|
|
Новости рынка специальной техники и
промышленного оборудования |
Тел. E-mail: http:// |
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru www.mrmz.ru |
|
Выпуск №64. Статья №1.
ДИЗЕЛЬНЫЕ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ:
новый виток
Нередко возникающие
перебои в снабжении электроэнергией и, например, недавние крупные
аварии в электрических сетях становятся серьезным стимулом для создания
систем резервного электроснабжения, особенно на объектах жизнеобеспечения
и предприятиях с непрерывным циклом производства. В этих условиях,
как это ни покажется парадоксальным, именно отечественные производители
дизельных электрогенераторных установок оказались в наибольшем выигрыше.
И это при том, что особых усилий для этого российские производители
дизельных электростанций не предпринимали.
В настоящее время на отечественном рынке представлены практически
все крупные иностранные производители дизельных электрогенераторных
установок. Это и Caterpillar, и F.G.Wilson, и Atlas
Copco, и Honda, и SDMO, и GEKO и др. За
прошедшие 10-15 лет они прочно утвердились на российском
рынке, и даже был период, когда казалось, что российским производителям
на этом рынке уже не найдется места. Основания для такого предположения
имелись. И весьма веские.
Зарубежные
производители дизельных электростанций предлагали (и предлагают) отечественному
потребителю широкий мощностной ряд современных агрегатов, надежных,
с более совершенной, чем у отечественных машин, автоматикой. Помимо
этого зарубежные производители, в соответствии с требованиями ISO
9001, большое внимание уделяют таким потребительским свойствам,
как удобство в эксплуатации, экологическая безопасность, контроль.
Российских потребителей не останавливала даже высокая цена электростанций
иностранного производства. Точнее, с начала 90-х годов прошлого
столетия в России появились потребители, для которых цена не была
определяющим фактором.
Это прежде всего кредитные и финансовые организации и другие коммерческие
структуры, компьютеризированная деятельность которых сильно зависит
от сохранности базы данных и постоянного доступа к информации, МТС
и ее региональные филиалы, различные телекоммуникационные системы.
Крупным потребителем импортных дизельных электростанций стали отечественные
добывающие компании, которым необходимо автономное обеспечение электроэнергией.
Помимо непосредственно энергетических агрегатов иностранные компании
предложили российскому потребителю высокий уровень технического
обслуживания. Многие из них стали создавать в различных регионах
России свои сервисные центры и склады запасных частей, а также налаживать
систему доставки в регионы запасных частей на случай поломки агрегатов.
О производителях дизельных электростанций |
На мировом рынке дизельных электрогенераторных установок
можно выделить три группы компаний-производителей:
- компании, которые производят установки на базе двигателей
собственного производства и электрогенератора, закупаемого на
стороне: Cummins Engine Company, Caterpillar, Perkins, Iveco,
Lombardini, Yanmar, Guaskor, Mitsubishi;
- компании, производящие дизельные установки на базе электрогенератора
собственного производства и двигателя, закупаемого на стороне:
Generac, Genelec, F.G.Wilson, Gen Set, Atlas Copco, Geko, Euromecc,
Andrews, Coleman, Sparky, Pezetel, Elemax;
- компании, производящие дизельные электрогенераторные установки
на основе дизельных двигателей и электрогенераторов, закупаемых
на стороне. Они поставляют свою продукцию, как правило, только
на внутренний рынок.
Так сложилось, что для компаний, которые отнесены в первую группу,
дизельные электрогенераторные установки не являются основной
продукцией.
Несмотря на то, что характеристики электроагрегата в основном
определяются дизельным двигателем, законодателями мод на мировом
рынке дизельных мини-электростанций являются компании, которые
выделены во вторую группу, да и то не все, а только те из них,
кто изготавливает электрогенераторы исключительно для производства
дизельных электрогенераторных установок. К ним, прежде всего,
относятся F.G. Wilson, Generac и Atlas Copco. |
В таких условиях отечественные производители оказались в
весьма затруднительном положении. Конечно, у них осталась
своя ниша - потребители, которые либо ограничены в средствах, либо
традиционно привыкли работать на отечественном оборудовании. Именно
в рамках этой ниши российским предприятиям пришлось учиться работать
в условиях рынка. Проблемы на этом поприще возникли еще на начальном
этапе.
Даже поборники отечественной техники отмечали, что наши агрегаты
проигрывают зарубежным аналогам по многим параметрам: они чрезмерно
массивные, с высоким уровнем шума, неудобные в эксплуатации, а зачастую
и не очень надежные. К этим недостаткам следует прибавить и неразвитость
сервисных служб. Правда, это всегда компенсировалось высокой ремонтопригодностью
отечественных агрегатов - исправление возникающих поломок не требовало
высокой квалификации обслуживающего персонала.
Одним из главных преимуществ отечественных дизельных электрогенераторных
установок еще до последнего времени была цена, но, как утверждают
специалисты, на сегодняшний день отечественное оборудование теряет
и это преимущество - по объективным причинам (рост цен на энерго-
и теплоносители, повышение заработной платы, увеличение налогов
и пр.). Растут цены даже на те агрегаты, которые не подвергаются
модернизации. Например, в линейке мощностей до 100 кВт импортные
дизельные агрегаты по цене практически сравнялись с отечественными,
а по ряду мощностей даже имеют ценовое преимущество. Рост цен на
отечественные дизельные электростанции обусловлен также увеличением
себестоимости изделий, которая находится в сильной зависимости и
от массовости производства. Зарубежные производители в значительной
степени именно по этой причине имеют возможность держать цены на
приемлемом уровне.
Специалисты отмечают, что отечественные производители не очень заинтересованы
в том, чтобы модернизировать производство и расширять мощностной
ряд производимых агрегатов. Одной из причин подобного отношения,
по их мнению, является существующее положение дел, в силу которого
некоторые государственные организации (например, больницы) обязаны
использовать в качестве резервных источников электроснабжения исключительно
отечественные агрегаты. Это позволяет отечественным производителям
иметь гарантированный рынок сбыта и не очень стремиться расширять
эту нишу. Более того, любая попытка использовать в агрегате комплектующие
зарубежного производства автоматически лишает предприятие гарантированного
рынка сбыта, поскольку оборудование уже не будет являться исключительно
отечественным.
Между тем именно качество дизельной электрогенераторной установки
является наиболее узким местом в отечественном энергетическом машиностроении.
Некоторые модели двигателей, которые и поныне выпускаются отечественными
заводами, были разработаны в середине прошлого века. Специалисты
считают, что коренным образом изменить ситуацию очень трудно - нужны
крупные инвестиции. Такое по силам либо крупным компаниям, либо
при активной государственной поддержке.
Однако будет не корректно утверждать, что в России совсем отсутствует
двигателестроение. Отечественные производители электростанций в
полной мере используют наши дизельные двигатели. Так, курский "Электроагрегат"
выпускает электростанции мощностью от 60 до 1000 кВт
на основе отечественных двигателей Ярославского моторного завода,
Екатеринбургского турбомоторного завода и других наших предприятий.
Некоторые специалисты отмечают ряд особенностей отечественных двигателей,
которые можно справедливо отнести к их достоинствам: они проще в
эксплуатации и дешевле импортных аналогов, имеют хорошую ремонтопригодность
и приемлемый ресурс, особенно если учесть, что условия эксплуатации
двигателей, как импортных, так и отечественных, зачастую далеки
от идеальных. Другими словами, российские условия эксплуатации зачастую
нивелируют ресурсные преимущества импортных двигателей.
Определенным неудобством для потребителей является отсутствие дробной
мощностной линейки отечественных электростанций. Эту проблему
наши производители пытаются решить за счет использования двигателей
иностранного производства. Таким путем, например, пошел курский
"Электроагрегат".
Следует также отметить, что вопреки всем объективным обстоятельствам,
о которых упоминалось выше, российские производители дизельных электростанций
предпринимают усилия по модернизации производимой продукции. Например,
на курском "Электроагрегате" идет активная модернизация
щитов управления, приближение их к европейскому стандарту. Конструкторский
отдел этого предприятия разрабатывает новые типы более дешевой и
более простой в эксплуатации автоматики.
НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ, ДА
НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО |
Недавние аварии в электросетях совершенно неожиданно сыграли на руку
именно отечественным производителям - резко возрос спрос на
дизельные электростанции. Компании, занимающиеся продажей и техническим
обслуживанием энергетических установок, отмечают значительное оживление
именно в сегменте отечественной техники рынка электрогенераторных
установок. Появились новые потребители - предприятия агропромышленного
комплекса и жители сельских районов.
Как отмечают специалисты, подобные тенденции явились следствием не
только, а может быть и не столько, недавно прошедших аварий в централизованных
электросетях. Перебои в электроснабжении в сельских регионах в последние
годы происходили постоянно, но у нашего сельского хозяйства просто
не было достаточно средств, чтобы обеспечить себя резервными источниками
электроэнергии. К настоящему времени финансовое положение многих сельскохозяйственных
предприятий изменилось, по всей вероятности изменился и подход их
руководителей к оценке выгод и преимуществ стабильного электрообеспечения.
Как бы то ни было, круг потребителей отечественных дизельных электрогенераторных
установок значительно расширился именно за счет сельских регионов.
При этом следует подчеркнуть, что подавляющее большинство новых участников
рынка ориентировано именно на отечественную технику.
СТАЦИОНАРНЫЕ ДИЗЕЛЬНЫЕ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
|
Мощность кВт
|
Модель электроагрегата
|
Исполнение
|
Модель двигателя
|
Степень автома-тизации
|
Расход топлива,
кг/ч
|
Объем топливного
бака, л
|
Габариты, см
|
Масса, кг
|
Средняя цена,
руб.
|
4
|
АД-4-230-В
|
на раме открытая,
возд
|
ВСН-7Д
|
0
|
1,2
|
5
|
89x51x59,3
|
130
|
49000
|
4
|
АД-4-Т400-В
|
на раме открытая,
возд
|
ВСН-7Д
|
0
|
1,2
|
5
|
89x51x59,3
|
130
|
49000
|
6
|
АД-6-230-В
|
на раме открытая,
возд
|
В2Ч
|
1
|
2,2
|
20
|
109x69x72
|
130
|
71000
|
6
|
АД-6-Т400-В
|
на раме открытая,
возд
|
В2Ч
|
1
|
2,2
|
20
|
109x69x72
|
130
|
81000
|
6
|
АД-6-Т400-ВП
|
капот, возд.
|
В2Ч
|
1
|
2,2
|
20
|
120x70x80
|
140
|
86000
|
8
|
АД-8-230-В
|
на раме открытая,
возд
|
В2Ч
|
1
|
2,4
|
20
|
109x69x72
|
130
|
76000
|
8
|
АД-8-Т400-В
|
на раме открытая,
возд
|
В2Ч
|
1
|
2,4
|
20
|
109x69x72
|
130
|
86000
|
8
|
АД-8-Т400-ВП
|
капот, возд.
|
В2Ч
|
1
|
2,4
|
20
|
115x70x70
|
160
|
93000
|
10
|
АД-10-Т400-1В
|
на раме открытая
|
В2Ч
|
1
|
2,4
|
20
|
109x69x72
|
150
|
120000
|
10
|
АД-10-Т400-1В
|
на раме открытая
|
Д-120
|
1
|
2,6
|
42
|
162x91x108
|
625
|
148000
|
10
|
АД-10-Т400-1ВП
|
капот
|
Д-120
|
1
|
2,6
|
42
|
170x100x120
|
640
|
156000
|
12
|
АД-12-Т400-1В
|
на раме открытая
|
Д-120
|
1
|
2,8
|
42
|
162x91x108
|
6305
|
155000
|
12
|
АД-12-Т400-1ВП
|
капот, возд.
|
Д-120
|
1
|
2,8
|
42
|
170x100x120
|
640
|
167000
|
16
|
АД-16-Т400-1В
|
на раме открытая,
возд
|
Д-144
|
1
|
3
|
42
|
162x91x108
|
750
|
159000
|
16
|
АД-16-Т400-1ВП
|
капот, возд.
|
Д-144
|
1
|
3
|
42
|
162x103x100
|
780
|
171000
|
20
|
АД-20-Т400-1В
|
на раме открытая,
возд
|
Д-144
|
1
|
3
|
42
|
162x91x108
|
785
|
166000
|
20
|
АД-20-Т400-1ВП
|
капот, возд.
|
Д-144
|
1
|
3
|
42
|
162x103x100
|
800
|
180000
|
30
|
АД-30-Т400-1Р
|
на раме открытая,
вода
|
84 9,5/10
|
1
|
8
|
64
|
206x94,5x110
|
1200
|
145000
|
30
|
АД-30-Т400-1Р
|
на раме открытая,
вода
|
Д-246
|
1
|
8
|
70
|
213x94x144,1
|
1250
|
210000
|
30
|
АД-30-Т400-1Р
|
на раме открытая,
вода
|
Д-243
|
1
|
8
|
64
|
180x110x116
|
1200
|
189000
|
30
|
АД-30-Т400-1РП
|
капот, вода
|
Д-243
|
1
|
8
|
64
|
215x190x90
|
1300
|
214000
|
30
|
АД-30-Т400-1РП
|
капот, вода, ПЖД
|
Д-243
|
1
|
8
|
64
|
215x190x90
|
1300
|
234000
|
50
|
АД-50С-Т400-1Р
|
на раме открытая,
вода
|
Д-246,4
|
1
|
14
|
200
|
215x90x150
|
1500
|
245000
|
50
|
АД-50С-Т400-1РП
|
капот, вода, ПЖД
|
Д-246,4
|
1
|
14
|
200
|
220x100x150
|
1950
|
290000
|
60
|
АД-60С-Т400-Р
|
на раме открытая,
вода
|
Д-246,4
|
|
15
|
200
|
215x90x150
|
1700
|
250000
|
60
|
АД-60С-Т400-Р
|
на раме открытая,
вода
|
ЯМЗ-236М2
|
1
|
15
|
200
|
240x115x170
|
1700
|
285000
|
60
|
АД-60С-Т400-РП
|
капот, вода
|
ЯМЗ-236М2
|
1
|
15
|
200
|
240x115x170
|
1700
|
310000
|
60
|
АД-60С-Т400-2Р
|
на раме, открытая,
вода
|
ЯМЗ-236М2
|
2
|
15
|
200
|
240x115x170
|
1700
|
365000
|
75
|
АД-75С-Т400-1Р
|
на раме открытая,
вода
|
ЯМЗ-236М2
|
1
|
18
|
200
|
250x102x150
|
1900
|
320000
|
75
|
АД-75С-Т400-1Р
|
капот, вода
|
ЯМЗ-236М2
|
1
|
18
|
200
|
285x115x202,5
|
2200
|
340000
|
100
|
АД-100С-Т400-1Р
|
на раме открытая,
вода
|
ЯМЗ-238М2
|
1
|
23
|
200
|
250x100x150
|
2000
|
335000
|
100
|
АД-100С-Т400-1РП
|
капот, вода
|
ЯМЗ-238М2
|
1
|
23
|
200
|
270x100x150
|
2000
|
360000
|
100
|
АД-100С-Т400-1РП
|
капот, вода, ПЖД
|
ЯМЗ-238М2
|
1
|
23
|
200
|
270x100x150
|
2000
|
380000
|
100
|
АД-100С-Т400-2Р
|
на раме открытая,
вода
|
ЯМЗ-238М2
|
2
|
23
|
200
|
270x100x150
|
2000
|
415000
|
150
|
АД-150С-Т400-1Р
|
на раме открытая,
вода
|
ЯМЗ-238М2
|
1
|
36
|
250
|
275x132x130
|
2600
|
510000
|
200
|
АД-200С-Т400-1Р
|
на раме открытая,
вода
|
ЯМЗ-7511(14)
|
1
|
48
|
300
|
290x113,5x205
|
2000
|
595000
|
200
|
АД-200С-Т400-1Р
|
на раме открытая,
ПЖД
|
ЯМЗ-7511(14)
|
1
|
48
|
300
|
270x113x205
|
2900
|
615000
|
200
|
АД-200С-Т400-1РП
|
капот, вода
|
ЯМЗ-7511(14)
|
1
|
48
|
300
|
300x120x230
|
3100
|
645000
|
200
|
АД-200С-Т400-1Р-Т
|
на раме открытая,
вода
|
ТМЗ-8481
|
1
|
45
|
320
|
290x113,5x205
|
3400
|
620000
|
250
|
АД-250С-Т400-1Р
|
на раме, под чехлом
|
ТМЗ-8435
|
1
|
48
|
350
|
|
|
810000
|
315
|
АД-315С-Т400
|
на раме открытая
|
1КД12Н-520
|
1
|
50
|
400
|
327,5x146,2 х164,5
|
3400
|
1150000
|
315
|
АД-315С-Т400-1Р
|
на раме открытая
|
ЯМЗ-8502
|
1
|
50
|
400
|
|
3500
|
1450000
|
500
|
АД-500-Т400-1Р
|
на раме открытая
|
MTU
|
1
|
108
|
|
390x163x195
|
5200
|
договорная
|
660
|
АД-660-Т400-2Р
|
на раме открытая
|
MTU
|
2
|
133
|
|
437x177x195
|
6150
|
договорная
|
800
|
АД-800-Т400-2Р
|
на раме открытая
|
MTU
|
2
|
165
|
|
457x177x219
|
7150
|
договорная
|
Специалисты отмечают также определенное географическое расслоение
предпочтений потребителей. В Центральном Федеральном округе
потребители больше склонны приобретать импортную технику, во
всех других регионах России - отечественную. Большое количество дизельных
электростанций отечественного производства приобретается на Урале
и в Западной Сибири. Учитывая сложные климатические условия
этих регионов, во многих случаях сложные условия работы агрегатов
- (геологические, промысловые экспедиции, нефтедобыча, строительные
объекты и т. п.) - подобные предпочтения говорят в пользу достаточной
надежности дизельных установок российского производства. А плохое
состояние дорог, которое затрудняет доставку запасных частей, и отсутствие
на местах высоко квалифицированных специалистов по обслуживанию и
ремонту делают отечественные электроагрегаты просто незаменимыми.
Практика показывает, что наиболее востребованы в настоящее время отечественные
дизельные электроагрегаты мощностью 60, 100 и 500 кВт.
Агрегаты большей мощности производятся, но имеют очень большие габариты
и слишком громоздки.
Общеизвестно, что прогнозы - дело весьма неблагодарное, но есть основания
полагать, что наметившиеся тенденции на рынке дизельных электростанций
внесут некоторые изменения в соотношение сил между отечественными
и зарубежными производителями на рынке дизельных электрогенераторных
установок. Одним из аргументов в пользу этого можно считать, что некоторые
"молодые" компании по производству дизельных установок в
настоящее время часть своих агрегатов производят исключительно на
отечественной комплектации и с учетом российских условий эксплуатации.
Одной из основных тенденций развития рынка автономных и резервных
установок по производству электроэнергии как в России, так и за рубежом
является все большая ориентация на индивидуальные потребности заказчиков.
В настоящее время во многих случаях уже недостаточно просто продать
электроэнергетическую установку, необходимо предложить заказчику инженерное
решение, которое позволило бы создать законченную систему энерго-,
а зачастую и теплоснабжения на основе одного или нескольких агрегатов.
Однако
ориентация на запросы индивидуального потребителя просто невозможна
для крупных производителей серийного энергетического оборудования.
Поэтому за рубежом многие крупные компании для продвижения своей продукции
создали обширные дилерские сети, оставив для себя в основном производственную
и научно-техническую деятельность. Именно дилеры, как правило, небольшие
фирмы, осуществляют инжиниринговую деятельность, предлагая на основе
серийных дизельных электрогенераторных установок индивидуальные технические
решения, максимально учитывающие потребности заказчика.
Такой же принцип продвижения своей продукции крупные зарубежные компании
используют и в России. Так, в начале 90-х наряду с открытием
своих представительств стали активно создавать свои дилерские сети
такие компании, как американская Caterpillar, английская F.G.Wilson,
шведская Atlas Copco, японская Honda.
Одновременно с небольшими компаниями, осуществляющими дилерскую деятельность
в России, созданы отечественные компании, сочетающие производственную
и инжиниринговую деятельность в рамках одного предприятия. Они так
же, как и компании-дилеры, ориентированы на работу с индивидуальными
заказчиками, готовы учитывать специфику их потребностей и предлагать
свои технические решения, используя серийное отечественное и зарубежное
энергетическое оборудование.
В то время как иностранные производители активно продвигали свою продукцию,
а "молодые" российские компании завоевывали место под солнцем
на отечественном рынке, многие "старые" отечественные предприятия-производители
электрогенераторных установок спокойно ожидали, когда потребители
придут к ним сами. Еще каких-нибудь три-четыре года назад представитель
одного из таких предприятий вполне серьезно заявил, что их предприятие
известно всей стране и в рекламе своей продукции не нуждается. Хотя
уже к тому времени стало очевидно, что ситуация в стране коренным
образом изменилась, и на российском рынке появились не только новые
производители электрогенераторных установок, но и новые потребители.
Последние, ориентируясь на рекламу отечественной и зарубежной продукции,
составили свое представление об участниках и возможностях рынка. И
в этом представлении не всегда ведущая роль отводилась "старым"
отечественным заводам. Собственно говоря, обвинять в подобном отношении
к рынку заводчан было бы не совсем справедливо. На "старых"
российских предприятиях никогда не было, да и не могло быть служб,
которые бы занимались поиском потребителей, сбытом и рекламой продукции,
маркетинговыми исследованиями. Перед предприятиями во времена плановой
экономики ставилась задача произвести продукцию и отправить ее на
склад, откуда она распределялась по потребителям в соответствии с
планом.
В общей сложности более десяти лет потребовалось руководителям крупных
отечественных предприятий - производителей электрогенераторных установок,
чтобы прийти к пониманию, что в новых условиях важно не только произвести
продукцию, но и реализовать ее.
В настоящее время на рынке энергетического оборудования
в сегменте дизельных энергетических установок происходят существенные
изменения. Российские производители словно проснулись после зимней
спячки и пытаются отвоевать позиции, которые, казалось, были утрачены.
Журнал "ОБОРУДОВАНИЕ. Рынок, предложение,
цены"
№101/ 2006 "Дизельные электростанции"
|