Факторы, стимулирующие рост объемов лизинга в стране: Факторы, сдерживающие рост объемов лизинга в стране: В ходе обследования лизингодателей была проанализирована ситуация с развитием лизинга коммерческих автотранспортных средств, передаваемых хозяйствующим субъектам для предпринимательской деятельности, по шести направлениям, пять из которых более подробно будут представлены в настоящей статье. Особое внимание уделено деятельности операторов лизингового рынка автотранспортных средств для перевозки грузов свыше 2 тонн; малотоннажных грузовиков, пикапов грузоподъемностью до 2 тонн; микроавтобусов; автобусов, а также авторемонтного и автосервисного оборудования. Автолизинговая динамикаСущественный прирост был продемонстрирован в одном из ведущих сегментов рынка лизинговых услуг - автотранспорте. В общем виде основные его результаты представлены в таблице 1. Аналитическое исследование строилось на материалах специального анкетирования лизинговых компаний. При этом использовались не только данные бухгалтерского учета, но также и информация по управленческому учету в объеме и порядке, самостоятельно установленном в каждой из компаний. Таблица 1. СДЕЛКИ ПО ФИНАНСОВОМУ ЛИЗИНГУ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В 200-2006 гг.
Расчеты показали, что ежегодные среднегеометрические приросты объемов финансового лизинга в целом по стране за период 2000-2006 гг. равнялись 51,5%, а по лизингу автотранспортных средств - 72,6%. Опережающий темп коммерческих автотранспортных средств, конечно же, неслучаен. Они постоянно пользуются большим покупательским спросом, высоколиквидны, то есть являются легко продаваемыми и, следовательно, могут служить хорошим обеспечением для многих лизинговых и сопутствующих им кредитных сделок. Кроме того, лизинг автотранспортных средств является одним из наиболее развитых и доходных направлений лизинговой деятельности. Вместе с тем следует учесть, что чисто арифметически прирастать от малых величин всегда быстрее и проще. Например, увеличение объемов в 2005 году по сравнению с 2004-м составляло 1076 млн. долл., и эта сумма соответствовала 103,9% прироста. В 2006-м прирост в относительных величинах несколько сократился - до 95,6%, но в абсолютном выражении имело место увеличение - до 2019 млн. долл. Ускоренное развитие лизинга автотранспортных средств обусловлено целым рядом причин. Наиболее значимыми из них в последние несколько лет были следующие факторы. Во-первых, все больше лизингодателями помимо основной (передачи имущества в лизинг) предоставляются дополнительные услуги клиентам. Во-вторых, все чаще стали использоваться новые технологии взаимодействия лизинговых компаний с потенциальными клиентами - лизингополучателями, например, скоринговые модели рассмотрения заявок предприятий. В-третьих, происходило снижение ставок на рынке капитала, используемых для финансирования лизинговых операций. Так, с апреля 2002 года до февраля 2007-го ставка рефинансирования ЦБ РФ снизилась более чем вдвое - с 23% до 10,5%. Практически на таком же уровне находился средний показатель стоимости заимствований для российских лизинговых компаний. Оценивая условия получения денег на рынке капитала, следует учитывать сроки договоров лизинга, которые чаще на практике совпадают со сроками кредитных договоров. В-четвертых, произошли изменения в законодательных и нормативно-правовых актах, регулирующих лизинг в нашей стране и позволяющих достаточно гибко варьировать сроками договоров лизинга. В-пятых, предоставление государством определенных преференций как на федеральном, так и на региональном уровнях участникам лизинговых сделок (лизингодателям и лизингополучателям). Это касается, прежде всего, льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество, льготного порядка уплаты таможенных платежей, свободы выбора балансодержателя. Величина лизингового портфеля лизингодателей была определена на основе показателя, который учитывает Европейская федерация национальных ассоциаций лизинговых компаний (LEASEUROPE), то есть «outstandings» (неоплаченный долг, неполученные деньги). Этот показатель учитывает суммы тех платежей по действующим договорам лизинга, которые лизингополучатели еще должны заплатить лизинговым компаниям. Эта сумма к началу 2007 года соответствовала 21750 млн. долл., включая НДС. Для сравнения отметим, что в 2005 году рассматриваемый показатель был на уровне 12340 млн. долл. Таким образом, за год совокупный портфель отечественных лизинговых компаний потяжелел почти на 76,3%. Структура автолизингового бизнеса
На протяжении ряда лет более половины всего автолизинга стабильно приходится на грузовики. Значительный прирост в абсолютных объемах лизинга автобусов (за один год - свыше трехсот миллионов долларов) в относительных, структурных величинах не столь нагляден, хотя за пять лет изменения здесь произошли более чем внушительные. Следует отметить, что пока нельзя признать удовлетворительными объемы лизинговых операций с авторемонтным и автосервисным оборудованием. Как правило, это оборудование требуется для малых предприятий, а их финансовые возможности еще недостаточно адекватно воспринимаются рядом лизинговых компаний. Операторы рынка автолизинговых услуг РоссииС учетом структуры рынка автолизинговых услуг нами были составлены рейтинги (рэнкинги) лизингодателей по итогам 2006 года. Ранжирование операторов рынка важно не только для самих лизингодателей, но и для их клиентов - лизингополучателей, поставщиков (продавцов), а также для косвенных участников лизинговых сделок - банков, страховых, инвестиционных компаний, так как позволяет всем им установить, кто наиболее активно работает в том или ином сегменте рынка, какой удельный вес заключенных договоров в общей их стоимости приходится на ведущих операторов, какие транспортные средства и специальное оборудование пользуются наибольшим спросом потребителей лизинговых услуг.Из 153 лизингодателей - участников аналитического проекта 149 представили информацию о своих сделках в различных сегментах лизингового рынка. При этом 137 из них, то есть почти 92% лизингодателей, в той или иной степени проводили операции с автотранспортными средствами. То есть практически все лизинговые компании, за исключением дюжины специализированных, занимались автолизингом. Представляем основной рейтинг операторов российского автолизингового рынка. Таблица 2. ОПЕРАТОРЫ АВТОЛИЗИНГОВОГО РЫНКА РОССИИ в 2006 году
Журнал "Коммерческий транспорт" №3/2007, |