јќ "ћихневский –ћ«"
ћосква (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
—-ѕетербург (812) 703-16-17
   
ƒорожно-строительна€ техника «апасные части к дорожно-строительной технике ѕромышленное оборудованиећеталлоконструкции
телескопические гидроцилиндры дл€ самосвалов
 
јрхив статей рассылки

¬ыпуск є73
(10 ма€ 2007г.)

“ема номера:
—амосвалы

1.  атегори€ б/у: уроки дл€ потребител€

2.—амосвалы - скромные труженики стройки

3."“елескопы" дл€ самосвалов




ќформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
јрхив рассылки
на Subscribe.ru

√лавна€ > јрхив статей нашей рассылки >

¬ыпуск є73. —тать€ є3.



"“елескопы"
дл€ самосвалов






јќ "ћихневский –ћ«" предлагает
—јћќ—¬јЋџ
маз
ћј« 555102-220
“рехсторонн€€ разгрузка
ћощность двигател€, к¬т/л.с. - 169/230
√рузоподъемность, кг - 10 000
зил
«»Ћ 45085
–азгрузка назад
ћощность двигател€,к¬т - 150
ћасса груза, кг - 5800
ќбъем кузова, м3 - 5,36
газ
√ј« 35072
–азгрузка назад
ћощность двигател€, к¬т - 87,5
ћасса груза, кг - до 4325
ќбъем кузова, м3 - 4,5
 
  8-800-550-07-58 , (499) 262-22-88
(496) 646-61-62, 646-66-64


с троительные самосвалы с принудительным опрокидыванием кузова в подавл€ющем большинстве оборудованы гидравлическими подъемными механизмами. Ќесмотр€ на общее целевое назначение и в р€де случаев унификацию, они имеют значительные различи€ в технических решени€х.





ќбщий вид телескопических цилиндров, устанавливаемых под кузов, с устройством дл€ их монтажа
–ис.1 ќбщий вид телескопических цилиндров, устанавливаемых под кузов, с устройством дл€ их монтажа
“елескопические гидроцилиндры переднего расположени€
–ис.2 “елескопические гидроцилиндры переднего расположени€
”стройство буртового телескопического гидроцилиндра
–ис.3 ”стройство буртового телескопического гидроцилиндра
 онструкци€ безбуртового телескопического цилиндра переднего расположени€
–ис.4  онструкци€ безбуртового телескопического цилиндра переднего расположени€
 омпановка безбуртового цилиндра с ос€ми, устанавливаемого под днищем платформы
–ис.5  омпановка безбуртового цилиндра с ос€ми, устанавливаемого под днищем платформы

–абота самосвальной установки с задней разгрузкой и размещением гидроцилиндра под платформой
–ис.6 –абота самосвальной установки с задней разгрузкой и размещением гидроцилиндра под платформой
–асположение гидроцилиндров по бокам самосвального полуприцепа
–ис.7 –асположение гидроцилиндров по бокам самосвального полуприцепа
–абота самосвальной установки с задней разгрузкой и размещением гидроцилиндров под платформой
–ис.8 –абота самосвальной установки с задней разгрузкой и размещением гидроцилиндров под платформой
–азмещение гидроцилиндра под платформой при ее боковом опрокидывании
–ис.9 –азмещение гидроцилиндра под платформой при ее боковом опрокидывании
 –асположение гидроцилиндра и гидробака перед кузовом
–ис.10 –асположение гидроцилиндра и гидробака перед кузовом
–абота телескопических гидроцилиндров при подъеме кузова карьерного самосвала
–ис.11 –абота телескопических гидроцилиндров при подъеме кузова карьерного самосвала
√оризонтальна€ разгрузка кузова с помощью телескопического гидроцилиндра двустороннего действи€
–ис.12 √оризонтальна€ разгрузка кузова с помощью телескопического гидроцилиндра двустороннего действи€
¬арианты шарнирного креплени€ штока гидроцилиндра к кузову ¬арианты шарнирного креплени€ штока гидроцилиндра к кузову
¬арианты шарнирного креплени€ штока гидроцилиндра к кузову ¬арианты шарнирного креплени€ штока гидроцилиндра к кузову
¬арианты шарнирного креплени€ штока гидроцилиндра к кузову
—амое существенное отличие конструкций гидравлических систем самосвалов заключаетс€ в устройстве гидроцилиндров, их креплении и способе передачи усили€ от штока гидроцилиндра платформе самосвала.

ќсновными част€ми гидравлических механизмов подъема самосвального кузова €вл€ютс€: коробка отбора мощности, масл€ный насос, системы управлени€, гидроцилиндры, масл€ные баки и фильтры, трубопроводы.

—амосвальные подъемники классифицируют по следующим основным признакам:

  • по числу гидроцилиндров - один или два;
  • по месту креплени€ гидроцилиндра - под платформой, перед платформой; с цилиндрами, расположенными с двух сторон платформы (слева и справа; спереди и сзади);
  • по начальному расположению гидроцилиндров -горизонтально, вертикально, наклонно;
  • по конструкции гидроцилиндров - одностороннего или двустороннего действи€;
  • по системе воздействи€ на платформу - с качающимис€ цилиндрами и шарнирным креплением штока к платформе; с неподвижными цилиндрами и опорно-роликовой системой;
  • по устройству насоса - шестеренного или аксиально-поршневого типа;
  • по взаимосв€зи с другими гидравлическими системами - независимые (автономные), объединенные с гидроусилителем;
  • по приводу насоса и т.п.


  • ‘амильные черты

    ¬ насто€щее врем€ наибольшее распространение в автомобил€х-самосвалах нашли телескопические гидроцилиндры, т.е. те, у которых общий ход штоков превышает длину корпуса гидроцилиндра. ”пом€нутые устройства одно- и двустороннего действи€ отличаютс€ компактностью, малой собственной массой, большим силовым эффектом и значительным рабочим ходом. ¬се это обеспечивает их удобное размещение на шасси автомобил€, получение наибольших углов подъема кузова или возможность привода иных разгружающих механизмов, а также применени€ на самосвальных прицепах и полуприцепах.

    ¬ телескопических гидроцилиндрах одностороннего действи€ обратный ход совершаетс€ под действием внешней нагрузки, а в гидроцилиндрах двустороннего действи€ - под действием рабочей среды (как и пр€мой ход). ƒоминирующие позиции в гидроприводах автомобилей-самосвалов занимают гидроцилиндры одностороннего действи€, у которых складывание звеньев (плунжеров) происходит под действием сжимающей осевой силы на гидроцилиндре от веса порожней платформы.

    ¬ыбор конструкции предопредел€етс€ услови€ми эксплуатации гидроцилиндра, типами присоединени€ и способом креплени€, усилием, которое должен развивать гидроцилиндр, рабочим давлением, характером работы, скоростью перемещени€ звеньев, типом рабочей жидкости и прочими по≠казател€ми.

    ќсновные параметры телескопических гидроцилиндров: номинальное давление, диаметр цилиндра, диа≠метр и ход выдвижных звеньев.

    ƒиаметры определ€ют усилие, развиваемое гидроцилиндром при заданном давлении.

    ”ровень номинального давлени€ - основной параметр при выборе гидроцилиндра. ќднако при оценке технического ресурса решающими €вл€ютс€ режимы работы гидроцилиндров при максимальном и пиковом давлени€х.

    Ќеобходимые требовани€ к гидроцилиндрам изложены в √ќ—“ 16514-87, √ќ—“ 16514-96, √ќ—“ 18464-96, √ќ—“ 25020-93 и др.

    ¬ насто€щее врем€ компании-производители выпускают обширную гамму телескопических гидроцилиндров дл€ комплектации самосвалов с числом подвижных звеньев от 2 до 10. рабочим ходом от 400 мм до 9000 мм, грузоподъемностью от 1,4 до 100 т и более. ћаксимальное давление достигает 32 ћѕа. скорость выдвижени€ плунжеров не превышает 0,5 м/с.

    “елескопические гидроцилиндры одностороннего действи€ можно разделить на два типа: буртовые и безбуртовые. ѕервые характеризуютс€ наличием на внутренних и наружных поверхност€х плунжеров буртов, составл€ющих одно целое с плунжерами. ¬следствие этого деталь плунжера изготавливают точением из трубы, толщина стенки которой составл€ет сумму толщин стенки плунжера и его буртов. «начительный расход металла на изготовление трубных деталей, большой объем механической обработки, неприспособленность конструкции к использованию современных малоотходных технологических процессов ограничивают их применение в основном в гидросистемах низкого давлени€ (не более 16 ћѕа) с использованием в качестве уплотнительного элемента плунжеров колец круглого сечени€.

    ¬ буртовом гидроцилиндре самосвала ( рис. 3 ) осевое усилие от звена к звену передаетс€ разрезными упорными кольцами 17 круглого сечени€. ’од плунжеров осуществл€етс€ до упора торцовых поверхностей буртов, выполненных на наружных поверхност€х звеньев, в соответствующие поверхности буртов, которыми снабжены внутренние поверхности корпуса и звеньев. ¬ верхней части корпуса 9 и плунжеров 13 (кроме звена наименьшего диаметра) установлены направл€ющие 12, кажда€ из которых состоит из трех частей - секторов; резиновые уплотнительные кольца 11 круглого сечени€; защитные кольца 10 из фторопласта и резиновые гр€зесъемники 8. ¬ нижней части выдвижных звеньев также установлены направл€ющие 16, кажда€ из которых образована двум€ полукольцами. ¬нутренн€€ полость гидроцилиндра закрыта днищем 26, установленным на корпусе 9 с помощью резьбового соединени€ и уплотнительного кольца 18. –абоча€ жидкость к гидроцилиндру подаетс€ через отверстие ј, выполненное в штуцере 14 и корпусе 9. ѕри транспортировке и хранении гидроцилиндра отверстие ј закрывают пробкой 15. ƒл€ проведени€ диагностических работ, технического обслуживани€, слива отсто€ и рабочей жидкости из гидроцилиндра в днище 26 установлена пробка 19. Ќа корпусе 9 установлена бонка 27 дл€ креплени€ толкател€ механизма ограничени€ угла наклона платформы назад и на боковые стороны и бонка 28 дл€ креплени€ кулисы механизма предохранени€ гидроцилиндра от вращени€ вокруг продольной оси.

    ƒл€ креплени€ к надрамнику и кузову гидроцилиндр снабжен шаровыми опорами 22 и 5, закрепленными на шаровых головках 25 и 2 с помощью гаек 24 и 3 со стопорными кольцами 23 и 4. Ўаровые головки закреплены в днище 26 и в головке 1 выдвижного звена стопорными кольцами 20 и 7. ƒл€ смазывани€ сферических шарниров гидроцилиндра на шаровых опорах установлены масленки 21 и 6. ≈сли рабочие поверхности выдвижных звеньев обработаны роликовой накаткой, то обеспечиваетс€ упрочнение и высока€ чистота поверхности, что повышает длительность эксплуатации и надежность уплотнительных колец.

    √идроцилиндр безбуртового типа способен функционировать на значительно больших рабочих давлени€х, отличаетс€ компактностью, меньшим диаметром при несколько увеличенных толщинах стенок плунжеров, что позвол€ет разместить упорные и направл€≠ющие элементы в специальных канавках, выполненных в стенке плунжера, и тем самым избавитьс€ от буртов. »х отсутствие обусловило и оригинальную, несколько более сложную конструкцию уплотнительных и направл€ющих элементов. «ато по€вилась возможность снизить материалоемкость конструкции, повысить примерно в 1,5 раза коэффициент использовани€ металла даже при применении традиционной технологии изготовлени€ плунжеров. ¬ результате удаетс€ использовать в массовом производстве прогрессивную малоотходную технологию холодной перет€жки труб (деформирующее дорнование и др.).

    ¬ корпусе 1 безбуртового гидроцилиндра (рис.4) размещены плунжеры 2, ход которых при выдвижении ограничиваетс€ вставками 9, а при движении вниз - упорными кольцами 4 и днищем. Ќаправл€ющими дл€ выдвижных звеньев служат нижние направл€ющие полукольца 3 и верхние направл€ющие втулки 8, которые удерживаютс€ стопорными кольцами. ƒл€ увеличени€ срока службы гидроцилиндра наружные поверхности выдвижных звеньев подвергнуты накатке, покрыты хромом и отполированы. ”плотнение выдвижных звеньев осуществл€етс€ резиновыми манжетами 10. ќт попадани€ пыли и гр€зи извне полость гидроцилиндра защищена гр€зесъемниками 7, каждый из которых состоит из манжеты и кольца. —низу в корпус 1 вставлено днище 5 с уплотнительным кольцом (не показано). √идроцилиндр снабжен шаровыми головками 11 и 12, сферические части которых укреплены в опорах гидроцилиндра 6, а их цилиндрические части фиксируютс€ стопорными кольцами. ћеталлические вкладыши 13 обеспечивают работу этих соединений без смазочного материала. ¬ нижней части днища 5 имеетс€ резьбовое отверстие дл€ подвода рабочей жидкости.

    ќсобенностью другого типа безбуртового гидроцилиндра, предназначенного дл€ монтажа под днищем кузова, €вл€етс€ наличие осей креплени€ (цапфы) к раме самосвала, в одной из которых установлен штуцер дл€ подвода рабочей жидкости и полиуретановые уплотнени€ (рис. 6). ”плотнение плунжеров рассчитано на большой диапазон температур, от +60 до -40 ∞—, а также на воздействие высокого давлени€. ќни отличаютс€ долгим сроком службы. ¬ р€де телескопических гидроцилиндров используетс€ двойной гр€зесъемник с демпфирующим ребром, который преп€тствует проникновению пыли и гр€зи. ”становку ступеней обеспечивают опорные компоненты из пластмассы. ќбразцовое качество гидроцилиндров достига≠етс€ за счет высокоточной обработки гильз; применени€ новейшей технологии хромировани€ штоков, котора€ повышает их твердость, износостойкость, сопротивление коррозии в 2-2,5 раза.

    ѕри изготовлении трубных деталей телескопических гидроцилиндров используютс€ гор€чекатанные трубы из стали 35-45 с пределом текучести 320-360 ћѕа. ¬едущие зарубежные фирмы при изготовлении трубных деталей используют стали с пределом текучести 450-480 ћѕа.

    ¬ тандеме с кузовом

    ќдин из главнейших вопросов - выбор расположени€ и креплени€ гидроцилиндра. ¬есьма широко примен€ютс€ самосвальные установки, у которых платформа разгружаетс€ на одну сторону - назад; гидроцилиндр расположен под платформой и передает усилие непосредственно на ее основание. ѕри этом сосредоточенна€ нагрузка приложена к плоскому днищу, что вызывает необходимость в его усилении. ƒостоинство - простота конструкции.

    √идроцилиндр (один или два) у самосвальной установки дл€ разгрузки платформы на три стороны также расположен под платформой (рис. 6) . ¬ данном случае обеспечиваетс€ наибольша€ универсальность автомобил€-самосвала, он может работать как т€гач с прицепом-самосвалом (разгрузка на боковую сторону), а также одиночно (разгрузка назад и на боковые стороны).

    ѕрименение двух параллельно расположенных гидроцилиндров, укрепленных на раме, увеличивает развиваемое усилие и повышает устойчивость во врем€ опрокидывани€ (рис.7). ¬месте с тем усложн€етс€ конструктивное исполнение. Ќа самосвалах, выполненных по такой схеме, платформа имеет пр€моугольную форму и три открывающихс€ борта (два боковых и задний).

    √идроцилиндр дл€ трехстороннего опрокидывани€ кузова монтируетс€ на раме самосвала с помощью карданного шарнира, а с платформой св€зан посредством шаровой опоры.

    ƒл€ систематической работы грузовика с прицепом-самосвалом используетс€ самосвальна€ установка, имеюща€ разгрузку платформы только на две боковые стороны и гидроцилиндр, расположенный под платформой (рис. 9) . ќтсутствие разгрузки назад ограничивает эксплуатационные возможности автомобил€-самосвала при его работе без прицепа. ¬ то же врем€ более проста€ конструкци€ платформы с неоткрывающимс€ задним бортом, унифицированным с передним бортом, менее металлоемка и трудоемка. ѕри разгрузке на боковую сторону заметно снижаетс€, по сравнению с разгрузкой назад, крут€щий момент, воздействующий на раму шасси, что позвол€ет отказатьс€ от надрамника.

    ƒвусторонн€€ разгрузка платформы может быть обеспечена двум€ гидроцилиндрами, расположенными впереди и сзади платформы, которые передают усилие соответственно на передний и задний борта. —ущественным преимуществом здесь €вл€етс€ снижение сосредоточенной нагрузки на основании платформы, что позвол€ет уменьшить металлоемкость основани€ и общую массу платформы, а также обеспечить хороший доступ к гидроцилиндрам при их обслуживании. Ќедостатком схемы €вл€етс€ увеличение числа гидроцилиндров, что кроме повышени€ стоимости снижает безотказность работы самосвала, поскольку гидроцилиндр, и в первую очередь его уплотнительные элементы, €вл€етс€ наиболее у€звимым местом гидравлического подъемного механизма. ”казанное решение примен€ют, когда размещению гидроцилиндра под платформой мешают агрегаты шасси (карданный вал, задний мост, аппараты тормозной системы и др.).

    ѕри размещении гидроцилиндра перед платформой (рис. 10) существенно уменьшаютс€ усили€, передаваемые гидроцилиндром на ее детали и элементы рамы (надрамника).  роме того, сосредоточенна€ нагрузка оказываетс€ приложенной в зоне переднего борта - конструкции, имеющей высокую поперечную жесткость, в то врем€ как при расположении гидроцилиндра под платформой сосредоточенна€ нагрузка приложена к плоскому днищу, что вынуждает усиливать его дополнительными несущими балками. Ѕлагопри€тное распределение статических нагрузок при переднем расположении гидроцилиндра позвол€ет снизить массу платформы без изменени€ ее прочности, а также обеспечить доступность дл€ обслуживани€; сократить длину трубопроводов от насоса к гидроцилиндру и гидравлические потери в трубопроводах.   недостатку следует отнести довольно значительную длину звеньев гидроцилиндра, что несколько усложн€ет технологию производства.

    ѕрименение также нашла конструкци€, в которой гидроцилиндры наход€тс€ снаружи боковых бортов платформы, приблизительно на середине ее длины. Ёто позвол€ет сделать гидроцилиндры с довольно умеренным ходом плунжеров. √лавный изъ€н - увеличение числа гидроцилиндров со всеми вытекающими последстви€ми. ¬ обоих вариантах разгрузка производитс€ только назад.

    ƒл€ загрузки полувагонов, различных бункеров, камнедробилок, бетоносмесителей и т.д. примен€ютс€ грузовики, у которых самосвальна€ установка при разгрузке кузова назад предварительно поднимаетс€ на нужную высоту. √идроцилиндр, служащий дл€ подъема платформы, расположен под днищем, а второй используетс€ дл€ приведени€ в действие рычажного подъемного механизма. “ака€ конструкци€ повышает устойчивость самосвала при разгрузке.

    ќписанные принципиальные схемы самосвальных установок примен€ютс€ также на шасси полуприцепов и прицепов. Ќа большегрузных прицепах-самосвалах нашли применение сдвоенные платформы с телескопическими гидроцилиндрами, расположенными под центрами их оснований. ѕередн€€ платформа разгружаетс€ на две боковые стороны, а задн€€ - на три, две боковые и заднюю. ѕоочередна€ разгрузка передней и задней платформ обеспечивает устойчивость прицепа при разгрузке на боковую сторону. ѕохожую конструкцию имеет прицеп-самосвал, но с гидроцилиндрами, расположенными перед передними и задними бортами платформ, кажда€ из которых разгружаетс€ только на боковые стороны.

    ¬ карьерных внедорожных самосвалах большой грузоподъемности с ковшовой платформой вследствие большого угла опрокидывани€ кузова примен€ют телескопические гидроцилиндры двустороннего действи€, как правило, с одним возвратным звеном (рис.11). ѕосле принудительного опускани€ платформы (в результате срабатывани€ возвратного звена) дальнейшее ее перемещение происходит как на обычных самосвалах, т.е. за счет вытеснени€ жидкости из гидроцилиндра под действием веса порожней платформы.

    Ќа некоторых модел€х самосвалов используютс€ кузова с так называемой горизонтальной системой разгрузки (рис. 12). ѕеревозимые материалы разгружаютс€ с помощью специальной выталкивающей плиты, котора€ с помощью направл€ющих и роликов имеет возможность передвигатьс€ вдоль платформы благодар€ воздействию телескопического гидроцилиндра двустороннего действи€ со всеми возвратными звень€ми. ѕодобное техническое решение позвол€ет осуществл€ть разгрузку грунта порци€ми, более тонким и ровным слоем, во врем€ остановки или на ходу, что сокращает продолжительность рабочего цикла и расходы по разравниванию, а также обеспечивает уверенную работу самосвала под лини€ми электропередач, конвейерными системами, в туннел€х, горных выработках и пр.

    Ќадо отметить, что телескопические гидроцилиндры - это агрегаты, которые в процессе эксплуатации дают значительную часть отказов в работе гидросистем самосвалов.

    ѕричины возникающих неисправностей:

  • нарушение периодичности технического обслуживани€ гидросистем;
  • использование низкосортных гидравлических масел (или смесей различных масел);
  • нарушение параметров установки в узлах и агрегатах (т.е. возникает эффект изгиба плунжеров гидроцилиндра);
  • нарушение правил эксплуатации (превышение грузоподъемности, механические повреждени€ и т.п.).


  • ѕоследстви€ очевидны и неизбежны. Ќарушение герметичности из-за интенсивного износа уплотнений, механические повреждени€ выдвижных звеньев, внутренней поверхности корпуса - задиры, сколы, излом, изгиб, износ посадочных мест подшипников, втулок в проушинах.





    ∆урнал "—троительна€ техника и технологии" є2/2007,
    "“елескопы" дл€ самосвалов",
    автор статьи ¬. ¬асильев.