 |
 |
Новости рынка специальной техники и
промышленного оборудования |
Тел. E-mail: http:// |
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru www.mrmz.ru |
 |
Выпуск №55. Статья №2.
ВЕХИ ИСТОРИИ:
борцы с гололедом
Начало массового производства
автомобилей в СССР в 30-х годах прошлого столетия и сопутствующее
этому расширение дорожной сети с усовершенствованным покрытием привели
к необходимости создания специальных машин по уходу за дорожным
полотном.
Первенцами отечественного автопрома были горьковские полуторки,
московские трехтонки и ярославские тяжеловозы. Они и послужили основой
для изготовления машин для летнего и зимнего содержания дорог: подметально-уборочных,
снегоочистительных, поливомоечных, пескоразбрасывателей и других.
Этот исторический обзор мы посвящаем
пескоразбрасывателям.
К сожалению, история не донесла до наших дней исчерпывающих сведений
о пескоразбрасывателях довоенного периода. Однако сохранились
фотографии той поры, доподлинно подтверждающие факт существования
таких машин на шасси автомобилей ЗИС-5 и ЯГ-6.
Недостаток серийной техники для борьбы
с гололедом дал жизнь ряду машин, созданных на местах.
Например, в Ленинградском
тресте очистки применялся пескоразбрасыватель, созданный по
предложению рабочего М.А. Громова на шасси бортового грузовика
ЗИС-5.
В стандартном деревянном кузове
устанавливался железный бункер для песка, от которого через
проем в полу платформы шел наклонный желоб к разбрасывающему
диску.
|
В первые послевоенные годы тема пескоразбрасывателей получила
наиболее активное развитие. Научными организациями, конструкторскими
бюро и предприятиями Министерства коммунального хозяйства РСФСР, Мосгорисполкома
и Ленгорисполкома в 1940-1950-е годы были спроектированы и
выпускались малыми сериями пескоразбрасыватели на шасси ЗИС-5, ГАЗ-51
и ЗИС-150. Модель МПР-10 конструкции Управления предприятий
коммунального обслуживания Ленгорисполкома (УПКОЛ) базировалась на
шасси грузовика ЗИС-5 и оснащалась специальным металлическим кузовом,
подвешенным на пластинчатых пружинах.
Во время работы при помощи кривошипно-шатунного механизма кузову
сообщались возвратно-поступательные колебательные движения, благодаря
этому, а также наклонному днищу кузова, песок поступал в бункер,
расположенный в задней части, и затем - на разбрасывающий диск.
Такая конструкция оказалась более работоспособной, по сравнению
с кузовами пескоразбрасывателей, имевшими подвижное дно из прорезиненного
ремня, или кузовами, в которых подача песка выполнялась шнеком.
Аналогичная конструкция была и у московского пескоразбрасывателя
МП-1. Машину спроектировало конструкторское бюро Управления
благоустройства Москвы, а изготовил ее Экспериментально-механический
завод, расположенный при этом КБ. Основное отличие заключалось в
применяемом шасси ЗИС-150.
Благодаря большей грузоподъемности базового автомобиля, МП-1
брал на борт 4 т песка, а у МПР-10 грузоподъемность
равнялась 3 т. Ширина посыпки первой машины составляла 8,5
м, второй - 7,5 м. У обеих моделей привод разбрасывающего
диска и кривошипно-шатунного механизма был механическим и осуществлялся
от двигателя автомобиля.
Конструкция, обеспечивающая подачу песка на разбрасывающий диск,
нашедшая применение на МП-1 и МПР-10 также была далека
от совершенства. Механизмы, осуществляющие колебательные движения
кузова оказались сложными в эксплуатации и требовали тщательной
регулировки, а также вызывали вибрацию всей машины, приводя тем
самым к нарушению крепежа.
Конструктивные недостатки, присущие машинам МП-1 и МПР-10 были
учтены при создании более совершенной модели пескоразбрасывателя
Д-307, разработанной Ленинградским филиалом ВНИИ Стройдормаша
и освоенной в серийном производстве Свердловским заводом коммунального
машиностроения в 1956 году. На базовое шасси ЗИС-150 устанавливался
бункер, наклонные стенки которого способствовали лучшему осыпанию
песка на питающий лоток, расположенный под бункером. Дальнейшее
перемещение песка к разбрасывающему диску происходило благодаря
наклону лотка и его колебательным движениям от действия вибратора.
Привод рабочих органов пескоразбрасывателя был механическим. Бункер
вмещал 2,5 м3 песка, ширина посыпки достигала 6 м.
Существенным плюсом Д-307 было наличие отвала и щетки, позволяющих
расширить сферу применения машины.
Впоследствии конструкция пескоразбрасывателя была переработана
СКБ-2 Белорусского совнархоза в содружестве с Академией коммунального
хозяйства им. К.Д. Памфилова и с 1962 года выпускалась под
индексом Д-307А. Модернизированная модель в угоду снижению
массы и технологичности изготовления утратила красивый обтекаемый
кузов, скрывавший бункер для песка. Устройство, подобное Д-307А,
имел пескоразбрасыватель ГП-3 на шасси ЗИС-150, выпускавшийся
советской промышленностью.
В 1950-х годах КБ Управления благоустройства Москвы разработало
несколько моделей пескоразбрасывателей, в которых подача песка на
разбрасывающий диск осуществлялась при помощи транспортера. Экспериментально-механический
завод упомянутого Управления с начала 1950-х годов приступил
к серийному выпуску пескоразбрасывателя ПД-4М на шасси ГАЗ-51,
а Московский авторемонтный завод № 5 - пескоразбрасывателя
ПД-6 на шасси ЗИС-150.
Впоследствии модель ПД-6 заменили более совершенной ПД-7
на шасси ЗИЛ-164. Конструктивно ПД-4М и ПД-7
были однотипны: бункер для песка с наклонными стенками, скребковый
транспортер, проходящий по дну бункера, привод транспортера и разбрасывающего
диска от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности, карданные
валы и редукторы. Пескоразбрасыватель ПД-6 оборудовался пластинчатым
транспортером с гидроприводом и дробильным барабаном, размельчавшим
смерзшиеся комки перед тем, как песок попадал на вращающийся диск.
Вместимость бункеров на ПД-4М составляла 1,8 м3, на
ПД-6 - 2,5 м3, на ПД-7 -3 м3. Ширина
посыпки у всех моделей была в пределах 6-8 м. Все эти машины
могли комплектоваться плугом-совком для сгребания снега в кучи.
В начале 1960-х годов КБ Управления благоустройства Москвы
создало несколько моделей пескоразбрасывателей на шасси новых моделей
грузовиков, освоенных автомобильной промышленностью. ЗИЛ-130 послужил
основой для пескоразбрасывателя ПР-130, серийно выпускавшегося
Свердловским заводом коммунального машиностроения. По аналогии с
моделью Д-307А подача песка на разбрасывающий диск осуществлялась
через питающий лоток, оснащенный вибратором. Привод рабочего оборудования
пескоразбрасывателя был механическим. Машина комплектовалась плужно-щеточным
оборудованием, вместимость кузова составляла 2,7 м3.
 |
Первая комбинированная дорожная
машина КДМ-1, выпущенная заводом дорожного оборудования в 1963
г. |
В начале 1960-х годов в стране ведется активная работа по
созданию комбинированных дорожных машин со сменными комплектами
оборудования, предназначенных для круглогодичной работы: летом машина,
оснащенная цистерной и щеткой, выполняет поливку и подметание дорожного
полотна, зимой - снегоочистку и посыпку песком. Первенцем в производстве
такой техники стал Смоленский опытно-экспериментальный завод дорожного
оборудования им. М.И. Калинина. Первая партия машин КДМ-1
на шасси ЗИЛ-164 вышла из ворот предприятия в 1963 году.
Пескоразбрасывающее оборудование на КДМ-1 использовалось
от пескоразбрасывателя ПД-6, поливомоечное и снегоочистительное
- от поливомоечной машины Д-289 Мценского завода дорожно-уборочных
машин.
Был в номенклатуре смоленского завода и малогабаритный вариант
комбинированной машины КДМ-2 на шасси полноприводного грузовика
ГАЗ-63. Помимо разбрасывающего, поливомоечного и плужно-щеточного
оборудования, в комплект машины входил шнекороторный снегоочиститель,
а также прицеп-цистерна.Также была изготовлена партия машин КДМ-1
на шасси Урал-355М. Отметим, что еще в 1960 году завод приступил
к выпуску пескоразбрасывателей ПР-1 на базе ЗИЛ-164.
Долгожитель КДМ-130, впервые
выпущенный в начале 1960-х, в модернизированном виде выпускается
до сих пор
|
Выпуск КДМ-1 продолжался недолго, так как вскоре на смену автомобилю
ЗИЛ-164 пришел ЗИЛ-130, на шасси которого началось производство машины
КДМ-130. Неоднократно модернизированная машина КДМ-130 выпускается
по сей день.
Во второй половине 1960-х годов КБ Управления благоустройства
Москвы модернизировало этот пескоразбрасыватель. Усовершенствованная
модель ПРС-130 прошла заводские и приемочные испытания и
была рекомендована Государственной приемочной комиссией к серийному
производству на Свердловском заводе коммунального машиностроения
взамен ПР-130. Новая машина получила скребковый транспортер
вместо питающего лотка с вибратором и могла использоваться круглогодично
благодаря возможности переоборудования ее в самосвал.
На базе автомобиля ГАЗ-53А московские конструкторы разработали
пескоразбрасыватель ПР-53 с 2,2-кубовым кузовом, который
при небольшом переоборудовании можно было использовать как самосвал.
Как и на предыдущей модели ПД-4М, подача песка на разбрасывающий
диск осуществлялась скребковым транспортером. В комплект машины
входило плужно-щеточное оборудование. Первые партии пескоразбрасывателей
ПР-53 в 1966 году выпустили Экспериментально-механический
завод Управления благоустройства Москвы и Свердловский завод коммунального
машиностроения, однако массовое производство этих машин было налажено
на Арзамасском заводе коммунального машиностроения.
В 1974 году ПР-53 модернизировали, и он получил индекс КО-104.
Главным отличием от предыдущей модели стал гидропривод всех рабочих
органов. Забегая вперед, отметим, что пескоразбрасыватель ПР-53
и его дальнейшие модификации продержались в серийном производстве
на Арзамасском заводе коммунального машиностроения более 20 лет.
С 1977 года выпускалась модель КО-104А с улучшенными
технико-экономическими параметрами без плужно-щеточного оборудования.
В 1985 году машина в очередной раз модернизируется и получает
обозначение КО-106. За счет большей на 500 кг грузоподъемности
базового шасси ГАЗ-53-12 пескоразбрасыватель комплектуется кузовом
увеличенной вместимости (2,5 м3).
С 1986 года выпускалась модификация КО-108, базирующаяся
на шасси ГАЗ-53-27, работающего на сжатом газе.
Помимо пескоразбрасывателей ПР-130 и ПР-53, пошедших
в серийное производство, КБ Управления благоустройства Москвы создало
две интересные опытные машины. В 1962 году появился пескоразбрасыватель
на шасси УАЗ-450Д, занимавший промежуточное положение между "взрослыми"
пескоразбрасывателями и тротуароуборочными машинами. На эту модель,
помимо разбрасывающего оборудования, устанавливалось и плужно-щеточное.
 |
Машина У10ПД - самый крупногабаритный
отечественный пескоразбрасыватель
|
Вторая машина У10 ПД стала самым крупногабаритным отечественным
пескоразбрасывателем. Разбрасывающее оборудование - 12-кубовый
кузов, скребковый транспортер и разбрасывающий диск - монтировалось
на полуприцепе ЧМЗАП-5204 транспортируемом тягачом КрАЗ-221.
Машина предназначалась для работы на МКАДе и вылетных магистралях.
Опытный образец пескоразбрасывателя изготовили в 1964 году.
В 1982 году Свердловский завод коммунального машиностроения
начал осваивать производство пескоразбрасывателя КО-105 на
базе ЗИЛ-130АН, который должен был заменить предыдущую модель
ПР-130А. Машина, созданная по проекту ВНИИ Коммунмаша, имела
гидропривод рабочего оборудования, отличалась высокой точностью
дозировки технологического материала и широким диапазоном плотности
посыпки. В ее комплект входило плужно-щеточное оборудование.
В начале 1980-х годов Северным научно-исследовательским
институтом промышленности (СевНИИП) был разработан весьма любопытный
навесной пескоразбрасыватель ДМ-12. Он служил в первую очередь
для ухода за лесовозными дорогами: для борьбы с гололедом осуществлялась
посыпка песком, а для создания теплоизоляционного слоя, увеличивающего
срок службы зимних лесовозных дорог - посыпка опилками или щепой.
Оборудование - кузов, два конвейера подачи, дозирующие и распределяющие
устройства, системы пневмопривода и обогрева кузова - монтировалось
на шасси лесовоза МАЗ-509А (4x4). Самое интересное,
что привод конвейеров не требовал отбора мощности от двигателя,
он осуществлялся от задних колес посредством приводных пневмороликов
и цепных передач. Серия пескоразбрасывателей ДМ-12 была изготовлена
в экспериментальных мастерских СевНИИП и эксплуатировалась в лесозаготовительных
предприятиях.
В начале 1980-х годов научные учреждения и предприятия
отрасли приступили к созданию большегрузных комбинированных дорожных
машин на шасси автомобилей КАМАЗ-53213 и ЗИЛ-133ГЯ. ВНИИ Коммунмаш
разработал машину КО-802 на базе КАМАЗа. Зимой на нее устанавливалось
плужно-щеточное и разбрасывающее оборудование с кузовом 6,5 м3,
летом - поливомоечное с цистерной на 11 м3 воды. Кроме этого,
машина могла работать в качестве самосвала. КО-802 прошла приемочные
испытания и была рекомендована к серийному производству.
С 1982 года Смоленский опытно-экспериментальный завод дорожного
оборудования приступил к серийному производству комбинированной
дорожной машины ЭД- 403 на шасси ЗИЛ-133ГЯ. Машина имела
аналогичное оборудование, как и КО-802, за исключением самосвального.
Несколько меньше были объемы кузова для песка и цистерны.
В середине 1980-х годов Мценский завод коммунального машиностроения,
традиционно изготовлявший поливомоечную технику, осваивает выпуск
комбинированных машин. В зимнем варианте поливомоечная машина КО-002
на шасси ЗИЛ-130-80 предлагается с разбрасывающим оборудованием
КО-002УР, унифицированным с пескоразбрасывателем КО-107.
В 1990-х годах предприятия, специализировавшиеся на выпуске
комбинированных дорожных машин, осваивают новые виды техники: Смоленский
завод дорожных машин - ЭД-405 на шасси КАМАЗ-532123 и ЭД-244
на шасси МАЗ-5337; Мценский завод коммунального машиностроения -
КО-713 на шасси ЗИЛ-431412 и ЗИЛ-433362, КО-814 на шасси
ЗИЛ-433102, КО-815 на шасси ЗИЛ-494560, КО-806 на
шасси КАМАЗ-4925 и КО-823 на шасси КАМАЗ-53213; Арзамасский
завод коммунального машиностроения - КО-829А на шасси ЗИЛ-433362.
В новых экономических условиях к выпуску аналогичной техники приступают
Курганский завод дорожных машин, Смоленский автоагрегатный завод,
Кременчугский завод дорожных машин и ряд других предприятий.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ КОМБИНИРОВАННЫХ
ДОРОЖНЫХ МАШИН
 |
 |
 |
 |
КО-713
|
КО-806
|
КО-823
|
КО-829А
|
|

По материалам издания
"Строительная техника и технологии" №5 2006,
автор статьи В. Новоселов.
Материалы публикуются с разрешения издания
|