Выпуск №45. Статья №2.
Минский тракторный: визитная карточка страны
Первый опытный универсальный колесный трактор
тягового класса 1,4 т - МТЗ-80 с дизелем Д-240 изготовлен в 1971-м.
Еще через год на основании результатов испытаний Государственная
комиссия рекомендовала МТЗ-80 и его полноприводную версию МТЗ-82 для
серийного производства.
Выпуск юбилейных
тракторов МТЗ, ед.
|
III квартал 1958г. |
100 000
|
22.08.1961г. |
200 000
|
10.08.1963г. |
300 000
|
23.08.1964г. |
400 000
|
08.07.1966г. |
500 000
|
24.11.1967г. |
600 000
|
25.02.1969г. |
700 000
|
23.05.1970г. |
800 000
|
21.08.1971г. |
900 000
|
05.12.1972г. |
1 000 000
|
24.03.1984г. |
2 000 000
|
06.1995г. |
3 000 000
|
В 1974г. дан старт рекорду - началось
серийное производство самого массового и самого продолжительного по
выпуску трактора в мире. "Восьмидесятая"
серия стала визитной карточкой не только предприятия, но и страны.
МТЗ-80 первым из советских тракторов успешно прошел сложные экзамены
в Международном испытательном центре в штате Небраска (США).
Простые, неприхотливые, надежные и весьма комфортные "Беларуси" к
1980-м стали основой для создания большого числа моделей.
Сейчас МТЗ хорошо известен более чем
в 100 странах на всех континентах, и примерно 80% универсальных колесных
тракторов стран СНГ изготовлено в Минске.
С предшествующей "50-й" серией МТЗ-80/ -82 роднил лишь остов.
"Восьмидесятые" получили новое оперение, кабину, двигатель,
9-ступенчатую коробку передач (КП) с понижающим редуктором, дифференциал
заднего моста с автоматической блокировкой, задний двухскоростной
ВОМ, шины увеличенных размеров, пневмовывод для тормозов прицепов
и др.
Более современную просторную кабину начали устанавливать
в 1980 г.: в ней были панорамное остекление, жесткий каркас
безопасности, система подогрева и охлаждения воздуха, регулируемое
по росту и массе водителя сиденье, новые электроочистители заднего
и переднего стекол, усовершенствована рулевая колонка (теперь она
регулировалась по высоте и откидывалась для удобства входа-выхода
из кабины).
В 1975-м годовой экспорт тракторов МТЗ
превысил 18 тысяч.
Тогда же и было организовано Производственное
объединение "Минский тракторный завод", в состав
которого кроме главного предприятия вошли:
Завод специального инструмента и технологической оснастки,
Витебский завод тракторных запчастей,
Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов,
Головное специализированное конструкторское бюро по универсально-пропашным
тракторам.
Через год конструкторский коллектив завода за создание МТЗ-80 наградили
Государственной премией Белорусской ССР.
Ранние колесные
тракторы МТЗ
|
|
|
|
|
МТЗ-80НР (1976-1980-2000гг.)
|
МТЗ-82 (1974-1980-2000гг.)
|
МТЗ-80ПГ (1976-1980гг.)
|
МТЗ-80 (1974-1980-2000гг.)
|
|
|
|
МТЗ-82К (1982-2000гг.)
|
МТЗ-80Т (1980-1986гг.)
|
|
|
МТЗ-82ХМ (с 1986г.)
|
Belarus 800 (1977-1991гг.)
|
МТЗ-80ХА (с 1984г.)
|
Модельный ряд предусматривал новые модификации: МТЗ-82Р для
возделывания культур рисового севооборота, МТЗ-82Н с низким
клиренсом для работы на склонах до 16°, МТЗ-82НР для высокостебельных
культур, крутосклонный МТЗ-82К с гидравлической системой стабилизации
остова на склонах до 20°, трехколесный хлопковый МТЗ-80Х, полугусеничные
МТЗ-80ПГ и МТЗ-80ПГХ, а также совсем уж диковинный мотоблок
МТЗ-0,5 с 5-сильным двигателем.
В массовое производство, однако, многие из этих машин пошли только
в 1982-м. Тогда были изготовлены первые
30 серийных рисоводческих МТЗ-82Р, в горных районах закончены
испытания крутосклонного МТЗ-82К и выпущена первая партия из
пятисот низкоклиренсных МТЗ-82Н. Эти машины были очень нужны,
поскольку более половины пахотных земель находилось на холмистых равнинах,
а большинство склоновых земель расположёно в Черноземье, где выпадает
до 600 мм осадков в год и где вертикальная пахота - от подножия к
вершине - приводит к усиленной эрозии почв. Тракторы МТЗ-82Н
и МТЗ-82К способны проводить контурную распашку склонов.
Не обошлось без трудностей и при постановке
на поток мини-техники. Зачинщиками нового направления в
1974 г. стали И. Стульба и Н. Шульба,
сотрудники бюро товаров народного потребления ГСКБ. Спустя четыре
года началась работа над созданием семейства малогабаритных с.-х.
машин: мотоблоков мощностью 6,8,12 л.с. (МТЗ-06, МТЗ-08БС, МТЗ-12)
и четырехколесных мини-тракторов МТЗ-082 мощностью 12 л.с.
Форсировать события по созданию гаммы мини-техники помогло изданное
в 1979 г. постановление ЦК КПСС и Совмина
СССР "О мерах по дальнейшему развитию личных подсобных хозяйств".
Переросшее из "группы мотоблока" в
1981-м специализированное КБ во главе с Антоном Кузнецовым
только в 1982-м смогло изготовить 500
мотоблоков , которые в один миг стали дефицитом. В планах было строительство
цеха для выпуска 15 тыс. мотоблоков и мини-тракторов. Впоследствии
их стал выпускать построенный в 1986 г.
Сморгонский агрегатный завод, а Государственная премия Республики
Беларусь за создание малогабаритной техники нашла своих героев только
лишь в 1995-м.
Технические характеристики
тракторов серии МТЗ-80/ -82
Тип трактора |
МТЗ-80
|
МТЗ-82
|
МТЗ-82Н
|
МТЗ-80Л
|
МТЗ-82К
|
МТЗ-80Х
|
МТЗ-82Р
|
МТЗ-82НР
|
Год выпуска |
с 1974 г.
|
с 1974 г.
|
с 1982 г.
|
с 1976 г.
|
с 1982 г.
|
с 1974 г.
|
с 1982 г.
|
с 1976 г.
|
Колесная формула |
4х2
|
4х4
|
4х4
|
4х2
|
4х4
|
3х2
|
4х4
|
4х4
|
Тяговый класс, т |
1,4
|
1,4
|
1,4
|
1,4
|
1,4
|
1,4
|
1,4
|
1,4
|
Масса снаряженная, кг |
3160
|
3270
|
3500-3670
|
4400
|
4000
|
3470
|
4100
|
4108
|
Габаритные размеры, мм |
3815х1970
х2470
|
3930х1970
х2470
|
3850х1970
х2424
|
3900х2400
х2820
|
4250х2200
х2790
|
4040х2326
х2660
|
4020х2400
х3080
|
4020х2400
х3090
|
Радиус поворота, м |
3,6
|
4,3
|
3,4
|
4,0
|
4,3
|
1,5
|
4,3
|
4,3
|
База, мм |
2370
|
2450
|
2450
|
2600
|
2880
|
2470
|
2450
|
2450
|
Клиренс, мм |
650
|
650
|
405
|
516
|
550
|
830
|
660
|
670
|
Колея спереди/ сзади, мм |
1200-1800/ 1350-2100
|
1200-1800/ 1350-2100
|
1400-1800/ 1350-2100
|
1800
|
1500-1800
|
1900
|
1900
|
1900
|
Двигатель |
Д-240
|
Д-240Л
|
Д-240Л
|
Д-243
|
Д-240Л
|
Д-240Л
|
Д-240Л
|
Д-240Л
|
Шины спереди/ сзади |
7,5-20/ 15,5-38 |
11,2-20/ 15,5-38 |
11,2-20/ 15,5-38 |
530-610/ 530-610 |
11,2-20/ 15,5-38 |
7,5-20/ 15,5-38 |
11,2-20/ 15,5-38 |
11,2-20/ 15,5-38 |
Мощность, л.с. |
80 при 2200 мин-1
|
80 при 2200 мин-1
|
80 при 2200 мин-1
|
60 при 1800 мин-1
|
80 при 2200 мин-1
|
80 при 2200 мин-1
|
80 при 2200 мин-1
|
80 при 2200 мин-1
|
Число передач вперед/ назад |
9/2
|
9/2
|
9/2
|
15/15
|
9/2
|
9/2
|
9/2
|
9/2
|
2 000 000-й трактор МТЗ-82, сошедший
с главного конвейера 24 марта 1984 г.,
побил рекорд выпуска среди тракторов, а завод жил в ожидании беспрецедентного
события - выпуска юбилейного миллионного трактора "80-й" серии. Совершенствование
серийной продукции шло постоянно. Появились модернизированные "80-е":
100-сильные тракторы МТЗ-100 и полноприводный МТЗ-102.
Новинки комплектовали новой КП с переключением передач под нагрузкой,
в 1,5 раза увеличилась по сравнению с МТЗ-80 грузоподъемность гидронавесной
системы, благодаря гидроусилителю усилие на ободе руля снизилось до
1,5 кг, появилась возможность регулировать глубину обработки почвы
из кабины. Такое повышение к.п.д. увеличивало производительность на
15...40% на разных работах. Впоследствии на базе этих моделей были
созданы трехколесный МТЗ-ЮОХ для хлопководства, полугусеничные МТЗ-ЮОПГ
и МТЗ-ЮОПГХ, МТЗ-102РВ. В серийное производство "сотка" пошла лишь
в 1985 г., когда начался массовый выпуск тракторов МТЗ-142,
МТЗ-142А и МТЗ-144 со 150-сильным турбодизелем Д-260Т,
послуживших базой для создания в 1986-м модульного энергетического
шасси МЭС-200 со 190-сильным турбодизелем. За его основу был взят
полноприводный МТЗ-142 тягового класса 2,0, к которому сзади
шарнирно крепился активный модуль с седельно-сцепным устройством и
гидрофицированной навеской для прицепных орудий.
Колесные тракторы серии МТЗ-100 >>
Технические характеристики тракторов серии МТЗ-100 >>
Надо сказать, что с конца 1970-х завод
выпустил ряд моделей, мало известных на постсоветском пространстве.
Речь идет о моделях Belarus 680, 520, 820 и полноприводной
Belarus 682. В 1980-х началось производство
моделей 510Е, 512Е, 520,522,520Е, 522Е, 560 и 562, ориентированных
на экспорт
Девяностые годы стали самыми трудными
в жизни завода. К тому времени бренд тракторов сменил название на
"Беларус" вместо прежних МТЗ и "Беларусь",
что вполне соответствовало и написанию на латинице - Belarus. Мировой
лидер производства тракторов с его техническим и интеллектуальным
потенциалом оброс паразитными структурами и посредниками, съедавшими
почти всю прибыль, и, по мнению зарубежных экспертов и политиков,
его следовало ликвидировать. Однако и в таких условиях продолжалось
совершенствование основной "80-й" серии. Помимо лесохозяйственных
вариантов МТЗ-80Л, портальных МТЗ-80Т, трехопорных
МТЗ-80ХА, -80ХМ, -80Х2М был начат выпуск коммунальных модификаций
УК и МК. В 1990 г. на конвейер поставили
лесохозяйственный Л-82 и трелевочный ТТР-401, а спустя десять лет
начался выпуск нового модельного ряда, омологированного под новые
стандарты: "Беларус-80В.1", "Беларус-82В.1",
а также целого спектра оригинальных машин с использованием модульной
системы элементов пропашных тракторов. Базовый же трактор на тот момент
агрегатировался с более чем 350 видами навесного и прицепного оборудования!
В 1986-1996 гг. разрабатывалась конструкция
и было поставлено на серийное производство большое число модификаций
и новые модели: малогабаритные тракторы МТЗ-210, -220, -225,
созданы универсальные шасси ШУ-356 и ШУ-456.
В 1995-м, опередив Massey-Fergusson, завод выпустил 3-миллионный
трактор МТЗ-920 и освоил производство новой высокоэкономичной
и высокопроизводительной модели "Беларус-1221" мощностью
130 л.с. С 2000 г. появляются малогабаритные
модели 085БС, 09ТС, мини-тракторы МТЗ-320 и МТЗ-321,
а также универсальные тракторы серий 90, 600,800,1000,1500, 2000.
Несмотря на то, что конъюнктура мирового рынка в 1998-1999 гг. характеризовалась
значительным снижением продаж, МТЗ сохранил свои позиции среди самых
крупных экспортеров тракторов как на рынках стран СНГ,так и на крупнейших
рынках мира. В 1999 г. МТЗ произвел 57,7%
всех тракторов, изготовленных странами содружества. Сегодня завод
полностью восстановил свои позиции на просторах СНГ. Если в 1999-м
он поставлял тракторы только в три страны - Казахстан, Украину и Туркмению,
то уже в 2005 г. был охвачен весь рынок
содружества. За последние четыре года производство минских тракторов
налажено на ЕлАЗе в Татарии и Украине (киевский ТОВ "Тракторний
завод "Укравтозапчастина").
Некоторые разработки КБ МТЗ >>
Среди последних новинок завода - конкурент "Кировца" 250-сильный трактор
МТЗ-2522 класса 5,0, установивший абсолютный рекорд в своем классе,
вспахав 87 га за сутки, а также соперник волгоградских и алтайских
тракторов "Беларус-2102" тягового класса 4,0 с резино-армированной
или металлической с РМШ гусеницей.
Сегодня завод предлагает свыше 60 моделей
разных машин. Базовые модели тракторов выпускают более
чем в ста сборочных вариантах, учитывающих особенности и требования
разных климатических зон и самых разнообразных условий эксплуатации.
По материалам специализированного журнала "Основные
Средства", № 9/2006,
"Минский тракторный. Становление лидера отрасли",
авторы: Ю. Петров, В. Гар.
|