Новости рынка специальной техники
и промышленного оборудования
Тел.
E-mail:
http://
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru
www.mrmz.ru

Выпуск №52. Статья №1.

СНЕГОУБОРОЧНАЯ
техника:

Лаповые и фрезерные снегопогрузчики


Современные российские мегаполисы развиваются невиданными темпами. Интенсивность движения растет настолько стремительно, что даже масштабные усилия в строительстве и реконструкции магистралей, реорганизации движения, пока спасают только от полного транспортного паралича - ежедневные многокилометровые пробки стали обыденным явлением.

В былые годы зимой наступало облегчение. Для последних лет характерно, что транспортный поток зимой даже плотнее, чем летом. Машин на дорогах с наступлением холодов становится лишь чуть-чуть меньше, в то время как проезжая часть сужается из-за валов снега, пропускная способность улиц сильно падает.

Классификация снегопогрузчиков

С каждым годом быстрейший вывоз снега становится все более необходимым. Кроме того, на городских улицах отбрасывать снег с проезжей части на обочину невозможно из-за пешеходных тротуаров. Здесь снег, собранный вдоль дороги в валы другими снегоуборочными машинами, загружают в самосвалы снегопогрузчиком на специальном шасси. Такие машины появились еще в 1920-е годы, а с 1950-х их стали применять массово. Это были машины С-4, изготовленные на шасси ГАЗ-51А.

Снегопогрузчики являются машинами непрерывного действия, монтируются на шасси автомобилей, конструкцию которых дорабатывают для установки специального оборудования, или на специальных шасси, с использованием унифицированных агрегатов и узлов автомобилей. Универсальные снегопогрузчики монтируют также на колесных тракторах. Специальное оборудование снегопогрузчиков состоит из питателя, конвейера и механизмов привода рабочих органов.

 

 

ЛАПОВЫЕ СНЕГОПОГРУЗЧИКИ

Из питателей снегопогрузчиков (см. схемы питателей снегопогрузчиков) наибольшее распространение получили лаповые питатели, устанавливаемые на лопате (раме питателя) перед машиной. Поэтому лаповый снегопогрузочный механизм смело можно назвать сторожилом российского коммунального хозяйства. Первые лаповые снегопогрузчики появились в 20-х годах, а с 50-х началось их массовое применение. За характерное движение рабочих органов, они получили ласковое название "золотые ручки".

УСТРОЙСТВО:
Лаповые погрузчики состоят из рамы, диска, балансира и двух лап одинаковой конструкции. На диске эксцентрично установлена ось балансира, который своим П-образным пазом входит в направляющий сухарь, установленный на лопате. При вращении диска балансир совершает колебательные, а лапа - захватывающие движения. В последних конструкциях машин применяют лаповые питатели, у которых балансир шарнирно соединен с качающимся рычагом.
Погрузчики с лаповыми питателями используют обычно при снегопогрузке. Двигаясь вперед, снегопогрузчик отделяет из вала лапами питателя снег, который подает на скребковый конвейер и загружает в кузов самосвала, следующего за погрузчиком.

Снегопогрузчик лаповый "Золотые ручки"
Легендарный снегопогрузчик КО-206,
прозванный "Золотыми ручками"
Снегопогрузчик лаповый СнП-17
Снегопогрузчик СнП-17

Главным оружием коммунальных и дорожных служб на протяжении многих лет оставался лаповый снегопогрузчик КО-206. Он в разных модификациях выпускался 30 лет. Понятно, что одной модели недостаточно для разнообразия современного мегаполиса - во многих случаях ее производительности недостаточно. Да и солидный возраст парка дает о себе знать...

Обновление парка снегоуборочных машин началось в 2001 г., когда по заказу ГУП "Доринвест" конструкторы ВНИИСтройдормаш приступили к разработке не одной, а трех новых моделей снегопогрузчиков непрерывного действия: лапового СнП-16 с загрузкой через задний борт самосвала; лапового СнП-17 с загрузкой через кабину самосвала; шнекороторного СнП-18 с загрузкой через кабину самосвала.

Две модели из трех - СнП-17 и СнП-18 - сконструированы так, что способны загружать самосвал и со стороны заднего борта, и со стороны кабины. Теперь самосвалу нужно меньше маневрировать, выезжать на полосу встречного движения, задерживая транспортные потоки и создавая аварийные ситуации. Таким образом, выросла общая производительность, а сами работы и дорожное движение стали безопаснее. Кроме того, водителю самосвала легче двигаться вперед, выдерживая необходимую дистанцию и меньше рискуя столкнуться с погрузчиком. Эта технология облегчает работу и оператора погрузчика и водителей, снижает их утомляемость.

Одноместная кабина СнП-16/17 комфортабельна. Большая площадь остекления обеспечивает хороший обзор. Рулевая колонка регулируется в широком диапазоне. Рулевое управление с гидроусилителем. Кабина отапливается, имеется вентилятор. Приборы освещения находятся и на лопате погрузчика и на кабине, что немаловажно при работе ночью. Хорошая эргономика рабочего места снижает утомляемость оператора, тем самым обеспечивается безопасность работ и возрастает производительность.

Шнекороторный снегопогрузчик СнП-18 имеет оригинальную конструкцию. Двухместная кабина располагается посередине, над стрелой транспортера. Органы управления аналогичны СнП-16/17. Эта небольшая машина обладает потрясающей производительностью 600 м3 - это около полусотни самосвалов КамАЗ. Тем более, что загружать она может как через задний борт, так и через кабину самосвала.
В отличие от СнП-16/17 этот погрузчик оснащен сплошным ленточным транспортером, имеющим форму желоба. Максимальная скорость движения ленты почти 3,5 м/с.

Шасси СнП-18 отличается от СнП-16/17. В этой машине только один ведущий мост - задний, а управляемый мост - передний. Для улучшения ходовых качеств на заднем мосту предусмотрены сдвоенные колеса. Радиус поворота - 8 м. Этот снегоуборочный механизм предназначен для серьезных снежных заносов на автомагистралях.

Сегодня эта техника уже имеется как в хозяйствах столицы, так и московской области. Новые машины получили высокую оценку мэра Москвы Ю.М. Лужкова, как полностью отвечающие требованиям к снегоуборочной технике. При этом Ю.М. Лужков особо отметил техническое решение, позволяющее загружать самосвал через кабину. Самосвал меньше маневрирует, меньше мешает другим участникам движения.

ФРЕЗЕРНЫЕ СНЕГОПОГРУЗЧИКИ

В городском коммунальном хозяйстве используют и фрезерно-роторные и шнекороторные снегопогрузчики, оборудованные стрелой и транспортной лентой. Кроме того, эти машины можно применять для погрузки песка, зерна, и других сыпучих материалов грузовые автомобили.

Снегопогрузчик роторный КО-816
Снегопогрузчик КО-816

УСТРОЙСТВО:
Фрезерные снегопогрузчики имеют питатель фрезерного типа (две фрезы ленточного типа, расположенные симметрично относительно оси машины), установленный спереди машины. Фрезы питателя - двухзаходные с правым и левым направлением спирали. При движении машины вперед, снег отделяется лопастями фрезы от массива, перемещается с правой и левой стороны вала к центру машины, где попадает на конвейер и подается к транспортным средствам.
Снегопогрузчики, как правило, одномоторные, т. е. рабочее оборудование и привод ведущих колес шасси приводится в движение от одного двигателя.
В качестве снегопогрузчиков используются также роторные снегоочистители, оборудованные погрузочным желобом.

В Белоруссии выпускают шнекороторные снегопогрузчики непрерывного действия Амкодор 34/ТМ-3 и Амкодор 37. Эти машины используются для погрузки в транпортные средства свежевыпавшего (уплотненного) снега, сколотого льда, предварительно собранного в валы и кучи.

Достойно может продолжить этот ряд полноприводная снегоуборочная машина Рекстром ТУМ-1200, предназначенная для очистки от свежевыпавшего снега тротуаров, узких дорог и улиц. Машина оборудована шнекороторным механизмом и транспортером. Эта машина относится к уборочной технике малого класса и предназначена для работы на небольших площадях. Оборудована двигателем Lombardini и гидростатической трансмиссией.
Снегопогрузчик ТУМ-1200 может оснащаться 20 различными видами навесного оборудования.

Также очень неплохо выглядит на фоне зарубежных снегопогрузчиков машина КО-816. Это снегоочистиельная машина с двигателем и базовым шасси от КамАЗа предназначена для уборки снега на автомагистралях и аэродромах. Также оснащена фрезерно-роторным органом.

Схемы питателей снегопогрузчиков
Схемы питателей снегопогрузчиков
Схемы питателей снегопогрузчиков
Схемы питателей снегопогрузчиков
а - лаповый с направляющим сухарем
б - лаповый с качающим рычагом
в - фрезерный
Условные обозначения: 1 - лопата; 2 - лапа; 3 - ось балансира; 4 - балансир; 5 - конвейер;
6
- направляющий сухарь; 7 - ведущий диск; 8 - качающий рычаг; 9 - фреза; 10 - кожух фрезы

ИТОГ:

Вполне очевидно, что оборудование коммунального назначения должно быть простым и надежным в работе. Но есть еще одна очень важная составляющая - его универсальность. И главное, чтобы снегоуборочная техника (такая разная) была на месте вовремя и действовала по принципу "модульной конструкции" - в "стыке" и взаимозаменяемости.

Поэтому наш завод занимается поставкой всего комплекса коммунальных машин и оборудования для содержания дорог и улиц в зимний период. Мы предлагаем машины, оснащенные плужным и щеточным оборудованием, снегоочистители, снегопогрузчики, а также машины для разбрасывания противогололедных материалов.

На нашем сайте Вы можете познакомиться с техническими характеристиками снегоуборочных машин и оборудования, а также ценами на всю предлагаемую продукцию.

 

 

По материалам специализированных журналов
"ЮгСпецтехника", № 6 (18) 2005,
"Строительно-дорожная индустрия", № 5 (13) 2003,
а также справочника "Коммунальная и дорожная техника", 2003