![](/global/img/gray_px.gif) |
![](/global/img/top_nav/logo_print.gif) |
Новости рынка специальной техники и
промышленного оборудования |
Тел. E-mail: http:// |
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru www.mrmz.ru |
![](/global/img/gray_px.gif) |
Выпуск №52. Статья №3.
Сваебойное оборудование:
сваебойные молоты
Сваебойное
оборудование применяется для погружения в грунт свай, шпунта и оболочек
с целью предупреждения оползания грунтовых откосов или передачи
части нагрузки на плотные слои грунта, залегающие на глубине трех
и более метров под грунтовыми основаниями инженерных сооружений.
На вечномерзлых грунтах свайное строительство является одним из
немногих промышленно освоенных и относительно недорогих способов
предотвратить его оттаивание и подвижки под жилыми и промышленными
зданиями.
Сваебойное оборудование
состоит из молота, копра и силовой установки.
Сваи погружают в грунт с помощью
свайных молотов, различающихся по типу используемого
привода.
![Классификация свайных молотов](../../../global/img/ras/v52/4_1.gif) |
Классификация свайных молотов по принципу
действия
|
Механический молот состоит из тяжелого металлического ударника ("бабы"),
двигающегося по направляющим. Канатно-блочный механизм, приводимый
лебедкой, поднимает ударник на 4...5 м, откуда он под действием
собственного веса падает на головку сваи. В современном транспортном
строительстве механические молоты не используются из-за низкого
КПД, малой частоты ударов и неэффективности при забивке свай
под углом.
|
Паровоздушный
молот прямого действия использует для забивки свай
энергию удара свободно падающего корпуса молота,
представляющего собой цилиндрический стакан, дно которого используется
как ударник, а стенки образуют паровоздушную камеру. Шток поршня,
входящего в камеру сверху, крепится к несущей металлоконструкции.
Сжатый пар или воздух подаются в штоковую полость и поднимают
корпус до упора, после чего полость соединяется с атмосферой,
давление в ней падает и корпус, свободно падая, ударяет дном
по свае. Энергия и частота ударов в этих машинах определяются
ходом и массой корпуса, и регулироваться не могут, а при забивке
наклонных свай они мало эффективны.
Паровоздушный молот двойного
действия лишен этих недостатков. Холостой и рабочий
ходы поршня совершаются под действием сжатого пара
или воздуха, подача которого регулируется специальным распределителем.
Нижняя часть поршня усилена ударником, передающим энергию
удара на наголовник сваи. Низкий КПД паровоздушных молотов
и необходимость громоздкого парогенераторного или компрессорного
оборудования привели в настоящее время к отказу от их использования
в транспортном строительстве. Однако экологическая чистота
пара и сжатого воздуха, с одной стороны, и постоянно растущая
стоимость в сочетании с токсичностью выхлопа дизельного топлива,
с другой стороны, могут в недалеком будущем сделать их использование
конкурентоспособным.
|
|
Схема паровоздушного
молота прямого действия:
1 - наголовник сваи,
2 - направляющий стакан,
3 - корпус молота, 4 - поршень,
5 - выпускной клапан, 6 - шток поршня,
7 - крепление штока к несущей конструкции,
8 - впускной клапан, 9-свая
|
Схема паровоздушного молота двойногодействия:
1 - свая; 2 - наголовник сваи;
3 - цилиндр; 4 - крышка цилиндра;
5 - воздушный клапан верхней полости;
6 - поршень; 7 - воздушный клапан нижней полости;
8 - ударник |
Дизельные молоты надежны, просты в эксплуатации и не требуют дополнительного
энергосилового оборудования, что делает их сегодня наиболее популярными
в строительстве.
|
Штанговые дизель - молоты.
В штанговых дизель - молотах подвижный цилиндр скользит
по двум направляющим цилиндрическим штангам, соединенным с
поршневым блоком. Свободные концы штанг соединены траверсой,
оборудованной захватным устройством, за которое может цепляться
подвижный цилиндр. Монолитный поршневой блок устанавливается
на наголовнике сваи с помощью специальной шарнирной опоры,
компенсирующей возможную несоосность молота и сваи.
Для улучшения теплообмена поршень имеет внутреннюю полость.
Топливная форсунка и система подачи топлива монтируются на
поршневом блоке. При падении цилиндра поршень входит в его
отверстие и сжимает воздух, оказавшийся внутри цилиндра. После
впрыскивания и воспламенения топлива в цилиндре происходит
взрыв горючей смеси, отбрасывающий цилиндр вверх и одновременно
забивающий сваю. В верхнем положении цилиндр захватывается
крюком и удерживается до следующего удара. Возможна и работа
в непрерывном режиме.
Трубчатые дизель-молоты.
В трубчатом дизельном молоте тоже используется принцип двигателя
внутреннего сгорания, но конструктивно он реализован иначе.
Неподвижный цилиндр, установленный на штанге копра, крепится
к наголовнику сваи через шабот. Наголовник и шабот соприкасаются
сферическими поверхностями, компенсирующими возможное отклонение
оси молота от направления удара.
Шабот - металлическая пробка, закрывающая отверстие
цилиндра со стороны рай и способная перемещаться относительно
цилиндра в осевом направлении при ударах поршня. Его выпадение
из цилиндра предупреждается фиксирующим устройством. Цилиндрический
зазор между шаботом и цилиндром уплотнен компрессионными кольцами.
Плоский нижний торец шабота опирается наголовник сваи, а его
верхний торец, находящийся внутри цилиндра, имеет сферическое
углубление.
Поршень, являющийся ударной частью молота и свободно перемещающийся
вдоль цилиндра, внизу оканчивается выпуклой полусферой, эквидистантной
углублению в шаботе. При движении вниз поршень включает насос
подачи топлива, которое, попав в цилиндр, собирается в углублении
шабота. Сферическая головка поршня, ударяясь о поверхность
шабота, разбрызгивает топливо в сжатом и раскаленном воздухе,
в результате чего происходит образование и воспламенение топливовоздушной
смеси. Сила взрыва толкает поршень вверх, а шабот - вниз,
что сопровождается забивкой сваи.
По сравнению со штанговыми трубчатые молоты обладают в несколько
раз большей энергией удара, так как работают при меньшей (в
два раза) степени сжатия и большей (на 30...40%) высоте
подъема ударной части.
|
|
Штанговый дизель-молот:
1 - свая; 2 - проушина;
3 -удерживающий крюк;
4 -траверса; 5 - штанга;
6 -ударный цилиндр;
7 - топливная форсунка;
8 - поршневой блок;
9 - верхняя пята сферической опоры;
10 - нижняя пята сферической опоры, надевающаяся на сваю
|
Трубчатый дизель-молот:
1 - наголовник сваи;
2 - шабот;
3 - топливопровод;
4 - топливныйый насос;
5 - рычаг включения топливного насоса;
6 -кольцевой топливный бак; 7 - поршень;
8 - проушина для крепления поршня к канату лебедки;
9 - сферическая головка бойка; 10 - всасывающе-выхлопной
патрубок;
11 -цилиндр;
12 - свая
|
![](../../../global/img/ras/v52/4_6.gif) |
Комплект оборудования для вибропогружения
свай:
1 - трубчатая свая; 2 - гидравлический захват;
3 - мотор вибровозбудителя; 4 - амортизи-ощая
платформа;
5 - виброизоляторы; 6 - патрубок с гидравлическим
разъемом;
7 - гидромотор; 8 - вибратор;
9 - гидравлический шланг; 10 - панель управления;
11 - дистанционный пульт управления; 12 - силовая
установка с маслонасосным агрегатом
|
Вибропогружатели используют для погружения свай, шпунта и оболочек
в легкие, преимущественно песчаные и суглинистые грунты в водонасыщенном
состоянии. Высокочастотные колебания, генерируемые вибраторами и направленные
вдоль оси сваи, передаются через нее на рунт и снижают силы трения
и сцепления между частицами грунта и поверхностью сваи. Погружающая
способность сваи пропорциональна частоте колебаний и величине вертикальной
статической нагрузке, поэтому она погружается в грунт под действием
собственной массы или дополнительного груза.
Простые вибропогружатели с жестким
соединением узлов отличаются несложно и конструкцией. Электродвигатель
установлен на корпусе вибратора направленного действия с парным
числом дебалансных валов, вращающихся с одинаковой частотой в разных
направлениях. Вибратор крепится к наголовнику, надеваемому на сваю,
и приводится в действие от электродвигателя ременной, цепной или
зубчатой трансмиссией. У простых вибраторов амплитуда, частота колебаний
и масса не регулируются, что затрудняет подбор вибратора под массу
сваи и свойства грунта. Кроме того, для таких вибропогружателей
пригодны только электродвигатели в виброустойчивом исполнении.
Подрессоренные вибропогружатели. У
вибропогружателей с дополнительным подрессоренным грузом электродвигатель
крепится к массивной сменной плите, играющей роль дополнительной
пригрузки. Корпус вибратора установлен на наголовнике сваи и
соединен с плитой через пружинные амортизаторы. Благодаря массивной
плите и пружинным амортизаторам колебания, передаваемые на электродвигатель,
значительно меньше, а масса плиты способствует погружению сваи.
Устанавливая сменные плиты различной массы, можно подбирать параметры
колебательного процесса под массу сваи и характеристику грунта.
Этой же цели служит конструкция эксцентриков, допускающая изменения
вынуждающей силы и амплитуды колебаний. Межосевое расстояние между
валами электродвигателя и вибратора в таких вибропогружателях непостоянно,
что учитывается при выборе трансмиссии и проектировании ее параметров.
Различают низкочастотные и высокочастотные вибропогружатели, диапазон
рабочих частот которых лежит в пределах 5...12 и 30...43
Гц соответственно.
Вибропогружатель с гидроприводом
подвешивается к крюку крана или экскаватора и состоит из узлов,
аналогичных по назначению электроприводным установкам. Грузовая
серьга, подвешенная к рукояти экскаватора или стреле крана, крепится
на виброизолирующей траверсе, которая через упругие подушки соединяется
с корпусом дебалансного редуктора. В его основании монтируется гидравлический
захват, с помощью которого вибропогружатель соединяется со сваей
и передает на нее колебания и пригрузку.
![](../../../global/img/ras/v52/4_7.gif) |
Вибропогружатель с гидроприводом
1 - общий вид, 2 - виброизолирующая траверса,
3 - рама с виброизолирующими подушками, 4 - скоба
для подвески к базоаой машине, 5 - грузовая серьга,
6 - рама вибратора, 7 - гидрозахват сваи,
8 - корпус вибратора с зубчатым редуктором.
|
Вибропогружатели забивают сваю за счет вибрации и ударов.
Комбинированное воздействие обеспечивает им эффективность, большую,
чем у "чистых" вибропогружателей или снарядов только ударного действия.
Благодаря этому они способны забивать сплошные и оболочковые сваи
и шпунт в более прочные связные и несвязные грунты. Режим их работы
определяется прочностью грунта, жесткостью подвески ударной части
и зазором между бойками ударной части и наголовника. Маcca ударной
части вибропогружателя должна составлять не менее 150% массы
погружаемого элемента.
Кроме перечисленных также применяют методы ввинчивания и вдавливания
свай, а также формирования их в обсадных трубах скважин.
![](/global/img/malin_px.gif)
По материалам издания " Подъемно-транспортные,
строительные и дорожные машины и оборудование"
автор К.К. Шестопалов
|