Среднегодовой рост ВВП Китая, объясняющий общий рост спроса на
технику, за 1998-2003
гг. составил 8%, в том числе ВВП в
строительстве составил 7,8% и вырос
с 4,3% в 1999
г. до 11,9% в 2003
г. При этом рост капитальных вложений в основной капитал вырос с
5,2% в 1992 г. до
26,7% в 2003 г.
Рост объёмов производства строительной и дорожной техники китайскими производителями особенно ярко показывают изменения в перечне 50 крупнейших мировых производителей. По итогам 2003 г. в этот перечень
вошли 7 китайских фирм, в том числе
3 впервые, которые занимают
35-е, 36-е, 39-е,
43-е, 48-е
и 50-е места. По количеству фирм, входящих
в этот перечень, Китай уступает только США (9
фирм) и Японии (10 фирм). Суммарный
объём продаж этих 7 крупнейших фирм
Китая составил в 2003 г. 1
094 млн. долларов США или 2,9%
от суммарного объёма продаж 50 ведущих
компаний мира, против 837 млн. долларов
США или 1,6%, в 2002
г. Таблица 2. Ведущие производители строительной и дорожной техники Китая
В России строительная и дорожная техника Китая ещё 3 года назад была известна очень мало. В последние годы образцы строительной техники Китая появились в Приморье, в Сибири и даже в Европейской части РФ. Следует отметить, что в последние годы в Китае ускоренно развивается собственное, совместное и китайское лицензионное производство строительной техники с участием многих известных фирм мира, таких как: Caterpillar США), Komatsu (Япония), Тегех (США), Volvo Construction Equipment (Швеция), Liebherr (Германия), Ingersoll-Rand (США), Hitachi Construction Machinery (Япония.), Dvnapac (Швеция), Kobelco (Япония), Atlas Сорсо (США), Daewoo Heavy Industries (Ю. Корея), Tadano (Япония), Bomag (Германия), Kubota (Япония), Atlas (Германия), Bernardi Imprianti International (Италия), Comedil (Германия), Miritor (США), PAT (Германия), Sakai Heavy Industries (Япония), Sollar (США), Potain (Франция). Именно создание производств зарубежных фирм, совместных производств китайских и зарубежных фирм и лицензионное производство зарубежной техники на китайских предприятиях принципиально отличает развитие производства строительной техники в Китае от развития производства строительной техники в России. В РФ пока такие фирмы являются редким исключением, а основные производства строительной техники развиваются или поддерживаются собственными разработками на традиционных заводах строительного, дорожного и коммунального машиностроения, а также на бывших заводах по ремонту строительной и дорожной техники бывших министерств транспортного строительства СССР и автомобильных дорог РСФСР. В последние 4 - 5 лет китайские производители
строительной техники пока ещё мало поставляют технику на экспорт,
но уже предпринимают значительные усилия по показу своей продукции
на международных выставках. Если в выставке "Bauma'2001"
принимали участие 5 фирм - производителей
строительной техники Китая, то в выставке "Bauma'2004"
участвовали 33 фирмы-производителя.
В организуемой в Китае с участием Munich International Trade
Fairs выставке "Bauma China'2004" из
742 экспонентов более 400
фирм были китайскими, из них более 160
фирм - производителей техники и более 130
зарубежных фирм, имеющих производства или представительства в Китае
Ведущее место в производстве землеройно-транспортной техники в Китае занимает производство гусеничных экскаваторов, гусеничных бульдозеров, автогрейдеров и гусеничных мини-экскаваторов. Мало производство экскаваторов-погрузчиков, скреперов, колёсных экскаваторов и самосвалов-землевозов. В производстве землеройно-транспортных машин занято более 110 предприятий, в том числе 28 крупных: 21 предприятие (9 крупных) производит экскаваторы, 12 - бульдозеры, 6 - автогрейдеры, 3 - скреперы. Зарубежные производители
гидравлических гусеничных экскаваторов, имеющие
производство в Китае: Производители гидравлических колёсных экскаваторов: Guizhou Jonyang Machinery Industry (75% рынка), китайское производство зарубежных производителей Hyundai Heavy Industries и Daewoo Heavy Industries, китайские: XCMG, Hefei Zhenyu Engineering Machinery, Hunan Sunward Intelligent Machinery. Производители самоходных скреперов: Inner Mongolia Norton
Hauler Joint Stock (NHL) Производители гусеничных мини-экскаваторов: Производители гусеничных бульдозеров: Xuzhou Construction Machinery Group (XCMG) совместно с Caterpillar, Hebei Xuangong Foton Heavy Industries, Shantui Construction Machinery, Shanghai Peng Pu Machine Building Plant, Pukdoo Industrial, Xiamen Engineering Machinery (Xiamen Xiagong Group), Shaanxi Xin Hyang Gong Machinery, Sany heavy Industry, Yuchai Engineering Machinery, Xuanhua Construction Machinery, Yituo (Luoyang) Construction Machinery. Производители самосвалов - землевозов с жёсткой рамой: Inner Mongolia North Hauler Joint Stock (NHL), Beijing Heavy Duty Truck, Beijing Shougang, XCMG, Beijing Jingcheng Construction Machinery Earth Products. Производители экскаваторов-погрузчиков: YanTai Fu Ye Machinery, Beijing Construction Machinery, Guangxi Liungong Machinery, Changlin, Shandong Sem Machinery, XCMG, Guizhou Jonyang Machinery Industry, Shandong Iingong Construction Machinery. Производители буровых установок: XCMG, Human Sunward Intelligent
machinery, Shanghai Jintai Engineering Machinery, Zhengzhou Yutong
Heavy Industries.
Ведущее место в производстве подъёмно-транспортной (погрузочной)
техники занимают: пневмоколёсные фронтальные погрузчики, автомобильные
и мобильные краны большой грузоподъёмности, башенные краны с высотой
подъёма от 80 до 400 м и вилочные погрузчики. Мало производство
гусеничных погрузчиков, автопогрузчиков с бортовым поворотом. Производители колёсных фронтальных погрузчиков - основные: XCMG, Guangxi Lingong Machinery и Xiamen Xiagong Group (общая доля трёх фирм в объёме продаж - более 60%), зарубежный производитель -Komatsu; китайские: Changlin, Pukdoo Industrial, Shandong Sem Machinery, Tiangong China Construction Int. Development, China Yigong, Yichun Engineering & Biochemical Inc., Xuzhou Huadong Machinery Plant, Yituo Construction Machinery, Chang-song Machinery Group, Chandong Lingong Construction Machinery, Zhengzhou Yutong Heavy Industries, Shaanxi Xin Huang Gong Machinery, Hebei Xuangong Foton Heavy Industries, Zhenzhou Yutong Heavy Industry. Производители автокранов и мобильных пневмоколёсных кранов
- XCMG, Changsha Zoomlion Heavy Industry, Beijing BQ-Tadano Crane,
Sichuan Changjiang Engineering Crane, Shantui Construction Machinery.
Ведущее место в производстве строительной техники занимают: бетоносмесители,
автобетоносмесители, автобетононасосы, стационарные и прицепные
бетононасосы. Мало производство дробилок, грохотов, лесов и опалубки,
оборудования для изготовления бетонных блоков. Производители бетоносмесителей и оборудования цементобетонных заводов - XCMG, Guangxi Liungong Machinery, Inner Mongolia North Baryval Engineering Special Vehicle, Changsha Zoomlion Heavy Industry, Liaoning Hainuo Construction Machinery Group, Qingdao Xinxing Construction Machinery, Shanghai Hongdek Machinery, Fangyuan Group, Sanv Неаvy Industry. Производители автобетоносмесителей и автобетононасосов - XCMG, Sanv Heavy Industry, Inner Mongolia North Baryval Engineering Special Vehicle Corp., Liaoning Hainuo Construction Machinery Group, Qingdao Xinxing Construction Machinery, Shanghai Hongdeli Machinery, Shanghai Master Builders, Changsha Zoomlion Heavy Industry, Xiane Xiagong Group, Fangyuan Group, Hebei Xuangong Foton Heavy Industries, Zhenjiang Huachen Road Machinery, Changlin, Hua-Dong Construction Machinery, Hunan Sunward Intelligent Machinery, Zhengzhou Yutong Heavy Industries. Производители вибраторов для уплотнения бетонной смеси -
Changsha Zoomlion Heavy Industry, Foshan Yunque Vibrators.
Ведущее место в производстве дорожно-строительной техники занимают: виброкатки 2-вальцевые для уплотнения асфальтобетонных смесей, асфальтоукладчики, автогрейдеры. Мало производство пневмоколёсных и статических катков, виброплит и трамбовок, линейных карьерных смесителей для укрепления грунтов, фрез. В производстве дорожно-строительной техники занято более 60 предприятий: катков - 36, в том числе 4 крупных, асфальтоукладчиков - 44, в том числе 4 крупных. Производители асфальтосмесителъных установок - Changshai Zoomlion Heavy Industry, XCMG, Zhenjiang Huachen Huatong Road Machinery. Выпущено более 40 асфальтосмесителей производительностью 160-240 т/ч на совместном производстве с фирмой Bernardi Impianti International. Производители асфальтоукладчиков - XCMG (17 моделей), Changlin, Changsha Zoomlion Heavy Industry, Yituo Construction Machinery, Zhen-jiang Huachen Huatong Road Machinery (13 моделей), Tianjin Dingsheng Construction Machinery, Chengdu Xinzhu Road & Bridge Machinery, Sany Heavy Industry, Shaanxi Construction Machinery (5 моделей). Производители виброкатков 1-вальцевых для уплотнения грунтов - XCMG, Changlin, Xiamen Xiagong Group, Yituo Construction Machinery, Guangxi Liungong Machinery, Changsha Zoomlion Heavy Industry, Shantui Construction Machinery, Tianjin Dingsheng Construction Machinery, Tian-gong China Construction Int. Development, Shandong Lin-gong Construction Machinery, Zhengzhou Yutong Heavy Industries, Shanghai Engineering Machinery, Xuzhou Huadong Machinery Plant, Sany Heavy Industry. Производители виброкатков 2-валъцевых для уплотнения асфальтобетонной
смеси - XCMG (40% объёма продаж), Yituo Construction Machinery
(25% объёма продаж); Производители автогрейдеров - ведущие XCMG, CCID (Caterpillar China) и Chinglin (общая доля в объёме продаж более 70%), Guangxi Lingong Machinery, Sany Heavy Industry, Shantui Construction Machinery, Changsha Zoomlion Heavy Industriy, Shanghai Peng Pu Machine Building Plant, Tiangong China Construction Int. Development, Xuzhou Huandong Machinery Plant, Xiamen Xiagong Group, Yituo Construction Machinery. Производители пневмоколёсных катков - XCMG, Sany Heavy Industry,
Changlin, Yituo Construction Machinery. Производители линейных грунтосмесителъных машин - XCMG (6 моделей), Shaanxi Construction Machinery, Zhenjian Huachen Huatong Road Machinery, Xuzhou Huadong Machinery Plant, Yitvio Construction Machinery, Hunan Sunward Intelligent Machinery, Chengdu Xinzhu Road & Bridge Machinery. Производитель карьерных (грунтовых) смесителей - Fangyuan
Group. Производители дорожных фрез - XCMG, Changsha Zoomlion Heavy
Industry, Shaanxi Construction Machinery, Zhenjiang Huachen Huatong
Road Machinery, Tianjian Dingsheng Construction Machinery, Chengdu
Xinzhu Road & Bridge Machinery.
Ведущее место в производстве техники для эксплуатации автомобильных дорог занимают подметально-уборочные и поливомоечные машины. Отсутствует или очень мало производство снегоочистителей. Производитель подметалъно-уборочных и поливомоечных машин
- Changshai Zoomlion Heavy Industry.
Производители мобильных компрессоров - зарубежные производители, организовавшие производство в Китае: Ingersoll-Rand, Atlas Copco, Sollar. Производитель мобильных электрогенераторов - Wuxi Kama Power
Co Ltd. Производители сменных рабочих органов для экскаваторов и погрузчиков - Peng Pu Machine Builing Plant, Sewoo Metall Industrial, Giant Hydravlic Breaker Manufacturing. Производитель тракторов - Pukdoo Industrial.
В Китае производятся практически
все комплектующие строительной и дорожной техники.
Производители гидрооборудования для привода хода и рабочих органов и их комплектующих - Beijing Road - Hydraulic System Technology, Hubei Xianning Construction Machinery, Shanghai Raja Transmission Tech, Wuxi Kama Power, Lichao Holding, Changzhi Hydraulics, Changling Hydraulic Components Factory, Permco Tianjin Hydraulic, Wenzhou Huatui Machinery, Ningbo Zhengyi Hydraulic Motor, Zhangjiakou Hydraulic Accessories Factory. Производитель гидротрансформаторов - Shantui Construction
Machinery. Производители механических комплектующих агрегатов и узлов - Global Track Warehouse China, Liaoyang Liaoan Section Mill, Nanjing Xinyang Construction Machinery, Seal-tex, Shanghai Raja Transmission Tech, Shanghai SIBO M&E, Tianjin Linxinsheng Advanced Casting, Camo International, CEP Internation, Yuchai Engineering Machiner)', Shantui Construction Machinery. Производитель зубьев, ножей и других режущих рабочих органов
- Ningbo Yinzhou Precision CastingHardware Factory. Следует отметить, что в статье не нашли упоминания многие предприятия - производители строительной техники Китая, за что авторы приносят им извинения.
По материалам специализированного журнала "Строительная
техники а технологии", № 2(36)/2005, |