Шины летние, как правило, специального обозначения не имеют. В осенне-зимний период принято устанавливать на автомобиль шины всесезонные (надпись на боковине All Season) или зимние, М + S (Mud and Snow - грязь и снег). Несмотря на то, что по расчлененности протектора они часто бывают похожи, по свойствам протектора различия существенные.
Дорожка протектораДорожка протектора - это непрерывное резиновое кольцо (пояс), через которое шина взаимодействует с дорогой, или совокупность грунтозацепов, которые своим последовательным расположением по окружности шины образуют прерывистое кольцо.ГрунтозацепыГрунтозацепы - отдельные фрагменты протектора. Могут быть любой формы - от ромбов и прямоугольников до различных многогранников с острыми ступенчатыми кромками. Ровные края грунтозацепов увеличивают шум при движении, вызывают в шине вибрацию. Грунтозацепы сложной формы каждым своим уголком улучшают сцепление с дорогой, но ухудшают характеристики качения. Если от шины не требуется особых свойств по проходимости, то предпочтительнее протекторы с грунтозацепами скругленных форм, частично перекрывающие себя при образовании беговой дорожки. При движении нагрузка от одного грунтозацепа плавно передается другому.Поперечные (радиальные) канавкиПоперечные канавки предназначены для отвода загрязнений от центра к краям пятна контакта. Чем канавки шире, тем лучше отвод, но характеристики качения ухудшаются. Лучше, когда эти канавки расширяются от центра протектора к плечевой зоне. Кромки поперечных канавок улучшают сцепные характеристики.Продольные канавкиПродольные канавки собирают загрязнения от поперечных, повышают стойкость шины к аквапланированию на мокрой дороге. Их края повышают сопротивляемость шины боковому заносу, что наиболее ценно для управляемых колес автомобиля. Но чем больше продольных канавок, особенно прямолинейной формы, тем больше сокращаются сцепные характеристики шины. У зигзагообразных продольных канавок эти свойства проявляются в меньшей степени, но отвод воды будет меньше из-за повышенного гидравлического сопротивления.Для зимних шин желательно, чтобы все канавки немного сужались книзу. Это облегчает самоочищение протектора от снега и грязи. Когда на дороге лежит рыхлый снег, то по задним шинам впереди идущих автомобилей, когда они притормаживают перед светофором, можно увидеть, что некоторые протекторы выходят из пятна контакта почти очищенными, другие - с налипшей снежной лентой. Значит, в пятне контакта эти шины будут работать по-разному. Щелевые прорези (ламели)Ламели своими краями улучшают сцепление шины с дорогой. Создателем ламелей считается компания «Michelin». Сейчас практически все заводы делают свои шины с ламелями. Большое количество ламелей позволяет улучшить сцепление шин на участках дороги, покрытых водой, в поворотах. Первоначально ламели были одиночными и ровными. Затем Y-образными. Для нового высокого грунтозацепа достаточно одного разреза (ножка Y). По мере износа протектора на грунтозацепе проявятся две ламели. Затем выяснилось, что рассечение грунтозацепа ровными прорезями создает дополнительное нежелательное трение между частями грунтозацепа. Был сделан резкий поворот к зигзагообразным ламелям. Недавно Michelin представила так называемую каплеобразную ламель, позволяющую сохранить сцепные свойства шины при частичном износе протектора. Кто в команде лучший? Создание рисунка протектора - это сложнейший труд разработчиков. Абсолютную истину о шине могут дать только ее реальные испытания или специальные ездовые тесты, проведенные независимыми организациями. Остается полагаться на чужой, но лучше на свой опыт и знания.
Проследим свойства типовых рисунков протектора - от наиболее рельефного (зимнего) до гладкого (летнего) на примере «линейки» шин одного производителя . Свойства резиновых смесей не учитываются. Если каким-то производителем резиновая смесь сделана не совсем удачно, то никакие супермодные рисунки шину не улучшат. Все плюсы и минусы по каждому протектору изложить невозможно - будет много повторов. Отмечаются наиболее характерные черты протектора, причем только по внешним признакам. У какого-либо похожего рисунка другого производителя, но с особым рецептурным составом резиновой смеси, свойства могут оказаться противоположными. Рисунки протектора приведены как для тяжелых, так и для малотоннажных автомобилей. При рассмотрении зимних рисунков протектора будут ссылки на шипы противоскольжения, но без подробностей об их эксплуатации.
![]() Журнал "Коммерческий транспорт" №2/2007, |