Новости рынка специальной техники
и промышленного оборудования
Тел.
E-mail:
http://
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru
www.mrmz.ru
Выпуск №47. Статья №1.

Сколько нужно техники?

Oпыт - дело великое. И когда этот опыт применяется при производстве земляных работ, это достойно уважения.

— Можно ли заранее решить сколько техники необходимо для производства определенной работы?

— И браться или не браться за объект?


Можно и нужно!

Только вот зачастую, начиная работу на новом объекте, подрядчик изначально неверно оценивает необходимое количество сил и средств, необходимых для ее выполнения. Осознание этого приходит через некоторый промежуток времени, иногда довольно продолжительный, что ведет к досадным затратам и выпадению из графика.

Рассмотрим яркий пример такой ошибки.
Начиная работы на новом объекте, определив сроки и объемы, производитель работ, оценив "на глазок" количество привлекаемых сил и средств, принимает решение установить один экскаватор и выделить пять самосвалов для вывоза грунта. Проходит половина оговоренного срока, и производитель работ понимает, что не укладывается в рамки договора. Срочным порядком переводятся еще пять самосвалов с другого объекта. Теперь на первом объекте к экскаватору очередь из самосвалов, машинист работает в поте лица, а водители самосвалов значительную часть времени покуривают в ожидании своей очереди. Для исключения простоев автотранспорта принимается решение перебросить на первый объект еще один экскаватор. Вроде успеваем! Но тут начинают поступать тревожные сигналы со второго, "оголенного", объекта о несоблюдении сроков. У производителя работ обостряется мигрень.

Знакомая картина?


Другая сторона медали: как решить - браться или не браться за объект? Бывает и так, что, активно принявшись за работу, по итогам выясняем, что работали в убыток. Подсчитали все затраты (топливо, техническое обслуживание и ремонты техники, прочие затраты) - прослезились, прибыли ноль - одни убытки.

И все же, можно ли заранее решить для себя все эти вопросы? Можно и нужно! Для этого достаточно один раз провести определенную работу, результатом которой явятся исходные данные, так необходимые производителю работ для принятия решений. Более того, эти данные без особых доработок будут служить вашему предприятию очень долго, в дальнейшем подвергаясь лишь незначительной корректировке.
Мысль - рассчитать все заранее и в дальнейшем применять исходные данные к различным работам - интересная и полезная.

Итак, к каким выводам мы пришли. Первая часть вопроса:

Как рассчитать количество техники, необходимой для выполнения работ?

Как рассчитать количество техники, необходимой для выполнения работ?
Во-первых, уясним для себя, что каждая строительная машина или самосвал есть механизм с четко заданными техническими характеристиками, будь то объемы ковша и кузова, мощность двигателя, потребление топлива и т.д. А раз есть четкие начальные характеристики, можно рассчитать и объемы выполняемых работ.

Для этого необходимо выехать на объект и провести некоторые замеры. Например, мы имеем экскаватор с объемом ковша 2 м3 и самосвал с объемом кузова 12 м3, означает ли это, что для заполнения кузова необходимо 6 ковшей? Задачка для первого класса, но на самом деле оказалось не совсем так. Понаблюдав за загрузкой самосвалов, мы выяснили, что для загрузки необходимо не 6, а 7 ковшей - оно и понятно, рабочий процесс есть рабочий процесс, и ковш не всегда захватывает землю точно по своему объему, и осыпается земля в процессе загрузки, да и в кузове самосвала грунт никто не распределяет равномерно. Проведя ряд замеров, мы решили к объему ковша применять коэффициент 0,85.Проверили - работает, замеры стали более точными. Итак, запомним: экспериментальным путем установлено - экскаватор заполняет ковш на 85 %.

После этого составляем список своих марок самосвалов, разделяя их по объему кузова, и, применяя коэффициент 0,85 к объему ковша экскаватора, пишем напротив - какое количество ковшей экскаватора определенной кубатуры необходимо для загрузки кузова. Начало положено.

Далее необходимо выяснить, сколько времени тратит экскаватор для загрузки самосвала. Понятно, что экскаватор не будет стоять постоянно в одной точке, не перемещаясь, да и время на маневр самосвала при постановке под загрузку надо учитывать. Сейчас нам нужно найти усредненную величину, с которой можно начинать работать. С учетом всех этих условий, на основе проверенных данных, принимаем - для загрузки одного ковша в кузов экскаватору необходимо в среднем 36 с. Эти данные усредненные и нужны нам в итоге для того, чтобы определить, сколько времени необходимо экскаватору для загрузки единицы техники с учетом ее маневра в месте загрузки.

Итак, получаем:
объем кузова самосвала 12 м3 - 7 ковшей - 252 с (4,2 мин).

У вас наверняка возник вопрос: почему нельзя просто замерить, сколько по времени загружается каждый вид техники? Согласен - можно, но, к примеру, у нас самосвалы с пятью разными размерами кузова, т.е. пришлось бы замерять каждый вид техники, и не по одному часу. А так мы получили четкие данные, которые можно применить к любой кубатуре самосвалов.

Итак, появились первые важные данные, учитывающие в том числе и время маневра самосвала. Отсюда элементарным делением находим, сколько 12-кубовых самосвалов загрузит наш 2-кубовый экскаватор за 1 моточас, если один самосвал он загружает 4,2 мин. Получаем 14 единиц. А за восьмичасовой рабочий день, соответственно, 112 единиц. Умножаем на объем кузова самосвала и получаем, что за рабочий день вывезено 1344 м3 грунта. Отсюда сразу видно, успеваем ли мы по срокам.

Положа руку на сердце, должны отметить, что это идеальный вариант работ и превысить расчетные нормативы вам вряд ли удастся, так как для соответствия этим расчетным данным необходимо, чтобы самосвалы не стояли в очереди, но подходили один за другим, не заставляя экскаватор простаивать, чтобы прочие непредвиденные обстоятельства не вмешивались в режим работы, а так, к сожалению, не бывает.

Зато теперь у нас есть от чего отталкиваться. От исходных значений мы можем смело отнять 30% на непредвиденные остановки производства работ. В результате получаем диапазон, в который мы можем уложиться, в нашем случае это от 940 м3 до 1344 м3 за рабочий день. И для себя ориентируемся на меньшее значение.

А теперь рассмотрим, как все это выглядит на примере:

Заказчик дает объем работ -18000 м3 и срок на выполнение - десять дней.

1). Определяемся по экскаваторам
Один двухкубовый экскаватор в идеальном варианте сможет сделать объем 13440 м3 реально - 9400 м3 сразу видно, что необходимо два экскаватора.

2). Определяемся по самосвалам.
Хорошо, если плечо перемещения самосвалов небольшое, к примеру, до 5 км. Тут довольно просто определить, сколько единиц техники необходимо для максимального сокращения простоев. В этом случае мы укладываемся в условия договора. Если же плечо значительно больше, на время работы начинают влиять дорожные факторы.

При таких условиях выход один - выяснить,сколько экскаватор будет простаивать за час в среднем. Допустим, что на объект выделено два экскаватора и определенное количество самосвалов, которое не может быть увеличено. А замеры показали, что за час каждый экскаватор простаивает 25 мин, что соответствует примерно 42% от часа и, соответственно, от объема выполненных за день работ. Отнимаем от идеального варианта (1344 м3) 42% и получаем 780 м3 за рабочий день. Значит, два экскаватора сделают за день 1560 м3 а за 10 дней - 15600 м3.

Вывод: не укладываемся в сроки.
Выхода два:
— срочно брать в аренду недостающие самосвалы для сокращения простоев;
— вести переговоры об увеличении срока работ.

В случае переговоров благодаря расчетам мы можем указать четкое количество дней, необходимое для выполнения работ, в нашем случае это два дня.

Итак, по количеству необходимой для работ техники мы разобрались, теперь встает второй вопрос:

Как решить, выгодно ли браться за объект?

Как решить, выгодно ли браться за объект?
Для решения этого вопроса вам понадобится помощь всех структур вашего предприятия, в том числе бухгалтерии и экономистов. Результатом работы должна стать величина в рублях - эквивалент - по каждой единице техники, ниже которой опускаться убыточно.

Для этого поднимаются затраты по каждой единице техники за год на техническое обслуживание и ремонт.
Далее определяются затраты на топливо по маркам на единицу техники. Для предприятий, где ведется компьютерный учет, это сделать значительно легче. Эти данные усредняются по маркам или годам выпуска машин, и вычисляются среднемесячные затраты на технику.

Итак, у нас есть первое значение - затраты на ТО, ремонт и топливо единицы техники, характерные для группы машин, объединенных маркой и годом выпуска.

Далее бухгалтерия готовит вам справку об остальных затратах, связанных с жизнедеятельностью вашего предприятия, включая зарплату руководящего состава, ИТР, водителей и т.д. за год, которые делим на 12 месяцев. И если денежные поступления вашего предприятия зависят только от работы автотранспорта и строительных механизмов - делим эти среднемесячные затраты на общее количество техники.

Получаем вторую цифру - прочие затраты, имеющую одинаковое значение для каждой единицы техники.

Складываем эти две цифры и получаем значение, ниже которого опускаться убыточно. Конечно, эти данные необходимо хотя бы ежегодно корректировать, т.к. техника стареет, затраты на ТО и ремонт растут, да и цены на топливо не стоят на месте.

ПОДВОДИМ ИТОГ:

Получив объем работ и сроки на выполнение, определяемся по видам и количеству техники, суммируем затраты на количество единиц участвующих в работе машин, сравниваем с ожидаемой суммой за выполнение работ и делаем выводы. Все просто.






По материалам специализированного журнала "Строительная техники а технологии", № 3(37)/2005,
"Грамотный выбор. Расчет количества техники"
Авторы: Жбанников В.Г., главный инженер,
Устинов В.В., начальник технологического отдела
Управления механизации №9
Статья публикуется с разрешения редакции журнала.