Новости рынка специальной техники
и промышленного оборудования
Тел.
E-mail:
http://
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru
www.mrmz.ru

Выпуск №81. Статья №2.

Российский рынок
ЭКСКАВАТОРОВ:

импорт

В последние годы на российском рынке наблюдается значительное увеличение продаж строительной и дорожной техники. Это связано в первую очередь с бурным ростом в области жилищного и гражданского строительства, а также с динамичным развитием нефтегазовой отрасли. До начала 2000-х годов нужды российских потребителей в основном покрывались за счет отечественных производителей. В настоящее время потребители все чаще отдают предпочтение зарубежным машинам, отличающимся высоким техническим уровнем, надежностью и качеством




Импорт экскаваторов в 2005г.
Импорт экскаваторов в 2005г.
Импорт экскаваторов в 2006г.
импорт экскаваторов в 2006г.
Рынок одноковшовых полноповоротных экскаваторов (за исключением мини-экскаваторов и экскаваторов-планировщиков), как один из наиболее емких и динамично развивающихся, в полной мере отражает современные тенденции продаж строительной и дорожной техники в России. За период с 2003 по 2006 гг импорт новых экскаваторов (за исключением мини-моделей) увеличился в 4 раза - с 817 до 3241 единицы. Нетрудно заметить, что доля зарубежных машин увеличилась с 31% до 53%.

Как уже было сказано выше, импорт новых одноковшовых полноповоротных экскаваторов растет впечатляющими темпами. Практически все основные игроки мирового рынка обосновались в России и имеют здесь собственные представительства или дилеров. В лидеры вышли те, кто раньше других сумел организовать разветвленную дилерскую сеть, оперативное обеспечение запчастями и сервисное обслуживание. Конечно, немаловажное значение имеют широта модельного ряда, оптимальное соотношение цена-качество, выгодные финансовые инструменты.

Важным конкурентным преимуществом будет создание сборочных производств в России. В настоящее время ведущие мировые производители строительной и дорожной техники ведут активную работу по созданию в нашей стране сборочных предприятий. По имеющейся у журнала информации, новые заводы планируют построить Liebherr, Komatsu, Volvo, Hitachi.

Так, по сообщению пресс-службы губернатора Нижегородской области, договоренность о строительстве завода Liebherr была достигнута в ходе встречи главы концерна Вилли Либхерра с министром инвестиционной политики Дмитрием Сватковским 21 августа прошлого года. Liebherr намерен инвестировать в строительство завода более 250 млн. долларов.Планируется строительство завода по производству компонентов для строительных машин, создание сборочного производства строительной техники для российского рынка, а также строительство завода для производства комплектующих для авиастроения. Строительство завода запланировано на первое полугодие 2007 года.

Hitachi
Благодаря многим из перечисленных факторов российскому представителю компании «Hitachi» удалось завоевать лидирующие позиции на рынке. В 2006 году в Россию поставлено 1167 экскаваторов Hitachi, что больше уровня 2005 года в 1,35 раза. При этом доля компании снизилась с 44% до 35%, что связано с более высокой динамикой роста импорта экскаваторов в целом (68%). На сегодняшний день модельный ряд экскаваторов Hitachi является одним из наиболее широких среди конкурентов: около 40 моделей (не считая мини-экскаваторов). Колесные экскаваторы серии ZX представлены четырьмя моделями массой от 13 до 21 т, гусеничные экскаваторы серии ZX -11 моделями массой от 5 до 45 т, гусеничные экскаваторы новой серии ZX-3 - пятью моделями массой от 20 до 45 т.

Komatsu
Успех Komatsu на российском рынке не в последнюю очередь связан с историческим фактором: первые экскаваторы в нашей стране появились около 40 лет назад. В 2006году компания укрепила позиции в России, существенно увеличив поставки техники, по сравнению с 2005 годом они выросли в 2,42 раза и составили 699 единиц. При этом рыночная доля Komatsu выросла с 15 до 22%.

Модельный ряд экскаваторов, представляемых компанией на российском рынке, насчитывает 22 модели. Из них четыре колесных массой от 17 до 22 т, 11 гусеничных обратная лопата (включая карьерные) массой от 20 до 710 т, семь карьерных гусеничных (прямая лопата) массой от 40 до 700 т.

Caterpillar
Как и большинство зарубежных участников российского рынка, Caterpillar адекватно откликнулся на его запросы. Ввоз экскаваторов за рассматриваемый период возрос с 240 до 364 единиц. В 2006 году компании принадлежало 11% российского рынка импортных экскаваторов. По широте модельного ряда экскаваторов Caterpillar также в лидерах - в ассортименте компании около 60 моделей экскаваторов массой от 5 до 89 т. Преимущественно это гусеничные машины, колесных - пять моделей массой от 14 до 22 т.

Hyundai
У других зарубежных производителей, поставляющих экскаваторы на российский рынок, доля менее 10%. Среди них в первых рядах Hyundai с 7%-ной долей по итогам 2006 года. При увеличении импорта со 153 до 233 единиц по сравнению с 2005 годом, рыночная доля компании уменьшилась на 0,7%.

Компания предлагает довольно широкую гамму гусеничных и колесных экскаваторов в диапазоне наиболее востребованных на рынке размерных групп. В частности, 13 моделей гусеничных экскаваторов массой от 5 до 45 т и пять моделей колесных массой от 5 до 20 т.

JCB
Прошедший год для JCB был успешным, компания увеличила поставки экскаваторов на российский рынок в 2,45 раза - с 69 до 169 штук, увеличив тем самым рыночную долю с 3,6 до 5,2%. Составляющая успеха JCB - активное расширение дилерской сети, а также продуманная рекламная кампания, проведенная в минувшем году. Кроме этого, традиционно качественная сервисная поддержка и практически ежегодное обновление модельного ряда. Номенклатура экскаваторов JCB массой выше 5 т насчитывает 20 моделей, из них 15 гусеничных массой от 5 до 46 т и пять колесных массой от 14 до 20 т.

New Holland
В прошлом году прорыв на российский рынок совершила New Holland (ранее экскаваторы выходили под маркой Kobelco), поставки возросли с 27 единиц в 2005 году до 148 в 2006-м, соответственно доля рынка компании выросла с 1,4 до 4,6%. New Holland предлагает широкий спектр экскаваторов наиболее ходовых размерных групп - 34 модели, из которых 28 - гусеничные массой от 5 до 82 т, шесть - колесные массой от 16 до 21 т.

Liebherr
На фоне значительного роста емкости рынка достаточно странным выглядит снижение импорта экскаваторов Liebherr с 71 до 50 штук. Это притом, что модельный ряд компании позволяет удовлетворить потребности заказчиков из самых разных отраслей. В производственной программе 14 моделей колесных экскаваторов массой от 10 до 127 т, включающих широкий спектр перевалочных машин, 15 моделей гусеничных экскаваторов массой от 17 до 665 т, а также пять моделей тросовых гусеничных экскаваторов массой от 67 до 169 т.

Volvo
Volvo на протяжении последних двух лет стабильно удерживает около 6% рынка импортных экскаваторов. В 2006 году компания ввезла 182 экскаватора, что превысило показатель предыдущего года в 1,6 раза. В производстве экскаваторов Volvo сосредоточила усилия преимущественно в классах, наиболее востребованных рынком. Арсенал компании -13 базовых моделей массой от 5 до 70 т, из них 10 гусеничных массой от 5 до 70 т и три колесных массой от 14 до 20 т.

Daewoo
Импорт экскаваторов Daewoo за рассматриваемый период увеличился в 2,48 раза - с 52 до 129 штук, соответственно рыночная доля возросла с 2,7 до 4%. Модельный ряд экскаваторов, предлагаемых в России, достаточно широк, чтобы обеспечить запросы основных категорий потребителей. Из 24 моделей 19 гусеничных массой 5,5 - 49,5 т и пять колесных массой 5,5-19,8 т.

Кроме перечисленных брэндов в минувшем году в Россию также было ввезено 22 экскаватора Atlas, 21 - Kato, 15 - Liugong, 10 - Terex, 9 - Case. Другие зарубежные марки (включая украинский АТЕК) представлены единично.

Импорт колесных экскаватров в 2005г.
Импорт колесных экскаваторов в 2006г.
Импорт гусеничных экскаваторов в 2005г.
Импорт гусеничных экскаваторов в 2006г.
Импорт колесных экскаваторов в 2005г
Импорт колесных экскаваторов
в 2006г
Импорт гусеничных экскаваторов
в 2005г
Импорт гусеничных экскаваторов
в 2006г

Доля гусеничных экскаваторов в структуре российского импорта значительно превышает долю колесных (в 2006 году 2820 и 421 штука соответственно). Поэтому расклад сил в категории гусеничных экскаваторов приблизительно такой же, как и в суммарном количестве ввезенных экскаваторов. Лидеры и аутсайдеры те же. В тройку лидеров по итогам 2006 года входят Hitachi (37.7%), Komatsu (24.6%), Cterpillar (10.8%) .

Импорт экскаваторов по классам в процентах
Импорт экскаваторов по классам
В группе колесных экскаваторов расклад несколько иной. С 26% лидирует Hitachi, за ней с 20% следует Hyundai, у Caterpillar третья позиция (14%). Интересно, что в этой группе достаточно высока доля у JCB и Liebherr. Также здесь фигурирует Atlas, поскольку в Россию ввозились только колесные экскаваторы этой марки. У Liebherr преимущество в группе колесных экскаваторов оказалось благодаря тому, что компания поставляла в основном колесные экскаваторы - перегрузчики.

Проклассифицировав импортные экскаваторы по размерным группам, получаем довольно любопытную картину. В тех группах, где лидируют отечественные производители, доля иностранцев невелика (см. предыдущую статью>>). Их лидерство наблюдается в размерных группах, где наши экскаваторы не представлены, в частности, в классах 20, 21,22, 30 и 33 т.




По мнению экспертов, в 2007 году ожидается дальнейший рост емкости российского рынка экскаваторов. Предполагается, что импорт новых машин составит 5000-6000 единиц. Более высокой будет доля китайских компаний. Ожидается также дальнейший рост в отечественном производстве, ориентировочно до 4000 единиц.





Журнал "Строительная техника и технологии" №2/2007
"Спрос превышает предложение",
автор статьи В. Новоселов