И вот новый виток российско-китайских отношений. Мы поняли, что в Китае существует машиностроение, и не просто существует, а готово завалить своей продукцией весь мир в рекордно короткий срок, причем презентация возможностей машиностроительных концернов КНР была проведена быстро, мощно и проникновенно. Многочисленные дилеры и дистрибьюторы всех мастей, как-то вдруг, как по волшебству, наперебой предлагают разнообразную технику и оборудование от «ведущего» китайского производителя. Новые «челноки» на новом витке истории. Выставка «СТТ-2007», прошедшая в Москве, ярко характеризует процесс вхождения Великого Дракона на российский рынок. Яркие стенды, большое количество техники, разнообразие марок - все это производило требуемое впечатление. И тенденция уже определена, хотя пока бесспорные лидеры, такие как Caterpillar, Komatsu, Volvo, Liebherr, занимают больше выставочного пространства. Китай намерен потеснить и их, и наших производителей.
Так какие еще преимущества дает потребителю китайский поставщик? Это дешевая эксплуатация за счет опять-таки низких цен на запасные части и расходные материалы. Это широкий модельный ряд и большое разнообразие дополнительного оборудования. А чем рискует российский покупатель, приобретая китайскую технику? Многим. Насколько она качественная и надежная в наших условиях, говорить рано: мало статистики, необходимо поработать с ней не один год. Тем более что есть довольно противоречивый опыт эксплуатации китайских легковых автомобилей. КНР является крупнейшим в мире производителем зерна, мяса, овощей и фруктов, хлопка. Кроме того, КНР входит в пятерку крупнейших мировых производителей свинца, цинка, алюминия, никеля, угля, ведется массовая добыча нефти, газа, редкоземельных полезных ископаемых. На многочисленных китайских предприятиях проходит начальную апробацию техника собственного производства. Казалось бы, обкатка на внутреннем рынке должна способствовать производству надежной и недорогой техники, которую можно смело экспортировать, но на деле все не так однозначно. Очень часто настоящая борьба за качество продукции начинается в момент выхода на внешний рынок. Так было и в Японии, и в Южной Корее. Кто знал в тот период становления современные японские и корейские мега-бренды? Многие дилеры уверяют, что, покупая «китайца», вы берете тот же самый Komatsu или Hitachi, ну, если говорить без обиняков, его точную копию. Мол, китайские спецы со штангенциркулем в руке облепляют любое новое чудо западной цивилизации, обмеряют его и создают на своих заводах точную копию, продавая уже готовую машину по честной китайской цене знающему толк в машинах покупателю - то есть вам. Невольно вспоминаешь рассказ о группе ремесленников, которые, снимая мерки со скрипок Страдивари, делали их точные копии, пригодные лишь для игры в балагане.
Пока остается много вопросов и по материалам, в том числе сталям, идущим на изготовление машин. По-видимому, на металлургических комбинатах КНР существуют проблемы с контролем качества, так как часто разные партии неравнозначны по качественным показателям. Много вопросов также и по термообработке деталей, по защитным покрытиям и покраске машин. Точность изготовления элементов трансмиссии, в том числе зубчатых передач, тоже не всегда соответствует современным требованиям, необходимо ее повышать. Для этого надо вводить прогрессивные методы поверхностной обработки, что требует более высокой квалификации персонала и нового оборудования. В Китае существуют разные пути в «искусстве построения машин». Например, использование ответственных агрегатов производства известных фирм: гидравлика от Kawasaki, дизель от Cummins или Deutz, элементы трансмиссии от ZF (Германия) и т. п. Конечно, это способствует повышению надежности машины, но и выводит на новый ценовой уровень, сравнимый уже с уровнем цен на продукцию фирм с мировым именем.
Кажется, что сложностей с продвижением китайской техники на российский рынок много, но при всем том китайских товаров становится все больше! Технику покупают. Она работает там, где должны были бы работать наши машины. Гениальный китайский маркетинг... Апатия отечественных машиностроителей изумляет. В то время как в соседнем Китае буквально из ничего вырастают заводы, у нас нет возможности провести серьезную модернизацию существующих предприятий. Предприятий со славным прошлым и традициями. Неужели проще создавать новое на пустом месте, как в период индустриализации 1930-х годов, когда люди падали от голода, но за короткий срок налаживали серийный выпуск столь необходимых стране тракторов? Неужели лет через десять вместо привычных «чебоксарцев», «челябинцев», КамАЗов и «Уралов» мы так же привычно будем наблюдать за работой MITSUBER или LiuGong, DONGFENG, FAW, H0W0? Что надо, чтобы излечить апатию нашей индустрии? Призыв к профессиональной гордости уже не срабатывает, ведь проблема не в наших инженерах и рабочих. Проблема в общем управленческом кризисе. Пора это признать: причина плачевного состояния дел на российских предприятиях - неэффективный менеджмент, не способный управлять производством в условиях живого рынка, не умеющий использовать благоприятное время для развития. Впору поучиться у китайцев.
Журнал "Основные средства" №9/2007 "Пришествие Китайского Дракона", автор статьи В. Перелыгин |