Кроме того, при стандартной плотности 1,28 г/см3 электролит замерзает при -65°С, при плотности 1,2 г/см3 (разряженная батарея) уже при -28°С, а в конце полного разряда, когда серной кислоты в электролите очень мало, при плотности 1,10 г/см3 температура замерзания всего -7°С. Таким образом, при малой плотности батарея попросту замерзнет, а это чревато разрушением корпуса со всеми вытекающими в прямом и переносном смысле последствиями. Доливать дистиллированную воду в аккумулятор для восстановления уровня электролита следует только перед выездом техники либо при стационарной зарядке АКБ, что исключит образование льда в ячейках. В противном случае залитая вода может не успеть перемешаться с холодным электролитом. С другой стороны надо иметь в виду, что емкость установленной батареи не должна значительно превышать указанную в технической характеристике машины, иначе не предусмотренный для зарядки более мощного устройства генератор будет «устраивать» постоянный недозаряд АКБ, что в итоге вызовет снижение емкости батареи с последующим ее преждевременным умиранием. Предположим, что двигатель все же не завелся - после 3-4-х попыток подряд, и мотор не проявляет признаков «жизни», хотя стартер «крутит» как обычно. В таком случае не следует более «мучить» аккумулятор, — ищите и исправляйте неисправность. Если же стартер плохо, с «натугой» проворачивает коленвал, - это говорит о потере работоспособности АКБ или стартера. Как же завестись, если техника буквально в «поле», а аккумулятор разряжен? Инструкции к технике в данном случае практически бесполезны, так как все производители в один голос запрещают использование в зимнее время АКБ с заряженностью ниже 75%, т.е. плотностью электролите 1,24 г/см3 и напряжением разомкнутой цепи 12,6 В.
Дизель маслом не испортишь Однако, даже имея полностью заряженную аккумуляторную батарею в условиях отрицательных температур при хранении техники на открытых площадках завести мотор подчас не просто. При снижении температуры густеет моторное и трансмиссионное масло, увеличивается в 3-4 раза крутящий момент, необходимый для первоначального поворота коленчатого вала, замерзает влага, скопившаяся в деталях силового агрегата, осложняется распыление горючего в цилиндрах. Стоит температуре упасть ниже —5°С, как отечественное дизтопливо начинает мутнеть - выпадает в осадок парафин. При подготовке техники к зимней эксплуатации следует промыть систему смазки, а затем залить зимнее или всесезонное моторное масло. Зимнее, с показателем вязкости SAE 10W-30, однозначно будет дешевле, да и лучше для двигателя, - при -20-25°С вязкость масла позволит коленвалу при запуске вращаться достаточно «комфортно». Всесезонное масло, как следует из названия, предназначено для круглогодичного использования (показатель вязкости SAE 10W-40). Такое масло имеет в своем составе специальные полимерные присадки, благодаря которым оно изменяет свою вязкость не только в зависимости от температуры, как сезонные масла, но и от так называемого «градиента скорости сдвига» — это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине заполненного маслом зазора между ними, т. е. при запуске вязкость сильно падает и почти сравнивается с вязкостью зимнего масла. В теплое же время года экономичность двигателя выше, если он работает на всесезонном, а не на летнем масле. О пользе тепловых процедур Но на практике вязкость зимнего масла (например, М-8-Г2(К), используемого в основном КамАЗами) значительно возрастает уже при -8-10°С. На эти машины устанавливают пусковой жидкостной подогреватель ПЖД-30 - неплохое и достаточно надежное устройство, обеспечивающее подогрев охлаждающей жидкости и, как следствие, моторного масла, топлива и топливной трассы, а при неработающем двигателе обогревающее кабину и поддерживающее положительную температуру охлаждающей жидкости, масла и топлива. Подогреватель обеспечивает повышение температуры охлаждающей жидкости на 2—3°С в минуту. Таким образом, при температуре окружающего воздуха — 30-40°С через 30-50 минут работы подогревателя масло прогреется до 40-50°С, а охлаждающая жидкость до 70-90°С. Справедливости ради надо отметить, что неисправности подогревателя порой приводят к пожарам (такие случаи были), поэтому водителям нежелательно покидать транспортное средство при работающем подогревателе. Аналогичные подогреватели тоже производства Шадринского ОАО ШААЗ, только несколько меньшей мощности, устанавливаются на Бычок ЗиЛ 5301 (ПЖД-8), МАЗ (ПЖД12М) и другие. Для облегчения запуска устанавливают еще ЭФУ (электрофакельное устройство), но оно разогревает только воздух, поступающий в цилиндры двигателя, а масло и охлаждающая жидкость остаются неразогретыми, да и сами водители ЭФУ практически не используют, считая конструкцию ненадежной и даже опасной.
Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (МАЗы, КрАЗы, другая тяжелая техника) легко запускаются вообще без подогрева практически при любом морозе, однако при температуре -10°С и ниже масло в поддоне картера должно быть подогрето. Сегодня производители предлагают большой выбор современных моделей пусковых подогревателей, автономных отопителей. Предприятия Ржева, Нижнего Новгорода, Минска («Номакон») представили на рынок интересные разработки подогревателей дизельного топлива: подогреваемых топливозаборников, предпусковых подогревателей и топливо-заборных обогреваемых насадок. Они же предлагают проточный подогреватель для автоматического подогрева топлива в магистрали при работающем двигателе. Широко разрекламированы сейчас предпусковые подогреватели и отопители Webasto и Eberspflcher (Германия). В новейших моделях предпусковых подогревателей применены керамические элементы накаливания, которые на порядок надежнее ранее использовавшихся свечей. Теплообменники последнего поколения имеют исключительно высокий КПД, оснащены автоматической системой регулирования прокачки охлаждающей жидкости. Дилер завода «Урал», предприятие «Урал-Пермь», занимающееся дооборудованием по желанию заказчика базовых «Уралов», устанавливает автономный подогреватель модели Webasto Tempo 90S за 1740 EUR. Слова и музыка - народные Таким образом, если автомобиль, трактор, грейдер заправлен соответствующим маслом, укомплектован предпусковым подогревателем, имеется охлаждающая жидкость, то и проблем с запуском особых нет. А если подогревателя нет? Вязкость масла при пониженных температурах возрастает как минимум до состояния ваксы. Приходится греть масляный поддон либо паяльной лампой (что крайне опасно с точки зрения техники безопасности), либо горелкой с инфракрасным излучением.
Исключительно в крайних случаях можно порекомендовать также следующее: при небольших морозах перед тем, как заглушить двигатель, влить в картер двигателя 200-300 г бензина, только обязательно этилированного. Разжижив таким образом масло, мы на некоторое время понижаем вязкость, а после утреннего запуска и нормального прогрева бензин улетучивается через систему вентиляции картера. Этот неплохой способ все же нельзя использовать часто, бензин ускоряет окисление масла, так как разрушает содержащиеся в нем присадки. Свойства масла ухудшаются, на деталях откладывается нагар. Практически всем водителям машин с дизелями знакома эта проблема, возникающая с наступлением холодов. При -5°С происходит помутнение летней солярки, а при дальнейшем понижении температуры хлопья парафинов «забивают» топливный фильтр. Зимнее топливо, не отличающееся от летнего ни запахом, ни цветом, мутнеет по нормативу при -25°С, но не всегда оно есть. Широко известен метод добавки в солярку керосина из расчета 80-90% солярки и 10-20% керосина. Практически установлено, что даже длительная эксплуатация мотора на такой смеси при отрицательных температурах не оказывает существенного влияния на износ деталей и узлов. Другое дело - бензин, его можно добавлять только в исключительных случаях, так как при такой рабочей смеси ухудшаются показатели дизеля, повышается «жесткость» его работы, что напрямую влияет на долговечность работы деталей цилиндропоршневой группы, вплоть до «прогара поршней». К тому же дизтопливо является смазкой для точных деталей топливного насоса и форсунок, а добавив бензин мы не улучшаем смазывающие свойства. Зима - всегда испытание для техники. В Сибири и на Крайнем Севере накоплен богатый опыт эксплуатации дизелей в зимнее время, ведь настоящая проверка начинается, когда температура опускается ниже -25°С. В сильные морозы технику порой вообще не глушат на ночь, а через топливные баки пропускают различные змеевики и трубы, по которым циркулирует горячая вода из системы охлаждения, а то и выхлопные газы.
Журнал "Мир дорог " №31/2007 "Мороз и двигатель - две вещи несовместимые?", автор статьи Николай Безручко |