Спросим самих себя: что больше всего мы ценим в продуктах, которые потребляем, в машинах, на которых ездим, в одежде, которую носим? Ответ, скорее всего, будет один - качество. Радость от вещи, купленной дешево, будет непродолжительна, если вещь некачественная. Ломающийся автомобиль вызывает раздражение, севшая после стирки одежда - досаду, некачественные продукты - даже не хочется говорить. В настоящее время российский рынок заполнен до предела, конкуренция заставляет производителей и продавцов придумывать новые маркетинговые ходы и уловки, проводить рекламные акции, презентации, предлагать бонусы и т.д. и т.п. Но главной ценностью любого продукта остается его качество. Как грамотно управлять качеством? Не некачественной продукцией, а риском ее появления? Не затратами на брак, а их предупреждением? Считать не убытки, а запланированные расходы? Как сделать работу организации четкой и слаженной? Ответ на все эти вопросы может дать система управления качеством или система менеджмента качества (СМК), разработанная и внедренная в действующую систему управления компанией. Наиболее широкое распространение, применение и - самое главное - признание во всем мире получила система менеджмента качества, основанная на выполнении требований стандарта ISO 9001:2000 (в России - ГОСТ Р ИСО 9001-2001).
Международная организация по стандартизации - ISO (International Organization for Standartization) была создана в 1947 г. с целью развития принципов стандартизации и проектирования на их основе международных стандартов, способствующих интеграционным процессам в разных областях и направлениях деятельности. Семейство стандартов ISO 9000 - это стандарты, относящиеся к качеству и призванные помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих СМК. Основной пакет международных стандартов, связанных с управлением качеством, был принят ISO в марте 1987 г., в 1994 г. вышла вторая редакция основных стандартов этой серии, и, наконец, в декабре 2000 г. была принята новая, актуальная на сегодняшний день версия стандартов. Семейство стандартов ISO 9000 включает в себя четыре стандарта, в числе которых: В общем виде ISO 9001 - это стандарт требований, на соответствие которому и проводится сертификация, а стандарты ISO 9000, ISO 9004, ISO 1901 1 представляют собой руководящие положения и справочную информацию к нему. С первых лет существования стандартов ISO серии 9000 внедрение СМК и их сертификация независимыми органами по сертификации получили широкое распространение во многих, особенно в развитых странах мира. И настоящее время внедрение и сертификация систем менеджмента качества для многих является уже свершившимся фактом. Признание СМК в мире можно оценить по следующим цифрам: по ISO 9001:2000 в 2001 г. было сертифицировано 44388 организаций, а, к примеру, в 2004-м - уже 670899 организаций, в 2006 г. число сертифицированных организаций приблизилось к миллиону.
Рассмотрим реальный пример отечественного машиностроительного предприятия - ОАО «Галичский автокрановый завод», выпускающий автокраны под маркой Галичанин. Почти год назад на заводе завершился двухлетний этап разработки и внедрения системы менеджмента качества, получен сертификат, подтверждающий соответствие СМК предприятия требованиям российской версии стандарта ISO 9001:2000. Что было сделано за это время, как можно оценить реальную пользу для организации от подобного нововведения? Приведем несколько аргументов в пользу СМК со слов представителей завода. В рамках работ по созданию СМК был заново переработан весь объем внутренних стандартов предприятия, «пустые» документы аннулированы, разработаны принципиально новые - люди получили подспорье к работе, плюс серьезно возросла персональная ответственность исполнителей абсолютно всех уровней - от топ-менеджера до рабочего. С повышением ответственности улучшилась технологическая дисциплина в организации, действия персонала стали более согласованными, дублирование деятельности отделов и сотрудников свелось на нет, поскольку появилась возможность четко разграничить зоны ответственности каждого сотрудника. Применение так называемого «процессного подхода» позволило взглянуть на деятельность всего предприятия несколько с другой стороны, проведенный реинжиниринг процессов помог понять и оцепить связи внутри процессов между подразделениями и, соответственно, оптимизировать их - все процессы деятельности внутри завода стали очевидными и более «прозрачными» для руководителей, в связи с чем упростился их контроль и управляемость. СМК предоставила возможность устанавливать определенные цели по каждому процессу - ведь для анализа текущей деятельности на предприятии полномасштабно стали применяться статистические методы. Заводу удалось избежать излишней «бюрократизации» в виде несметного количества бумаг, которое обычно пугает всех в СМК. Только самые необходимые документы - стандарты предприятия, положения об отделах, порядка 20-25 документов, описывающих процессы предприятия и обязательные процедуры, требуемые стандартом ISO 9001, - и этого оказалось достаточно. Ведь недаром считается, что чем выше компетентность персонала, чем меньше документов требуется разрабатывать для СМК. Сейчас предприятие благодаря грамотно разработанной и внедренной системе менеджмента качества может в любой момент продемонстрировать своим клиентам не на словах, а на деле внутреннюю работу СМК. Ведь СМК ставит своей целью прежде всего (цитируя ГОСТ Р ПСО 9001) «повышение удовлетворенности потребителей» - и любому заказчику предприятие готово продемонстрировать свою заботу о нем. Дополнительные плюсы - рекламная кампания с использованием знака соответствия, появление реальных преимуществ при участии в конкурсах и тендерах (особенно в части получения государственных контрактов и контрактов с Вооруженными силами) - все это легло в копилку достижений от внедрения СМ К. При этом нельзя не отметить, что в разработанную систему менеджмента качества органично вписалась действующая на предприятии система управления производством, дополнив ее и привнеся в СМК элементы автоматизации управления. Анализируя сделанное, можно быть уверенным: предприятие ощутило полезность СМК, дальнейшее развитие менеджмента качества в организации не вызывает сомнений. Бережливое производство, система «упорядочения», «бенчмаркинг» - деятельность можно совершенствовать бесконечно, используя передовой опыт западных машиностроительных предприятий, опираясь при этом на свои собственные результаты, - но начинать, безусловно, нужно с основ - с внедрения СМК по требованиям стандарта ISO 9001. Приведенный пример говорит о пользе использования стандарта ISO 9001 в работе крупного машиностроительного предприятия. Но стандарт универсален, и его могут применять также небольшие коммерческие компании, поскольку заложенные в стандарте требования применимы к обеспечению качества практически любой деятельности для организаций любой численности. В этом как раз и кроется популярность и применяемость ISO 9001 - в возможности использования его с выгодой для себя компаниями любого уровня.
Несколько важных моментов, на которых бы хотелось остановиться и рекомендовать принять во внимание организациям, решившим получить сертификат соответствия системы менеджмента качества. Система сертификации Прежде всего, обязательно обращайте внимание, в какой системе сертификации вам будет предложено проведение сертификации и выдача сертификата: наиболее уважаемые и имеющие исключительное признание сертификаты - это сертификаты, выдаваемые в национальной системе сертификации России ГОСТ Р. Тип сертификата Какой сертификат получить - отечественный или международный? Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 идентичен международному ISO:9001, и если ваши клиенты не требуют от вас сертификата международного образца - смело обращайтесь в отечественные органы по сертификации - это, во-первых, дешевле, а во-вторых, требования для участия в тендерах и т.д. в РФ предусматривают обычно именно такой сертификат. Разработка СМК Разрабатывать ли СМК самостоятельно или прибегнуть к помощи внешних консультантов? Поверьте на слово - чтобы выполнить абсолютно все требования стандарта ISO 9001, необходимо иметь значительный опыт работы в этой области, и только люди, занимающиеся этим постоянно и профессионально, могут создать в вашей компании действительно работающую систему качества. Стоимость сертификации. По сравнению со стоимостью сертификации продукции сертификация СМК дороже в разы. Дело в том, что сама процедура сертификации предусматривает кропотливую объемную работу, которая длится не один день, и не два и касается самих основ деятельности предприятия - именно поэтому затраты у органов по сертификации столь высоки. Возвращаясь к грядущему вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, необходимо еще раз подтвердить, что значение сертификата соответствия по стандартам ISO 9000 в России в связи с этим событием многократно возрастает, так как наличие сертификата ISO 9000 во всем мире считается стандартной деловой практикой. СМК - это лицо организации, это имидж ее руководителя. Добровольность сертификации по ИСО, необходимость определенных финансовых затрат на приведение существующей в организации СМК в соответствие с требованиями международных стандартов, определение качества как одного из основных показателей успешности бизнеса - все это свидетельствует о стремлении компании и ее руководства быть в авангарде текущей политики и соответствовать современным требованиям, предъявляемым к компаниям на международном уровне. Системы менеджмента качества в настоящее время не дань моде, а осознанная необходимость, это новый инструмент управления организацией в руках современного грамотного руководителя, и этот инструмент объективно необходим. Журнал "Строительная техника и технологии" №3/2007 |