Новости рынка специальной техники
и промышленного оборудования
Тел.
E-mail:
http://
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru
www.mrmz.ru

Выпуск №53. Статья №2.

Быстросъемное снегоочистительное

оборудование


Коммунальная техника на базе грузовых автомобилей с высокими рабочими скоростями мало приспособлена для уборки небольших улиц с низкой интенсивностью движения, пешеходных зон, парков и дворов. Относительно малые объемы работ в ограниченном пространстве для маневрирования требуют применять базовые машины небольших размеров с достаточным запасом мощности для привода спецоборудования, способные работать на низких скоростях. К тому же для эксплуатационных предприятий приоритетными пунктами в трепетном вопросе выбора техники всегда будут стоять цена и себестоимость эксплуатации. Еще один немаловажный аспект – базовая техника должна быть универсальной, и чем шире спектр ее применения, тем лучше.

Современные тракторы пусть и не идеально, но все же отвечают этим требованиям.

МИНИ-ТРАКТОРЫ КЛАССА 0,2...0,4

Малогабаритные тракторы в коммунальном хозяйстве используют редко и не всегда охотно. Причин тому несколько: при небольших объемах работ хватает дворника (производительность мини-трактора 2000...6000 м2), при больших объемах работ можно нанять более производительную уборочную машину на шасси трактора или мини-погрузчика.

Однако в ряде ситуаций мини-трактор не испытывает конкуренции со стороны более тяжелой техники – уборка снега и посыпка парковых аллей в элитных зонах отдыха, работа на спортивных площадках, очистка тротуаров с деликатным покрытием, пешеходных дорожек и др. Небольшие размеры, короткая колесная база и практически нулевые свесы облегчают маневрирование даже в крохотных двориках и на узких дорожках в парке, что и делает мини-трактор востребованным на рынке, несмотря на миниатюрность и скромные параметры производительности.

Спектр малогабаритных тракторов, используемых в коммунальной сфере, достаточно широк – это «Беларус-082БС», -112Т (МТЗ-012), -132Н; Гомсельмаш АМЖК-8; КМЗ Т-012; ЧТЗ «Уралец»; ХТЗ-1210 и -1410 (тяговый класс 0,2); ЗИМ МТ-3 харьковского ХКБМ; КрВЗ МТ-14Д; ХТЗ-1610 и -1611 (тяговый класс 0,3), а также КрВЗ МТ-18Д тягового класса 0,4, выпускаемый по китайской лицензии. Из общего ряда мини-тракторов стоит выделить два семейства: ЧТЗ "Уралец" (модели Т-0,2.03.2 и Т-0,2.03.3) и ЗИМ МТ-3.

"Уралец" со снегоуборочным оборудованием
Легкосъемные гусеничные ленты, надеваемые на колеса коммунального ЧТЗ «Уралец», позволяют использовать трактор на рыхлом снегу
Особенность конструкции «Уральца» – механизм бортового поворота, как на мини-погрузчиках, что позволяет использовать колесно-гусеничный ход. На пневматические шины для улучшения проходимости или сцепных качеств можно надеть гусеницы – резинотросовые ленты с башмаками и гребнями. Харьковский МТ-3 сделан по шарнирно-сочлененной схеме и имеет два исполнения: с короткой колесной базой (малогабаритный трактор) и увеличенной до 1,4 м. В последнем случае транспортер оснащают самосвальным кузовом с разгрузкой на три стороны.Мини-тракторы «Беларус» производства Сморгонского агрегатного завода также построены по шарнирно-сочлененной схеме.

Навесное оборудование.
Все мини-тракторы комплектуют примерно одинаковым шлейфом навесного оборудования – спереди поворотный плужный отвал или бульдозерное оборудование, а сзади навешивается подметальная щетка (роторная метла). В общем правиле есть исключения. Курганмашзавод свой трактор Т-012 также комплектует двухвальным, весьма простым плужно-роторным снегоочистителем с зоной захвата 1070 мм. Питатель имеет заглубление в центральной части, где находится один или два ротора-метателя с ножами, которые измельчают снег и подают его в раструб. Некогда аналогичное оборудование под маркой ДКТ-501 предлагал Арзамасский завод «КОММАШ».

Прицепное оборудование.
Прицепное оборудование, полагающееся мини-тракторам, ограничивается только пескоразбрасывателями (например, РМ-02 Сморгонского завода). Обычно шлейф навесного оборудования можно заказать через самих производителей мини-тракторов.

КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ КЛАССА 0,6...1,4

Наиболее распространены на сегодняшний день в коммунальных службах тракторы тяговых классов 0,6...1,4 т Владимирского, Липецкого, Елабужского, Минского тракторных заводов и Ногинского завода топливной аппаратуры, выпускающего тракторы Ташкентского завода. Тракторы ЮМЗ и ЗТМ, увы, оказались в арьегарде. Отсутствие на российском рынке доступной по цене снегоуборочной техники делает классический трактор вне конкуренции. Его применение обусловлено в первую очередь универсальностью в разных сферах, простотой конструкции, отсутствием проблем с поиском запчастей и ремонтом. Эксплуатация не требует дополнительного обучения водителя, а сервисные работы под силу слесарю средней квалификации. Трансмиссия с реверсом и пониженные рабочие скорости дают возможность безопасно работать в пешеходных зонах, парках и местах, где затруднено деление дороги на проезжую часть и тротуар. Задняя система навески и переднего подрамника в качестве штатного оборудования исключает доработку шасси для установки навесного оборудования. Наконец, собственная гидросистема и валы отбора мощности (ВОМ) решают проблему привода навесного оборудования.

Навесное оборудование.
Самая распространенная схема коммунального трактора – бульдозерный отвал (плуг) и задняя цилиндрическая подметальная щетка, в рабочем положении опирающаяся на два колеса с пневматическими шинами. Щетка используется, как правило, круглогодично: зимой для подчистки снежных следов за отвалом, летом для смета грязи и пыли. Передача момента на вал щетки осуществляется механически цепной передачей от карданного вала от заднего ВОМ или гидравлически от гидросистемы трактора.

Отвал бывает нескольких видов: поворотный с металлическими или резиновыми ножами (плужный), неповоротный с металлическими ножами (бульдозерный), адаптивный (с компенсатором угла положения ножей), зачистной (совковый или погрузочный), сегментный (с регулируемыми в плане крыльями). Отвал для увеличения зоны очистки может быть снабжен уширителями.

Отвал с металлическими ножами применяют на легких планировочных работах, а также при очистке дорог от слежавшегося снега.
Отвал с резиновыми ножами, предназначенный для очистки дорог от свежевыпавшего снега, шуги и грязи, устанавливают на толкающей раме, шарнирно укрепленной на подрамнике в трех точках. В передней части толкающая рама крепится через гидроцилиндр подъема отвала, в задней части крепится к подрамнику через пружинные амортизаторы, Подрамник закреплен болтами на раме. Угол установки отвала в плане может меняться либо автоматически дополнительным гидроцилиндром, либо механически. В последнем случае отвал поворачивается на заданный угол и фиксируется пальцем.
Для уборки снега под ограждениями на тракторы типа МТЗ, ЛТЗ и ЗТМ устанавливают гидрофицированный отвал КОРМЗ ОТ-2, который управляется из кабины водителя. Отвал закреплен на подрамнике трактора в передней части. Безопасное движение вдоль ограждения обеспечивается благодаря качающейся конструкции.

Быстросъемное снегоуборочное оборудование
Для уборки снега за ограждениями используют навесную гидрофицированную фрезу
Вместо плуга или отвала для сдвигания снега и его погрузки в грузовые транспортные средства может быть установлено погрузочное оборудование, куда входит гидросистема привода и передачи силового потока, стрела параллелограммного типа и ковш.

Вместо ковша может быть установлено бульдозерное или плужно-роторное оборудование. С 2005 г. белорусская компания «СДДТ-Евромаш» монтирует на ДЗ-133 турбинный снегоочиститель с плужно-роторным рабочим органом ЕМ-800. Помимо плужно-роторных рабочих органов применяют шнекороторные, фрезерно-роторные и фрезерно-плужные. В последнем случае ротор метателя соединен с фрезой, расположенной соосно движению трактора.

Фрезерное оборудование применяют для размельчения и удаления слежавшегося снега, ледяной крошки и обледенелых образований. Шнековое оборудование применяют для удаления плотного снежного покрова, который нельзя удалить отвалом или плугом. Передача момента на вал ротора-метателя осуществляется либо механически, либо гидравлически (в случаях, если это предусмотрено конструкцией трактора). Вращение вала фрезы или шнека осуществляется цепью или валами через зубчатую передачу.

Фрезерный орган, как и шнекороторный, обычно крепится в передней части, хотя на моделях Башсельмаш НФС-М48, «Беларус» МС-391 и СДДТ-Евромаш СНТ-2500 он смонтирован сзади. Шнекороторное оборудование на тракторах тягового класса 1,4 применяют редко (Дорэлектромаш ФРС-200 и четыре модели Башсельмаш, в том числе для тракторов «Владимирец»).

Прицепное оборудование.
Для распределения твердых реагентов и инертных противогололедных материалов используют навесные бункера и прицепные пескоразбрасыватели, вместимость которых зависит от типа трактора. Так, КО-718 Арзамасского завода «КОММАШ» на шасси «Владимирец» Т-25 вмещает 0,15 м3, а изготовленный на базе МТЗ-82 бункер НРР-2676 производства РУП «Белдортехника» оборудован колесами и вмещает 1,3 м3 пескосоляной смеси. В состав специального оборудования прицепов-пескоразбрасывателей входят кузов, транспортер, разбрасывающее устройство, гидросистема и электрооборудование. Запас кузова прицепа для распределения противогололедных материалов составляет от 1,0 м3 (Лидсельмаш) до 2,5 м3 (Ржевский ЭРМЗ).

КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ КЛАССА 2,0...3,0

В тяговых классах 2,0 и 3,0 колесных тракторов наблюдается явный «провал». Если не считать прицепные уборочные комплексы для аэродромов, получается, что специализированное снегоуборочное оборудование для этих тракторов производят всего четыре отечественных предприятия. Связано это в первую очередь с тем, что основные модели – ЛТЗ-155, ХТЗ-150К и его модификации – наиболее распространены в сельском хозяйстве, где проблема зимнего содержания дорог решается другими средствами: близлежащие магистрали содержат автодорожные службы, имеющие необходимую спецтехнику, а местные дороги вполне можно расчищать гусеничным бульдозером или автогрейдером.

ООО «Башсельмаш-Агро» выпускает шнекороторные снегоочистители СШР для ЛТЗ-155, ХТЗ Т-152К, ХТЗ Т-150К (его также выпускает орловское ЗАО «Трактормаш» под индексом ОрТЗ-150К-Я-02), которые навешиваются сзади. Для ЛТЗ-155 Мценский завод «КОММАШ» предлагает потребителям фрезерно-роторный рабочий орган КО-835, а также «жар-птицу» – прицепную тепловую машину ТМ-59Г для удаления гололедных образований на аэродромах. Это единственная тепловая машина, агрегатируемая с трактором. Реактивный двигатель Р25-300 смонтирован на одноосной тележке и прицеплен к передней части трактора Т-150К, в задней части которого смонтирован топливный бак. Третье предприятие Орский завод «Сармат» выпускает фрезерно-плужный снегоочиститель модели 4679 (о нем – ниже).

Представленная в 2003 г. универсальная машина САРЭКС УБМ является в своем роде уникальной, поскольку базовый 6-тонный трактор изначально проектировали для работы с навесным землеройным, дорожно-строительным оборудованием и выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортных работ. В оснащение входят бульдозерный отвал, фрезерно-роторный снегоочиститель, передняя дорожная щетка и фреза для уборки снега за ограждениями.

Пока ни одно предприятие, выпускающее оборудование, не анонсировало снегоуборочное оборудование для оснащения других колесных тракторов тяговых классов 2,0...3,0, появившихся на рынке в последние годы: ВгТЗ ВК-170, КамАЗ КТ-240, «Кировец» серии 3000 АТМ, УВЗ РТ-М-160, «Тошкент» Т-100К и «Днiпро» ЮМЗ-10280.

КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ КЛАССА 5,0...6,0

Тяжелые энергонасыщенные тракторы «Кировец» в дорожных службах применяют редко, но метко. Самый распространенный тип в хозяйствах – тракторы серий К-700, К-701, К-703 и их модификации. Эти машины Петербургский тракторный завод снял с производства пять лет назад, но выпуск модернизированных машин продолжают вести ООО «ПК «Прогресс» на производственной базе Завода спецтехники и тихвинский «Титран».

Удобство эксплуатации машин с бульдозерным и погрузочным оборудованием, базирующихся на колесных тракторах тяжелого класса, не подлежит сомнению, поскольку ее можно эксплуатировать круглый год.

Модификации «Кировцев» поколения «700-й» серии оснащают навесным оборудованием широкого спектра: погрузочным (П-4, ПФ-1 и ПК-6), грейдозерным (лесодорожная машина ЛД-30), гидрофицированным бульдозерным с передней либо задней навеской (ДМ-15, БГ), фрезерно-роторным (типа ОС, СФР) или шнекороторным (СШ2) рабочим органом. Основные продуценты этого оборудования – ОАО «Буммаш», ООО «Техстроймаш», ОАО «Эксмаш», ЗАО «Завод Спецмашин», а также сами изготовители тракторов – «Титран» и ООО «Завод спецтехники» ПК «Прогресс».

Шнекороторный снегоочиститель СШР-2,6 выпускает Башсельмаш, фрезерно-роторную навеску П-2962 – ОАО «Сармат». ОАО «Завод «Тюменьремдормаш» предлагает боковой барьерный отвал ОБН, ОАО «Кирсановский механический завод» – плужный косой отвал СО-4 с металлическими ножами. До недавнего времени фрезерно-роторное оборудование выпускал завод «Ротор» в Казахстане. Управление активными рабочими органами гидравлическое.

Удобство эксплуатации машин с бульдозерным и погрузочным оборудованием, базирующихся на колесных тракторах тяжелого класса, сегодня не подлежит сомнению, поскольку ее можно эксплуатировать круглый год. Так, например, универсальная лесодорожная машина ЛД-30 используется как для выполнения комплекса работ в промышленном и гражданском строительстве в лесных условиях, так и в качестве грейдера при патрульной очистке технологических дорог.

Однако высокопроизводительные «Кировцы» целесообразно применять на больших объемах работ, в том числе на расчистке снежных завалов на горных трассах. Например, фрезерно-роторное оборудование применяют на уборке снега толщиной до 1,5 м. Захват питателя – порядка 3,1 м.

Для выполнения комплекса работ по очистке снежных заносов целесообразно применять универсальные дорожные машины УДМ-1 и УДМ-2, в комплектацию которых входит погрузочный ковш на 2,5 и 3,4 м3, а также бульдозерный или грейдерный отвал шириной до 3,36 м. Единственной альтернативой «Кировцам» долгое время была машина Севдормаш «Тайфун» (КО-817) на шасси тягача «Русич» КЗКТ-538ДС. Более высокая производительность – 30 т/мин, нежели у «Кировца» (20 т/мин при погрузке), тем не менее не могла компенсировать высокую стоимость ее покупки и содержания. У «Кировца» в отечественных условиях нет реального конкурента на рынке (МоАЗ-49011 не в счет, поскольку для него не предусмотрена такая же номенклатура оборудования). Такие недостатки «Кировца», как механическая коробка передач (трудно плавно наращивать мощность), подчас воспринимаются как благо, поскольку машина давно изучена и опыт ее ремонта и эксплуатации предостаточный.

ТРАКТОРНЫЕ ШАССИ И ЭНЕРГОСРЕДСТВА

В ограниченных случаях используют технологические тракторные шасси тягового класса 0,6 и 1,0: «Владимирец» (ВТЗ-30СШ) и СШ-2540 производства харьковского ЗСШ (ВАТ «Завод самоходних шасi»). Зимняя комплектация для самоходных шасси «Владимирец» предполагает использование подметальной щетки (ГУП «СКБ Крона» совместно с ООО «Структура-Тех») с шириной захвата 1,5 м, которую монтируют в базе.

Для уборки снега вятская компания «Авитек» предлагает передний отвал. В качестве элемента, дополнительно расширяющего функции самоходных тракторных шасси в зимнее время, являются самопогрузчики ВТЗ-30СШ-СП с ковшом вместимостью 0,4 м3 и ЗСШ АПТ-1 на шасси СШ-25401 с навесным фронтальным самопогрузчиком ПМШ-0,25, оборудованным 0,25-кубовым ковшом. Разгрузка кузова всех самопогрузчиков самосвальная.

Харьковский ЗСШ предлагает тротуароуборочную машину АУТ-1, оборудованную 1,9-метровым отвалом и 1,4-метровой подметальной щеткой. До недавнего времени ООО «Басшельмаш-Агро» для навески на тракторы Т-16М и СШ-1810 выпускало шнекороторный снегоочиститель СНФ-М48, позволявший убирать снег тощиной до 600 мм при движении задним ходом.

Орский завод «Сармат» – единственный изготовитель снегоуборочного дорожного оборудования для сельскохозяйственного комбайна. На шасси универсального энергосредства «Сармат-4657», используемого для сельскохозяйственной косилки, в Орске изготавливают фрезерно-плужный снегоочиститель «Сармат-4679». Фрезерно-роторный рабочий орган смонтирован в плужном питателе и навешивается на переднюю часть универсального сельскохозяйственного энергосредства. Ось фрезы расположена продольно движению. Навеску «Сармат-4679» также можно монтировать на тракторы «Кировец», «Беларус», ЛТЗ и ХТЗ Т-150К. Уборка снега в этом случае будет проводиться при движении задним ходом.

Кстати, подобный рабочий орган СНТ-2500 с фрезой, закрепленной соосно движению, выпускает и белорусское ПТ ООО «СДДТ-Евромаш». Агрегат крепится сзади трактора «Беларус-82», но уборка снега осуществляется уже при движении вперед, поскольку питатель повернут по ходу движения. Спереди на трактор можно смонтировать подгребающий отвал или погрузочный ковш, что снижает риск попадания посторонних предметов в питатель и его повреждения.

ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРЫ

Использование техники на гусеничном ходу на практике сводится к обычным бульдозерным работам: уборке слежавшегося снега на больших площадях, прокладке зимников и колонных путей по целине, расчистке дорог от снежных заносов, расширению проезжей части путем перемещения сугробов в сторону или разрушению гололеда траками. В отечественной практике такая эксплуатация подчас воспринимается как разгильдяйство, однако гусеничные тракторы с бульдозерным отвалом используют подобным образом во многих северных странах. В российской реалии для прокладки дорог и расчистки завалов на горных перевалах используют бульдозерно-рыхлительные агрегаты на базе тракторов 3...30 тягового класса.

шнеко-роторный  снегоочиститель
Шнекороторный снегоочиститель СШР-2,6
Специализированное оборудование, предназначенное исключительно для уборки снега, сейчас строят только два предприятия: Башсельмаш (СШР-2,6 Г) и Севдормаш (ДЭ-220А). Двухвальное шнекороторное снегоочистительное оборудование предназначено для монтажа на тракторах типа ДТ-75 вместо бульдозерного отвала. Низкий диапазон рабочих скоростей от 0,33 до 4,88 км/ч (для 95-сильного двигателя Д-440-22) ограничивает производительность трактора (не более 400 т/ч). Привод рабочего органа и передвижение снегоочистителя осуществляются от базового двигателя трактора. Ширина захвата питателя составляет 2530 мм, хотя для одной из модификаций Башсельмаша ширина захвата незначительно увеличена, до 2,6 м.

Оба снегоочистителя предназначены для очистки от снега грунтовых, автомобильных и тракторных дорог, для отбрасывания снежных валов, образованных другими снегоочистителями, и расчистки снежной целины по зимним трассам. Для ограничения дальности отбрасывания снега, когда это необходимо по условиям работы, на кожух ротора устанавливается съемная насадка, входящая в комплект поставки снегоочистителя.

Специализированное снегоуборочное оборудование для гусеничных тракторов и бульдозеров более высокого тягового класса не выпускают. В Казахстане ГАО «Павлодартрактор» для гусеничных тракторов ДТ-75МЛ-РС2, ДТ-75Т-РС2 и Т-90П собственного производства выпускает двухсекционный снежный отвал с уширителями. Ширина его захвата 2,7 м. Однако основным средством борьбы со снегом в хозяйствах для тракторов ДТ-75 остается стандартная бульдозерная навеска производства сторонних предприятий – Орёлстроймаша, Кропоткинского и Слободского машзаводов.

В лесной отрасли ряд моделей лесохозяйственных и трелевочных тракторов «Онежец» и «Алттрак» оснащают бульдозерными отвалами, главное предназначение которых – устройство волоков, погрузочных площадок, подъездных путей, содержание дорог, прокладка зимников, расчистка дорог от снега, обустройство мастерских участков и теплых стоянок, разработка рыхлых грунтов первой и второй категорий.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ>>

НАВЕСНОЕ И БЫСТРОСЪЕМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРАКТОРОВ
Тип оборудования
Фрезерно-роторнре
Шнеко-
роторное
Плужное
Щеточное
Щетка
навесная
верти-
кальная
Отвал
боковой
барьер-
ный
Плужно-
роторнре
Фрезер-
ное
Распре-
делитнль
реагентов
навесной
Распре-
делитель
реагентов
прицепной
Погру-
зочный
ковш
Шнеко-
роторное
для
гус. трак-
торов
Снего-
очисти-
тельный
для гус.
трак-
торов
Бульдозер
для трак-
торов
"Кировец"
Газо-
струй-
ный
гене-
ратор
Авиасток (АИСТ)
+
+
Авитек
+
Амкодор-Пинск
+
+
+
Амкодор-Ударник
+
+
+
Арзамас КОММАШ
+
+
+
+
Башсельмаш
+
+
+
+
+
Белдортехника
+
+
+
Белкоммунмаш
+
+
Борэкс
+
+
+
Булат
+
+
+
Буммаш
+
+
+

По материалам специализированного журнала
"Основные средства", № 2 2006,
автор статьи Ю. Петров.
Материалы публикуются с разрешения издания