Новости рынка специальной техники
и промышленного оборудования
Тел.
E-mail:
http://
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru
www.mrmz.ru

Выпуск №56. Статья №1.

 

Испытание зимой: противогололедные реагенты

Все улицы и магистрали любого города тесно вплетены в систему жилищно-коммунального комплекса. Если коснуться вопросов, стоящих сегодня перед жилищно-коммунальными хозяйствами городов, то вряд ли найдется более злободневная тема, чем состояние городских автомобильных дорог.
Это и качество их эксплуатации, и уровень обслуживания (особенно в зимний период), и безопасность. Все эти аспекты тесно связаны между собой и являются неотъемлемой частью полноценной жизни мегаполиса.

Пескосоляная смесь-
самый дешевый и экологически чистый способ борьбы с гололедом!

Но он остается на дорогах и тротуарах, загрязняет газоны, забивает водостоки...

Зима - период серьезного испытания для дорожников. Помимо очистки улиц от снега, они должны создать условия, при которых покрытие дорог будет оставаться нескользким и даже при интенсивном движении - чистым. Работы по зимней уборке улиц и магистралей города для коммунальных служб являются сложными и трудоемкими.

Крупнейшие мегаполисы нашей страны - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Якутск, Казань и многие другие - находятся в северных широтах. Кроме того, наша транспортная инфраструктура не рассчитана на имеющееся сегодня количество машин и людей.

А между прочим, ни один город-миллионник, расположенный в похожих климатических условиях, для уборки в зимний период не обходится без противогололедных реагентов. Более того - 90% применяемых в мире реагентов приходится на техническую соль. А между тем, вреднее, чем соль, которая применялась раньше в наших городах, реагента не существует.

ПЕСКОСОЛЯНАЯ СМЕСЬ

Начиная с 60-х годов прошлого века, наши дороги стали посыпать пескосоляной смесью: 92% песка и 8% технической соли. Это был самый дешевый и экологически чистый способ борьбы с гололедом по тем временам, и главное - удобный для нормального движения транспорта. Объем ежегодной заготовки и расхода смеси составлял до 600 тыс. м3 в год.

Однако по весне скопившийся на дорогах песок основательно забивал водостоки. Он оставался на дорогах и тротуарах, загрязнял газоны, и весной коммунальным службам приходилось тратить значительные средства, чтобы очистить от него город и вывести песок на свалку. За тридцать лет песка скопилось столько, что коммунальным службам стало трудно справляться с очистительными работами.
Ассоциация химиков предложила простое решение: убрать песок и использовать только техническую соль - хлористый натрий (NaCI).

ТЕХНИЧЕСКАЯ СОЛЬ (NaCI)

Таким образом, в 1995 году решено было перейти на чистую соль, которая во многих странах и по сей день считается самым надежным средством против гололеда.
NaCI
- очень эффективный реагент. Он моментально растопляет лед, образуя снежную кашу. Одно из главных преимуществ технической соли в том, что она не замерзает от 0 до -16° С и действует постоянно.

На техническую соль приходится более 90% применяемых в мире реагентов!

Но если во всех автомобильных державах соль применяют в строгой дозировке, то от русских щедрот норму обычно перекрывают в 3 - 4 раза!

У нас хлористый натрий тоже показывал высокую эффективность. Тем более что расходовали его не скупясь!
Если в США или в Европе соль применяется в строгой дозировке: 30 г на 1 м2 дорожного покрытия, то от русских щедрот норму перекрывали в 3 - 4 раза! Спецмашины работали так же, как некогда разбрасывая пескосоляную смесь. Дороги быстро освобождались от ледяной корки, в момент просыхали и сияли белизной, но уже отнюдь не снежной.

Так называемый пересол выбеливал и... разъедал все вокруг: кузова, колеса автомобилей, обувь прохожих и даже контактную сеть трамваев и троллейбусов. Из средства безопасности движения по зимним дорогам хлористый натрий превратился в ненавистного всем врага. Страдал и общественный транспорт. Пары солей натрия разъедали вставки электропроводов, и троллейбусы создавали постоянные заторы. Водителям приходилось постоянно останавливаться и перекидывать токоприемные штанги на уцелевшие участки проводов.

В результате засоления почв повсеместно стали погибать зеленые насаждения. Об ухудшении экологической ситуации в крупных городах свидетельствовали много обстоятельств. Например, на МКАДе Москвы соляные пары поднимались на 15-м высоту.
На очередном заседании в правительства Москвы экологи заявили, что если продолжать посыпать дороги солью, то ситуация с гибелью зеленых насаждений станет необратимой.

Было решено перейти на более современные химические реагенты, не оказывающие столь разрушающего действия на окружающую среду. Причем важнейшим, если не самым главным, критерием в подборе новых антиобледенителей стала их химическая нейтральность. Ну чтобы лед они, конечно, плавили, но были бы абсолютно инертными по отношению к металлам, резине, пластмассе, прочим материалам, не отравляли бы почву.

НОВЫЕ ЖИДКИЕ И ТВЕРДЫЕ РЕАГЕНТЫ
База хранения жидких
противогололедных реагентов


АНТИСНЕГ-1

Один из первых химических составов «Антиснег-1» показался поначалу просто подарком судьбы. Предварительные испытания показали, что нормы распределения на площадях жидкого реагента «Антиснег-1» в три раза меньше, чем у технической соли, а снежной массы он растапливает в пять раз больше.
При этом не содержит хлора, не способен нанести какой-либо вред кузовной стали, шинам, дорожному покрытию, обуви, наконец.

Да вот незадача, первая же обработка дорог «Антиснегом»... испортила воздух в подмосковном Зеленограде. Обнаружилось, что реагент, попадая на голый асфальт, выделяет резкий запах уксуса.

И такой эффект фактически неизбежен, поскольку технология применения химиката предполагает его упреждающее распыление за 3 часа до снегопада. Когда же снег, оправдав прогнозы синоптиков, начинает идти, запах должен быстро исчезать. Что, кстати, подтвердилось тогда в Зеленограде, а затем и в ряде других районов Москвы, где прошлой зимой применяли «Антиснег-1».

Кроме того, замеры санитарных служб города не выявили сколько-нибудь опасной для здоровья людей концентрации газов даже в самые «пахучие» моменты. Хотя астматикам и аллергикам пришлось все же понервничать. Словом, общий дискомфорт, испытанный гражданами, обернулся опять их многочисленными жалобами.

База хранения твердых
противогололедных реагентов

БИОМАГ, ХКФ, ХКМ, НОРДЕКС

Помимо этого реагента применялись еще четыре других. Твердые «Биомаг» и ХКФ, жидкие ХКМ и «Нордекс».
Эти препараты признаны экологически безопасными и достаточно эффективными антиобледенителями. К тому же они на 30 - 70% дешевле «Антиснега».

Между тем как раз они-то обнаружили свойство создавать «масляную» пленку на дороге. Их основа - хлористый кальций (заменивший NaCl) - и впрямь отменно работает при низких температурах. Но стоит столбику термометра приблизиться к нулевой отметке, как реагент образует с водой чрезвычайно опасную для движения по ней смесь!
Проведенные в Московском автодорожном институте исследования показали, что при скорости, например, 40 км/ч ледяная пленка на дороге увеличивает тормозной путь автомобиля в 1,6 раза, а «Нордекс» - почти втрое!
Безумный результат - стремясь избавиться от скольжения, весьма чувствительно его усиливать! А между тем, ошибки в правилах применения противогололедных средств, в их подборе резко ухудшают дорожную обстановку и, конечно же, приводят к росту аварийности.

Таким образом, по результатам практического применения ПГМ и оценки воздействия различных реагентов на компоненты окружающей среды (почву, растительность, природные воды) и человека, с 2001 года произошли существенные корректировки по составу и объемам использования различных реагентов.

Городские власти Москвы, например, полностью отказались от реагентов НКММ, "Антиснег-1", "Нордикс-П". С зимнего периода 2005-2006 года рекомендовано полностью прекратить применение хлористого магния ("Биомаг") из-за отмеченных тенденций к накоплению аниона магния в почвах и природных водах. В качестве основного ПГМ для обработки проезжей части используется жидкий реагент - 28% раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ). Твердые противогололедные реагенты применяются в качестве дополнительных.

По сравнению с технической солью, ХКМ обладает несколькими существенными преимуществами:
- Нормы расхода хлористого кальция в среднем на 30-40% ниже. При этом он весьма эффективен при низких температурах (до - 35° С).
- ХКМ не позволяет образовываться гололеду и снежно-ледяным накатам.
- Кроме того, как показали лабораторные исследования, эти реагенты не только расплавляют лед, но и улучшают состояние почвы. Кальций замещает натрий, который накопился в почве за время использования технической соли, и таким образом даже удобряет ее.

Недостатки ХКМ:
Одним из недостатков ХКМ является то, что срок действия данных реагентов ограничивается 3-мя часами.
Это значит, что дороги и улицы необходимо обрабатывать несколько раз в сутки, или за это время снег убрать с проезжей части.
По ГОСТу в ХКМ входят ингибиторы, которые препятствуют коррозии металла.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Ошибки в правилах применения противогололедных средств, в их подборе резко ухудшают дорожную обстановку и, конечно же, приводят к росту аварийности.

Например, проведенные в Московском автодорожном институте исследования показали, что, активно используемый не так давно антигололедный реагент "Нордекс" увеличивает тормозной путь автомобиля, двигающегося со скоростью 40 км/ч, почти втрое!


Таким образом, в результате проведенных научных исследований и экспериментов на дорогах, выбрали наиболее экологически безопасные реагенты, которые, если не нарушать правила их применения, практически не оказывают негативного влияния на окружающую среду.

Для уборки проезжей части объектов дорожного хозяйства в качестве противогололедных материалов в предстоящий зимний период в Москве, например, будут применяться реагенты только отечественного производства. Все они прошли предварительные испытания и имеют необходимые заключения по экологической безопасности. Намечено также продолжение работ по испытанию новых видов противогололедных материалов - жидкого реагента "ЭСБГ" и твердого - "Биодор".
Жидкий реагент "ЭСБГ" изготовлен на основе композиции солей кальция и магния с добавлением биофильных элементов, а "Биодор" - это реагент формиатной группы, который после применения разлагается на природные составляющие. Благодаря своему химическому составу эти материалы не оказывают вредного воздействия на зеленые насаждения.

Все эти реагенты прошли целый ряд экологических экспертиз не только на московском, но и на федеральном уровне и были признаны безопасными. Все партии поступающих реагентов без исключения подвергаются химическому анализу с последующей оценкой их воздействия на окружающую среду. После чего они получают паспорт безопасности, который является разрешительным документом для использования их на улицах столицы.

Нормы применения реагентов дифференцированы по температурным режимам и по количеству выпавшего снега. Меньше сыпать нельзя, иначе они не будут обеспечивать должное состояние объектов дорожного хозяйства. Ученые разработали регламент, где предусмотрено, какое количество реагента применять при каких погодных условиях, температуре воздуха, времени предстоящего изменения погоды, количества выпадающего снега.

Все эти возможности позволяют дорожникам изменить подход к техническому обеспечению и самой технологии распределения реагентов. На многих современных коммунальных машинах установлены компьютеры с автоматическими распределителями реагентов. Водитель заносит в базу данных полученные распоряжения и реагенты распределяются с необходимой плотностью: твердые в диапазоне от 15 до 60 граммов на метр квадратный, жидкие - от 35 до 10 миллилитров на квадратный метр.

Кстати, дорожников сильно раздражает, когда Россию сравнивают со Скандинавией!

В Финляндии, например, зимой практически не бывает плюсовой температуры...

У нас же количество колебаний температуры от +1 до -1 больше 50 за сезон!

ЩЕБЕНЬ

В последнее время очень часто приходится слышать доводы в пользу обработки дорог щебнем. Дескать, и химии никакой, и вроде бы сцепление с дорожным покрытием обеспечено.
Да, щебень действительно применяется для повышения коэффициента сцепления. Но если отказаться от противогололедных реагентов в его пользу, тогда весь город окажется в снежных накатах. Встанет проблема: как бороться с колеей, чтобы обеспечить безопасность движения?

По мнению многих ученых-дорожников, путь, который избрала Москва, - самый верный и эффективный. Если снег не растапливать, то количество ДТП резко возрастет.
А дорожников вообще раздражает, когда Россию сравнивают со Скандинавскими странами. В той же Финляндии зимой практически не бывает плюсовой температуры. Поэтому там можно утоптать щебенку в снег, где она замерзнет на весь сезон. А у нас колебаний от +1 до -1 больше 50 раз за зиму. В таком случае щебенку в снегу не удержать, она будет расползаться, мигрировать на колесах автомобилей, лететь в лобовое стекло.

Таким образом, без применения химических реагентов на дорогах не обойтись. А без применения химических реагентов предстоящей зимой будет производится только уборка дворовых территорий.
В этих целях действительно будет использоваться щебень фракции 2-5 мм.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Хотя, будет справедливым заметить, что в ведущих автомобильных державах основным средством борьбы с гололедом остается техническая соль, миллионы тонн которой ежегодно высыпается на земли, правда, с учетом строгой дозировки на каждом дорожном кусочке!

Кстати, и такие дорогие спецмашины, закупленные московскими коммунальными службами для распределения химических реагентов, также можно использовать и для дозированного распределения технической соли!
В умеренных количествах она, кроме практической пользы, ничего иного не принесет. К месту будет вспомнить, что слабый раствор NaCl в воде называют еще физиологическим. Иными словами, животворным.

 

 

В статье использованы материалы специализированного журнала
"Автомобильные дороги", №№ 2, 11 за 2006 г.,
и сайта http://www.autoizvestia.ru/