Новости рынка специальной техники
и промышленного оборудования
Тел.
E-mail:
http://
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru
www.mrmz.ru

Выпуск №75. Статья №3.

ЛИЗИНГ:

итоги года

В обследовании российского рынка лизинговых услуг участвовали 153 лизинговых компании. За год они заключили и профинансировали новые договоры на сумму, эквивалентную более чем $17 млрд.



В результате объем лизингового бизнеса в стране увеличился вдвое по сравнению с 2005 годом. Это самые высокие темпы за всю историю отечественного лизинга. Причем такого результата удалось достичь, несмотря на большие сложности, которые возникли у многих лизингодателей во взаимоотношениях с налоговыми органами по вопросам принятия к зачету и возмещению налога на добавленную стоимость.

Объем лизингового бизнеса России
в 2006 году увеличился вдвое по сравнению с 2005 годом.

Это самые высокие темпы за всю историю отечественного лизинга.


Факторы, стимулирующие рост объемов лизинга в стране:

  • улучшение экономической ситуации в стране;
  • рост числа лизинговых проектов;
  • обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей, в том числе в автотранспорте;
  • улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, усло­виям погашения задолженности и др.);
  • увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном как высокодоходных и с управляемыми рисками;
  • рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;
  • разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;
  • развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.


  • Факторы, сдерживающие рост объемов лизинга в стране:

  • недостатки в администрировании налогообложения,
  • большие проблемы с НДС.
  • ограничения по использованию предмета лизинга только для предпринимательских целей;
  • неурегулированность отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету;
  • отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций;
  • недостаточная прозрачность, транспарентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о клиентах;
  • проблемы с методологией формирования статистики лизинга в стране.


  • В ходе обследования лизингодателей была проанализирована ситуация с развитием лизинга коммерческих автотранспортных средств, передаваемых хозяйствующим субъектам для предпринимательской деятельности, по шести направлениям, пять из которых более подробно будут представлены в настоящей статье.

    Особое внимание уделено деятельности операторов лизингового рынка автотранспортных средств для перевозки грузов свыше 2 тонн; малотоннажных грузовиков, пикапов грузоподъемностью до 2 тонн; микроавтобусов; автобусов, а также авторемонтного и автосервисного оборудования.

    Автолизинговая динамика

    Существенный прирост был продемонстрирован в одном из ведущих сегментов рынка лизинговых услуг - автотранспорте. В общем виде основные его результаты представлены в таблице 1. Аналитическое исследование строилось на материалах специального анке­тирования лизинговых компаний. При этом использовались не только данные бухгалтерского учета, но также и информация по управленческому учету в объеме и по­рядке, самостоятельно установленном в каждой из компаний.

    Таблица 1. СДЕЛКИ ПО ФИНАНСОВОМУ ЛИЗИНГУ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В 200-2006 гг.

    Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
    Стоимость всех заключенных договоров лизинга, млн. долл. 1415 1960 2320 3640 6750 8510 17080
    Прирост по сравнению с предыдущим годом, %   38,5 18,4 59,6 85,4 26,1 100,7
    Стоимость заключенных договоров лизинга автотранспорта, млн. долл. 156 272 378 652 1036 2112 4131
    Прирост по сравнению с предыдушим годом, %   74,4 39,0 72,5 58,9 103,9 95,6

    Расчеты показали, что ежегодные среднегеометрические приросты объемов финансового лизинга в целом по стране за период 2000-2006 гг. равнялись 51,5%, а по лизингу автотранспортных средств - 72,6%.

    Опережающий темп коммерческих автотранспортных средств, конечно же, неслучаен. Они постоянно пользуются большим покупательским спросом, высоколиквидны, то есть являются легко продаваемыми и, следовательно, могут служить хорошим обеспечением для многих лизинговых и сопутствующих им кредитных сделок. Кроме того, лизинг автотранспортных средств является одним из наиболее развитых и доходных направлений лизинговой деятельности.

    Вместе с тем следует учесть, что чисто арифметически прирастать от малых величин всегда быстрее и проще. Например, увеличение объемов в 2005 году по сравнению с 2004-м составляло 1076 млн. долл., и эта сумма соответствовала 103,9% прироста. В 2006-м прирост в относительных величинах несколько сократился - до 95,6%, но в абсолютном выражении имело место увеличение - до 2019 млн. долл.

    Ускоренное развитие лизинга автотранспортных средств обусловлено целым рядом причин. Наиболее значимыми из них в последние несколько лет были следующие факторы.

    Во-первых, все больше лизингодателями помимо основной (передачи имущества в лизинг) предоставляются дополнительные услуги клиентам.

    Во-вторых, все чаще стали использо­ваться новые технологии взаимодействия лизинговых компаний с потенциальными клиентами - лизингополучателями, например, скоринговые модели рассмотрения заявок предприятий.

    В-третьих, происходило снижение ставок на рынке капитала, используемых для финансирования лизинговых операций. Так, с апреля 2002 года до февраля 2007-го ставка рефинансирования ЦБ РФ снизилась более чем вдвое - с 23% до 10,5%. Практически на таком же уровне находился средний показатель стоимости заимствований для российских лизинговых компаний. Оценивая условия получения денег на рынке капитала, следует учитывать сроки договоров лизинга, которые чаще на практике совпадают со сроками кредитных договоров.

    В-четвертых, произошли изменения в законодательных и нормативно-правовых актах, регулирующих лизинг в нашей стране и позволяющих достаточно гибко варь­ировать сроками договоров лизинга.

    В-пятых, предоставление государством определенных преференций как на федеральном, так и на региональном уровнях участникам лизинговых сделок (лизингодателям и лизингополучателям). Это касается, прежде всего, льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество, льготного порядка уплаты таможенных платежей, свободы выбора балансодержателя.

    Величина лизингового портфеля лизингодателей была определена на основе показателя, который учитывает Европейская федерация национальных ассоциаций лизинговых компаний (LEASEUROPE), то есть «outstandings» (неоплаченный долг, неполученные деньги). Этот показатель учитывает суммы тех платежей по действующим договорам лизинга, которые лизингополучатели еще должны заплатить лизинговым компаниям. Эта сумма к началу 2007 года соответствовала 21750 млн. долл., включая НДС. Для сравнения отметим, что в 2005 году рассматриваемый показатель был на уровне 12340 млн. долл. Таким образом, за год совокупный портфель отечественных лизинговых компаний потяжелел почти на 76,3%.

    Структура автолизингового бизнеса

    Структура лизинга автотранспортных средств в 2000-2005 гг, %
    Структура лизинга автотранспортных средств в 2000-2005г
    Удельный вес лизинга автотранспортных средств в общем объеме лизинговых операций в стране вырос с 11,0% в 2000 году до 24,5%, то есть более чем в два раза. Информация о внутренней структуре лизинга автотранспортных средств представлена на диаграмме. Данные по грузовым автомобилям грузоподъемностью до 2 тонн и свыше 2 тонн по 2006 году были объединены для сопоставимости, так как в предыдущие годы такой дифференциации мы не проводили.

    На протяжении ряда лет более половины всего автолизинга стабильно приходится на грузовики. Значительный прирост в абсолютных объемах лизинга автобусов (за один год - свыше трехсот миллионов долларов) в относительных, структурных величинах не столь нагляден, хотя за пять лет изменения здесь произошли более чем внушительные.

    Следует отметить, что пока нельзя признать удовлетворительными объемы лизинговых операций с авторемонтным и автосервисным оборудованием. Как правило, это оборудование требуется для малых предприятий, а их финансовые возможности еще недостаточно адекватно воспринимаются рядом лизинговых компаний.

    Операторы рынка автолизинговых услуг России

    С учетом структуры рынка автолизинговых услуг нами были составлены рейтинги (рэнкинги) лизингодателей по итогам 2006 года. Ранжирование операторов рынка важно не только для самих лизингодателей, но и для их клиентов - лизингополучателей, поставщиков (продавцов), а также для косвенных участников лизинговых сделок - банков, страховых, инвестиционных компаний, так как позволяет всем им установить, кто наиболее активно работает в том или ином сегменте рынка, какой удельный вес заключенных договоров в общей их стоимости приходится на ведущих операторов, какие транспортные средства и специальное оборудование пользуются наибольшим спросом потребителей лизинговых услуг.

    Из 153 лизингодателей - участников аналитического проекта 149 представили информацию о своих сделках в различных сегментах лизингового рынка. При этом 137 из них, то есть почти 92% лизингодателей, в той или иной степени проводили операции с автотранспортными средствами. То есть практически все лизинговые компании, за исключением дюжины специализированных, занимались автолизингом.


    Представляем основной рейтинг операторов российского автолизингового рынка.



    Таблица 2. ОПЕРАТОРЫ АВТОЛИЗИНГОВОГО РЫНКА РОССИИ в 2006 году


    Лизингодатели
    Стоимость
    новых
    заключенных
    договоров
    лизинга,
    млн. долл.
    Лизингодатели
    Стоимость
    новых
    заключенных
    договоров
    лизинга,
    млн. долл.
    1 ВТБ-Лизинг (Москва)
    http://www.vtb.ru
    281,074 24 Группа компаний «Зест» (Санкт-Петербург) 42,776
    2 Europlan (Москва)
    http://www.leasing.ru
    227,505 25 Атлант-М Лизинг (Москва)
    http://www.atlant-leasing.ru
    42,019
    3 Лизинговая компания "КамАЗ" (Набережные Челны)
    http://leasing.kamaz.net
    207,322 26 Ханса Лизинг (Москва)
    http://www.hansabank.ru
    40,481
    4 Вольво финанс сервис Восток (Москва)
    http://www.volvo.com
    194,802 27 Локат Лизинг Руссия (Москва)
    http://www.locat.ru/ru/
    33,463
    5 Лизинговая компания "Каркаде"
    http://www.carcade.com
    179,945 28 Транспортная лизинговая компания (Ярославль)
    http://www.yarkamp.ru/
    31,433
    6 Элемент лизинг (Москва)
    http://www.elementleasing.ru
    156,557 29 Экстролизинг (Москва)
    http://www.extroleasing.ru
    30,731
    7 Лизинговая компания "Уралсиб" (Москва)
    http://leasing.uralsib.ru
    139,002 30 ФБ Лизинг (Москва)
    http://www.vbleasing.ru
    29,767
    8 Скания Лизинг (Москва)
    http://www.scania.ru
    135,524 31 Райффайзен-Лизинг (Москва)
    http://www.raiffeisen.ru
    29,281
    9 Лизинговая компания "Свое дело" (Москва)
    http://www.svoe-delo.ru
    88,321 32 Петролизинг Менеджмент (Москва)
    http://www.assocleasing.ru
    28,258
    10 Компания Розничного Кредитования. Лизинг (Москва)
    http://www.cfcrus.ru
    85,867 33 Парекс Лизинг (Москва)
    http://www.parexleasing.ru
    28,193
    11 Глобус-Лизинг (Санкт-Петербург)
    http://www.globus-leasing.ru
    76,081 34 Авангард-Лизинг (Москва)
    http://www.avangard-leasing.ru
    28,132
    12 Группа компаний «Интерлизинг» (Санкт-Петербург)
    http://www.interleasing.ru
    74,719 35 Российская дорожная лизинговая компания «Росдорлизинг» (Москва)
    26,869
    13 ЛизингПромХолд (Москва)
    http://www.leasingpromhold.ru
    72,707 36 ФК «Балтинвест» (Санкт-Петербург)
    http://www.b-leasing.ru
    24,426
    14 Группа компаний «Балтийский лизинг» (Санкт-Петербург)
    http://www.baltlease.ru
    71,898 37 АК «Грузомобиль» (Санкт-Петербург)
    http://www.mamont.net
    24,350
    15 Приволжская лизинговая компания (Саров, Нижегородской области)
    http://www.volga-leasing.ru
    70,226 38 АльянсРегионЛизинг(Новосибирск)
    http://www.arleasing.ru
    23,525
    16 Русско-германская лизинговая компания (Москва)
    http://www.sbrf.ru/ruswin/rdlz/rdlz00.htm
    65,713 39 Югорская лизинговая компания (Ханты-Мансийск)
    http://www.ugra-leasing.ru
    21,456
    17 Стоун XXI (Москва)
    http://www.stone-xxi.ru
    61,705 40 НОМОС-Лизинг (Москва)
    http://www.nomos-leasing.ru
    21,389
    18 Группа компаний «РТК-Лизинг» (Москва)
    http://www.rtc-leasing.ru
    57,024 41 Сибирская лизинговая компания (Новосибирск)
    http://www.siblizcom.ru
    20,809
    19 Группа компаний «Ураллизинг» (Екатеринбург)
    http://www.urall.ru
    56,621 42 Московская лизинговая компания (Москва)
    http://www.ml.ru
    19,651
    20 Лизинговая компания «Медведь» (Москва)
    http://www.lk-medved.ru
    48,872 43 Управляющая компания «Объединенный лизинг» (Москва) 19,036
    21 Сибэнерголизинг(Новосибирск)
    http://www.nske.ru/about/structure/sel
    45,234 44 ФинСтройЛизинг (Москва)
    http://www.finstroyliz.ru
    18,810
    22 Лизинговые компании PECO (PECOTPACT и РЕСО Лизинг) (Москва)
    http://www.resoleasing.ru
    45,023 45 РМБ-Лизинг
    http://www.rmbl.ru
    18,481
    23 Лизинг-Максимум (Москва)
    http://www.leasingm.ru
    43,598 46 ДельтаЛизинг (Владивосток)
    http://www.deltaleasing.ru
    17,309



    Журнал "Коммерческий транспорт" №3/2007,
    "Автолизинг: итоги года ",
    автор статьи В. Газман