|
|
Новости рынка специальной техники и
промышленного оборудования |
Тел. E-mail: http:// |
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru www.mrmz.ru |
|
Выпуск №93. Статья №1.
СЕЗОННЫЙ ЛИЗИНГ
В нашей стране не найдется, наверное, человека, который бы хоть раз в жизни не видел, как зимой в мороз водитель бегает с факелом вокруг застывшей на дороге машины. Многие не задумываются над причиной столь странных манипуляций, а специалисты понимают, в чем здесь дело.
Среди специальной техники есть немало образцов, работающих не 12 месяцев в году, а только в определенное время года. Применительно к погодным условиям, как правило, речь идет об отсутствии морозов и осадков. А в списке «сезонной» спецтехники — дорожные фрезы и ресайклеры, асфальтовые и грунтовые катки, бетоно- и асфальтоукладчики, а также многие другие дорожные машины.
При сезонной лизинговой схеме оплата производится только в те месяцы, когда взятая в лизинг техника реально работает на объектах
|
Приобретая такие средства производства в лизинг, клиент может выбрать не только классическую схему расчетов, при которой погашение долга осуществляется ежемесячно равными долями. При этом не имеет никакого значения, задействовано оборудование или оно простаивает: платежи производятся в соответствии с графиком, являющимся неотъемлемой частью договора лизинга.
Но существует и сезонная схема, при которой оплата производится только в те месяцы, когда техника реально работает на объектах. Из графика платежей исключаются те месяцы, когда спецмашины вынужденно не используются. Как показывает практика, это декабрь — март. То есть то самое время, когда на улице холодно и сыро и проводить дорожные работы не принято из-за невозможности соблюдения установленных технологий.
При сезонной схеме, как и при классической, клиент вправе выбрать размер первоначального взноса. Примечательно, что у ряда лизинговых компаний допускается и полное отсутствие аванса.
Однако в этом случае иногда приходится оформлять залог, хотя все большее число финансовых организаций не ставят перед заказчиком подобных условий.
Удорожание техники при сезонном варианте расчетов составляет от 5,5% за рабочий сезон. А о том, насколько может потяжелеть в цене спецтехника при таком контракте, можно судить по примерам, приведенным в таблицах.
Таблица 1.
Расчеты платежей для наиболее популярных образцов дорожной техники при заключении лизингового контракта с ГК "Интерлизинг"
УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ЛИЗИНГА |
Колесный асфальто-укладчик Voqele Super 1203 |
Гусеничный асфальто-укладчик Voqele Super 1800-1 |
Колесная фреза Wirtgen
W 1000L |
Грунтовый каток
HAMM 3412 |
Тандемный каток
HAMM HD 70 |
Розничная цена, евро |
185 000,00 |
300 000,00 |
230 000,00 |
95 000,00 |
85 000,00 |
Срок лизинга, месяцев |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
Апрель 2007 г.: авансовый платеж с НДС, евро |
55 500,00 |
90 000,00 |
69 000,00 |
28 500,00 |
25 500,00 |
Ежемесячные платежи май - ноябрь 2007г. с НДС, евро |
10 195,91 |
16 533,91 |
12 676,00 |
5 235,74 |
4 684,61 |
Ежемесячные платежи декабрь - март2008г. с НДС, евро |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ежемесячные платежи апрель - ноябрь 2008г. с НДС, евро |
10 195,91 |
16 533,91 |
12 676,00 |
5 235,74 |
4 684,61 |
Общая сумма платежей с НДС, евро |
208 438,65 |
338 008,65 |
295 140,00 |
107 036,10 |
95 769,15 |
Удорожание за рабочий сезон, % |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
Таблица 2.
Предложение ОАО "ЛК КамАЗ"
применительно к некоторым моделям автотехники
УСЛОВИЯ ЛИЗИНГА |
АБС-58147С КамАЗ 53229 (миксер 7м3) |
КамАЗ 65115 самосвал |
КС-55713-1 КамАЗ 55111 (кран 25т) |
КамАЗ 65116 седельный тягач |
КамАЗ 65117 бортовой тягач |
Стоимость техники, руб. |
1 630 000,00 |
1 750 000,00 |
2 880 000,00 |
1 100 000,00 |
1 300 000,00 |
ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ |
Первоначальный платеж (с НДС), 30%, руб. |
489 000,00 |
525 000,00 |
864 000,00 |
330 000,00 |
390 000,00 |
Срок лизинга, месяцев |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
Балансодержатель |
Лизингодатель |
Лизингодатель |
Лизингодатель |
Лизингодатель |
Лизингодатель |
СОСТАВ ЛИЗИНГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ |
Погашение стоимости имущества, руб. |
1 141 000,00 |
1 225 000,00 |
2 016 000,00 |
770 000,00 |
910 000,00 |
Сумма процентов по кредиту, руб. |
182 271,96 |
195 690,75 |
322 051,07 |
123 005,52 |
145 370,27 |
Транспортный налог, руб. |
34 054,80 |
34 054,80 |
34 054,80 |
48 244,30 |
48 244,30 |
Наорг на имущество, руб. |
52 592,64 |
56 442,64 |
92 696,81 |
35 588,48 |
42 005,14 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ |
Регистрация, ОСАГО на 1 год, руб. |
9 251,20 |
9 251,20 |
9 251,20 |
9 251,20 |
9 251,20 |
Страховка (полное КАСКО), руб. |
на весь срок лизинга по ставке 1,8% от розничной стоимости техники |
Средний размер лизингового платежа за период, руб. |
50 026,47 |
53 583,86 |
87 082,60 |
34 708,82 |
40 637,96 |
Общая сумма лизингового договора, руб |
2 289 952,92 |
2 454 018,90 |
3 998 973,59 |
1 579 517,65 |
1 852 960,96 |
Удорожание за весь срок, % |
13,50 |
13,41 |
12,95 |
14,53 |
14,18 |
Важной новинкой российского рынка лизинга спецтехники в последние два-три года являются дополнительные условия, включаемые в лизинговый контракт. В частности, речь идет о пакете «Сервис + гарантия», который с недавних пор предоставляется на весь период лизингового контракта. Кроме того, по окончании договора лизинга клиент может предоставить это оборудование в зачет для лизинга другого, нового оборудования — точно такого же или любого другого. И независимо от того, берется спецтехника по классической или по сезонной схеме, срок рассмотрения заявки в большинстве случаев укладывается в несколько рабочих дней — чаще всего до одной недели.
Срок действия договора и среднегодовое удорожание зависит от наличия и величины авансового платежа
|
Идя навстречу пожеланиям клиентов, сезонно эксплуатирующих спецтехнику, некоторые лизинговые компании унифицировали общие правила приобретения строительных машин в финансовую аренду. Но есть и различия. Например, минимальная сумма авансового платежа в московском ООО «Приват-Лизинг» установлена в размере 20% от стоимости имущества, а цена предмета лизинга не может быть меньше 5 тыс. долларов. Правда, в некоторых структурах, вроде екатеринбургской группы лизинговых компаний ООО «Уралвнеш-лизинг», рассматривается предмет лизинга стоимостью от 100 тыс. рублей, а договор заключается сроком до пяти лет. А вот в казанской «Финансовой экономической группе» условия более лояльные. Так, величина авансового платежа, в зависимости от условий контракта, колеблется от 0 до 30%. Период договора лизинга достигает семи лет (что очень важно при покупке дорогостоящей спецтехники), и зависит он от конкретных условий сделки. Коэффициент удорожания тоже считается привлекательным - от 7% в валюте и от 8% в рублях. Для сравнения: даже кредитные договоры по легковым автомобилям для частных лиц в большинстве своем предусматривают более высокую планку удорожания — от 9% в валюте и от 11% в рублях.
К слову, величина удорожания и срок действия договора лизинга являются одними из наиболее привлекательных пунктов в копилке аргументов выбора заказчиком финансового партнера.
О том, насколько важен срок деловых взаимоотношений в рамках одного контракта, красноречиво говорят данные санкт-петербургской компании ООО «Глобус-Лизинг» за 2006 год. Из 700 договоров лизинга спецтехники, оборудования, грузового, легкового автомобильного и железнодорожного транспорта по критерию стоимости заключенныхдоговоров соотношение сделок следующее:
- 0,2% пришлось на контракты сроком до двух лет,
- 62,4% на срок от двух до трех лет включительно,
- 25,6% на срок от трех до пяти лет включительно;
- 11.8% на срок свыше пяти лет.
По сравнению с предыдущие отчетным периодом годичной давности существенно увеличилась доля долгосрочных контрактов длительностью свыше трех лет. Этому есть вполне логичное объяснение: фирмы приобретают не одну, а несколько единиц техник и не хотят, чтобы лизинговые платежи ложились на плечи предприятия тяжким бременем. К тому же максимальный срок договора лизинга позволяет освободить финансов ресурсы для решения других хозяйственных задач, стоящих перед коллективом.
В ряде фирм, чьей сферой деятельности является лизинг спецтехники, срок действия договора зависит от величины авансового платежа. Такой является, например, московское ОАО «Ликострой». Ее специализация — лизинг башенных кранов и аналогичной грузоподъемной техники, строительно-дорожных машин, автотранспортных средств (включая самосвалы), коммунальной и другой специальной техники, технологических линий и оборудования. Срок действия договора лизинга без авансового платежа здесь не превышает трех лет, а при авансе в 30% достигает четырех лет. Есть разница и в среднегодовом удорожании: без авансового платежа он составляет от 12%, а при авансе в 30% - от 7,5%.
Присматриваясь к выбранной вами лизинговой компании, не спешите верить рекламным обещаниям. Помните, не всё то золото, что блестит!
|
К числу финансовых организаций, предлагающих свои услуги по лизингу строительного оборудования и спецтехники, дорожно-строительных машин на длительный срок (до семи лет), относится, например, лизинговая компания «Медведь» с центральным офисом в Москве. Ее лояльность к клиентам просматривается в умеренном удорожании оборудования — от 7% в год, но при условии покупки дорогостоящего импортного оборудования и техники. Подкупает и демократичный подход к анализу предприятия. И отношение к каждому заказчику не шаблонное, а индивидуальное.
Есть и те, кто не декларирует заведомо нереальные условия, а сразу ориентирует заказчика на конкретную деловую волну. Таким, например, в кругу специалистов считается «Промышленно-инвестиционная компания» из Кемерова. Дорожа своей репутацией, она не дает в рекламе заманчивых пустышек, а прописывает действующие правила: годовое удорожание — от 9%, срок лизинга — до 5 лет. Что скрывается за фразой «Различные режимы налогообложения», узнает любой обратившийся предприниматель. В общем, выбор на рынке есть. Другое дело — насколько он велик в вашем регионе.
Есть и еще одна особенность, забывать о которой не следует даже бизнесменам с большим опытом. Существует такая поговорка: «Не все то золото, что блестит». Поэтому, присматриваясь к выбранной вами компании, не спешите верить рекламным обещаниям — пусть для начала вам рассчитают несколько вариантов приобретения средств производства с детальной расшифровкой общих и текущих расходов, и тогда проще будет определиться, подходит вам это предложение или нужно поискать более приемлемое именно для вас. А еще дальновиднее попросить составить калькуляцию в нескольких (ну хотя бы в двух-трех) компаниях и сравнить их предложения. Из всех рассматриваемых вариантов один, по всей вероятности, окажется наиболее оптимальным. Если же нет — следует возобновить поиск и не зацикливаться: отрицательный результат — тоже результат, это своего рода информация к размышлению.
А подходить к выбору делового партнера нужно с ясной головой. Опытные строители утверждают, что при заключении лизингового контракта на сезонную эксплуатацию техники важно не суетиться и проявлять выдержку. Бывает и так, что на поиск делового партнера и заключение сделки можно потратить всего пять дней, а расхлебывать заваренную кашу придется пять лет. Так что в финансовых вопросах лучше всего торопиться не спеша.
Журнал "Автомобильные дороги" №12/2007
"Сезонный лизинг",
автор статьи Александр Николаев
|