Конечно, подавляющее большинство производителей предлагает в компактном классе, кроме аккумуляторных моделей, еще и автопогрузчики и газовые модификации. Но вариант с машинами на электротяге наиболее популярен. С одной стороны, экологическая чистота электропогрузчиков оборачивается определенными неудобствами: нужны зарядные устройства, места для зарядки аккумуляторных батарей с вытяжкой и заведующий всем этим хозяйством специалист-аккумуляторщик. Вместе с тем расчет стоимости моточаса показывает, что такие погрузчики чаще всего рентабельней, поскольку эксплуатационные расходы, в сравнении, например, с дизельными машинами, оказываются более низкими. Электричество стоит примерно в 10,5 раза дешевле дизтоплива. К тому же потребление топлива в двигателе внутреннего сгорания со временем возрастает. Мощность, которая требуется для подзарядки батарей, остается неизменной. Да и срок службы аккумуляторов составляет сегодня от 7 до 10 лет (конечно, при условии правильного обращения). Наиболее популярные электропогрузчики грузоподъемностью 1500-1800 кг, оснащенные 48-вольтовой тяговой батареей емкостью 440 Ач и укомплектованные зарядным устройством примерно на 4-5 тыс. долл. дороже дизельных аналогов. Но в итоге, при одинаковых затратах на обслуживание механических узлов, разница в стоимости электрических моделей окупается примерно за один - полтора года.
В закрытых складах перевалка большинства грузов означает работу с унифицированными поддонами (паллетами) с массой в загруженном состоянии от 0,5 до 3,2 т. Именно на этот диапазон нацелено большинство моделей с электроприводом. Компактные модели грузоподъемностью от 1000 до 2000 кг способны с максимальной эффективностью работать в стесненных условиях (в узких проездах, при недостатке площадей для разворота) и рассчитаны на работу внутри контейнеров. В модельном ряду каждого производителя погрузчиков есть машины с так называемым трехопорным или четырехопорным шасси. В целом трехопорные и четырехопорные модели отличаются между собой в основном конструкцией заднего моста и противовесом. К числу первых относятся трехколесные погрузчики (два колеса спереди, одно, управляемое - сзади). Ведущими могут быть либо заднее колесо (как на моделях FB 10-15K RT от Mitsubishi, EFG-DHac от Jungheinrich), либо два передних (серия AM от Komatsu, ЕР16-20К Т от Caterpillar, E14 - Е20Р от Linde и др.). Встроенные в передний мост ходовые двигатели обеспечивают хорошее тяговое усилие и способность к преодолению подъемов. В погрузчиках серии Е14 - Е20Р от Llnde объединение в единый блок переднего моста и мачты сократило смещение груза от передней оси и увеличило маневренность, а удлинение мачты назад сделало более безопасным и комфортным скоростное вождение. Главная отличительная особенность трехопорных моделей - их исключительная маневренность: благодаря узкому шасси и компактным габаритам погрузчик легко проникает в стесненные зоны. Это делает его незаменимым инструментом погрузочно-разгрузочных работ и средством для штабелирования грузов в узких проходах, кузовах автомобилей, вагонах, контейнерах и т. д. Радиус поворота трехопорной машины обычно не превышает 2 м - фактически погрузчик "вертится" вокруг своей оси. В большинстве случаев трехколесный погрузчик используется для легких работ и работ средней напряженности либо там, где потребность в манипуляции с грузами возникает периодически. По существу, он занимает нишу между перевозчиками паллет и складскими штабелерами, когда первых уже недостаточно, а в последних нет особой необходимости. Таким образом, у потребителя есть возможность подобрать транспортное средство с большей грузоподъемностью, хорошей маневренностью, высокой скоростью и улучшенным комфортом для оператора (что означает повышение производительности работ, ведь за смену водитель устает меньше). В основном представители семейства трехопорных погрузчиков имеют грузоподъемность от 1000 до 2000 кг. У разных фирм варьируется только количество моделей и "градация" грузоподъемности: один производитель предлагает до шести моделей (скажем, грузоподъемностью 1200, 1500, 1600, 2000 кг) другой - от трех до пяти и т. д. В сравнении с трехопорными четырехопорные погрузчики по остаточной грузоподъемности и устойчивости немного впереди. Эти машины пригодны для более интенсивной работы на протяжении всей рабочей смены. Модельный ряд, как правило, включает машины грузоподъемностью от 1 до 3 т, но некоторые фирмы выпускают погрузчики грузоподъемностью до 3,5 т (фирма Linde предлагает специальные исполнения - тяжелые модели Е40 и Е48, способные брать "на вилы" соответственно 4 и 4,8 т). Кстати, в классе четырехопорных погрузчиков есть и конкуренты трехколесным машинам. Достаточно назвать особо компактные, динамичные и весьма пронырливые модели серий РЕ (г/п 0,5-0,9 т) от Komatsu, 3FB (г/п 0,7-0,9 т) от Toyota, FB 10-7 от ТСМ, FB ЮР-DC, FB10P (второй - с двигателем переменного тока) от Nichiyu, E 150XM от Hyster, которые также успешно могут использоваться в небольших помещениях и стесненных проходах. Погрузчики от Komatsu оснащаются 24-вольтовой АКБ, Toyota же ставит батарею с напряжением 48 В. Базовая ширина проезда (с учетом груза и дорожного просвета) для разворота четырехколесной машины Toyota 3FB9 (0,9 т) составляет 1925 мм; для модели Komatsu FB09 (0,9 т) этот показатель наименьший в классе - всего 1600 мм. Погрузчику FB 10-7 (г/п 1000 кг) от ТСМ, оснащенному 48-вольтовой АКБ (в базовом варианте), для проезда с разворотом на 90° требуется 2075 мм. Трехопорная модель ERP 10 RCF (г/п 1000 кг) от Yale с изменяемой колесной базой (что увеличивает стабильность и уменьшает требуемые размеры прохода) радиус разворота составляет 1450 мм.
Для погрузчика крайне важны быстрота реакции двигателя на команды от системы управления, точность и плавность хода, тяговое усилие и способность к преодолению подъемов. Здесь крайне важен хороший тяговый двигатель. Тенденция последних лет - применение асинхронных двигателей переменного тока взамен двигателей, работающих на постоянном токе. В асинхронных приводах постоянный ток, аккумулируемый батареей, сначала преобразуется в переменный ток и только потом подается на обмотку электродвигателя. Главное, в конструкции такого двигателя отсутствуют изнашиваемые части (щеточный узел с контакторами), а значит, отпадает необходимость в его замене или обслуживании. Еще одним преимуществом асинхронного двигателя является герметичность конструкции, исключающая возможность попадания в двигатель влаги, грязи или пыли, так что технике под силу работа даже в самых тяжелых условиях. Автоматическая регулировка частоты вращения и небольшое число механических сочленений (трущихся друг о друга деталей) сокращают износ двигателя. Асинхронный силовой агрегат имеет большую мощность и пониженное энергопотребление. Вдобавок появляется возможность автоматического торможения при отпускании педали акселератора, что исключает самопроизвольный откат машины как на горизонтальной, так и на наклонной плоскости. А поскольку частоту вращения и крутящий момент можно регулировать независимо друг от друга, машина способна плавно разгоняться и тормозить электродвигателем при использовании одной только педали газа. Система рекуперативного торможения устанавливается и на обычных погрузчиках: например, у моделей Cargo CBE F от ВТ International она включается, если педаль акселератора освобождена и нажат тормоз. Современные погрузчики имеют довольно устойчивую конструкцию с низким расположением центра тяжести. На всех компактных моделях колеса расположены по возможности максимально широко, настолько, насколько это позволяет конструкция. Так что линии возможного переворота расположены далеко друг от друга, создавая большое расстояние до центра тяжести машины (соответственно, чем больше это расстояние, тем выше устойчивость). Вместе с тем главная сложность для констрикторов - сбалансировать устойчивость и маневренность. Скажем, 24-вольтовый трехколесный электропогрузчик FB 10 от Mitsubishi имеет узкое шасси, небольшие габариты и фиксированную, а не удлиняемую базу. Последний вариант, применяемый на некоторых моделях разных фирм, может вызывать чувство неустойчивости при торможении или наклоне мачты. При езде машина имеет удлиненную базу, а следовательно, меньшую маневренность. Более того, использование одного гидроцилиндра наклона менее эффективно, а его расположение (близкое к земле) повышает риск повреждения от ударов и попадания грязи в гидросистему. У FB 10 два гидроцилиндра наклона мачты расположены высоко для их защиты от повреждений. Пара независимых электродвигателей передних колес обеспечивает работу электронного дифференциала, а переключать направление движения можно посредством электронного блока. Число оборотов и поворотный момент могут регулироваться независимо друг от друга. Обеспечивается довольно тесная связь между приводной силой обеих двигателей и движениями руля. Скажем, при повороте рулевого колеса на 90° погрузчик быстро поворачивает, позволяя оператору с максимальной точностью позиционировать машину в узких проходах. Все крупные производители поставляют сегодня электропогрузчики с переключателем выбора режимов управления (режимы у разных фирм именуются по-разному, но обычно предусмотрены варианты: для особо тяжелой работы, усиленный и экономичный). Цифровая система управления призвана обеспечивать улучшенную управляемость, полный контроль над скоростными характеристиками, точностью позиционирования и плавностью хода. В конструкции некоторых моделей (например, от Linde, Still) все электронные компоненты связываются единой шиной CAN-bus, благодаря которой возрастает не только скорость передачи команд, но и надежность всей системы в целом: меньше кабелей и штекерных соединений. Постоянное маневрирование на погрузчике в стесненном пространстве делает работу оператора особенно напряженной, что снижает эффективность и безопасность манипуляций с грузами в течение смены. Так что особое внимание уделяют эргономическим показателям - удобству водителя, оптимальному размещению приборов и органов управления, легкому доступу в кабину, улучшению обзорности и т. д. У моделей последнего поколения эргономичность продумывается до мелочей и является важной потребительской характеристикой. Например, новые компактные машины FB 10/FB 15 VII серии от ТСМ имеют ширину меньшую, чем ширина паллеты (1070 мм), а значит, погрузчиками стало легче управлять в узких проездах внутризаводских и складских помещений. Процесс обработки грузов в условиях закрытого склада весьма сильно отличается от той же работы, но в условиях открытого пространства: при постоянном инспектировании обрабатываемого (или собираемого) груза оператору приходится постоянно покидать свое рабочее место, что приводит к его быстрой утомляемости. Поэтому в своих моделях VII серии компания ТСМ уменьшила высоту подножки и пола. Это позволило снизить утомляемость оператора на 10%. А фирма Toyota в новых четырехопорных моделях серии 7FB15, использующих энергию переменного тока, применила более компактный двигатель, что дало возможность переместить аккумуляторную батарею из-под сиденья водителя в пол погрузчика. Тем самым было достигнуто несколько целей: расположение водительского сиденья на более низком уровне позволило снизить центр тяжести машины, уменьшить габариты погрузчика по высоте и увеличить свободное пространство для ног оператора (плюс ко всему осуществлять посадку/высадку стало легче).
Важным фактором при выборе погрузчика являются предполагаемые маршруты движения. Здесь следует учесть, длину трассы, наличие подъемов и поворотов, рамп, спусков, ширину проездов, размеры стеллажей, наличие посторонних предметов над проходами (лампы, металлоконструкции и т. д.). При работе с малыми грузами, в узких проходах и на невысоких скоростях обычно используются маневренные трехопорные электропогрузчики. Если же работа ведется на повышенных скоростях, с тяжелыми грузами, применяют четырехопорные погрузчики, отличающиеся большей устойчивостью. Анализ маршрута и характер условий работы подскажет, нужны ли на машине сигнал заднего хода, дополнительная осветительная аппаратура, приспособления и оборудование, которые докупаются дополнительно. Список таких опций у каждой фирмы-производителя весьма широк. Как правило, в стандартный перечень включаются передние и задние фары, задний прожектор, мигающие проблесковые огни, сигнал заднего хода, галогеновые лампы с длительным сроком службы, шины суперэластик, подрессоренное кресло, зеркало заднего обзора, рулевое колесо с рукояткой, набор инструментов, высокая защитная крыша, кронштейн аккумуляторной батареи, а также интегрированный сайд-шифтер и т. д. Длину вил можно выбрать в зависимости от типа поддонов, с которыми приходится работать (обычно длина вил колеблется в диапазоне от 730 до 1100 мм). Выбирая это рабочее оборудование, следует иметь в виду не только размеры поддонов, но и то обстоятельство, что чем больше длина вил, тем большей должна быть ширина для рабочего проезда погрузчика. Для обработки грузов существует большое количество сменных навесных приспособлений, расширяющих сферу использования машины и повышающих эффективность ее использования. Их установка на каретку погрузчика занимает считанные минуты. Чаще всего из сменного оборудования применяют устройство для поперечного смещения вил (позиционер), захват с верхним прижимом и захват для бочек, рулонов бумаги, тюков, а также различные удлинители вил, сталкиватели и т. д. Выбор грузоподъемного устройства определяется особенностями штабелирования. На мачте стандартного типа груз хорошо просматривается; на такой мачте вилы поднимаются на высоту до 3300 мм, что позволяет складировать груз на третий ярус стеллажей. Для подъема на большую высоту (до 7-7,5 м) используют трехсекционные мачты. Для удобства позиционирования груза подъемную мачту снабжают функцией наклона вперед-назад. В стесненных условиях (в железнодорожных вагонах, в универсальных 20- или 40-футовых контейнерах, в кузове фуры) штабелирование в два яруса можно применять только при наличии у погрузчика функции так называемого специального свободного хода - подъема вил без подъема самого грузоподъемника, другими словами, без увеличения строительной высоты машины. Не все типы грузоподъемников снабжены такой функцией. Однако если погрузчик обрабатывает два лежащих друг на друге поддона одновременно, а не раздельно, в этой функции особой необходимости нет. Наконец, при эксплуатации погрузчика важно, какие полы на складе и в каком они состоянии. В качестве напольного покрытия используют бетон, асфальт, металлическую плитку или специальные материалы. Если пол в выбоинах, неровностях, имеет многочисленные пороги, имеет смысл использовать модели на пневмошинах: они лучше амортизируют удары и толчки, обеспечивают мягкий ход и к тому же дешевы. Если погрузчик работает в условиях, когда на полу может оказаться металлическая стружка, куски металла, проволоки, гвозди, битое стекло, лучше заказать технику на бандажных шинах. Правда, такие шины достаточно жесткие и плохо предохраняют от вибраций. Как правило, наиболее оптимальным вариантом во многих случаях является применение так называемых массивных шин или шин суперэластик. Поскольку они достаточно эластичны, но не заполнены воздухом, проколоть их невозможно. Чем выше интенсивность эксплуатации, тем надежней и удобней в эксплуатации должен быть погрузчик. Для трехсменного режима и интенсивной работы, несомненно, лучше всего подойдет новая импортная техника (либо следует создать увеличенный парк погрузчиков). Если же погрузчик задействован не более одного часа в день, можно приобрести бывший в употреблении погрузчик отечественного или зарубежного производства. Но здесь велика вероятность того, что машина будет часто выходить из строя, и относительная дешевизна вашего приобретения не компенсирует частые покупки запчастей.
Журнал "ОБОРУДОВАНИЕ: Рынок, предложения, цены" |