Правда, многие малогабаритные или, как их называют, тротуарные укладчики тоже оборудуются гусеницами, чтобы избежать возможного буксования при колесном ходе вследствие малого их веса. Колесные укладчики хороши и полезны в городских условиях, где очень ценится самоходная и быстрая переброска на соседний участок или объект. В отдельных случаях шины могут пробуксовывать, особенно в жаркую погоду на подгрунтованной жидким битумом или эмульсией поверхности, да еще с возможным подъемом. Причем, это может происходить не только с укладчиками, имеющими одну пару больших приводных пневмоколес, но и две, особенно в момент толкания разгружающегося тяжелого автосамосвала. Несколько улучшает тяговые свойства укладчика дополнительный привод одной из двух пар обрезиненных колес под бункером, что стали устраивать некоторые фирмы на отдельных своих образцах.
Как правило, емкость бункера укладчика назначают равной емкости кузова и, соответственно, грузоподъемности используемого среднего самосвала, т.е. она должна составлять 12 -15 т. Это удобно и полезно для более эффективного использования транспорта. И лишь у малогабаритных тротуарных образцов она снижена до половины емкости кузова самосвала, а у крупных широкозахватных моделей повышена до 17-18 т. Важным его элементом являются складывающиеся гидравликой к оси укладчика боковые стенки. Это необходимо не только для уменьшения транспортной ширины укладчика, но и для периодической подачи к питателю смеси, остывающей на "периферии" бункера. Технологические правила не рекомендуют часто "хлопать" боковыми стенками. Если это делать после каждого выгруженного самосвала, можно "прохлопать" качество покрытия, связанное с возможной температурной и зерновой сегрегацией крупных частиц смеси.
Питатель и винтовой шнек непрерывно подают смесь к рабочему органу и равномернораспределяют ее по ширине укладываемой полосы. Для качества покрытия одинаково плохо и малое, и большое количество смеси в шнековой камере. Недостаток смеси ведет к снижению заданной толщины слоя, а ее избыток - к нарушению равновесия сил, действующих на рабочий орган, изменению угла атаки выглаживающей плиты и, как следствие, к появлению неровностей на покрытии. Поэтому очень важно, чтобы левые и правые половины питателя и шнека имели раздельный и независимый друг от друга привод, что позволит легче управлять количеством смеси, поступающим в шнековую камеру. Иногда даже полезно иметь регулировку скоростей левого и правого питателя и шнека. Следует обязательно предусматривать запас съемных элементов винтового шнека и устанавливать их на его концах в случае увеличения ширины укладки. Практический опыт показывает, что укороченный винт не может полноценно заполнять края полосы укладки, из-за чего приходится часто переполнять смесью основную часть шнековой камеры с нарушением упомянутого равновесия сил и появлением соответствующих неровностей на покрытии. Очень ценным качеством укладчика является возможность вертикальной регулировки положения винтового шнека в зависимости от толщины укладываемого слоя. Совершенно очевидно, что для устройства ровного тонкого или толстого слоя требуется разное количество смеси перед рабочим органом. Это как раз и обеспечивается соответствующим смещением шнека в вертикальной плоскости перед началом работы укладчика.
По этой же причине на широкозахватных образцах (раскладка на 8-9 и даже до 15 -16 м) вообще не используется гидравлическая раздвижка, несмотря на ее несомненные технологические удобства и достоинства. Ширина укладки асфальтобетонной смеси в покрытие на дорогах общегосударственной сети России регламентирована требованиями СНиП 2.05.02-85 к основным параметрам проезжей части и обочин. У подрядчика, в зависимости от категории дороги и количества полос движения транспорта на ней может возникнуть потребность устраивать покрытие сразу на всю ее ширину или отдельными соседними полосами следующих стандартных размеров (с учетом или без учета укрепленной части обочины):
где: 0,5; 0,75 и 1,0 м - ширина полосы укрепленной обочины для дорог разных категорий, которая зачастую устраивается вместе со слоем основного покрытия; 3; 3,5 и 3,75- ширина полосы движения транспорта на дорогах разных категорий. В городских условиях устройство покрытий ведется с учетом своей специфики, связанной с отсутствием обочин, наличием тротуаров, бордюра и т.п. Однако их ширина остается кратной ширине полосы движения автомобильного транспорта и может иметь несколько таких полос в каждом направлении движения. Поэтому наиболее крупный современный широкозахватный асфальтоукладчик способен раскладывать смесь на загородных магистралях, аэродромах, городских проспектах и площадях шириной до 15-16м. Если ведется новое строительство или полная реконструкция дороги, в выборе укладчика часто ориентируются на максимально потребную ширину укладки, чтобы избежать продольных стыковочных швов, часто служащих источником разрушения покрытия. При ремонте или обновлении покрытий на эксплуатируемых дорогах целесообразен более дешевый укладчик с шириной не более 5 м. Для исключения довольно быстрых и частых разрушений продольных и поперечных стыковочных сопряжений горячей и холодной полос укладки асфальтобетона фирма "ВАД" в течение уже 5 лет использует свою собственную технологию устройства и уплотнения асфальтобетонной смеси на стыке таких полос (рис. 1), гарантирующую целостность шва в течение не менее 5-6 лет. А на рис. 2 показана эта же технология, но дополненная инженером-мастером Никеровым С.А. из вологодского отделения ЗАО "ВАД" с целью повысить еще больше прочность шовного соединения. Поэтому фирма "ВАД" теперь уже не стремится к обладанию очень уж широкозахватными укладчиками. С точки зрения ровности покрытия целесообразнее и выгоднее использовать два параллельно и одновременно работающих укладчика или вести устройство широкого покрытия двумя-тремя раздельными полосами, используя всего один укладчик. Современные модели укладчиков реально способны укладывать слои смеси толщиной от 15-20 мм (хотя в паспортах часто могут быть указаны 5- 10 мм) и до 250-300 мм, а отдельные мощные и крупные экземпляры даже до 400-500 мм (такими слоями чаще всего укладывают в основание тощий бетон). В России же превалирует укладка асфальтобетона слоями 40-60 мм (верхний слой покрытия) и 60-100 мм (нижний несущий) и в редких случаях 120-150 мм (верхняя часть основания). При этом россияне не часто отваживаются на устройство столь толстого слоя, полагая, что чем он тоньше, тем более ровным будет покрытие. И поэтому на практике нередко вместо укладки одного слоя, например, 10 или 14 см выполняют устройство двух слоев 5+5 (или 6+4) и 7+7 (или 8+6) см. А между тем, при правильно настроенном укладчике, хорошо организованной доставке требуемого количества смеси, квалифицированном подборе катков по типу смеси, толщине слоя и погодным условиям и при эффективной технологии уплотнения ровность покрытия из толстого слоя бывает не хуже требуемой по дорожному СНиПу. К тому же укладка сразу толстого слоя вместо двух тонких более выгодна из-за большей продолжительности остывания смеси и ее уплотнения катками, особенно в осенний или весенний период работ.
Каталог-справочник
"Дорожная техника 2007" |