Убираем лёд с дороги.
В последние 10-15 лет методы борьбы с гололедом на автомобильных
дорогах постоянно расширяются и совершенствуются.
Сегодня для повышения сцепления пневмоколес автомобилей с дорожным
покрытием в зимних условиях (при наличии на поверхности покрытия
тонких слоев снега и льда) в России, странах Скандинавии, Италии,
Франции, Германии, США, Швейцарии и Канаде широко применяют россыпь
на поверхности покрытия песка, мелкого щебня или отсева с размером
зерен 0-5 мм, соли и солепесчаной смеси, а также распределение солевого
раствора.
Оборудование для россыпи (разбрасывания)
твердых материалов и распределения (розлива) жидких химреагентов
представляет собой сменные навесные рабочие органы, которые
устанавливаются на автошасси и входят в состав комплексных
(комбинированных) дорожных и аэродромных машин (КДМ и КАМ).
|
Производителями этих машин и рабочего оборудования в России
являются: "Смоленский завод КДМ" (группа компаний
"Меркатор", "Смоленский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ", "Кемеровский
опытный ремонтно-механический завод", "Тосненский механический
завод", заводы "Севдормаш", "НПО Росдормаш", "Ирмаш",
"Кургандормаш", "Мценский КомМаш", "Ряжский АРЗ",
"Арзамасский КомМаш", "Новосибирский ДорМаш", "Московский
Дормаш", "Мотовилихинские заводы"; и др.
Ведущий проектировщик дорожной техники ВНИИСтройДорМаш спроектировал
и изготовил самую крупную в России КДМ для содержания многополосных
автомобильных дорог с рабочим оборудованием для распределения антигололедных
материалов.
|
|
|
|
КДМ КМ-600С на шасси КамАЗ-65111 (самосвал)
|
КДМ-313 на шасси КамАЗ-53229
|
КДМ ЭД-405А на шасси КамАЗ-55111
|
69283 (Сокол) |
Хорошо известны в РФ ведущие мировые производители машин и
рабочего оборудования "SCHMIDT"(Германия),"Giletta"
(Италия и Франция), "Arctic Machine"(Финляндия)
"Boschung" (Швейцария), "Swenson"
(США), "Ероkе" (Дания), "ТАТRА"
(Чехия), "Acometis" (Франция), "Falkoping"
(Швеция).
|
|
|
|
Распределитель RSP фирмы "SCHMIDT"
|
Распределитель Sirius фирмы "Epoke"
|
КАМ JET Broom фирмы "Boschung" |
"Giletta"
|
Конструктивные особенности.
В качестве емкости для минеральных материалов и соли во всех
машинах используют бункера V-образного сечения, закрытые решеткой
для исключения попадания негабарита и посторонних предметов и съемным
(быстрозакрываемым) тентом.
В качестве дозатора минеральных материалов используют:
скребковые цепные питатели,
ленточные резиновые конвейеры,
пластинчатые конвейеры,
шнековые конвейеры.
Для распределения соли, минеральных материалов и солевых растворов
используют дисковые разбрасыватели.
На ряде машин, в которых как базовое шасси используют автомобили-самосвалы,
для распределения минеральных материалов вместо заднего борта устанавливают
дополнительный навесной бункер с цилиндрическим ячейковым дозатором.
В этих случаях ширина распределения не более 2,4-2,5 м.
Основные параметры рабочего оборудования распределителей антигололедных
материалов приведены в таблице.
Экономические и экологические последствия применения антигололедных
материалов.
Следует отметить, что применение каждого из антигололедных материалов
имеет свой диапазон (в зависимости от температуры воздуха), свои
экономические и экологические последствия применения.
Нормативными документами установлены оптимальные и допустимые параметры
воздуха (температура, относительная влажность и скорость движения
воздуха в рабочей зоне) в зависимости от категории тяжести работ
и периода года.
Соль и солевые растворы обычно применяют при переходе температуры
воздуха в течение суток через 0°С и при наличии угроз такого перехода,
т.е. до температуры воздуха не ниже минус 10°С. Минеральные материалы
(песок и мелкий щебень) применяют при температуре воздуха ниже минус
10°С, и, как правило, только и сразу после очистки покрытия от снега.
Солеминеральные смеси (песок и мелкий щебень с добавкой соли)
применяют при температуре воздуха от минус 5 °С до 15 °С, и особенно
при угрозе выпадения небольшого снега, убрать который снегоочистителем
не представляется возможным.
Наименьшие затраты и наибольшее экологическое воздействие на окружающую
природу имеет способ распределения солевого раствора, так как расход
равен 40-50, редко 50-100 мл/м2.
Большие затраты и большое экологическое воздействие на окружающую
среду имеет способ распределения соли (как правило, смоченной),
когда расход равен 5-50, редко 50-100 г/мг.
Наибольшие затраты, с учетом необходимости последующей очистки покрытия
и устройств водоотвода, связаны с распределением песка и мелкого
щебня, когда расход равен в основном 50-300 г/мг.
В конце XX века в ряде стран Скандинавии (Швеция, Норвегия) был
опробован метод борьбы с гололедом при постоянной отрицательной
температуре воздуха ниже 10-15 °С распределением горячего
(160-180 °С) мелкого (1-4 мм) щебня. Для реализации
этого метода бункер пескоразбрасывателя оснащается жаровой трубой
с горелкой на дизтопливе.
Таблица. Рабочее оборудование для распределения
антигололедных материалов.
Производитель
|
Распределитель песка
и соли
|
Распределитель жидких
реагентов
|
Индекс машины
|
Индекс базового
шасси
|
Емкость бункера,
м3
|
Ширина распре-деления,
м
|
Норма распре-деления,
г/м2
|
Емкость баков, м3
|
Ширина распре-деления,
м
|
Норма распре-деления,
мл/м2
|
ОАО "КДМ" (ГК "Меркатор"),
Россия
|
ЭД-244 КМ "Бумер"
|
КамАЗ 53605-1010
|
5,6
|
до 16
|
10-500
|
7500
|
до 16
|
50-150
|
ЭД-244 КС
|
КамАЗ 53605-10 (самосвал)
|
5,0
|
до 10
|
10-500
|
7000
|
до 10
|
50-150
|
ЭД-405 М, ЭД-405 Б
|
КамАЗ 53229
|
8,0
|
4-12
|
10-500
|
-
|
-
|
-
|
ЭД-405 В
|
КамАЗ 53229 (самосвал)
|
7,13+1,5 бак увлажнения
|
4-12
|
10-70(с), 40-500
|
-
|
-
|
-
|
ЭД-405 М, ЭД-405
|
КамАЗ 53215
|
6,5
|
4-12
|
10-500
|
-
|
-
|
-
|
ЭД-405 А
|
КамАЗ 55111 (самосвал)
|
5,0
|
4-12
|
10-500
|
-
|
-
|
-
|
ЭД-405 У
|
КамАЗ 53215
|
6,5+1,5 бак увлажнения
|
4-12
|
5-50(с), 50-350
|
1600
|
4-12
|
50-150
|
ЭД-405 С
|
КамАЗ 53215
|
4,8+1,5 бак увлажнения
|
4-12
|
10-70(с), 40-350
|
1500
|
4-12
|
50-150
|
ЭД-405 Р
|
КамАЗ 53215
|
-
|
-
|
-
|
9300 цистерна
|
2-8
|
50-150
|
ЭД-403, ЭД-410
|
ЗиЛ-133Д4, ЗиЛ-133Г4
|
5,6
|
4-12
|
10-500
|
-
|
-
|
-
|
КДМ 130, ЭД 226
|
|
3,25
|
4-12
|
10-500
|
-
|
-
|
-
|
ЭД-244 "Бумер"
|
МАЗ-5337
|
4,7-5,5
|
до 16
|
10-500
|
-
|
-
|
-
|
ЭД-244 К
|
КамАЗ-43253
|
4,7-5,5
|
до 10
|
10-500
|
7000
|
до 10
|
50-150
|
|