Погрузчики можно классифицировать в зависимости от их технических и эксплуатационных характеристик: I.
По типу подъемного устройства Вилочные автопогрузчики, пользующиеся особенно большим спросом, предназначены для погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадях внутризаводских территорий предприятий, на складах, в морских и речных портах, на железнодорожных товарных и сортировочных станциях и терминалах. Основным рабочим органом погрузчиков являются грузовые вилы, закрепленные на телескопической раме с гидроприводом, наклоняемой вперед/назад на угол до 16°. Длина вил может быть различной - это зависит от типа поддонов, с которыми нужно работать. Чем вилы длиннее, тем шире должен быть рабочий коридор для погрузчика. Кроме погрузчиков с фронтальным расположением вил, существуют погрузчики с боковым расположением вил, которые используются при работе с длинномерными грузами. При необходимости на автопогрузчики устанавливают сменные рабочие органы: штыревой подъемник, кантователь, грузовой крюк, специализированный захват для рулонов бумаги или тюков, сайд-шифтер, захват для бочек и другое оборудование. Ряд современных моделей фирм Linde и TCM оснащают системой поворота колес задней оси на 90°, что позволяет работать в стесненных условиях. II. По типу двигателя
Автопогрузчики приводит в действие двигатель внутреннего
сгорания. Широкое применение они находят, прежде всего, вследствие
невысокой стоимости по сравнению с электропогрузчиками. Немаловажное
их достоинство состоит в том, что они не требуют постоянной подзарядки,
однако при этом есть и минусы - такие погрузчики, как правило, сильно
шумят и нагреваются при работе. Особенно это касается дизельных
погрузчиков.Кроме того, существует проблема выхлопных газов - при
работе в помещении загазованность значительно затрудняет производственный
процесс. Поэтому дизельные, газовые и бензиновые погрузчики предназначены
для погрузочно-разгрузочных работ на открытом воздухе, или, в крайнем
случае, в хорошо проветриваемых помещениях. Дизельные погрузчики
при работе в закрытых помещениях должны быть оснащены каталитическими
нейтрализаторами отработанных газов. Однако катализаторы, хотя и
стоят дорого, довольно быстро выходят из строя, тем более при использовании
некачественного топлива. Существует смешанный вариант погрузчика с двигателем внутреннего сгорания - это бензиновый погрузчик с установленной на нем газовой системой. Однако в России такие машины менее распространены, чем в Европе - в основном из-за более жестких европейских требований к экологической культуре производства и торговли. Электропогрузчики приводит в действие тяговая аккумуляторная
батарея. Они не загрязняют воздух, поэтому могут использоваться
в закрытых помещениях, даже небольших. III. По количеству
опорных колес Трехопорные погрузчики лучше всего подойдут, если предприятие оперирует небольшими грузами на малой складской площади с узкими коридорами, где можно развивать только минимальные скорости. Они более маневренны и компактны. И наоборот, если производственный процесс требует перевоза больших грузов на высоких скоростях, лучше использовать устойчивые четырехопорные погрузчики.
Низший ценовой класс составляют машины отечественного и болгарского производства. Они по-прежнему пользуются большим спросом, однако их качество оставляет желать лучшего. Впрочем, и эти погрузчики будут хороши для определенных условий - например, для сезонных работ или для не слишком интенсивной эксплуатации в течение 3-5 лет. Если же требуется техника, которая должна интенсивно использоваться 10 лет и более, то оптимальным будет выбор более дорогой импортной техники. Среди наиболее популярных иностранных марок можно назвать TOYOTA, KOMATSU, LINDE, ROCLA,YALE, TCM, NISSAN, OMG, NISSAN. He отдавая предпочтения той или иной марке, специалисты все же считают, что сегодня идеальным соотношением цена-качество обладает японская техника (TOYOTA или KOMATSU). Стоимость бывшего в употреблении и находящегося в хорошем состоянии японского погрузчика равна стоимости нового погрузчика российского или болгарского производства. При этом у отечественной и болгарской техники ресурс двигателя составляет примерно 10 000 моточасов, а у японского погрузчика - 20 000. Средняя стоимость стандартного японского погрузчика марки KOMATSU 2004 года выпуска - около 600 тыс. рублей. Тот же погрузчик 2000 года выпуска стоит на три - пять тысяч долларов дешевле, но прослужит еще много лет. К сожалению, об отечественной и болгарской технике этого сказать нельзя. Приобретение бывшего в употреблении погрузчика российского или болгарского производства обычно влечет за собой большие затраты на ремонт и быстрый износ агрегата.
Повышение стоимости аренды площадей и стремление к увеличению скорости оборачиваемости товара являются основными причинами, влияющими на изменения грузоподъемной техники. Производственные и торговые склады активно "растут вверх". На одних и тех же метрах можно в несколько раз увеличить число поддономест, установив современные стеллажные системы, достигающие в высоту 10 и более метров. Обработка грузов на таких складах возможна только с использованием кран - балок или кранов - штабелеров, но это крайне сложные, громоздкие и дорогие конструкции, требующие квалифицированного обслуживания. Чаще всего высота стеллажей не превышает 5,5-6 метров, а
экономия площади заставляет максимально обуживать межстеллажные
проходы. Незаменимой техникой для обслуживания таких складов "эконом-класса"
являются самоходные штабелеры. Они мощны, маневренны, компактны,
экологически безопасны, не требуют подтверждения квалификации оператора
на право управления. Интерес, проявленный к этому классу машин, постоянно растет, что заставляет продавцов расширять ассортимент поставляемых на отечественный рынок штабелеров. Безусловное лидерство среди самоходных штабелеров принадлежит итальянским производителям - шире всего представлены марки Lifter, Armanni, Pimespo, CML и др. Производят самоходные штабелеры и американские фирмы. Крупнейшим производителем на рынке напольного транспорта в США является группа компаний Nacco Materials Handling Group (NMHG), выпускающая технику двух известных в мире марок - Yale и Hyster.
При выборе погрузочной техники нужно учитывать специфику работы
на конкретном предприятии, ремонтопригодность погрузчиков определенной
марки, наличие запасных частей (ремкомплекта) и сервисного обслуживания.
Важнейшими факторами, влияющими на выбор, являются условия производства,
типы и площадь производственных помещений, виды перевозимых грузов,
их размеры, масса, упаковка, а также планируемая интенсивность работ.
Нужно учитывать состояние полов на предприятии (в соотношении с
типом шин погрузчика). Только проанализировав все эти показатели,
можно приступать к оценке самой техники - ее грузоподъемности, высоты
и скорости подъема грузов, скорости перемещения, мощности двигателя. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИЛОЧНЫХ АВТОПОГРУЗЧИКОВ (НАЧАЛО)
По материалам журнала "Промышленно-строительное
обозрение" |