АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
 
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
Рассылка: Запах продаж
 
Архив статей рассылки

Выпуск № 13
(1 марта 2006г.)

Тема номера:
Торговля

1. Наше производство: торговые павильоны, палатки, киоски.

2. Музыка продаж.

3. Запах продаж.

А так же:
Вентиляция
4. Оборудование для систем дымоудаления (ДУ) и противопожарной вентиляции.



Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru



Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №13. Статья №3.

Запах продаж


Версия для печати >>
Наше производство:

 

Как же сложно в наши дни достучаться до покупателя: на потребность ему укажи, известность торговой марке обеспечь, преимущества товара освети и в магазине POS материалами убеди его, сомневающегося, совершить покупку. И до чего только не додумываются продавцы - лишь бы обеспечить продажи товару. Даже ЗАПАХИ стоят на службе торговли.

Издревле аромат использовался как один из аргументов для убеждения несговорчивого покупателя. Ничего в этом удивительного нет.

Обоняние - одно из чувств, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире и в предлагаемых товарах.

Обоняние - одно из чувств, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире и в предлагаемых товарах. Около 70% потребителей по запаху оценивают такие качества как свежесть, изысканность и даже... мощность. Как же именно они (запахи) влияют на покупателя? Попытаемся разобраться.

В одном исследовании студентам предлагали дать оценку людям, запечатленным на фотографиях. Первая группа фотографий имела неприятный запах (была обработана этилмеркаптаном), вторая же ничем примечательным не пахла. Положительные оценки людям из первой группы давались намного реже, чем из второй.

Наберемся смелости и предположим - товар, без запаха, продается лучше, чем "зловонный".

Продолжим размышления и зададимся вопросом, как будет влиять хороший запах (и какой конкретно) на продажи товара и имидж магазина?

Для начала совершим краткий экскурс в историю:

Шаманом, открывшим влияние запаха на продажи, считается доктор Алан Хирш. Народная молва превратила его не то в ароматизированного Бэтмена, не то в дурнопахнущего Робина. Достоверно известно, что ученый существует, а дальше свидетельства очевидцев путаются и расходятся. Одни источники утверждают, что мистер Хирш на заре своих исследований обработал отдел супермаркета некой ароматной субстанцией, другие заявляют, что это было в казино Лас-Вегаса. Но в чем все солидарны: таинственная жидкость увеличила продажу "ароматизированных" отделов на 25-30% по сравнению с контрольными. Дальше - больше. Доктор Хирш стал популярен и знаменит. В описаниях его последующих подвигов уже с трудом можно отличить правду от вымысла. Одно неизменно - во всех историях присутствует эссенция с неуловимым ароматом. Она увеличивает продажи на десятки процентов, а секрет ее состава хранится в строжайшем секрете. Это впечатляет и настораживает одновременно.

Ваниль, добавленная в вентиляционную систему магазина, увеличивает уровень продаж орошенных отделов на 15%.

Подручными средствами (без всяких секретных рецептов) тоже можно добиться определенных результатов:
- Ваниль, добавленная в вентиляционную систему магазина, увеличивает уровень продаж орошенных отделов на 15%.
- Книги, пахнущие свежей типографской краской, продаются лучше своих малоароматных коллег.
- Неплохо стимулирует продажи запах натуральной кожи (даже в магазине, где торгуют подделками из заменителей).
- Оптимальными для продуктовых магазинов считаются запах огурца и арбуза. Имеет смысл, впрочем, кроме запаха иметь на полках и сами их источники.
- Дорогим бутикам подойдет запах роз (обеспечить можно при помощи розового масла). Он поможет посетителю смириться с ценами домов высокой моды. Но придется обратить особое внимание на продавцов и запретить им предоставлять скидки отдельным покупателям. Запах роз делает людей сговорчивыми и податливыми. Продавец или покупатель: кто дольше вдыхает этот аромат? Делайте выводы.
- Запах цитрусовых можно использовать в конкурентной борьбы. Аромат этих фруктов рассеивает внимание - достаточно обработать им товар соперника и покупатели перестанут его замечать. (Удивительно, как люди находят апельсины?)
- Дорогие пиджаки известных марок пахнут сандаловым деревом. Запах стиля и изыска - прекрасно подойдет для магазинов одежды.
- Запах корицы и имбиря улучшат настроение покупателя и повысят работоспособность продавца - два в одном.

Вышеизложенные факты открывают радужные перспективы.

Универсального запаха для всех типов торговли и разновидностей товаров пока еще не обнаружено.

Окинем скептическим взглядом возможность использования запаха для увеличения продаж. Универсального запаха для всех типов торговли и разновидностей товаров пока еще не обнаружено. Значит, надо искать специфические ароматы, учитывая характеристики покупателей, время года, высоту над уровнем моря и фазу луны. А лучше, сначала ознакомиться с чужим опытом.

Однозначной трактовки влияния определенного запаха на поведение человека нет. Есть только предположения, зачастую диаметрально противоположные.
Согласно одним источникам запах лимона снимает усталость и придает бодрость. В Японии даже выпускают будильники, которые вместе со звуковым сигналом наполняют спальню запахом этого фрукта. С другой стороны, уже знакомый нам мистер Хирш, указывает, что запах лимона снижает производительность секретарей-машинисток на 54%. Третьи заявляют, что этот самый аромат вызывает агрессию. Взгляды специалистов на запахи расходятся. Кому верить? Кто будет виноват в спаде продаж благоухающих тумбочек? Точно не Хирш.

Японская газета "Иомиури" первой выпустила ароматизированную рекламу.
На одной из ее страниц был изображен холодильник "Тошиба", заполненный апельсинами.
Внизу была приписка: "Потри меня...".


Первой ароматизированную рекламу выпустила японская газета "Иомиури". На одной из ее страниц был изображен холодильник "Тошиба", заполненный апельсинами. Внизу была приписка: "Потри меня...". После выполнения этого действия страница начинала источать апельсиновый аромат. Оригинально! Свежо!

И вот уже новый вид рекламы зашагал по миру.
Одна американская газета опубликовала рекламное объявление с запахом жареного цыпленка. К газетным киоскам потянулись вереницы (кого бы вы думали?) бродячих собак и кошек. Рекламодатель - крупный магазин, оштрафован за нарушение порядка в городе. Конфуз! Позор!

Препятствуют этому прогрессивному (ароматному) методу воздействия на покупателя непредвиденные и непредсказуемые мелочи. Что будет, если запах товара, призванный тайным образом воздействовать на потребителя, смешается с неприятным запахом подсобки магазина? Или сольется с таким же тайным ароматом другого товара? Как поведет себя потребитель, вдохнув эту гремучую смесь? Остается только догадываться.

Восприятие запаха очень индивидуально. На это влияет специфика конкретной культуры и личностные особенности (различия в строении носа, перенесенные заболевания и травмы).
Исследования, проведенные в Японии, установили: запах сакуры стимулирует творческие процессы у японцев. Что и неудивительно - это растение, его цветки и лепестки играют важную роль в жизни страны восходящего солнца. А как этот аромат повлияет на представителей других стран? Скорее всего, что никак.

Эффективность чистящего средства российскими женщинами оценивалась по силе запаха хлорки.

Вот еще пример.
Европейца запах ладана настроит на духовный лад. А таиландец останется совершенно равнодушным к незнакомому для него аромату.

Очень красноречиво описывает культурные различия в восприятии и трактовке запаха следующий исторический факт:
В середине 80-х годов прошлого века взоры гигантов индустрии чистящих средств (P&G, SC Johnson) обратились на восток - на СССР. И потекла в страну река чистящих средств и отбеливателей. Долго заморские маркетологи ломали головы и искали причину непопулярности их продукции на территории седьмой части суши. Оказалось, что эффективность чистящего средства нашими женщинами оценивалась по силе запаха хлорки, коего в импортной продукции уже давно не было.

Итого такой:
Неприятный запах (будь то отдельно взятый товар или целый магазин) лучше устранить. Влияние запаха на продажи очевидно. Искать магический аромат имеет смысл только после того, как все остальные факторы, (цена, свойства товара, удобное расположение магазина, грамотные консультанты, реклама) доведены до совершенства.





По материалам web-сайтов:
www.mastertext.spb.ru, www.aif.ru