Поскольку многие компании-производители погрузчиков возникали в результате перепрофилирования основного бизнеса или создания дополнительного производства, технологический опыт предыдущей деятельности оказывал безусловное влияние на разработки. Большая часть идей была позаимствована из автомобилестроения, другие отрасли также сыграли немалую роль в генерировании передовых конструкторских решений.
Юджин Брэдли Кларк начал свой бизнес с выпуска сверлильных станков и литейных форм, а затем - производства стальных колёс и осей для автомобильной промышленности. С его именем связывают создание прототипа первого промышленного погрузчика - условно рождением первого погрузчика принято считать создание в 1917 году рабочими американской компании "Clark Equipment Co." трёхколёсной платформенной тележки с бензиновым двигателем для перевозки песка и необработанного литья. Конечно, это был ещё не вилочный погрузчик. На моделях Clark уже в 1921 году устанавливались гидравлические системы подъёма, а вскоре (1922-23 гг.) и наклон мачты стали осуществлять с помощью гидравлических цилиндров. В 1928 году компания приступила к производству знаменитой трансмиссии Кларка. Уже в это время на некоторых моделях устанавливался телескопический подъёмный механизм, что стало определённой вехой в развитии погрузчиков и было подхвачено другими производителями в 1930-е годы. Именно в это время гидравлические подъёмные механизмы на погрузочной технике заменили прежние лебёдочные, цепные устройства. "Yale" В 1933 году "Yale & Towne" укрупняется благодаря приобретению фирм "Walker Vehicle Со." и "Automatic Transportation Co.". Последняя к тому времени была известна в качестве первопроходца в области электрических буксирных тягачей, погрузчиков с платформой, электропогрузчиков во взрывозащитной версии и грузоподъёмников для работы в тяжёлых условиях. Кроме того, она внедрила такие новшества, как задний мост с чугунной подвеской и рулевым управлением. Эти нововведения стали использоваться и в собственных моделях компании. В то же время компания "Yale & Towne" первой применила электромоторы с силиконовой изоляцией класса Н для работы в режиме высоких температур. "Ransomes
& Rapier"
"Giildner Mo-torengesellschaft"/
"Linde Air Products Company" "STILL" "Hyster" "Towmo-tor
Co." В 1937 году первый электропогрузчик появляется в Японии (это машина Nichiyu производства компании "Nippon YusokiCo., Ltd."). К началу XXI века количество производителей погрузчиков исчисляется уже сотнями. Однако в десятку лидеров на протяжении целого ряда
лет входят "Toyota", "Linde", "Jungheinrich",
"Nacco Industries", "Crown","Mitsubishi", "Caterpillar",
"Komatsu", "TCM", "Nissan" и "Nippon Yusoki
Co., Ltd."(бренд - Nichiyu). Это хорошо заметно на примере концерна "Linde
AG", занимающего вторую строчку в мировой табели о рангах.
В 1973 году он приобрёл 100% акций гамбургской компании
"SE Fahrwerkzeuge GmbH" ("Still Esslingen")
и переименовал её в "STILL GmbH", а в 1985
году выпустил серию моделей Н20 и Н35 г/п 2-3,5т с
дизайном от "Porsche", позволившую по-новому взглянуть
на внешний вид и эргономичность погрузчика.
Вторая мировая война положила начало массовому производству
погрузчиков в мире: достаточно напомнить, что только с конвейера
компании "Clark" сходили около 2000 машин
в месяц (в довоенный период - 50-75). Компания "Clark"
поставила 90% всех погрузчиков, задействованных в военной
экономике США во время Второй мировой войны. Очень популярным был
также компактный и манёвренный погрузчик компании "Hyster":
модель 3-8 Handy Andy образца 1940 года побила многие
рекорды. В 1943 году немецкая фирма "Steinbock" разработала
и изготовила первый в Германии электропогрузчик (их массовое производство
началось только в 1949 году). 1945 год - конструкторы "Komatsu Ltd.", известного японского производителя техники для строительной и горнодобывающей отраслей, а также гидравлических прессов, приступили к разработке погрузчика с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
1948 год - "Jungheinrich" (Германия) начинает производство погрузчика Ameise (Муравей) с платформой на электрической тяге. Был найден и удачный маркетинговый ход: на логотипе Ameise на фоне двух стрел был изображён муравей, способный поднимать и перетаскивать тяжёлые грузы и являющийся синонимом слова "трудяга". Вертикальная и горизонтальная стрелы символизировали возможные направления движения груза. Надо сказать, что с тех пор имя собственное Ameise стало нарицательным: теперь немцы так называют любой микротягач. 1949 год - выпущена модель
EGS 1000 - самый удачный трёхколёсный электропогрузчик компании
"Still". В нём воплощена оригинальная (и позднее запатентованная)
идея: передние колёса погрузчика соединены с мачтой, что делает
колёсную базу модели длиннее и при отклонении мачты назад придаёт
дополнительную устойчивость. При втягивании колёсной базы погрузчик
становится короче, что повышает его манёвренность в узких пространствах.
Японская же компания "ТСМ" по лицензии "Clark
Equipment Co." выпускает первый в этой стране вилочный
погрузчик с ДВС.
1953 год - "Jungheinrich" выпускает первый четырёхколёсный электропогрузчик Ameise 55. 1954год - впервые в мире"Linde" выпускает электрокар Hydrocar с гидростатическим приводом, а четыре года спустя дизельные вилочные погрузчики с гидростатическим приводом запускаются в массовое производство. 1955год - увидела свет легендарная модель Piccolift компании "Steinbock" (ФРГ)- сверхкомпактный 3-опорный вилочный электропогрузчик с приводом на задние колёса, поставлявшийся даже в США. Эти машины и сегодня, полвека спустя, можно увидеть работающими на заводских площадках. 1956 год - к производству вилочных погрузчиков с ДВС приступает японская автомобилестроительная компания "Toyota", впоследствии создавшая "Систему активной безопасности", в которой реализована блокировка качательного движения заднего моста при помощи датчиков, например, высоты подъёма, нагрузки, ходовой скорости и поворотного угла. При достижении критического значения по компьютеру передаётся команда блокировки цилиндра. Это удачный пример применения электроники в погрузчиках с ДВС для обеспечения безопасности и предупреждения аварийных ситуаций. Сенсорный датчик, с помощью которого измеряется поперечное ускорение, очень напоминает используемый в системах спутниковой навигации для определения движения автомобиля вправо или влево. 1959 год - первая поставка японских вилочных погрузчиков с ДВС в Европу компаниями "Komatsu Forklift Co., Ltd." и "ТСМ"; начало освоения компаниями из Японии европейского рынка погрузчиков. 1964 год- компания "Baker Material Handling Corporation" (США) применяет в конструкции электропогрузчика кремниевый (SCR) выпрямитель тока, что позволило увеличить энергетическую мощность и упростить управление. "Tow-motor" (США) устанавливает на погрузчиках четырёхсекционную мачту, а новшество американской фирмы "Hyster" (США) - знаменитая педаль Monotrol, позволившая оператору переключать скорости с передней на заднюю одним касанием, - завоёвывает рынок. 1965 год- вслед за четырёхколёсным электропогрузчиком Eurolift (1961 г.) - "старшим" братом Piccolift - компания "Steinbock" (ФРГ) выпускает дизельный погрузчик Synchrolift со специальными подъёмными каретками для строительных работ. 1967год - "Steinbock"(ФРГ) создаёт самую современную в то время испытательную платформу tip and tilt ("перекоса и наклона"), на которой проводились испытания погрузчика на передний или боковой наклон. 1968 год - "Jungheinrich"(ФРГ) представляет штабелёры ЕТХ г/п 1т для работы на высоких (до 12м) складах с узкими (от 1,4м) проходами. 1970 год- "Nippon Yusoki Co., Ltd." (Япония) выпустила Mujincar - первый в мире робокар (автоматизированную электротележку, работающую без оператора) и впервые в мире внедрила тиристорное управление без контакторов. 1971 год- "Nippon Yusoki Co., Ltd." (Япония) разработала первый двухфазный прерыватель и электродвигатель без угольных щёток. 1976 год - "Steinbock"(ФРГ) выпускает на рынок погрузчик Depotlift для работы в узких проходах, а на заводе "Komatsu Forklift Co., Ltd." в г.Тотиги (Япония) создан первый в мире автоматизированный вилочный погрузчик. Со временем эта компания станет крупнейшим производителем СНТ для автоматизированных систем хранения и поиска AS/RS1 на базе оборудования японской фирмы "Daifuku". 1977год -"Still" (ФРГ) запускает в производство "прозрачную" мачту, а также электрическую рулевую систему с электронным управлением для погрузчиков и ричтраков. 1980 год - модель Eurosprint компании "Steinbock" (ФРГ) стала первым "тихим" дизельным погрузчиком - уровень создаваемого шума оказался ниже 80дБ. Начало 1980-х годов - компания "Still" (ФРГ) разработала систему рекуперации энергии при торможении электроприводного погрузчика: высвобождаемая при торможении энергия возвращается в АКБ. Это даёт рекуперацию энергии на уровне нескольких процентов. Более того, такая система придаёт погрузчику лучшее регенеративное тормозное усилие. 1982 год- "Steinbock" создаёт самый быстроходный в мире (свыше 50 км/ч) вилочный погрузчик повышенной проходимости для бундесвера. "Jungheinrich" изготавливает свой первый полноприводный 3-колёсный вилочный электропогрузчик в качестве альтернативы электропогрузчику с приводом только на задние колеса. В это же время "Jungheinrich" начинает производство системы автоматизированного складирования AS/RS. 1994 год - после банкротства группу "Boss", включая фирму "Steinbock", приобретает компания "Jungheinrich"(ФРГ). 1995 год - на рынке впервые появляется ричтрак Retrак производства "Jungheinrich"с центральным джойстиком Multi-Pilot, что стало вехой в создании компактных моделей. 1997 год - компания "Jungheinrich" (ФРГ) разработала первый ричтрак Retrak ETV-14 для операторов-инвалидов. Также была применена система "снижения кривой скорости" (повышение устойчивости машины благодаря ограничению максимальной скорости на линии угла поворота). Это удачный пример применения электроники в погрузчиках с ДВС для снижения аварийности и предупреждения о возникновении опасных ситуаций.
В начале XXI века вилочные погрузчики заметно совершенствуются не только функционально, но и эстетически. Конкуренция производителей всё в большей степени строится вокруг дизайна, стремления создать неповторимый и запоминающийся стиль. В качестве примера можно привести такую новинку "Komatsu ForkliftCo., Ltd.", как серия погрузчиков с ДВС Leo-next (для мирового рынка - это 709-я серия, входящая в серию АХ50/ВХ50), получившая целый ряд наград за свой эксклюзивный агрессивный дизайн. Среди них премия JIDPO за лучший дизайн (октябрь 2002 г.), Гран-при за технический дизайн (JPN Industry News Paper, июль 2003 г.) и премия JIDA за дизайн музейной коллекции (апрель 2004 г.).
|