобные схемы находятся еще в стадии разработки. Тем не менее, потребность в таких услугах назрела, поскольку производители продукции уже не хотят каждый раз переплачивать за покупку нового поддона, который потом отправят в неизвестном направлении.

Журнал "Склад и техника " №10/2007
"Как использовать подержанные поддоны",
автор статьи Б. Матвеев