 |
 |
Новости рынка специальной техники и
промышленного оборудования |
Тел. E-mail: http:// |
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru www.mrmz.ru |
 |
Выпуск №55. Статья №1.
СНЕГОУБОРОЧНАЯ
ТЕХНИКА :
пескоразбрасыватели
и разбрасыватели реагентов
Безусловно, за последние
100 лет снегоуборочная техника сильно эволюционировала. Лаповые,
фрезерные, роторные, плужно-щеточные машины - вот лишь краткий перечень
зимней техники. Что же касается машин для распределения сыпучих
антигололедных материалов, то они, как правило, являются универсальными.
В теплое время года такие машины используются
как поливомоечные, в зимнее - как разбрасыватели реагентов. Они
монтируются на шасси серийных грузовых автомобилей, либо на специализированных
пневмоколесных шасси. В последнем случае, пескоразбрасывающее устройство
имеет привод от двигателя тягача.
ПРИНЦИП РАБОТЫ ПЕСКОРАЗБРАСЫВАТЕЛЕЙ:

Песок, гранитная крошка или смесь песка с солью засыпаются в бункер
в форме трапециевидной призмы, обращенной меньшим основанием вниз.
Открытый верх бункера забран двускатной решеткой, играющей роль
сита. По днищу бункера проложен цепной скребковый конвейер (питатель),
выносящий содержимое к заднему торцу бункера, где установлено распределительное
устройство.
Горизонтальный диск с радиальными вертикальными лопастями на нижней
плоскости, закрытый кожухом, вращаясь, разбрасывает антигололедный
материал через щели в кожухе по окружающей поверхности относительно
равномерным слоем. Расход материала может регулироваться скоростью
питателя, скоростью вращения диска, размером и ориентацией расходных
щелей кожуха.
Производительность распределителей сыпучих антигололедных материалов
(Пр) можно рассчитать по формуле:

 |
Пескоразбрасывающий бункер
|
где:
V бун - вместимость бункера для антигололедных
материалов;
k нап - коэффициент наполнения бункера (k
нап = < 1,1);
q рас - норма расхода антигололедного материала на
единицу обрабатываемой площади;
p пос - фактическая производительность распределительного
устройства;
L тp - расстояние от места заполнения бункера
до места распределения;
- скорость груженой машины;
- скорость порожней машины;
t зап - время заполнения бункера;
t ман - продолжительность маневрирования в период
между заправками бункера.
ОЧЕНЬ УДОБНА СИСТЕМА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ СМЕЩЕНИЯ ПОЛОСЫ ПОСЫПКИ:

КУРЬЕЗ:
АНТИГОЛОЛЕДНЫЕ МАШИНЫ СПАСАЮТ ДОРОГИ ОТ ЖАРЫ

Жаркое лето 2006 г. заставило британские дорожные службы
использовать специальные антигололедные машины для защиты
дорог от жары!
Там при средней дневной температуре в 36 градусов по Цельсию
асфальт начал плавиться...
Вместо соли машины разбрасывали мелкий щебень, который,
вплавляясь в асфальт, делал поверхность более абразивной и
безопасной.
|
Обычно, если система распределения сыпучих реагентов расположена
по центру машины, выброс материала происходит симметрично (с захватом
по 4 м на каждую из двух сторон) и относительно продольной
оси машины. Система смещения, когда по условиям работы машина движется
в одном направлении, позволяет осуществлять засыпку противоположной
полосы на 8 м, при рассеивании реагента на пешеходную зону
тарелка распределителя смещается на 2-3 м.
СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕАГЕНТОВ С УВЛАЖНЕНИЕМ:

Последнее время все чаще применяется система распределения реагентов
с увлажнением. Увлажнение проводится с помощью насоса, форсунка
подает жидкость из бака. Способ этот хорош тем, что снижается плотность
реагента, он расходуется более экономно и быстрее вступает в реакцию
с поверхностью, чем просто сыпучий материал. Заданные плотность
и ширина посыпки регулируются с пульта машины, их параметры (в зависимости
от скорости движения) отслеживает система автоматики.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИДКИХ РЕАГЕНТОВ:

Распределение жидких хлоридов производится из автомобильных, полуприцепных
или прицепных цистерн для перевозки жидкостей, оборудованных системами
дозирования и распределения. Жидкие реагенты распределяются с помощью
водяных насосов центробежного типа. Простота конструкции позволяет
без сложных переделок использовать и поливочно-моечные машины с
низконапорной системой орошения.
В России такой полуприцеп с цистерной вместимостью 20 000 л для
перевозки ХКМ и нейтральных жидких растворов плотностью 1,4 т/м3
с 2001 года выпускает компания «Бецема». На базовый трехосный
тягач МАЗ спереди может быть установлена система распределения ПГР.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАГЕНТОВ НА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОСАХ:

В отдельную группу следует выделить машины для распределения реагентов
на взлетно-посадочных полосах (ВПП), рулежных дорожках (РД), рулежных
полосах (РП) и перронах аэродромов. В отличие от машин, используемых
в городе и на патрульной поливке магистралей, их оборудуют штанговыми
опрыскивателями, увеличивающими рабочую зону при поливке до 12...15
м. Шланги для распределения реагентов монтируются на складывающейся
раме, закрепленной на раме автомобиля .
ГАЗОСТРУЙНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ МАШИНЫ

 |
Газоструйная машина Аист-10
|
 |
Газоструйная машина Амкодор
9561
|
Для удаления гололедицы тепловым способом применяют тепловые машины.
Большое распространение такие машины получили в аэропортах гражданской
авиации. В качестве базового шасси таких машин преимущество применяются
тягачи типа КРАЗ, обладающие большой грузоподъемностью, массой и
устойчивостью. В качестве рабочего оборудования на такие машины
устанавливаются авиационные двигатели, отработавшие свой леиный
ресурс. Благодаря большой массе и устойчтвости базовой машины реактивная
тяга авиадвигателя мало сказывается на ее маневренных свойствах.
Силами аэропортов изготовлено довольно большое количество тепловых
и ветровых машин, выполненных по различным конструктивным схемам
с использованием разнообразных базовых шасси и авиадвигателей.
Апробированы машины с авиадвигателями ВК-1, РД-45, М-701,
АИ-20, РД-ЗМ, Д-20П и накоплен большой опыт по их эксплуатации,
позволяющий определить наиболее рациональные схемы машин с учетом
эффективности работы, простоты изготовления, доступности использования
авиадвигателей и базовых шасси.
При выборе компоновочных схем газоструйных машин определяющими
факторами являются:
- назначение машины (противогололедная - тепловая или снегоочистительная
- ветровая);
- возможность использования тех или иных авиадвигателей и базовых
шасси.
Тепловые машины с одноконтурными авиационными
двигателями:
В настоящее время наиболее приемлемыми авиадвигателями для использования
на тепловых машинах служат одноконтурные ТРД с центробежным
компрессором (ВК-1, РД-45). Двигатели ВК-1 и РД-45
однотипны и практически равноценны с учетом вводимых ограничений
по тяге.
Оптимальный вариант размещения авиадвигателя на тепловой машине
- установка его спереди базового шасси. В этом случае повышается
устойчивость машины, так как колеса движутся по очищенной от ледяных
образований поверхности, обеспечиваются хорошие условия визуального
контроля водителем качества очистки покрытия, а также создается
возможность размещения за кабиной водителя топливной емкости большого
объема.
ФАКТЫ

При сильных снегопадах в Москве в круглосуточном режиме
заняты около 8 тысяч различных машин и механизмов!
А в предстоящем зимнем сезоне планируется эксплуатировать
46 снегоплавных пунктов с суточной производительностью свыше
200 тысяч кубических метров.
Впервые в предстоящем сезоне будут задействованы 10
мобильных снеготаялок.
Мобильные,
это не значит, что они будут ездить по дорогам и плавить
снег.
Для их эффективной
работы нужна площадка, где есть выход в канализационную
систему, где есть достаточно места, для разгрузки
снега прибывающими самосвалами. Ведь они самостоятельно
не могут перегружать снег в снеготаялки. Это будет
делать фронтальный погрузчик. Главная задача - как
можно скорее освободить проезжую часть от снега. А
растапливать его потом можно сколько угодно!
Приобретенные
ГУП "Доринвест" три канадские снеготаялки
фирмы "Трекан" позволяют перерабатывать
20, 60 и 80 тонн снега в час соответственно.
|

Снеготаялка "Трекан"
|
Очень удачной является компоновочная схема машины ТМ-255,
разработанная в аэропорту Домодедово. Эта машина, выполненная
на шасси КРАЗ-255, имеет в качестве рабочего оборудования
авиадвигатель ВК-1, установленный спереди автомобиля. Высокие
эксплуатационные качества, надежность работы и простота конструкции
позволяют рекомендовать машину ТМ-255 для широкого внедрения
на предприятиях ГА.
При изготовлении ветровых машин наибольшее распространение получила
компоновочная схема известной машины ВМ-63 с размещенным
за кабиной водителя на шасси типа КРАЗ авиадвигателя ВК-1
или РД-45.
Недостаток ветровых машин с одноконтурными ГТД - оплавление
снега высокотемпературной струёй авиадвигателя и образование наведенного
гололеда при температуре атмосферного воздуха -2 ° С. Это
существенно снижает диапазон применения машин.
Тепловые машины с двухконтурными авиационными двигателями:
Более широкий диапазон применения и более высокая производительность
ветровых машин обеспечивается при использовании двухконтурных двигателей
Д-20Г1.
В аэропортах апробирован ряд компоновочных схем ветровых машин
с двухконтурными ГТД:
- машина ВМ-Д20П с авиадвигателем, установленным за кабиной
тягача типа КРАЗ перпендикулярно оси движения машины
- машина "Ураган", изготовленная в аэропорту Оренбург
(два двигателя Д-20П установлены за кабиной тягача типа КРАЗ
с поперечной и противоположной ориентировкой выхлопных сопел);
- машина УГМ-2Д20П, изготовленная в аэропорту Саратов (на
шасси типа КРАЗ параллельно оси движения машины установлены два
двигателя Д-2Ж с разделением разно температурных потоков
и возможностью регулировать температурное поле по высоте рабочей
струи авиадвигателя).
ПЛАМЕСТРУЙНЫЕ АГРЕГАТЫ

Гололед, как известно, представляет собой тонкий слой плотного льда
толщиной преимущественно от 0,5 до 4 мм, образующийся,
как правило, в диапазоне температур воздуха от 0 до –6
°С при охлаждении и замерзании переохлажденных капель дождя,
мороси или тумана. Гололедные образования могут также появляться
при замерзании на покрытии воды или слякоти при понижении температуры
ниже 0 °С, а также при резком колебании температуры воздуха
(кристаллизация водяного пара на поверхности покрытия, минуя жидкую
фазу).
Близкими по своим свойствам к гололеду являются образования, возникающие
при замерзании оплавленного снега от воздействия газовоздушных струй
авиадвигателей самолетов, ветровых и тепловых машин. А пока конструкторы
укрощали реактивную тягу, одним из эффективных средств борьбы с
гололедом, к тому же почти не оказывающим воздействие на грунты,
считалось плавление снега и наледи направленной струей открытого
пламени.
Пламеструйные агрегаты относятся к тепловым средствам удаления
снега и наледи. Целесообразность применения этих курьезов техники,
даже на пике их популярности в конце 1960-х годов, ставилась
под сомнение.
Изначально их предполагалось применять на ВПП, РД и РП
аэродромов, но из-за низкой производительности при работе на больших
площадях, а также в силу ряда положительных побочных эффектов, достигаемых
за счет конструкции (отсутствие направленного газоструйного потока
воздуха), наиболее целесообразным считалось применение на перронах
аэродромов, складских и товарных дворах, в портах, а также на территориях
с ограниченным пространством: грузовых дворах заводов и фабрик,
маневровых площадках портов, автодорожных пересечениях с многопутными
железнодорожными переездами на сортировочных станциях.
Именно там технологически было оправдано использование направленной
струи открытого пламени с целью быстро растопить снег и наледь.
Однако на аэродромах эти машины не прижились – перепад температур
приводил к быстрому разрушению дорожных одежд, и были случаи возгорания
битумных заплат.
В Европе такие агрегаты выпускала компания O/veraasen.
На данный момент эти агрегаты эксплуатируют в некоторых северных
странах Европы. Агрегат, как правило, монтируют на шасси колесного
трактора, фронтального погрузчика или автомобилей с пониженными
транспортными скоростями типа Bremah, Unimog, Reynolds Boughton
и др. Топливо (бензин или керосин) подается из бака по топливной
магистрали к горелкам, закрепленным на штанге. Горючее поджигается
у форсунок электрозапалом или факелом, а дальше лед переходит из
одного агрегатного состояния в другой.
Все просто – снег испаряется! Теперь гололед
нам не страшен!

По материалам издания
"Основные Средства" №2, 2005,
"Плдъемно-транспортные, строительные и дорожные машины"
автор К.К.Шестопалов,
"Российская энциклопедия самоходной техники",
"Автомобильные дороги", №11, 2006
|