Новости рынка специальной техники
и промышленного оборудования
Тел.
E-mail:
http://
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru
www.mrmz.ru

Выпуск №93. Статья №1.

СЕЗОННЫЙ ЛИЗИНГ

В нашей стране не найдется, наверное, человека, который бы хоть раз в жизни не видел, как зимой в мороз водитель бегает с факелом вокруг застывшей на дороге машины. Многие не задумываются над причиной столь странных манипуляций, а специалисты понимают, в чем здесь дело.




Среди специальной техники есть немало образцов, работающих не 12 месяцев в году, а только в определенное время года. Применительно к погодным условиям, как правило, речь идет об отсутствии морозов и осадков. А в списке «сезонной» спецтехники — дорожные фрезы и ресайклеры, асфальтовые и грунтовые катки, бетоно- и асфальтоукладчики, а также многие другие дорожные машины.

При сезонной лизинговой схеме оплата производится только в те месяцы, когда взятая в лизинг техника реально работает на объектах

Приобретая такие средства производства в лизинг, клиент может выбрать не только классическую схему расчетов, при которой погашение долга осуществляется ежемесячно равными долями. При этом не имеет никакого значения, задействовано оборудование или оно простаивает: платежи производятся в соответствии с графиком, являющимся неотъемлемой частью договора лизинга. Но существует и сезонная схема, при которой оплата производится только в те месяцы, когда техника реально работает на объектах. Из графика платежей исключаются те месяцы, когда спецмашины вынужденно не используются. Как показывает практика, это декабрь — март. То есть то самое время, когда на улице холодно и сыро и проводить дорожные работы не принято из-за невозможности соблюдения установленных технологий.

При сезонной схеме, как и при классической, клиент вправе выбрать размер первоначального взноса. Примечательно, что у ряда лизинговых компаний допускается и полное отсутствие аванса. Однако в этом случае иногда приходится оформлять залог, хотя все большее число финансовых организаций не ставят перед заказчиком подобных условий.

Удорожание техники при сезонном варианте расчетов составляет от 5,5% за рабочий сезон. А о том, насколько может потяжелеть в цене спецтехника при таком контракте, можно судить по примерам, приведенным в таблицах.

Таблица 1.
Расчеты платежей для наиболее популярных образцов дорожной техники при заключении лизингового контракта с ГК "Интерлизинг"


УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ЛИЗИНГА
Колесный асфальто-укладчик Voqele Super 1203
Гусеничный асфальто-укладчик Voqele Super 1800-1
Колесная фреза Wirtgen
W 1000L
Грунтовый каток
HAMM 3412
Тандемный каток
HAMM HD 70
Розничная цена, евро
185 000,00
300 000,00
230 000,00
95 000,00
85 000,00
Срок лизинга, месяцев
24
24
24
24
24
Апрель 2007 г.: авансовый платеж с НДС, евро
55 500,00
90 000,00
69 000,00
28 500,00
25 500,00
Ежемесячные платежи май - ноябрь 2007г. с НДС, евро
10 195,91
16 533,91
12 676,00
5 235,74
4 684,61
Ежемесячные платежи декабрь - март2008г. с НДС, евро
0
0
0
0
0
Ежемесячные платежи апрель - ноябрь 2008г. с НДС, евро
10 195,91
16 533,91
12 676,00
5 235,74
4 684,61
Общая сумма платежей с НДС, евро
208 438,65
338 008,65
295 140,00
107 036,10
95 769,15
Удорожание за рабочий сезон, %
6,3
6,3
6,3
6,3
6,3


Таблица 2.
Предложение ОАО "ЛК КамАЗ" применительно к некоторым моделям автотехники


УСЛОВИЯ ЛИЗИНГА
АБС-58147С КамАЗ 53229 (миксер 7м3)
КамАЗ 65115 самосвал
КС-55713-1 КамАЗ 55111 (кран 25т)
КамАЗ 65116 седельный тягач
КамАЗ 65117 бортовой тягач
Стоимость техники, руб.
1 630 000,00
1 750 000,00
2 880 000,00
1 100 000,00
1 300 000,00
ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ
Первоначальный платеж (с НДС), 30%, руб.
489 000,00
525 000,00
864 000,00
330 000,00
390 000,00
Срок лизинга, месяцев
36
36
36
36
36
Балансодержатель
Лизингодатель
Лизингодатель
Лизингодатель
Лизингодатель
Лизингодатель
СОСТАВ ЛИЗИНГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Погашение стоимости имущества, руб.
1 141 000,00
1 225 000,00
2 016 000,00
770 000,00
910 000,00
Сумма процентов по кредиту, руб.
182 271,96
195 690,75
322 051,07
123 005,52
145 370,27
Транспортный налог, руб.
34 054,80
34 054,80
34 054,80
48 244,30
48 244,30
Наорг на имущество, руб.
52 592,64
56 442,64
92 696,81
35 588,48
42 005,14
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Регистрация, ОСАГО на 1 год, руб.
9 251,20
9 251,20
9 251,20
9 251,20
9 251,20
Страховка (полное КАСКО), руб.
на весь срок лизинга по ставке 1,8% от розничной стоимости техники
Средний размер лизингового платежа за период, руб.
50 026,47
53 583,86
87 082,60
34 708,82
40 637,96
Общая сумма лизингового договора, руб
2 289 952,92
2 454 018,90
3 998 973,59
1 579 517,65
1 852 960,96
Удорожание за весь срок, %
13,50
13,41
12,95
14,53
14,18


Важной новинкой российского рынка лизинга спецтехники в последние два-три года являются дополнительные условия, включаемые в лизинговый контракт. В частности, речь идет о пакете «Сервис + гарантия», который с недавних пор предоставляется на весь период лизингового контракта. Кроме того, по окончании договора лизинга клиент может предоставить это оборудование в зачет для лизинга другого, нового оборудования — точно такого же или любого другого. И независимо от того, берется спецтехника по классической или по сезонной схеме, срок рассмотрения заявки в большинстве случаев укладывается в несколько рабочих дней — чаще всего до одной недели.

Срок действия договора и среднегодовое удорожание зависит от наличия и величины авансового платежа

Идя навстречу пожеланиям клиентов, сезонно эксплуатирующих спецтехнику, некоторые лизинговые компании унифицировали общие правила приобретения строительных машин в финансовую аренду. Но есть и различия. Например, минимальная сумма авансового платежа в московском ООО «Приват-Лизинг» установлена в размере 20% от стоимости имущества, а цена предмета лизинга не может быть меньше 5 тыс. долларов. Правда, в некоторых структурах, вроде екатеринбургской группы лизинговых компаний ООО «Уралвнеш-лизинг», рассматривается предмет лизинга стоимостью от 100 тыс. рублей, а договор заключается сроком до пяти лет. А вот в казанской «Финансовой экономической группе» условия более лояльные. Так, величина авансового платежа, в зависимости от условий контракта, колеблется от 0 до 30%. Период договора лизинга достигает семи лет (что очень важно при покупке дорогостоящей спецтехники), и зависит он от конкретных условий сделки. Коэффициент удорожания тоже считается привлекательным - от 7% в валюте и от 8% в рублях. Для сравнения: даже кредитные договоры по легковым автомобилям для частных лиц в большинстве своем предусматривают более высокую планку удорожания — от 9% в валюте и от 11% в рублях.

К слову, величина удорожания и срок действия договора лизинга являются одними из наиболее привлекательных пунктов в копилке аргументов выбора заказчиком финансового партнера.

О том, насколько важен срок деловых взаимоотношений в рамках одного контракта, красноречиво говорят данные санкт-петербургской компании ООО «Глобус-Лизинг» за 2006 год. Из 700 договоров лизинга спецтехники, оборудования, грузового, легкового автомобильного и железнодорожного транспорта по критерию стоимости заключенныхдоговоров соотношение сделок следующее:
- 0,2% пришлось на контракты сроком до двух лет,
- 62,4% на срок от двух до трех лет включительно,
- 25,6% на срок от трех до пяти лет включительно;
- 11.8% на срок свыше пяти лет.

По сравнению с предыдущие отчетным периодом годичной давности существенно увеличилась доля долгосрочных контрактов длительностью свыше трех лет. Этому есть вполне логичное объяснение: фирмы приобретают не одну, а несколько единиц техник и не хотят, чтобы лизинговые платежи ложились на плечи предприятия тяжким бременем. К тому же максимальный срок договора лизинга позволяет освободить финансов ресурсы для решения других хозяйственных задач, стоящих перед коллективом.

В ряде фирм, чьей сферой деятельности является лизинг спецтехники, срок действия договора зависит от величины авансового платежа. Такой является, например, московское ОАО «Ликострой». Ее специализация — лизинг башенных кранов и аналогичной грузоподъемной техники, строительно-дорожных машин, автотранспортных средств (включая самосвалы), коммунальной и другой специальной техники, технологических линий и оборудования. Срок действия договора лизинга без авансового платежа здесь не превышает трех лет, а при авансе в 30% достигает четырех лет. Есть разница и в среднегодовом удорожании: без авансового платежа он составляет от 12%, а при авансе в 30% - от 7,5%.

Присматриваясь к выбранной вами лизинговой компании, не спешите верить рекламным обещаниям. Помните, не всё то золото, что блестит!

К числу финансовых организаций, предлагающих свои услуги по лизингу строительного оборудования и спецтехники, дорожно-строительных машин на длительный срок (до семи лет), относится, например, лизинговая компания «Медведь» с центральным офисом в Москве. Ее лояльность к клиентам просматривается в умеренном удорожании оборудования — от 7% в год, но при условии покупки дорогостоящего импортного оборудования и техники. Подкупает и демократичный подход к анализу предприятия. И отношение к каждому заказчику не шаблонное, а индивидуальное.


Есть и те, кто не декларирует заведомо нереальные условия, а сразу ориентирует заказчика на конкретную деловую волну. Таким, например, в кругу специалистов считается «Промышленно-инвестиционная компания» из Кемерова. Дорожа своей репутацией, она не дает в рекламе заманчивых пустышек, а прописывает действующие правила: годовое удорожание — от 9%, срок лизинга — до 5 лет. Что скрывается за фразой «Различные режимы налогообложения», узнает любой обратившийся предприниматель. В общем, выбор на рынке есть. Другое дело — насколько он велик в вашем регионе.

Есть и еще одна особенность, забывать о которой не следует даже бизнесменам с большим опытом. Существует такая поговорка: «Не все то золото, что блестит». Поэтому, присматриваясь к выбранной вами компании, не спешите верить рекламным обещаниям — пусть для начала вам рассчитают несколько вариантов приобретения средств производства с детальной расшифровкой общих и текущих расходов, и тогда проще будет определиться, подходит вам это предложение или нужно поискать более приемлемое именно для вас. А еще дальновиднее попросить составить калькуляцию в нескольких (ну хотя бы в двух-трех) компаниях и сравнить их предложения. Из всех рассматриваемых вариантов один, по всей вероятности, окажется наиболее оптимальным. Если же нет — следует возобновить поиск и не зацикливаться: отрицательный результат — тоже результат, это своего рода информация к размышлению.

А подходить к выбору делового партнера нужно с ясной головой. Опытные строители утверждают, что при заключении лизингового контракта на сезонную эксплуатацию техники важно не суетиться и проявлять выдержку. Бывает и так, что на поиск делового партнера и заключение сделки можно потратить всего пять дней, а расхлебывать заваренную кашу придется пять лет. Так что в финансовых вопросах лучше всего торопиться не спеша.





Журнал "Автомобильные дороги" №12/2007
"Сезонный лизинг",
автор статьи Александр Николаев