АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
   
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
как правильно выбирать и настраивать асфальтоукладчик
 
Архив статей рассылки

Выпуск №71
(25 апреля 2007г.)

Тема номера:
Асфальтоукладчики

1. Как правильно выбрать и настроить асфальтоукладчик (окончание)

2.Китайская техника: статистика и тенденции

А также:
Насосы

3.Виды насосов и насосного оборудования: насосы-аппараты




Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №71. Статья №1.

Как правильно
выбрать и настроить
АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК
(окончание)



АО "Михневский РМЗ" предлагает
ДОРОЖНУЮ ТЕХНИКУ:
Фреза дорожная МДФФрезы дорожные МДФ.
Базовый трактор - "Беларус" МТЗ 82;
Глубина фрезерования - 65±5 мм;
Ширина фрезерования - 400±10 мм;
Производительность - 2000 м3/смена.
Производитель: АО "Михневский РМЗ"

Подробнее (фото и характеристики) >>
Цены на дорожные фрезы >>
Дорожные катки Катки дорожные СТАТИЧЕСКИЕ и ВИБРАЦИОННЫЕ, ГРУНТ/АСФАЛЬТ:
ДУ-65ДМ/ДМИ, ДУ-55ДМ/ДМИ, ДУ-10П/10С, ДУ-63-1ДМИ, ДУ-48ДМ, ДУ-49, ДУ-58ДМ/ДМИ, ДУ-62ДМ/ДМИ, ДУ-64ДМ/ДМИ, ДУ-63ДМ/ДМИ, ДУ-47ДМ/ДМИ, ДМ-10/10В, ДУ-82, ДУ-54ДМ, ДУ-107
Цены на дорожные катки >>
8-800-550-07-58 , (499) 262-22-88
(496) 646-61-62, 646-66-64

<< НАЧАЛО


егодня качественно построить или капитально отремонтировать современную автомобильную дорогу без асфальтоукладчика практически невозможно. При этом важно технологически правильно и грамотно настраивать выбранную модель укладчика на эффективную и качественную отдачу в работе на дороге, используя его конструктивные возможности и особенности.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА

Технологическая настройка призвана обеспечить наиболее высокое качество укладки и предварительного уплотнения устраиваемых укладчиком слоев асфальтобетонного основания или покрытия и, по существу, является важным элементом системы управления качеством асфальтобетонных работ на дороге.

Такая настройка осуществляется перед началом выполнения рабочих операций и ведется с учетом конструктивных и технологических возможностей и особенностей выбранного укладчика, а также заложенных в проект производства работ (ППР) приемов выполнения и контроля этих операций.

Самыми важными и потому непрерывно контролируемыми в системе управления качеством являются 5 показателей устраиваемого укладчиком основания или покрытия (еще до начала работы катков):

  • ширина полосы укладки;
  • поперечный уклон поверхности слоя укладки;
  • начальная толщина уложенного слоя;
  • степень предварительного уплотнения слоя сразу за укладчиком;
  • ровность поверхности уложенного слоя.


  • Первые три показателя задаются проектом и СНиП (нормы отклонения от проекта), правда, проект и заказчика интересует фактическая конечная толщина слоя уже готового покрытия, а не ее значение в рыхлом слое за укладчиком. Последнее важно для подрядчика, который хорошо знает поговорку "что посеешь, то и пожнешь", или с ее интерпретацией на дорожный лад "сколько положишь при укладке, столько, в конце концов, получишь в готовом покрытии".

    Два же последних показателя (степень уплотнения и ровность сразу после укладчика) не задаются проектом и не нормируются СНиП, но без знания их начальных значений невозможно управлять процессом укладки и обеспечивать затем требуемые проектом и нормами СНиП конечные результаты по плотности, толщине слоя и ровности готового основания или покрытия.

    Ширина полосы укладки

    Здесь трудностей и проблем практически не бывает. Гидравлически раздвигаемый рабочий орган можно установить достаточно точно на ту ширину, которая требуется. Сложнее это сделать на рабочем органе с механически наращиваемыми дискретными секциями. Но и здесь найден выход - фирмой Vögele предложено конструктивное решение, по которому крайние (концевые) секции имеют гидравлическую раздвижку по 75 см в каждую сторону. Достаточно оригинально, удобно и очень полезно. Особенно в городских условиях при наличии в зоне укладки, например, осветительных столбов, деревьев, локальных углублений или выступов для стока воды, небольших карманов для остановок и при каком-то увеличении или уменьшении ширины укладки до 1,5 м.

    Поперечный уклон

    Здесь тоже особых проблем не возникает при условии, что операторы рабочего органа укладчика периодически, но непрерывно в течение процесса укладки контролируют его с помощью уровня на 3-метровой рейке. Следует лишь обратить внимание на то, что маятниковый датчик системы АСУ более или менее устойчиво удерживает требуемый уклон с одной лыжей или струной при ширине укладки до 4-4,5 м. При большей ширине необходимы уже две контактные либо бесконтактные лыжи или две выставленные по нивелиру струны (с каждой стороны укладчика).

    Начальная толщина слоя

    Таблица 1. Коэффициент запаса на уплотнение слоя асфальтобетона после укладчика (Кзу)
    Куо
    0,72
    0,80
    0,85
    0,9-0,92
    0,95-0,97
    Кзу
    при Кук=1,0
    смесь
    песчаная
    1,71
    1,42
    1,29
    1,15
    1,06
    малоще-
    бенист.
    1,63
    1,38
    1,26
    1,14
    1,06
    многоще-
    бенист.
    1,57
    1,35
    1,24
    1,13
    1,05
    h0=hkKзу; Кзу=h0/hk=(1-μ0)/((Куоук)-μ0)

    h0, Куо - толщина слоя и плотность начальные;
    hk, Кук - толщина слоя и плотность конечные;
    μ0 - коэффициент поперечной деформации;
    μ0 =0,3-0,35 - песчаные смеси;
    μ0 =0,25-0,30 - малощебенистые смеси
    μ0 =0,02-0,25 - многощебенистые смеси.

    Крайне важно изначально установить ее правильно, ибо после окончательного уплотнения катками можно получить слой покрытия меньше проектного и возникнут проблемы при сдаче объекта заказчику, а превышение проектной толщины ведет к неоплачиваемому перерасходу асфальтобетона.

    На практике начальную толщину слоя будущего покрытия устанавливают приблизительно путем подкладывания под днище выглаживающей плиты деревянных брусков или металлических пластин, близких по высоте к толщине слоя. Затем после иных замеров уже реальной толщины слоя на начальном пути укладчика ее корректируют с помощью АСУ.

    Такая практика имеет два существенных недостатка. Во-первых, после таких корректировок возникают локальные неровности на покрытии. Во-вторых, не учитывается степень уплотнения асфальтобетонной смеси после укладчика, зависящая как от типа смеси, так и от настройки уплотняющих устройств рабочего органа на этот типа смеси и толщину слоя. В итоге можно получить слой покрытия как меньше, так и больше проектного.

    Лучше и правильнее сразу выставлять высотное положение днища выглаживающей плиты с учетом коэффициента запаса на уплотнение (табл. 1). Однако для этого необходимо предварительно знать не только тип смеси и конечную (проектную) толщину слоя, но и степень уплотнения этой смеси укладчиком с конкретной технологической настройкой рабочего органа.

    Степень предварительного уплотнения

    Это, пожалуй, самый злободневный и сложный показатель.Раньше качество уплотнения асфальтобетона укладчиком определяли лишь изредка путем закладки на поверхность укладки металлической пластины толщиной 2-3 мм и размером в плане от 200x200 до 250x250 мм. После прохода укладчика пластину вместе со смесью аккуратно извлекали из будущего покрытия, остужали и отправляли в лабораторию. Неудобство было только одно - результат определения плотности, как и у отбуриваемых кернов из готового покрытия, был известен только по истечении 1 -2 суток, когда учесть его для исправления качества было уже поздно и невозможно.

    Для более оперативного и эффективного управления технологией и качеством укладки и уплотнения асфальтобетона, в том числе после укладчика или каждого прохода любого катка, рекомендуем приобрести новый прибор "Pave Tracker Pluc 2701-В" известной американской фирмы Troxler.

    Это нерадиационное электромагнитное устройство, в отличие от традиционных радиоизотопных приборов и методов отбора кернов выбуриванием или изъятия из покрытия вырубок, с помощью которых оценивают плотность асфальтобетона в локальной точке покрытия, может перемещаться как утюг по поверхности еще уплотняемого, в том числе горячего асфальтобетона. Фиксация значений плотности происходит непрерывно на ходу через каждые две секунды. Это позволяет получать качественную картину по плотности целого поля или участка покрытия, выявляя слабо уплотненные или дефектные места, что дает возможность оперативно исправлять обнаруженные огрехи и недочеты.

    Рис.1 Тарировка прибора "Pave Tracker Pluc 2701-В" фирмы Troxler для асфальтобетона плотного крупно-
    зернистого (1) и мелкозернистого (2).
    Единственное и притом традиционное неудобство этого нового прибора, как впрочем, и многих других известных устройств и методик, состоит в том, что перед использованием на дороге или в лаборатории его требуется тарировать по специальной процедуре и строить график перехода от значений плотности по Troxler к фактической плотности конкретного асфальтобетона (рис.1).

    И все же это лучше, чем получать из лаборатории запоздалые результаты обработки кернов или вырубок. А если применяемые материалы у дорожника и составы асфальтобетонных смесей стабильны и меняются редко, двух- или трехкратная тарировка за строительный сезон будет не так уж и обременительной.

    В качестве наглядного примера полезного использования Troxler 2701-B на рис. 2 показан график изменения плотности асфальтобетонного покрытия обычной дороги на подходе к путепроводу и на самом путепроводе, на котором применение вибрации не допускается, после проходов укладчика и каждого из катков. Из него видно качественное отличие результатов уплотнения по двум различным технологиям и лишние проходы виброкатка.

    Измерение этим прибором плотности сразу за укладчиком Super 2500 Vögele, работавшего без включения трамбующего бруса, выглаживающей виброплиты и прессующих планок, дало довольно низкие значения коэффициента начального уплотнения покрытия (0,71 -0,72).

    Динамика нарастания степени уплотнения верхнего слоя покрытия на обычной дороге 
и на путепроводе после проходов укладчиков и каиков (в отряде укатки три разных 
катка).
    Рис.2. Динамика нарастания степени уплотнения верхнего слоя покрытия на обычной дороге и на путепроводе после проходов укладчиков и каиков (в отряде укатки три разных катка).
    Регрессивные зависимости влияния хода и частоты колебаний трамбующего бруса асфальтоукладчика 
на качество предварительного уплотнения асфальтобетонной смеси (по исследованиям 
в Германии)
    Рис.3.Регрессивные зависимости влияния хода и частоты колебаний трамбующего бруса асфальтоукладчика на качество предварительного уплотнения асфальтобетонной смеси (по исследованиям в Германии).

    На других объектах, где его уплотняющие средства работали, степень уплотнения варьировалась от 0,85-0,86 до 0,93 - 0,94 и зависела она от технологической настройки самого рабочего органа и его уплотняющих агрегатов.


    К сожалению, в реальной действительности такая настройка выполняется не осознанно и целенаправленно, а по большей части случайно и без учета типа смеси, толщины слоя и скорости укладки, т.е. управление качеством уплотнения как таковое пока отсутствует. В лучшем случае это качество только фиксируется, например Troxler 2701-В. А чтобы управлять качеством, надо знать, чем управлять и как. Пока же здесь только пробелы, хотя кое-что уже можно сделать.


    Прежде всего, следует понять и хорошо усвоить как руководство к действию, что эффективность трамбующего бруса укладчика зависит от типа смеси, толщины ее слоя и силы удара бруса по смеси. Сила удара бруса с его эксцентриковым приводом определяется весом его подвижной части, эксцентриситетом или ходом бруса и частотой вращения эксцентрикового вала или частотой ударов бруса. При изменении типа и толщины слоя асфальтобетона требуется изменять и силу удара бруса.

    Но за счет чего? Вес подвижной части бруса всегда неизменный, остаются для варьирования только ход и частота. Грамотно изменяя эти параметры, можно добиваться очень хороших результатов уплотнения асфальтобетона укладчиком. Об этом свидетельствуют данные, когда-то полученные в Германии (рис.3). На них можно ориентироваться при появлении вопросов и сомнений.


    Важно при этом придерживаться принципа: на толстых слоях требуется больший ход (эксцентриситет) и повышенная частота ударов бруса, а на малых слоях нужна меньшая сила удара за счет понижения, прежде всего, хода и частичного снижения частоты. Частоту следует корректировать с учетом рабочей скорости укладчика так, чтобы по любой точке поверхности укладки приходилось не менее 4-5 ударов подошвы ножа бруса (см. рис. 3).

    В табл. 2 и 3 представлены конкретные рекомендации фирм Vögele и IR-ABG по технологической настройке рабочих органов их укладчиков. Эти рекомендации достаточно "свежие", раньше в таком виде их не было.

    Всем, у кого есть или будут укладчики этих фирм, надлежит пользоваться этими рекомендациями в практическом плане. При сравнении данных таблиц следует обратить внимание на два обстоятельства.


    Во-первых, фирма IR-ABG достаточно определенно увязывает все параметры трамбующего бруса и выглаживающей плиты с конкретно указанными диапазонами толщин слоев асфальтобетона и других материалов, укладываемых в дорожную одежду. У фирмы Vögele такой конкретики нет.


    Во-вторых, технологические параметры трамбующих брусьев (ход, частота) и выглаживающих виброплит (частота) имеют довольно заметные различия по рекомендациям Vögele и IR-ABG, что обусловлено устройством самих машин.

    Табл. 2. Рекомендации фирмы Vögele по технологической настройке рабочего органа ее укладчиков

    Тип
    укладываемого
    слоя
    Скорость
    укладки
    м/мин
    Трамбующий
    брус
    Выглаживающая
    виброплита
    Прессующие
    планки
    ход
    мм
    частота
    удар.
    в мин
    давление
    бар
    частота
    в мин.
    давление
    бар
    частота
    Гц
    верхний (износа)
    более 5
    2-4
    300-800
    50-80
    1200-2000
    45-70
    58-68
    нижний (несущий)
    4-10
    4
    800-1200
    70-90
    1500-2500
    60-90
    59-68
    основание
    2-6
    4-7
    1200-1600
    80-100
    2000-3000
    90-110
    58-68

    Табл. 3. Рекомендации фирмы IR-ABG по технологической настройке рабочего органа
    ее укладчиков с двойным трамбующим брусом


    Технологические параметры
    Нижний и
    верхний
    слой
    асфальтно-
    бетонного покрытия
    Несущий слой
    асфальто-
    бетонного
    покрытия
    (основания)
    Влажные
    связные
    и несвязные
    несущие слои
    основания
    (ЩПС)
    Гранулированные
    щебеночные несущие слои основания
    Толщина укладки
    35-100 мм
    80-100 мм
    150-250 мм
    150-250мм
    Скорость укладки
    3-5м/мин
    2-5 м/мин
    1,2-5 м/мин
    1,2-4м/мин
    Величина хода трамбующего бруса:
    - спереди
    -сзади


    6 мм; 0 мм
    5 мм; 5 мм


    9мм или 12мм
    5 мм


    12мм
    5мм или9мм


    12мм
    5мм или 9мм
    Частота ударов
    трамбующегобруса
    15-25 Гц
    (900-1500 в мин)
    25 Гц
    (1500 в мин)
    25Гц
    (1500 в мин)
    25Гц
    (1500 в мин)
    Частоты вибрации
    выглаживающей плиты
    40-70 Гц
    70Гц
    70Гц
    70Гц






    Каталог-справочник "Дорожная техника 2007"
    авторы статьи Костельов М.П.,
    Пахаренко Д.В., Бринкс З.К.