Биоэтанол
Кроме того, пока мы пытались свыкнуться с мыслью о переходе на биоэтанол, две крупнейшие корпорации с известными всему миру именами «DuPont» и «British Petroleum» за каких-то три года разработали совместный проект по производству биобутанола, который уже в этом году появится на британском рынке, таким образом, биоэтанол уже сегодня можно считать морально устаревшим, а следовательно, и все проекты по его популяризации на рынке. Биодизель
Пока что отечественные аграрии планируют выращивать рапс исключительно для экспорта в европейские страны, в которых всё растет доля потребления топлива на его основе, в то время как посевных площадей уже не хватает. Производить биодизель на территории России не выгодно, так как его ввоз в Европу более проблематичен, чем ввоз сырья (рапсового масла), которое не только не облагается пошлинами, но и закупается у России по мировым ценам. Пеллеты Впрочем, как показало время, не обязательно торговать жидким биотопливом. Живой пример тому проект нижегородского многопрофильного агрохолдинга «Держава», который уже весьма успешно экспортирует в Швейцарию и Эстонию так называемые «топливные гранулы». Эти гранулы, или, если угодно, «пеллеты» (как их еще называют), представляют собой должным образом обработанные отходы зернового производства Романовского комбината хлебопродуктов (РКХП) в Саратовской области. Сейчас на заводе ведутся работы по наращиванию мощностей производства. Планируется, что уже к концу текущего года мощность производства достигнет 36 тыс. тонн такого топлива в год. Кроме того, 22 июня этого года ОАО «Международный инвестиционный банк» и ООО «ВИД» подписали соглашение о финансировании проекта по производству пеллет на территории республики Марий Эл. Стоимость проекта составляет 13 млн. евро. Производство топливных гранул идеальный вариант для регионов с развитой структурой лесоперерабатывающих предприятий. Так в Нижегородской области объемы отходов таких предприятий составляют 440 тыс. тонн в год. Казалось бы - можно озолотиться, но вот необходимость вложений в инфраструктуру и присутствие на рынке такого серьезного конкурента как «Газпром» (газифицирующий северные районы области за счет строительства мини-котельных, работающих на пеллетах) делают любой бизнес не рентабельным. Впрочем, такое положение вещей не смутило нижегородское ООО «Ресурс», которое при содействии немецкого инвестора (банка KFW) развивает проект по строительству ряда заводов, производящих топливные гранулы. Проект бы давно уже стартовал, вот только после принятия нового Лесного кодекса для его успешной реализации придется увеличить инвестирование с 3,5 до 11 млн. евро. Это вызвано тем, что согласно новому законодательству завод сам должен обеспечивать производство сырьем: заниматься лесоразработкой, вывозом древесных отходов, обслуживанием лесных массивов и восстановлением лесов. Таким образом предприятию потребуется принять на баланс местные лесхозы на которых сейчас лежит эта обязанность. К слову, производство биодизеля доступно не только аграриям. Как показывает практика, возможна его добыча и из животных жиров. Так на этой ниве объединили свои усилия две крупных американских компании: «ConocoPhillips» (топливная) и «Tyson Foods» (производство мясных продуктов). Их совместный проект со временем сможет приносить Штатам до 1 млн. тонн биодизеля в год. Напомним, с января 2005 года в США действуют налоговые льготы для нефтеперерабатывающих компаний, занимающихся производством экологически чистого топлива. А для «Tyson Foods» производство биодизеля это последняя надежда способная уберечь компанию от банкротства. Биогаз Еще один вариант «чистого» топлива предложили российские свиноводы, они предлагают использовать неизбежные в ходе работы свинокомплексов отходы, такие как газ и навоз. Для техники такое топливо конечно непрактично, а вот для обогрева теплиц в самый раз, да еще и на утилизации сэкономят. «В старину на Руси навоз замешивали с соломой, высушивали, и зимой растапливали им печку. Эту же технологию, в усовершенствованном виде, мы и будем использовать. За летний период накопим биотопливо, а с октября по апрель будем отапливать им теплицы», - говорит Алексей Гриншпун, председатель совета директоров самарского агрохолдинга «СВ-Поволжское». Видимо столь же радужными на этот счет были планы правления нижегородской агрофирмы «Птицефабрика ‘‘Сеймовская''» в 2005 году. На сегодняшний день её генеральный директор Артур Холдоенко оценивает перспективу производства биогаза более трезво: строительство комплекса обойдется в 200-350 млн. рублей и почти весь произведенный газ будет уходить на отопление производственных установок в течение 4-5 месяцев каждого года, что критически скажется на окупаемости проекта.
Начнем с довольно оптимистичного прогноза, согласно которому следует ожидать в ближайшие годы резкого скачка спроса на российское рапсовое масло со стороны стран Европы. Благодарить мы должны как ни странно сам Евросоюз, подстегивающий темпы перехода западных стран на более экологически чистое топливо. Первые последствия этого уже наблюдают жители Германии, где постепенно растут цены на маргарин, шоколад, а главное - пиво.. Таким образом, изменения в ценообразовании затронут и интересы российских гурманов. Причиной всему этому послужила необходимость освободить для посадки рапса угодья, на которых ранее произрастали ингредиенты любимых сердцу продуктов. О том как у нас в стране обстоит дело с производством биотоплива мы довольно подробно рассказали в предыдущем блоке, остановимся на том, что России при текущем законодательстве производство топлива для техники попросту не выгодно. 0дним из приоритетных направлений является рынок топливных гранул и брикетов, который с каждым годом наращивает объемы производства. По экспертным оценкам в 2006 году в России было произведено 300 - 350 тысяч тонн гранулированного биотоплива, из них не менее 80% ушло на экспорт. Больше половины производимых на территории страны гранул покидает РФ через порты Финского залива. Основная масса - через санкт-петербургский морской порт. Остальной продукт уходит к иностранным заказчикам через порты стран Балтии, или по суше.
Вот только проблема доставки гранул в порт продолжает оставаться весьма существенной, решить ее смогли очень и очень немногие. Среди тех кому это удалось скандинавский «Fortum» и швейцарская «Eurowatt Commerce». Они могут позволить себе убытки в несколько тысяч евро, которые влечет за собой суточная задержка товара, а ведь на них так богата российская действительность. В плане торговли с крупными зарубежными компаниями вообще наметился нетривиальный для нашей страны парадокс: когда качество производимых гранул выше, чем предъявляемые закупщиком требования. Но, согласитесь, в сравнении с остальными это далеко не самая значительная проблема. Среди отечественных производителей следует уделить внимание такой фигуре как «Русская Биотопливная Ассоциация» (РБА), появившаяся на рынке 2003 году в рамках программы по обеспечению координации и рентабельности экспорта биотоплива. Этот консорциум составили ряд поставщиков биотоплива, среди которых и такие известные компании, как Вологдабиоэкспорт (Великий Устюг) и «Росполитехлес» (Усть-Ижора). Почти одновременно с РБА появилась на свет и идея российского «Биотопливного терминала». Проект предполагал создание специализированного терминала для перевалки топливных гранул в одном из портов РФ. По сути такой терминал должен обладать тремя ключевыми составляющими: цех по разгрузке вагонов, склад длительного хранения и механизм погрузки гранул в трюмы судов. Уже в 2004 году РБА получила от правительства Нидерландов грант на реализацию проекта. При участии Балтийского Лесопромышленного Холдинга был построен биотопливный терминал в новом портовом комплексе «Усть-Луга». Довольно существенно сказываются на динамике экспорта биотоплива и всевозможные изменения, как в отечественном, так и в иностранном законодательствах. К примеру, после того как правительство Италии в августе прошлого года урезало субсидии на «зеленое электричество» (производимое путем сжигания топливных гранул и брикетов), существенно снизился и спрос со стороны итальянских компаний. Однако, в этом случае в пользу России продолжает играть существенно отставание европейцев в рамках обязательств по снижению объемов вредоносных выбросов (опять же, спасибо Евросоюзу). Таким образом, странам Европы остается либо покупать у РФ квоты на загрязнение, либо наращивать темпы использования экологически чистого топлива, основной ресурс которого, опять таки, принадлежит россиянам. Еще один враг биотопливного рынка - это погода, которая, как вы понимаете, ни политическим, ни экономическим механизмам неподвластна. Нужно сказать преподносит свои сюрпризы она не только россиянам. Так, минувшей зимой в Германии, Италии и Австрии, неожиданно затянувшаяся до середины января оттепель чуть было не привела к краху ряда предприятий, ведущих торговлю топливными гранулами. Топливные конкуренты Впрочем, не только отечественные компании спешат нагреть руки на «несчастных» европейцах. Огромный потенциал в производстве экологически чистого топлива имеется и у Бразилии. Там правда, в силу специфики местной флоры, в качестве основного сырья для производства используется сахарный тростник. Себестоимость производимого на его основе биоэтанола составляет около 20 с лишним центов за литр. По прогнозам экспертов, если бы не соответствующие налоговые и таможенные барьеры, Бразилия уже давно увеличила объемы производимого биотоплива в десять раз и наводнила им рынки Европы, США и Японии. Интересным фактом стало то, что инвестированием бразильских производств занялся известный финансист Джордж Сорос. Только в этом году они с бразильскими партнерами инвестировали в строительство нескольких заводов около 900 млн. долларов. Большие перспективы открывает новая стратегия ЕС и перед Казахстаном, заметим, девятым в мире государством в мире по площади территории. Там до сих пор не могут наладить выпуск топлива соответствующего европейским стандартам и развитие биотопливного рынка станет для наших соседей настоящим спасением. На данный момент правительство Казахстана занимается разработкой законопроектов, которые определят будущее топливной отрасли. По прогнозам экспертов средняя стоимость казахстанского биоэтанола окажется существенно ниже бразильской. Следом идут американцы с их 30 центами за литр «соевого» топлива. Но у них гонка за топливом, подобно ситуации в Германии, рискует перерасти в продовольственный кризис. Уже сейчас в Штатах наблюдается ощутимый рост цен на кукурузу.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы:
![]() Журнал "ЮГ-спецтехника" №26/2007 "Мини-экскаваторы: достоинства и недостатки" |