|
|
Новости рынка специальной техники и
промышленного оборудования |
Тел. E-mail: http:// |
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru www.mrmz.ru |
|
Выпуск №47. Статья №3.
Вехи истории: отечественный вилочный погрузчик
Строго говоря, история отечественных
погрузчиков ещё ждёт своего летописца и пытливого исследователя,
поскольку даже сегодня она представляет собой набор разрозненных,
фрагментарных и часто противоречивых данных, которые достаточно
трудно систематизировать в хронологическом, отраслевом или даже
предметном порядке.
Сразу скажем, что становление и развитие производства средств напольного
транспорта в СССР носило "догоняющий"
характер и было обусловлено рядом факторов, о которых не следует
забывать.
Во-первых, в Советском Союзе производство вилочных погрузчиков
было делом, в общем-то, "факультативным" (особенно для
оборонных предприятий), поскольку в рамках социалистического разделения
труда, принятого в СЭВ (Совете Экономической взаимопомощи), данную
технику преимущественно изготавливала Народная Республика Болгария.
А конкурировать со своими "братьями" считалось распылением
сил, неоправданным дублированием работы и просто идеологически вредным.
Плоды такой промышленной политики мы пожинаем и по сей день.
Во-вторых, разработка и производство отечественных вилочных
погрузчиков осуществлялись, как правило, крупными заводами для удовлетворения
если не собственных нужд, то, в лучшем случае, предприятий своей
отрасли.
В СССР производство вилочных
погрузчиков было делом "факультативным", поскольку данную
технику с успехом изготавливала Народная Республика Болгария.
А конкурировать со своими
братьями считалось распылением сил, да и просто идеологически
вредным ...
... Плоды такой промышленной политики мы пожинаем и по сей
день.
|
Напомним молодым читателям, что рынок в его нынешнем виде в СССР
отсутствовал, а подобного рода техника распределялась Госпланом
и Госснабом по заявкам заинтересованных организаций, которые должны
были ещё получить так называемые "лимиты" в своём министерстве
или ведомстве, что удавалось далеко не всем желающим...
В-третьих, "железный занавес" в СССР и строгий
режим секретности на ряде предприятий (например, на оборонном "ЗиК")
не способствовал полноценному знакомству отечественных разработчиков
вилочных погрузчиков с мировыми достижениями в данной области.
В-четвёртых, известные сложности с внедрением новой техники
в СССР приводили к тому, что даже весьма передовые технические решения
не получали путёвку в жизнь.
Например, даже в лучшие времена электрический напольный транспорт
в СССР выпускался на 9 предприятиях 4 министерств
- всего 21 модель в 34 конструктивных исполнений (из
146, предусмотренных технической документацией). Столь ограниченная
номенклатура объяснялась слабым развитием производственных мощностей
и низкой технической оснащённостью предприятий.
А
надо сказать, что отечественная инженерная мысль порой предвосхищала
и западные технические решения в данной области техники. Достаточно
почитать описания к авторским свидетельствам СССР на изобретения,
которые так и не были внедрены. А ведь были ещё и закрытые, непубликуемые
авторские свидетельства...
В-пятых, начиная с 1960-х годов всё более сказывалось
наше отставание в таких областях, как прикладная электроника, гидравлика
и системы управления... В частности, производство погрузчиков в
нашей стране почти всегда испытывало дефицит таких ответственных
комплектующих изделий, как аккумуляторные батареи (АКБ) и тиристорные
регуляторы (поставщик - Минэлектротехпром), агрегаты и узлы гидравлических
насосов, шины ... Этот перечень можно было бы ещё долго продолжать,
поэтому уже никого не удивляет тот факт, что в книге "100 лет
вилочным погрузчикам" не нашлось места ни российским предприятиям-изготовителям,
ни нашим достижениям в области вилочной техники...
В 1951 году умельцы на Калининградском вагоностроительном
заводе впервые в Советском Союзе собрали вилочный электропогрузчик
ЭП02/04 г/п 1,5 т. Стране нужны были погрузчики разной
грузоподъёмности, и в 1954 году Совет Министров СССР постановил
начать производство погрузчиков г/п 0,75 т и поручил эту
работу заводу №8 им. Калинина в Свердловске (ныне - Екатеринбург).
ЛЕГЕНДАРНЫЙ
ПОГРУЗЧИК
В
1954 г. Совет Министров СССР поручил заводу
№ 8 им. Калинина в Свердловсе (ныне
- Екатеринбург) производство погрузчиов серии
ЭП-4404.
Стране нужны
были такие погрузчики. И планов было "ГРОМАДЬЕ"!
Заводу поручалось уже в 1956
году изготовить 3000 шт. "автопогрузчиков",
а в 1960 году увеличить выпуск
до 8000 шт.
Но, в1956
году завод изготовил не 3000 погрузчиков,
а всего 280. Однако 3
ноября 1973 года был выпущен
100-тысячный погрузчик
ЭП-4004.
В те годы
завод экспортировал свои электропогрузчики в 35 стран мира,
причём не только в социалистические или развивающиеся, но
и в ФРГ, Бельгию и Нидерланды - сказалась высокая надёжность
продукции оборонного предприятия.
Автопогрузчик ЭП-4004
г/п 0,75 т с высотой подъема 1,6 м
Фото из Музея боевой славы "ЭиК",
где автопогрузчик занял свое почетное место.
|
В начале 1955 года главный инженер этого предприятия М.В.
Лавров, начальник вновь созданного Бюро материальных нормативов
Н.З. Фольшер и конструктор отдела 53 М.С. Бронфин выехали в Москву,
где в НИИ автодорожного транспорта получили полный комплект чертежей
и технических условий на производство автопогрузчика мод. 4004
г/п 750 кг и с высотой подъёма 1,6 м.
Получив чертежи, заводу пришлось полностью заняться подготовкой
выпуска опытной партии "автопогрузчика" (термин
"электрический погрузчик" войдёт в обиход только через
несколько лет, путаница в терминологии дошла и до наших дней.),
а в дальнейшем - к его серийному производству.
Планов было "громадьё"! Заводу поручалось уже
в 1956 году изготовить 3000 шт. "автопогрузчиков",
а в 1960 году увеличить выпуск до 8000 шт.
Для оперативного решения вопросов, возникавших в процессе изготовления
деталей и сборки, в октябре 1955 года в Отделе № 53 главного
конструктора Люльева Л.В. был создан отдел №19 по производству "автопогрузчиков",
который возглавил вышеупомянутый Моисей Соломонович Бронфин (забегая
вперёд, скажем, что он вплоть до своего ухода на заслуженный отдых
в 1981 году был бессменным руководителем данного отдела).
В 1956 году завод изготовил не 3000 погрузчиков,
а всего 280, но 3 ноября 1973 года был выпущен 100-тысячный
электропогрузчик ЭП-4004. В те годы завод экспортировал свои
электропогрузчики в 35 стран мира, причём не только в социалистические
или развивающиеся, но и в ФРГ, Бельгию и Нидерланды - сказалась
высокая надёжность продукции оборонного предприятия.
В 1961 году при Калининградском вагоностроительном заводе было
создано Центральное конструкторское бюро по электропогрузчикам с
экспериментальным цехом, которое через 7 лет было преобразовано
во ВНИИэлектротранспорт, существующий до настоящего времени
и внёсший, несмотря на многие препятствия объективного и субъективного
характера, большой вклад в развитие электрических средств напольного
транспорта в нашей стране.
Также в 1961 году были созданы и начали работу в этом направлении
Бельцкий электротехнический завод (г. Бельцы, Молдавская ССР)
и Канашский завод электропогрузчиков (г. Канаш, Чувашская
АССР). Вышеперечисленные четыре завода СССР выпускали электропогрузчики
г/п 0,5-3 т, удовлетворяя потребности нашей промышленности в
механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Задачи перед новыми предприятиями также ставились серьёзные. Так,
проектная мощность Канашского завода электропогрузчиков была рассчитана
на выпуск 10 тысяч машин напольного электрифицированного
транспорта в год.
4 ноября 1964 г. здесь был собран и испытан первый электропогрузчик
ЭП-201 г/п 2 т, а в 1965 г. было изготовлено
уже 202 машины (10-тысячный электропогрузчик ЭП-201
был выпущен в январе 1977 г.).
В 1972 году было освоено производство новой машины ЭП-1008,
которая была удостоена государственного Знака качества.
В середине 1970 гг. началось серийное производство электропогрузчиков
ЭП-205 (вместо ЭП-201) и ЭП-1009 (вместо ЭП-1008).
Не были забыты и навесные (сменные) приспособления - на заводе в
Канаше был освоен выпуск штыревых и многоштыревых захватов, стрел,
вил и ковшей, что позволило использовать электропогрузчики для различных
работ.
В 1989 г. здесь было освоено производство электропогрузчика
ЭП-2014 г/п 2 т.
На вышеупомянутом Бельцком электротехническом заводе (ныне - "Electrotehnica
S.A.") планировался серийный выпуск электропогрузчиков г/п
1250 кг: мод. ЭП-1217 (с приводом от АКБ) и мод. ЭП-1219
(с питанием по кабелю от сети переменного тока). Однако в серию
пошёл лишь электропогрузчик ЭП-0806 (г/ п 800 кг, высота
подъёма до 2 м), отличительной чертой которого были его минимальные
габаритные размеры. Данная машина выпускалась до 1992 года.
КУРЬЕЗ
В СССР и в России выпускались
только бензиновые и дизельные машины, а вот газовые не производились
и не производятся до сих пор, что удивительно для нашей "газовой"
страны ...
|
Помимо вышеперечисленных заводов электроприводные вилочные средства
напольного транспорта в конце 1980-х годов выпускались также
в Грузинской ССР на Кутаисском электромеханическом заводе
(электропогрузчик ЭП-5002 Кутаиси г/п 5 т) и в Тбилисском
ПО "Электровозостроитель" (вилочный электроштабелёр
ЭШ-188М г/п 500 кг), а на Батумском электромеханическом
заводе (Аджарская АССР) планировалось организовать серийное
производство электротележек ЭТ-1240 (с подъёмной платформой
г/п 1250 кг).
Что касается вилочных погрузчиков с двигателями внутреннего сгорания
(ДВС), то в СССР и в России выпускались только бензиновые и дизельные
машины, а газовые не производились и не производятся до сих пор,
что в общем-то удивительно для нашей "газовой" страны.
Считается, что в СССР вилочные машины с ДВС выпускались
только на Львовском заводе автопогрузчиков. Это не совсем
так, поскольку вилочные автопогрузчики мод. 40912-01 г/п
1,5 т короткое время (1965-66 гг.) выпускались на Ереванском
заводе автопогрузчиков (Армянская ССР), позднее преобразованном
в Ереванский автомобильный завод.
Затем их производство было передано на Чаренцаванский завод
автопогрузчиков в той же республике, где они с перерывами выпускались
ещё три десятилетия.
Специализированный журнал "Подъемно-транспортное оборудование",
№ 4(69)/2006
"История отечественных вилочных погрузчиков", В.Е.Анискин
сайт Издателя: http://www.pto.ru
|