Новости рынка специальной техники
и промышленного оборудования
Тел.
E-mail:
http://
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru
www.mrmz.ru

Выпуск №79. Статья №1.

СЕРТИФИКАТ
СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА:

как показать успешность компании

Как грамотно управлять качеством? Не некачественной продукцией, а риском ее появления? Не затратами на брак, а их предупреждением? Считать не убытки, а запланированные расходы? Как сделать работу организации четкой и слаженной? Ответ на все эти достаточно разные вопросы может дать система управления качеством или система менеджмента качества (СМК), разработанная и внедренная в действующую систему управления компанией.




Сегодня наше общество, наша промышленность постепенно отходят от обязательной сертификации, которая появилась и начале 90-х годов прошлого века с целью защиты отечественного потребителя от хлынувшего мутным потоком в страну некачественного товара. Мы начинаем работать так, как работает весь мир, исповедуя принципы добровольности подтверждения соответствия. Уже ушло в прошлое лицензирование изготовления подъемных сооружений, лицензирование продаж автотранспортных средств, обязательная сертификация предпродажной подготовки автомобилей и так далее - список можно продолжать еще долго.

Уменьшение количества лицензируемых видов деятельности - это также одно из требований вступления России во Всемирную торговую организацию.

Итак, обязательное лицензирование, сертификация, другие формы принудительного контроля качества уходят в прошлое - что же остается?

До недавнего времени компании, чтобы работать на рынке и доказать свою надежность партнерам, было достаточно получить на свою деятельность разрешение Государства - лицензию. И после получения заветного документа ответственность в большей мере ложилась на государство - если государство устраивала деятельность предприятия, то над улучшением качества как продукции,так и услуг можно было особенно и не трудиться. Сейчас этого уже нет.

Что делать фирме, желающей доказать свою состоятельность потенциальным заказчикам?

Ответ один - внедрить и сертифицировать систему менеджмента качества!

Что же делать фирме, желающей доказать свою состоятельность потенциальным заказчикам, когда дипломов и грамот становится недостаточно и необходимы более веские аргументы своей значимости? Как быть готовым к, возможно, острейшей конкуренции с другими производителями, к примеру, азиатских регионов, которые могут появиться в России в ближайшие год-два? Как, кроме того, обеспечить управляемость компании, чтобы, не отвлекаясь на мелочи, заниматься тактикой и стратегией, а не исправлением ошибок и устранением недостатков?

Спросим самих себя: что больше всего мы ценим в продуктах, которые потребляем, в машинах, на которых ездим, в одежде, которую носим? Ответ, скорее всего, будет один - качество. Радость от вещи, купленной дешево, будет непродолжительна, если вещь некачественная. Ломающийся автомобиль вызывает раздражение, севшая после стирки одежда - досаду, некачественные продукты - даже не хочется говорить. В настоящее время российский рынок заполнен до предела, конкуренция заставляет производителей и продавцов придумывать новые маркетинговые ходы и уловки, проводить рекламные акции, презентации, предлагать бонусы и т.д. и т.п. Но главной ценностью любого продукта остается его качество.

Как грамотно управлять качеством? Не некачественной продукцией, а риском ее появления? Не затратами на брак, а их предупреждением? Считать не убытки, а запланированные расходы? Как сделать работу организации четкой и слаженной?
Ответ на все эти вопросы может дать система управления качеством или система менеджмента качества (СМК), разработанная и внедренная в действующую систему управления компанией.

Наиболее широкое распространение, применение и - самое главное - признание во всем мире получила система менеджмента качества, основанная на выполнении требований стандарта ISO 9001:2000 (в России - ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

ISO 9001

Международная организация по стандартизации - ISO (International Organization for Standartization) была создана в 1947 г. с целью развития принципов стандартизации и проектирования на их основе международных стандартов, способствующих интеграционным процессам в разных областях и направлениях деятельности. Семейство стандартов ISO 9000 - это стандарты, относящиеся к качеству и призванные помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих СМК.

Основной пакет международных стандартов, связанных с управлением качеством, был принят ISO в марте 1987 г., в 1994 г. вышла вторая редакция основных стандартов этой серии, и, наконец, в декабре 2000 г. была принята новая, актуальная на сегодняшний день версия стандартов.

Семейство стандартов ISO 9000 включает в себя четыре стандарта, в числе которых:

  • ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001)
  • , содержащий основные положения и терминологию СМК;
  • ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001)
  • , определяющий требования к СМК;
  • ISO 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9004-2001)
  • , содержащий рекомендации по улучшению деятельности;
  • ISO 9011-2002 (ГОСТ Р ИСО 19011-2003)
  • , содержащий руководящие указания по аудиту (проверке) СМК и/или систем экологического менеджмента.

    В общем виде ISO 9001 - это стандарт требований, на соответствие которому и проводится сертификация, а стандарты ISO 9000, ISO 9004, ISO 1901 1 представляют собой руководящие положения и справочную информацию к нему.

    С первых лет существования стандартов ISO серии 9000 внедрение СМК и их сертификация независимыми органами по сертификации получили широкое распространение во многих, особенно в развитых странах мира. И настоящее время внедрение и сертификация систем менеджмента качества для многих является уже свершившимся фактом. Признание СМК в мире можно оценить по следующим цифрам: по ISO 9001:2000 в 2001 г. было сертифицировано 44388 организаций, а, к примеру, в 2004-м - уже 670899 организаций, в 2006 г. число сертифицированных организаций приблизилось к миллиону.

    РЕАЛЬНЫЙ ПРИМЕР


    Преимущества, получаемые организацией при внедрении и сертификации СМК:


  • Упорядоченное управление персоналом, четкое определение ответственности и полномочий.
  • Повышение интеллектуального потенциала организации.
  • Оптимизация использования ресурсов, повышение производительности труда.
  • Улучшение репутации организации.
  • Повышение конкурентоспособности продукции и услуг.
  • Расширение рынков сбыта.
  • Преимущества при участии в тендерах, получении субподряда, госзаказов
  • Упрощение процесса аккредитации и лицензирования.
  • Улучшение отношений с поставщиками.
  • Повышение инвестиционной привлекательности.
  • Упрощенная процедура страхования и получения кредитов.
  • Повышение эффективности экономики предприятия.
  • Повышение эффективности производства.
  • Минимизация затрат на управление предприятием.
  • Улучшение корпоративной культуры предприятия
  • Сохранение и совершенствование накопленных знаний и любой важной для организации информации (технологии, требования к качеству работ)
  • Что же может дать внедренная система менеджмента качества, к примеру, машиностроительному предприятию?

    Рассмотрим реальный пример отечественного машиностроительного предприятия - ОАО «Галичский автокрановый завод», выпускающий автокраны под маркой Галичанин. Почти год назад на заводе завершился двухлетний этап разработки и внедрения системы менеджмента качества, получен сертификат, подтверждающий соответствие СМК предприятия требованиям российской версии стандарта ISO 9001:2000.

    Что было сделано за это время, как можно оценить реальную пользу для организации от подобного нововведения? Приведем несколько аргументов в пользу СМК со слов представителей завода.

    В рамках работ по созданию СМК был заново переработан весь объем внутренних стандартов предприятия, «пустые» документы аннулированы, разработаны принципиально новые - люди получили подспорье к работе, плюс серьезно возросла персональная ответственность исполнителей абсолютно всех уровней - от топ-менеджера до рабочего.

    С повышением ответственности улучшилась технологическая дисциплина в организации, действия персонала стали более согласованными, дублирование деятельности отделов и сотрудников свелось на нет, поскольку появилась возможность четко разграничить зоны ответственности каждого сотрудника.

    Применение так называемого «процессного подхода» позволило взглянуть на деятельность всего предприятия несколько с другой стороны, проведенный реинжиниринг процессов помог понять и оцепить связи внутри процессов между подразделениями и, соответственно, оптимизировать их - все процессы деятельности внутри завода стали очевидными и более «прозрачными» для руководителей, в связи с чем упростился их контроль и управляемость. СМК предоставила возможность устанавливать определенные цели по каждому процессу - ведь для анализа текущей деятельности на предприятии полномасштабно стали применяться статистические методы.

    Заводу удалось избежать излишней «бюрократизации» в виде несметного количества бумаг, которое обычно пугает всех в СМК. Только самые необходимые документы - стандарты предприятия, положения об отделах, порядка 20-25 документов, описывающих процессы предприятия и обязательные процедуры, требуемые стандартом ISO 9001, - и этого оказалось достаточно. Ведь недаром считается, что чем выше компетентность персонала, чем меньше документов требуется разрабатывать для СМК.

    Сейчас предприятие благодаря грамотно разработанной и внедренной системе менеджмента качества может в любой момент продемонстрировать своим клиентам не на словах, а на деле внутреннюю работу СМК. Ведь СМК ставит своей целью прежде всего (цитируя ГОСТ Р ПСО 9001) «повышение удовлетворенности потребителей» - и любому заказчику предприятие готово продемонстрировать свою заботу о нем.

    Дополнительные плюсы - рекламная кампания с использованием знака соответствия, появление реальных преимуществ при участии в конкурсах и тендерах (особенно в части получения государственных контрактов и контрактов с Вооруженными силами) - все это легло в копилку достижений от внедрения СМ К.

    При этом нельзя не отметить, что в разработанную систему менеджмента качества органично вписалась действующая на предприятии система управления производством, дополнив ее и привнеся в СМК элементы автоматизации управления.

    Анализируя сделанное, можно быть уверенным: предприятие ощутило полезность СМК, дальнейшее развитие менеджмента качества в организации не вызывает сомнений. Бережливое производство, система «упорядочения», «бенчмаркинг» - деятельность можно совершенствовать бесконечно, используя передовой опыт западных машиностроительных предприятий, опираясь при этом на свои собственные результаты, - но начинать, безусловно, нужно с основ - с внедрения СМК по требованиям стандарта ISO 9001.

    Приведенный пример говорит о пользе использования стандарта ISO 9001 в работе крупного машиностроительного предприятия. Но стандарт универсален, и его могут применять также небольшие коммерческие компании, поскольку заложенные в стандарте требования применимы к обеспечению качества практически любой деятельности для организаций любой численности. В этом как раз и кроется популярность и применяемость ISO 9001 - в возможности использования его с выгодой для себя компаниями любого уровня.

    СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА

    Динамика сертифицирования СМК
    Количество сертификатов на системы качества, выданных российским машиностроительным прелприятиям в национальной системе сертификации ГОСТ Р с 200 по 2006 год
    В настоящее время в России количество организаций уже сертифицированных и елающих пройти сертификацию увеличивается достаточно быстро. Как говорится, есть спрос - будет и предложение. Услуги по сертификации систем менеджмента качества предлагают зарубежные фирмы, уже состоявшиеся и создавшие добросовестным трудом собственное имя, отечественные органы по сертификации, а также отечественные фирмы, смысл существования которых, очевидно, не в предоставлении качественных услуг. Рекламных предложений о быстром и дешевом получении сертификата чрезвычайно много. Но здесь надо понимать, что ценность сертификата, полученного таким образом, сопоставима со стоимостью его получения и ни о какой реально действующей СМ К  в такой компании не может быть и речи. Процедуры подготовки компании к сертификации, консалтинг, непосредственно сама сертификация достаточно трудоемки и сложны и занимают не один день.

    Несколько важных моментов, на которых бы хотелось остановиться и рекомендовать принять во внимание организациям, решившим получить сертификат соответствия системы менеджмента качества.

    Система сертификации
    Прежде всего, обязательно обращайте внимание, в какой системе сертификации вам будет предложено проведение сертификации и выдача сертификата: наиболее уважаемые и имеющие исключительное признание сертификаты - это сертификаты, выдаваемые в национальной системе сертификации России ГОСТ Р.

    Тип сертификата
    Какой сертификат получить - отечественный или международный? Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 идентичен международному ISO:9001, и если ваши клиенты не требуют от вас сертификата международного образца - смело обращайтесь в отечественные органы по сертификации - это, во-первых, дешевле, а во-вторых, требования для участия в тендерах и т.д. в РФ предусматривают обычно именно такой сертификат.

    Разработка СМК
    Разрабатывать ли СМК самостоятельно или прибегнуть к помощи внешних консультантов? Поверьте на слово - чтобы выполнить абсолютно все требования стандарта ISO 9001, необходимо иметь значительный опыт работы в этой области, и только люди, занимающиеся этим постоянно и профессионально, могут создать в вашей компании действительно работающую систему качества.

    Стоимость сертификации.
    По сравнению со стоимостью сертификации продукции сертификация СМК дороже в разы. Дело в том, что сама процедура сертификации предусматривает кропотливую объемную работу, которая длится не один день, и не два и касается самих основ деятельности предприятия - именно поэтому затраты у органов по сертификации столь высоки.

    Возвращаясь к грядущему вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, необходимо еще раз подтвердить, что значение сертификата соответствия по стандартам ISO 9000 в России в связи с этим событием многократно возрастает, так как наличие сертификата ISO 9000 во всем мире считается стандартной деловой практикой.

    СМК - это лицо организации, это имидж ее руководителя. Добровольность сертификации по ИСО, необходимость определенных финансовых затрат на приведение существующей в организации СМК в соответствие с требованиями международных стандартов, определение качества как одного из основных показателей успешности бизнеса - все это свидетельствует о стремлении компании и ее руководства быть в авангарде текущей политики и соответствовать современным требованиям, предъявляемым к компаниям на международном уровне.

    Системы менеджмента качества в настоящее время не дань моде, а осознанная необходимость, это новый инструмент управления организацией в руках современного грамотного руководителя, и этот инструмент объективно необходим.





    Журнал "Строительная техника и технологии" №3/2007
    "Сертификат системы качества:
    как показать успешность компании ",
    автор статьи М.В. Спевак