АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
   
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
 
Архив статей рассылки

Выпуск №98
(16 апреля 2008г.)

Тема номера:
Азбука лизина
1. Передовые виды лизинга в России
2. Почем фунт лизинга?





Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №98. Статья №2.



ПОЧЕМ ФУНТ ЛИЗИНГА?

Отвечают эксперты






АО "Михневский РМЗ"
СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ЛИЗИНГОВЫЕ СХЕМЫ ПРОДАЖ
Баровая машина
Трубоукладчик
Фреза дорожная
Баровые машины на базе МТЗ-80/82, ДТ-75, Т-170
Зимние и летние цепи
Трубоукладчики и ремонтно-строительные машины на базе ДТ-75, Т-170, Т-150К
Дорожные фрезы МДФ и ФДН на базе МТЗ-80/82
Водоотливные установки
Мобильные сварочные установки
Подметально-уборочные машины
Водоотливные установки на базе ДТ-75, МТЗ-80/82
Мобильные сварочные установки на базе МТЗ-80/82 и ДТ-75
Подметально- уборочные машины на базе МТЗ-80/82



Лизинг в России получает все большее распространение. Ни одна современная стройка не обходится без машин, приобретенных при помощи этого финансового инструмента. Какие условия приобретения техники в лизинг предлагают ведущие лизинговые компании страны? Какую технику обычно приобретают в лизинг? Популярен ли сегодня возвратный лизинг? С какими проблемами приходится ежедневно сталкиваться лизингодателям и лизингополучателям? Как удается решать возникающие спорные вопросы со страховщиками? На эти и другие вопросы отвечают специалисты ведущих лизинговых компаний.


ЭКСПЕРТЫ:

  • Вадим Богданов, директор по развитию лизинга автотранспорта компании «Премьер-Лизинг»;
  • Павел Голубков, генеральный директор лизинговой компании «Медведь»;
  • Анна Жданович, начальник отдела лизинга Санкт-Петербургского филиала ЗАО «КМБ-Банк»;
  • Андрей Закопаев, руководитель направления лизинга строительной техники группы компаний «Интерлизинг»;
  • Максим Вишневский, начальник отдела лизинга грузового автотранспорта и спецтехники компании «Глобус-Лизинг»;
  • Сергей Власенко, заместитель генерального директора.000 «BK Брокер»;
  • Борис Комлев, коммерческий директор ЗАО «Строительные Гиганты»;
  • Галина Костылева, управляющий директор 000 «Райффайзен-Лизинг»;
  • Кирилл Никитин, начальник управления развития сети продаж компании 000 «РЕСО-Лизинг»;
  • Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса ЗАО «Европлан»;
  • Валентина Полякова, директор по продажам и маркетингу ЗАО «Дельта-Лизинг»;
  • Дмитрий Рималис, директор по управлению кредитными рисками 000 «Скания Лизинг».

 

  • Какие факторы можно назвать сдерживающими в развитии лизинга? Как вашей компании удается преодолевать эти «препятствия»?


В. Богданов: Развитию лизинга в России мешает несовершенство налогового кодекса в части, регулирующей возврат НДС. Судебные решения по спорным вопросам налогообложения, принятые в пользу лизинговых компаний, остаются действительными лишь для данной компании и для данной сделки.
Мы стараемся тщательно готовить каждую сделку, производим скрупулезную проверку финансовой надежности клиента, и согласовываем схемы налоговых отчислений в соответствии с законодательством РФ.

П. Голубков: Существуют общие проблемы дорожно-строительного комплекса - избыточное количество проверяющих инстанций, непрозрачность процедуры распределения подрядов, недостаток финансирования. Как следствие, дорожникам сложно планировать свою деятельность, а ведь это ключевой фактор для привлечения таких долгосрочных инвестиций, как лизинг.
Однако динамика развития дорожной отрасли сегодня имеет ярко выраженный положительный тренд и перспективы дальнейшего ее роста очевидны. Это, безусловно, делает дорожную отрасль привлекательной для лизинговых компаний. Также важно не забывать, что дорожно-строительная техника высоколиквидна, при необходимости легко реализуема и, следовательно, является хорошим обеспечением для многих лизинговых и сопутствующих им кредитных сделок.
Лизинговая компания «Медведь» имеет серьезный опыт работы с дорожно-строительным комплексом и старается использовать методику оценки проектов по неформальным критериям. Это очень помогает в работе и дает возможность развивать отношения даже без наличия у клиента серьезной системы бизнес-планирования.

А. Жданович: В целом, ситуация на рынке достаточно благоприятная, но есть несколько моментов, которые не позволяют развиваться активнее. На сегодняшний день в области лизинга мы все еще не имеем четкой юридической и налоговой базы, и это порождает определенные проблемы. Например, лизинговые компании все еще сталкиваются с трудностями возмещения НДС. Другой фактор, замедляющий создание новых лизинговых услуг, это отсутствие развитого вторичного рынка оборудования. Недостаточно развита на текущий момент и инфраструктура лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинга в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Именно эти обстоятельства в значительной степени сдерживают развитие лизинга в России.
Мы занимаемся активным продвижением на рынке лизинговых продуктов, зачастую с предложениями по более низким ставкам. «КМБ-Лизинг» предлагает своим клиентам долгосрочные лизинговые договоры. Мы готовы заключать договоры лизинга спецтехники и транспорта от 1 года до 5 лет, а по оборудованию - до 7 лет.

А. Закопаев: «Тормозят» развитие лизинга в России следующие факторы: несовершенное лизинговое законодательство, предвзятое отношение со стороны налоговых органов, отсутствие на рынке специализированного программного обеспечения для лизинговых компаний, серый бизнес в регионах.

М. Вишневский: Хотелось бы отметить факторы, которые могут не позволить клиенту воспользоваться лизинговой услугой — в конечном итоге, они также влияют на развитие лизинга в целом.
В частности, лизинговую компанию может не устроить финансовая отчетность, которую предоставить потенциальный лизингополучатель. С другой стороны лизингополучателя могут не устроить ограничения по стоимости и срокам лизинга.
Однако в последние годы лизинговые платежи уменьшаются, а сроки лизинга постепенно увеличиваются. Это вопрос скорее развития всей отрасли в целом, так как лизинговая компания работает с банками, страховыми компаниями, поставщиками. Развитие банковской сферы, конкуренция среди страховщиков и поставщиков может положительно отразиться и на лизинге.
Компания «Глобус-Лизинг» работает с каждым клиентом индивидуально, предлагая различные варианты. В частности, в компании существует специальная программа по лизингу грузового автотранспорта и спецтехники, позволяющая оперативно рассматривать заявки клиентов по сделкам до 1 0 млн. рублей.

С. Власенко: Одним из сдерживающих факторов является непрозрачное ведение бизнеса потенциальными лизингополучателями. Лизинговые компании оценивают свои риски при финансировании сделок, как правило, по официальной отчетности, а она не всегда показывает реальное финансовое положение лизингополучателя.
В данной ситуации приходится опираться на рассмотрение управленческой отчетности клиента, либо привлекать к сделке поручителя, финансовое состояние которого позволяет нести солидарную ответственность по исполнению обязательств лизингополучателем перед лизингодателем.

Б. Комлев: В качестве факторов, сдерживающих развитие лизинга, можно назвать отсутствие у российских банков так называемых «длинных» кредитов. Иными словами кредиты под лизинговые программы даются не более чем на 4-5 лет. За это время вполне может окупиться подержанная строительная техника, потому что сумма ежемесячного лизингового платежа в среднем меньше выручки от эксплуатации машины. В случае с новой техникой - все наоборот: при стоимости одной единицы техники порядка 1 млн. евро, она не отрабатывает стоимость лизинга в первые 4—5 лет, и поэтому не каждое предприятие может позволить себе ее купить. А покупка техники в лизинг актуальна именно для малых и средних предприятий, зачастую не имеющих свободных денег и поэтому нуждающихся в лизинге как в инструменте финансирования. Вот и получается, что отсутствие «длинных» кредитов частично тормозит развитие самого лизинга.
Вторым злободневным фактором, сдерживающим развитие лизинга в нашей стране можно назвать текущую политико-экономическую ситуацию, вызванную парламентскими и президентскими выборами. В условиях, когда перед выборами российские банки фактически прекращают предоставлять кредиты всем предприятиям (за исключением предприятий-монополистов, обеспечивающих основные потребности страны), говорить о каком-либо развитии лизинга становится просто бессмысленно, потому что без банковских кредитов большинство лизинговых компаний не могут финансировать сделки.

Г. Костылева: Сдерживающими факторами являются срок лизинга и стоимость финансирования. Для крупных и долгосрочных партнеров нашей компании, как лизингополучателей, так и поставщиков, мы находим возможность пойти навстречу клиентам и предлагаем специальные условия лизинга. Что касается срока лизинга, то он связан непосредственно со сроком амортизации предмета лизинга. Нецелесообразно растягивать срок лизинга, если наиболее эффективным является привязка к его полной амортизации в течение договора лизинга.

К. Никитин: Главный сдерживающий фактор в настоящее время - недостаток долгосрочных ресурсов и высокая банковская ставка кредитования. Принципиальным фактором, сдерживающим развитие лизинга, является законодательный запрет лизинга для физических лиц и наличие налога на добавленную стоимость.

А. Михайлов: Так как объем потребностей в финансировании приобретения оборудования и транспорта в России колоссален, мы не видим особых факторов, которые сдерживали бы развитие лизинга. По данным совместного исследования журнала «Финанс» и ассоциации «Рослизинг», в первом полугодии 2007 г. наш рынок установил очередной рекорд абсолютного и относительного (+86%) роста. Этот период оказался самым успешным за всю историю российского лизинга. За одно полугодие был почти достигнут совокупный объем всего 2006 г. Сумма заключенных в 1-м полугодии 2007 г. лизинговых сделок в России составила около $14 млрд. (около $16 млрд. по оценке «Эксперт РА» и «КоммерсантЪ»). Впервые в истории российского лизинга компании-лизингополучатели за одно только полугодие предъявили такой ошеломляющий по объему спрос на лизинговые услуги, а российский лизинг опередил по объему зрелые рынки, например: Швеции, Австрии, Нидерландов, Швейцарии, Австралии, - а также такие инвестиционнопривлекательные рынки, как рынки Бразилии, Китая, Индии, Турции.
Компания Europlan ставит свои рекорды абсолютного и относительного роста - около 100% в год. Этому способствует стратегическая ориентированность компании на розничный лизинг и концентрация на лизинге транспорта и самоходных машин.
Известно, что лизинг корпоративного автотранспорта прирастает на 70-80% в год и растет также бурно, как и продажи автомобилей в России. Это объясняется разнообразием и популярностью качественных автомобилей, их ценовой привлекательностью. Последние два года продажи автотранспорта растут темпами, не опускающимися ниже 50%. Увеличивающаяся покупательная способность населения и бизнес-потребности компаний стимулируют спрос на авторынке. Соответственно, вместе с ростом спроса на машины, увеличивается потребность в том, чтобы находить для этих приобретений финансирование. Лизинг делает покупку транспорта для организаций и индивидуальных частных предпринимателей более доступной и экономичной, способствуя, таким образом, развитию рынка.

Д. Рималис: Негативными факторами можно назвать долгие процедуры возврата НДС из бюджета и возврата объектов лизинга в случаях невыполнения платежных обязательств лизингополучателей.
Данные вопросы решаются через суд, - взыскание просроченной задолженности осуществляется при решении суда через судебных приставов-исполнителей, через коллекторские агентства.

  • Какова доля лизинга дорожно-строительной техники в общем объеме оказываемых вами лизинговых услуг?

В. Богданов: Доля лизинга автотранспорта и спецтехники за 9 месяцев 2007г. составляет 46%. Из них легковые автомобили - 28%;  грузовые автомобили - 47%; спецтехника - 11%; автобусы - 1%.

П. Голубков: По предварительным оценкам к концу года строительно-дорожная техника будет занимать порядка 15-20% лизингового портфеля нашей компании.

А. Жданович: На сегодня в портфеле филиала «КМБ-Лизинг» в Санкт— Петербурге доля дорожно-строительной техники составляет около 20%.

А. Закопаев: По итогам 9 месяцев 2007 г. нашей компанией заключено было договоров лизинга в сегменте строительной техники на сумму более 2 890 млн. руб. (40% от общей суммы договоров), из которых дорожно-строительной техники (катки, дорожные фрезы, укладчики) - более 500 млн. руб.

М. Вишневский: Общая сумма заключенных договоров за 9 месяцев 2007 г. по лизингу грузового транспорта и спецтехники составила более 800 млн. рублей. Для сравнения, за весь прошлый год этот показатель составил около 400 млн. руб. В указанную сумму входит и лизинг дорожно-строительной техники, объемы которого на протяжении последнего времени в нашей компании стабильны. В 2006 г. в структуре заключенных договоров объем лизинга строительной техники составил 13,1 %.

С. Власенко: Сделки по лизингу дорожно-строительной техники составляют около 90% от всего объема проводимых операций. Это можно объяснить как политикой нашей компании, так и собственно высокими темпами развития строительной индустрии в России.

Г. Костылева: В ООО «Райффайзен-Лизинг» доля дорожно-строительной техники на конец 2006 г. составила 29% от общего объема оказываемых услуг.

К. Никитин: В 2007 г. доля лизинга дорожно-строительной техники в нашем портфеле договоров составила более 19 %, а в 2006 г. была всего 14%. Мы прогнозируем дальнейший рост этой доли.

А. Михайлов: Доля самоходных машин и спецтранспорта в портфеле Europlan составляет 11%, около $40 млн. за один только 2007 год.
В целом объемы лизинга дорожно-строительной техники прямо пропорциональны темпам роста общего объема продаж данного вида техники в России, который, в свою очередь, зависит от количественной и стоимостной динамики. Количественный рост продаж строительной техники демонстрируют данные статистики импорта и отечественного производства. Второй же, денежный показатель, зависит от средней стоимости техники, производимой в России и поставляемой из-за рубежа. В целом, намечается такая тенденция - российские компании начинают приобретать все более качественную, а, значит, более дорогую технику.

В. Полякова: По итогам первого полугодия 2007 г. 11 % от общего объема новых сделок составила строительная техника (объем нового бизнеса - 313 млн. руб.), на долю дорожно-строительной техники пришлось 6%, что составило 154 млн. руб.
В рейтинге лизинговых компаний России ЗАО «Дельта-Лизинг» занимает 18 место по объему новых сделок в сегменте дорожно-строительной техники (Источник РА «Эксперт»). Стоимость приобретенной и переданной в лизинг строительной техники на 31.08.07 составила $37,7 млн.

Д. Рималис: Доля дорожно-строительной техники (самосвалы) в общем объеме оказываемых лизинговых услуг составляет 10 %.

  • Какую именно технику вы чаще всего оформляете в лизинг?

В. Богданов: В лизинговом портфеле компании объем сделок по спецтехнике и грузовому автотранспорту увеличился на 79%, увеличилась средняя стоимость сделки с 2,2 млн. до 2,5 млн. рублей. Наиболее востребованными предметами лизинга является: грузовой автотранспорт, самосвальная техника, погрузчики, катки и грейдеры. Это объясняется ростом строительного рынка России, который начался лет 5 назад, и будет продолжаться в ближайшей и среднесрочной перспективе.

П. Голубков: Одинаково востребованы все виды дорожно-строительной техники. Если мы говорим о приоритетах в выборе производителя - российского или зарубежного, здесь все зависит, в первую очередь, от вида техники (ее назначения), а также от возможностей клиента. Наша компания достаточно часто закупает для своих клиентов погрузчики и бульдозеры отечественного производства. Но если предметом лизинга являются дорожная фреза или асфальтосмесительная установка, то почти всегда речь идет об импортном производителе.

А. Жданович: Лизинговый портфель нашей компании сформирован из договоров лизинга транспортных средств, включая легковые и грузовые автомобили, спецтехнику и оборудование.

А. Закопаев: В сегменте строительной и дорожно-строительной техники количественно больше всего передается в лизинг экскаваторов, бульдозеров и катков различных типов. По стоимости имущества первенство держат асфальтоукладчики, в виду своей дороговизны.
Наша компания является учредителем арендной компании «Рентал-Тех», которая оказывает дорожно-строительным компаниям услуги по передачи землеройной техники в аренду.

М. Вишневский: В 2007 г. по интересующему вас направлению мы предоставляли в лизинг катки, дорожные фрезы, асфальто-бетонные заводы и другую дорожно-строительную технику.

С. Власенко: Наиболее востребованы тягачи и самосвальная техника европейского производства (Scania, Volvo, Iveco, MAN).

Г. Костылева: Технику марок Liebherr, Wirtgen, Hitachi, Caterpillar, JCB, Marini.

К. Никитин: Чаще всего в заявках мы встречаем экскаваторы и погрузчики.

А. Михайлов: В компании Europlan наиболее развит лизинг грузового и легкового транспорта, а также специальной техники, - это быстрореализуемые сделки с оборудованием стоимостью до $200 тыс.
Профинансировав более 25 тыс. договоров лизинга, мы видим, что в данном сегменте наши клиенты предпочитают не тяжелую (карьерную) технику, а фронтальные погрузчики, экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, асфальтоукладчики и катки. Очень популярна различная коммунальная, уборочная и складская техника.

В. Полякова: Мы профинансировали приобретение различной спецтехники (экскаваторы, бульдозеры, краны, погрузчики, бетоносмесители, катки, самосвалы, автогрейдеры, бурильные машины, асфальтоукладчики и мн. др.) крупнейших отечественных и импортных производителей, таких как КАТО, Liebherr, Hitachi, Caterpillar, Ko-matsu, Isuzu, Hyundai, Kobelko, Bobcat, КАМАЗ, «Ивеко-Урал»; а также сверх современного оборудования для горизонтально-направленного бурения, производства США. Наши поставщики-партнеры: ООО «Сахалин Машинери», Хабаровский автоцентр КамАЗ, ООО «Интеррамаш-сервис», ООО «Либхерр-Русланд», ООО «Минитэкс Сибирь», ООО «Хино-Владивосток», ЗАО «Техсервис-Хабаровск», ООО «Востоктран-ссервис», ООО «Ивеко-Уралаз», ТД «Уралкран».

Д. Римопис: Грузовой автотранспорт.

  • Популярен ли сегодня возвратный лизинг? Почему?

В. Богданов: В сделке возвратного лизинга компания-лизингополучатель вначале продает оборудование лизингодателю, а затем берет его в лизинг. Это позволяет компании повысить эффективность использования капитала, направить дополнительные средства, которые ранее были «заморожены» в основных фондах, на расширение бизнеса.
Возвратный лизинг у нас в стране почти не развит, в 2006 г. в компании «Премьер-Лизинг» на долю возвратного лизинга пришлось 4,2% от всего объема сделок.
Несовершенство налогового законодательства тормозит развитие возвратного лизинга. Каждая сделка становится объектом пристального внимания налоговых органов. В связи с тем, что отношение налоговых органов к интерпретации возвратного лизинга с годами не меняется, перспективы развития данного вида лизинга довольно туманны.

А. Жданович: На сегодня «КМБ-Лизинг» готов предоставить своим клиентам услугу возвратного лизинга. Этот вид лизинга представляет собой систему из двух соглашений, при которой владелец продает оборудование в собственность другой стороне с одновременным заключением договора о его долгосрочной аренде у покупателя. В качестве покупателя здесь обычно выступают коммерческие банки, инвестиционные, страховые или лизинговые компании. В результате проведения такой операции меняется лишь собственник оборудования, а его пользователь остается прежним, получив в свое распоряжение дополнительные средства финансирования. Инвестор же, по сути, кредитует бывшего владельца, получая в качестве обеспечения право собственности на его технику впоследствии.

А. Закопаев: Сделки по возвратному лизингу заключаются, и подобный опыт у нашей компании есть. Однако финансовый лизинг гораздо более популярен, так как строительные и дорожно-строительные компании все больше внимания уделяют планированию и заранее выбирают способ приобретения техники, все большее предпочтение отдавая лизингу.
Дело в том, что суть возвратного лизинга заключается в том, что клиент сначала должен получить технику в собственность, после чего продать по договору купли-продажи лизинговой компании, и продолжить использование техники на основании договора лизинга. Для того чтобы изначально приобрести технику в собственность клиенту необходимо отвлечь достаточно большой объем оборотных средств, что при высокой рентабельности строительного бизнеса просто не выгодно, поэтому целесообразней сразу заключить сделку финансового лизинга. Однако если предприятие все же является собственником определенного имущества и желает оформить возвратный лизинг, мы с удовольствием ему в этом поможем.

М. Вишневский: В нашей стране законодательно определен только финансовый лизинг. По закону лизингополучатель и продавец может быть одним лицом. Это и определило возможность возникновения явления «возвратного лизинга». Из-за неоднозначной трактовки этого механизма налоговыми органами мы предельно внимательно относимся к подобным сделкам. Если целью такой сделки для клиента является возмещение инвестиционных затрат, то в этом присутствует экономический смысл, и мы рассматриваем подобные заявки.

С. Власенко: Лизинг с обратным выкупом техники лизинговой компанией не популярен ввиду того, что лизингодателям не нужна техника, которую они передают в лизинг, ведь основной деятельностью лизинговой компании является финансирование сделок, а не строительные работы.

Б. Комлев: Обратный лизинг сегодня популярен, потому что дает возможность пополнить оборотные средства предприятию после того, как оно уже выкупило технику у лизинговой компании.

Г. Костылева: На наш взгляд, для клиентов гораздо важнее обращаться к услугам лизингодателя именно в случае приобретения новой техники с целью минимизиции рисков поставщиков и улучшения качества договоров поставки. В то же время иностранные поставщики гораздо охотнее принимают риски крупной лизинговой компании как покупателя, чем отдельных российских клиентов. «Райффайзен-Лизинг» не предлагает возвратный лизинг среди своих продуктов.

К. Никитин: Да, такие запросы и сделки встречаются, но они не столь популярны. Хотя для клиента это самый быстрый и безболезненный способ пополнения оборотных средств, так как бизнес-процессы при этом нисколько не нарушаются. Усложняющим моментом здесь является необходимость перерегистрации авто- и самоходной техники, а также грамотный финансовый расчет у лизингополучателя-продавца, чтобы не попасть на лишний НДС.

А. Михайлов: Возвратный лизинг является одной из разновидностей финансовой аренды - лизинга. Он всегда был и будет менее распространенным по сравнению с прямым. В то же время возвратный лизинг представляет ряд преимуществ, которые всегда будут востребованы в определенном объеме, это:
• привлечение долгосрочного финансирования через лизинг;
• налоговая оптимизация по налогу на прибыль и налогу на имущество за счет сокращения срока амортизации предмета лизинга;
•  аутсорсинг расходов по обслуживанию автопарка за счет включения в лизинговые платежи дополнительных услуг;
•  мотивация персонала за счет использования обратного лизинга в форме оперативного лизинга, позволяющего лизингополучателю предоставить своим сотрудникам право выкупить автомобили по остаточной стоимости, заложенной в расчет обратного лизинга.

Наиболее распространенным на сегодняшний день является обратный лизинг производственного оборудования, в том числе и грузового автотранспорта и самоходной техники, позволяющий лизингополучателю получить долгосрочное финансирование от лизинговой компании на пополнение оборотного капитала, инвестиционные цели и другие проекты. Спрос на данные услуги является стабильным и увеличивается пропорционально росту объема рынка лизинга.

Д. Рималис: Данный инструмент довольно динамично развивался в России до тех пор, пока Министерство по налогам и сборам не стало рассматривать его как схему ухода от налогов и легализации доходов, полученных незаконным путем. Особенно ярко это проявилось в 2006 г., когда до середины года возвратный лизинг быстро рос, а после действий налоговых органов стал просто сходить на нет. Развитию данного вида лизинга препятствует, прежде всего, отсутствие четкого законодательства, и, как следствие, претензии со стороны фискальных органов и связанные с этим для лизингодателя налоговые риски. В последнее время произошли позитивные изменения после решения ВАС в пользу «Ханса Лизинг».

  • Как вы считаете, что выгоднее вашим клиентам: аренда или лизинг?

В. Богданов: Приобретение транспортных средств по лизинговой схеме, несомненно, более эффективное вложение денежных средств. Расчеты показывают, что сумма арендных платежей мало отличается от лизинговых по аналогичному имуществу, с одним очень важным условием: по окончании договора лизинга имущество перейдет в собственность лизингополучателя. А по окончании аренды — останется в собственности арендодателя. Что выгоднее - ответ очевиден.

П. Голубков: Все зависит от целей, которые ставит перед собой предприятие. В том случае, если техника нужна только для выполнения краткосрочного подряда (во временное пользование), компании обычно берут ее в аренду, несмотря на то, что арендные платежи могут в несколько раз превышать платежи по лизинговым графикам. Если же предприятие намерено расширить или обновить парк машин и оборудования, постоянно необходимого для работы, оно, как правило, прибегает к лизингу.
Основное преимущество лизинга в данном случае - это возможность получения долгосрочного финансирования на оптимальных условиях с последующим переходом предмета лизинга в собственность. Кроме того, весь период лизинга техника не поступает на баланс предприятия-лизингополучателя, налог на имущество на эту технику не выплачивается.

А. Жданович: Для того чтобы говорить о выгодности того или иного продукта, необходимо знать, для чего клиенту необходима техника или оборудование, на какой срок и т. д. В одних обстоятельствах клиенту будет интересна аренда, в других - лизинг.
Вне всякого сомнения, аренда техники имеет свои преимущества, к примеру, для тех, кому техника необходима на короткие сроки для выполнения определенных работ. Компания оплачивает арендные платежи. При необходимости аренда может использовать и трудовые ресурсы. К явным недостаткам аренды можно отнести, во-первых, то, что арендатор постепенно повышает арендные платежи. Во-вторых, право собственности на транспорт остается у арендатора вне зависимости от срока действия договора аренды. Лизинг транспорта, в отличие от аренды, позволяет по окончании срока договора стать ее полноправным собственником. Поэтому, если компания планировала приобрести технику себе в собственность за счет кредитных либо собственных ресурсов, то в данном случае стоит рассмотреть приобретение ее в лизинг. Лизинговые платежи утверждаются на момент заключения договора лизинга и в дальнейшем не увеличиваются. Величину же лизингового платежа сегодня часто можно сопоставить с величиной арендного. В результате, если компания может инвестировать в приобретение техники от 20% стоимости, лизинг для нее становится тем финансовым инструментом, который позволяет сэкономить на налоге на прибыль, НДС и налоге на имущество, а также гарантирует по окончании договора лизинга получение ликвидной техники в собственность.

А. Закопаев: Дело в том, что и аренда и лизинг являются самостоятельными «продуктами» и могут быть применены клиентом в разных ситуациях, зависящих от определенных обстоятельств.
Нашей компанией был разработан принцип оптимального финансирования парка строительной техники, основной смысл которого заключается в том, что большая часть техники необходима предприятию в собственность, так как на этот фиксированный объем есть постоянная загрузка на длительный период времени (3-5 лет). У строительной компании могут возникать не запланированные заказы (на срок от 1 до 3 лет), под которые целесообразно привлекать технику по средствам оперативного лизинга (так как по факту завершения работ необходимость в техники отпадает, и она может быть возвращена лизингодателю либо поставщику). Так же время от времени у строительной компании могут возникать потребности по краткосрочному (до 1 года) привлечению техники для выполнения разовых работ, для этих целей как нельзя лучше приходится аренда.

М. Вишневский: Лизинг - одна из разновидностей аренды, в частности, финансовой аренды. Особенностью лизинга является сопоставимость срока лизинга со сроком эксплуатации объек­та. Как правило, по окончании сделки объект лизинга переходит к лизингополучателю. Что касается выбора в пользу того или иного вида аренды, то он зависит от конечных задач клиента.

С. Власенко: Давая ответ на этот вопрос, нужно рассматривать специфику деятельности клиента: на какой форме бухгалтерской отчетности он находится, насколько его бизнес подвержен сезонности. Ведь иногда компании совсем не нужно приобретать какое-либо имущество в лизинг с обязательным выкупом, достаточно взять в аренду на несколько месяцев, на момент производственной необходимости.

Г. Костылева: Безусловно, лизинг является более выгодным механизмом, чем аренда, так как по окончании договора лизинга предмет лизинга переходит в собственность клиента, а классическая аренда не предполагает перехода собственности по истечении срока аренды.

К. Никитин: Обычно компании (юридические лица) используют лизинг. Это выгодно сточки зрения финансов, налогов, простоты получения и оформления услуги и возможностью применения механизма ускоренной амортизации. Услуги по аренде мы не предоставляем, но, думаю, данная услуга выгодна скорее для разовых, коротких проектов клиента. Для долгосрочных проектов лизинг - оптимальное решение.

A. Михайлов: При лизинге клиентам доступны все заложенные в российском законодательстве налоговые льготы для предприятий: применение коэффициента ускоренной амортизации до 3 позволяет снизить налог на имущество; отнесение лизинговых платежей на себестоимость - снизить налог на прибыль.

B. Полякова: Клиенты, работающие на общей системе налогообложения, при приобретении техники в лизинг могут законно снизить налогооблагаемую базу:
•  платежи по лизинговому договору в полном объеме относятся на себестоимость, а это уменьшает налог на прибыль;
•  сумма НДС по договору лизинга в полном объеме ставится к зачету;
•  клиент не платит налог на имущество в полном объеме благодаря ускоренной амортизации.
В результате совокупность налоговых льгот позволяет сэкономить 10-15% при покупке техники в лизинг по сравнению с традиционным банковским кредитованием.

Д. Рималис: Преимущества лизинга для наших клиентов, прежде всего, в возможности выкупа автомобиля в собственность по окончании срока действия договора лизинга по фиксированной, минимальной выкупной стоимости в отличие от аренды. Кроме того, при правильной эксплуатации техники в период лизинга, рыночная стоимость машины будет значительно больше бухгалтерской. Это позволит компании получить прибыль в случае продажи машины после окончания срока лизинга.

  • Расскажите о вашем взаимодействии со страховыми компаниями? Кто больше рискует: клиент или лизингодатель? Страхуются ли какие-либо нестандартные риски?

В. Богданов: Риски в лизинговой сделке несут и клиент и лизингодатель. Клиент может столкнуться с невозможностью уплаты лизинговых взносов, если денежные потоки в период действия лизингового контракта окажутся недостаточными в результате непредвиденных обстоятельств. Следом может пострадать лизингодатель, который столкнется с необходимостью изыскивать дополнительные денежные средства для выплаты кредита в банк, финансировавший сделку. Чтобы избежать последствий дефолта по лизинговой сделке, лизингодатель чаще всего выставляет требование страхования имущества. Страхование происходит или за счет клиента (более распространенная практика), или за счет лизингодателя.
Предмет лизинга страхуется от рисков утраты, гибели или повреждения. Сторона, которая получит страховую выплату при наступлении страхового случая, определяется договором лизинга, а затем прописывается в страховом договоре. При желании лизингополучателя и по согласованию со страховой компанией мы можем застраховать любые нестандартные сделки.

А. Жданович: В настоящее время лизинг получает все большее развитие в России. Как следствие, растет объем лизинговых операций, расширяется перечень возможных предметов лизинга, соответственно увеличивается риск их утраты, повреждения или иного изменения, препятствующего нормальной реализации договорных отношений. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос о страховании лизингового имущества. Хотя действующее законодательство не предусматривает обязательного страхования лизингового имущества, практика показывает, что большинство лизинговых компаний вынуждает это делать. Так, страхование лизингового имущества — пока самый популярный вид страхования при осуществлении лизинговой деятельности. В нашей компании договор страхования заключается на период с момента поставки имущества продавцом до окончания действия договора лизинга. Страхователь и выгодоприобретатель по договору страхования предмета лизинга определяются в договоре лизинга. Как правило, страхователем выступает лизингополучатели, а выгодоприобретателем — лизингодатель в соответствии с распределением рисков между ними.
В «КМБ-Лизинг» принято говорить о страховых компаниях как о партнерах. А партнерство предусматривает взаимовыгодную работу. Сотрудничество с крупнейшими российскими страховщиками позволяет нашим клиентам выбрать компанию, которая сможет предложить оптимальные условия страхования.
Страхование лизинга - это, прежде всего, классические виды имущественного страхования. Они гарантируют компенсацию ущерба предмету лизинга в результате «пожара», «удара молнии», «кражи или грабежа имущества», «противоправных действий третьих лиц», «стихийных бедствий», «затопления водой» и наступления прочих страховых случаев. Очевидно, что перечень рисков в первую очередь зависит от вида предмета лизинга. Так, взрывоопасное или пожароопасное оборудование, безусловно, необходимо страховать от взрыва или пожара, а транспортные средства - от утраты в результате угона или конструктивной гибели. Стоимость страховки в каждом конкретном случае рассчитывается отдельно. Размер страхового тарифа зависит от стоимости лизингового имущества, степени его износа, условий эксплуатации и выбранной программы страхования. На стоимость страховки влияет также и регион использования лизингового имущества.

А. Закопаев: Наличие аванса позволяет часть рисков перенести на клиента, но сегодняшняя тенденция по снижению авансов говорит о том, что лизинговые компании готовы брать на себя все большие риски. Однако работа с рисками - это нормальная практика лизинговой компании, и чем лучше работа с рисками на первом этапе оценки клиента, тем меньше в будущем неплатежи.
Предмет лизинга является основным залогом при лизинговой сделке и должен быть обязательно застрахован. В связи с тем, что объемы техники, застрахованные в страховых компаниях, позволяют им получать специальные корпоративные тарифы, клиенту зачастую выгодней и дешевле страховать имущество через лизинговую компанию.
Риски, как правило, стандартные: угон, разбой, грабеж, град, авария, противоправные деяния третьих лиц и т.д., в зависимости от вида имущества и условий страхования.

М. Вишневский: Компания «Глобус-Лизинг» работает с разными страховыми компаниями. Добровольное страхование — неотъемлемая часть любого лизингового договора, являющаяся фактором, снижающим риски всех участников сделки. Как правило, в договоре возможные риски разделяются между лизингополучателем и лизинговой компанией.

С. Власенко: В связке лизингодатель-лизингополучатель наибольшие риски несет клиент. Ведь лизинговая компания страхует все свои риски по утере и порче имущества, приобретаемого в лизинг за деньги клиента, а не за свои, даже если страхование включено в лизинговые платежи.

Б. Комлев: Пожалуй, больше рисков у клиента. Лизингодатель всегда может продать технику и вернуть свои деньги, а клиент может потерять деньги, если выкупленная техника их не отработает.
Нестандартные риски клиентов сейчас не страхуются. Однако есть другая сторона медали - нестандартное страхование рисков некоторых иностранных лизинговых компаний. Речь идет о компаниях, выходящих на российский рынок и пытающихся застраховать свои риски от работы с нашими предприятиями путем предложения нестандартных схем лизинга. Например, такие компании требуют внести крупный единовременный платеж (еще до заключения сделки, т. е. не стандартный авансовый платеж, а некий сбор), при этом не дают гарантии, что финансирование сделки состоится, и если она не заключается, платеж не возвращается. Надо отметить, что крупные иностранные лизинговые компании к таким схемам работы на российском рынке не прибегают, как, впрочем, и нигде в мире.

Г. Костылева: Все взаимодействие со страховыми компаниями основывается на заключении генеральных соглашений, в которых оговариваются основные условия страхования, с уче­том специальных условий для «Райффазен-Лизинг» как крупного страхователя имущества. Без заключения генеральных соглашений мы работаем в том случае, если страхует лизингополучатель. Тогда все договоры страхования проверяются на соответствие нашим требованиям.
Все имущество, передаваемое в лизинг, страхуется на полную стоимость (рыночную), чтобы минимизировать все риски. Если имущество страхуется на сумму непогашенной задолженности, то рискует лизингополучатель. Нестандартные риски не страхуются.

К. Никитин: У нас существует партнерское соглашение с ведущей страховой компанией «РЕСО-Гарантия», которое предусматривает специальные льготные условия и тарифы для наших клиентов.
Кроме того, мы можем учитывать страховую премию в общей сумме сделки и распределить в ежемесячных платежах, чтобы снять с клиента бремя единовременной оплаты страховой премии. Кто больше рискует - вопрос относительный. Клиент рискует в своем бизнесе, лизинговая компания - в своем. Как правило, страхуются риски хищения, гибели и ущерба имущества. Иногда страхуют риск при перевозке имущества. Страхование финансовых рисков в лизинговом бизнесе не прижилось, хотя такой продукт есть в ряде страховых компаний.

А. Михайлов: С точки зрения лизингополучателя, страхование имущества от аварий, несчастных случаев и, конечно, кражи и ущерба в результате действия третьих лиц является неотъемлемой частью пользования чужим имуществом. Лизинговая компания как собственник оборудования заботится о защите своих имущественных интересов, да и, как показала практика, это не раз выручало и самого лизингополучателя. Потратив десятые доли процента на страхование оборудования или станка, пользователь обходился без потерь тысяч и, даже, миллионов долларов ущерба, который иногда возникает не по его вине. С техникой может произойти все, что угодно. Естественно, чтобы не нагружать клиента этими хлопотами, страхование обычно является частью лизинговой услуги. Лучше обращаться в лизинговые компании, которые работают с несколькими страховщиками. Это будет гарантией того, что клиент получит страховую услугу по более низким тарифам. Если же лизинговая фирма включает сумму страховых платежей в договор о лизинговых услугах и не дает возможности заключить отдельный договор на страхование, - это признак того, что она работает только с одним страховщиком. А их интересы могут пересекаться, что невыгодно для клиента, поскольку последний, вероятнее всего, покупает страховую услугу по завышенной цене.
С точки зрения лизингодателя и возможностей страхования не только самих предметов лизинга и рисков, связанных с его эксплуатацией, то их не так много, как может показаться на первый взгляд. Страхование финансовой ответственности лизингополучателей, т. е. возмещения страховой компанией лизинговых платежей в случае дефолта лизингополучателя, не получило должного развития. Примеры рыночного использования такого механизма едва ли можно обнаружить на российском рынке лизинга. А если таковые и есть, то в рыночных условиях его стоимость должна быть сопоставима со стоимостью самой лизинговой услуги, что сделало бы сделку в итоге беспрецедентно дорогой для лизингополучателя. Да и функция лизинговой компании в сделке с таким страховым покрытием оказалась бы сомнительной с точки зрения добавленной стоимости. Поэтому большинство лизингодателей принимают риск на свой баланс и ограничиваются классическим страхованием принадлежащих им предметов лизинга и рисков, связанных с эксплуатацией их лизингополучателями.

Д. Рималис: В настоящее время «Скания-Лизинг» взаимодействует со страховыми компаниями - лидерами Российского страхового рынка. Основной риск, от которого мы страхуем парк техники, переданный в лизинг нашим клиентам, это риск повреждения корпуса транспортного средства или КАСКО. Данное страхование необходимо для обеспечения бесперебойной работы подвижного состава и уменьшения издержек лизингополучателей на ремонт транспортного средства в случае ДТП. В том случае, если транспортные средства не будут застрахованы, участники сделки несут определенные риски. Если компания лизингополучатель планирует определенный грузооборот и когда бизнес-план не выполняется в результате простоя ТС или отсутствия у компании денег на оплату ремонта, это влечет за собой целую цепь событий, например, отсутствие предполагаемого дохода, возможную просрочку в выплате лизинговых платежей. Соответственно у лизингодателя возникает риск потенциального дефолта клиента и т.д. Для защиты бизнеса клиента нами разрабатываются программы дополнительного страхования, которые в скором времени будут им предложены.
Мы страхуем следующие нестандартные риски: опрокидывание самосвалов в результате проседания грунта; эвакуация транспортного средства с места ДТП на расстоянии до 3000 км; добровольное страхование гражданской ответственности на период лизинга (увеличенный лимит ответственности по желанию клиента).

Лизинговая компания

Авансовый платеж, % от стоимости техники

Срок лизинга

Удорожание,
в год

Примечания

«Глобус-Лизинг»

от 20%

до 3 лет

 

Компания предлагает гибкую систему лизинговых платежей. В 2006-2007 гг. была разработана специальная программа по лизингу грузового автотранспорта и спецтехники, в том числе и дорожно-строительной. Она предусматривает ускоренное рассмотрение сделок, не превышающих 10 млн. руб. Двухлетний опыт внедрения программы показал ее высокую эффективность.

Группа компаний «ВК»

от 10%. Возможны сделки без внесения аванса

до 7 лет

удорожание зависит от аванса, срока договора лизинга, валюты договора.

компания является независимым от какой-либо лизинговой компании брокером: клиентам предлагаются разнообразные условия по авансу, сроку и количеству денежных средств, привлекаемых для финансирования сделки по лизингу. Все зависит от условий выдвигаемых лизингополучателем, его финансового состояния и вида приобретаемой техники.

«Дельта-Лизинг»

от 15%

новая техника - до 4-5 лет,
б/у - до 3 лет

 

Финансируется как новая, так и бывшая в употреблении техника, оптимальный возраст б/у техники до 10 лет. Отсутствие требований по залогу - достаточно оплатить аванс. Обязательное страхование осуществляется по льготным ставкам. Различные варианты графиков платежей, в том числе с учетом сезонности бизнеса клиента. Компания предлагает как стандартный лизинг (программа для клиентов, заинтересованных в длительном сроке договора, стоимость техники - от $20 000), так и экспресс-лизинг (программа для клиентов, заинтересованных в максимально коротком сроке принятия решения, стоимость техники - до $300 000. Программа разработана для покупки в лизинг погрузчиков, экскаваторов, бульдозеров и автокранов).

«Европлан»

от 15%

до 5 лет

от 7%

Для оформления лизинга от лизингополучателя требуются только уставные документы и балансы на две отчетные даты. Europlan в течение 15 минут примет решение и подготовит график платежей.

«Интерлизинг»

20-25%

3-5 лет

 

Компания предлагает сезонные графики лизинговых платежей, чтобы снизить финансовую загрузку на зимний период и увеличить объем платежей в сезон. Срок поставки дорожно-строительной техники, как правило, достаточно длительный, поэтому «Интерлизинг» предлагает отсрочку погашения основного долга на срок поставки техники. Если контракты на по­ставку строительной техники заключаются на значительные суммы, есть возможность привлечения западного финансирования, что позволяет сделать лизинговый расчет дешевле.

«КМБ-Банк»

от 20%

1-5 лет

от 6,7%

Возможность оформления лизинга без залога. Страхование в ведущих страховых компаниях.

«Медведь»

от 15%

1-4 лет

8-11%
(в зависимости от суммы и срока сделки, размера авансового платежа).

Компания предлагает системы ежемесячных или ежекварталь­ных платежей. Одно из условий компании: лизингополучатель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, при этом срок активной деятельности лизингополучателя - не менее 1 года. Учет предмета лизинга производится, чаще всего, на балансе лизингодателя.

«Премьер-Лизинг»

от 20%

1-5 лет

от 9,5% в долларах, от 11,5% в рублях.

Компания сотрудничаете крупными поставщиками автотранспорта и спецтехники. Разработанные совместные программы позволяют предлагать лизингополучателю льготные условия приобретения автотранспорта в лизинг. Также компания имеет большой опыт проведения международных контрактов.

«Райффайзен-Лизинг»

10-30%

2-4 года (зави­сит от срока ускоренной амортизации)

 

Компания предлагает индивидуальные условия для каждого клиента.

«РЕСО-Лизинг»

от 15%

2-4 года

 

Лизинг предоставляется в том числе и индивидуальным предпринимателям. Компания предоставляет лизинг на б/у технику.

«Скания-Лизинг»

от 20%

3-3,5 года

9-10% (включая страхование и налоги)

 



Журнал "Мир Дорог" №31/декабрь 2007
"Почем фунт лизинга",
автор статьи С. Малая