Выпуск №37. Статья №1.
Дорожные катки
ДУ-63, ДУ-64, ДУ-65: надежность, эффективность, экономичность
ри
строительстве магистральных и городских автомобильных дорог, стоянок
автотранспорта и других объектов широко используются катки массой
более 6 тонн для уплотнения асфальтобетонных покрытий, которые представляют
собой совокупность различных слоев, выполняющих определенные эксплуатационные
функции в общей конструкции дорожной одежды.
Качество асфальтобетонного покрытия зависит от ряда параметров
и показателей уплотнения, среди которых не последнюю роль играет
состояние смеси на месте укладки и технология ее уплотнения.
Вибрационные
катки ДУ-63
находят широкое применение ввиду того,
что сочетают в себе статическую нагрузку от вальцов с динамическим
воздействием, получаемым от вибрационных механизмов, смонтированных
в вальцах.
|
Асфальтобетонные смеси уплотняются слоями различной толщины, и
качество уплотнения зависит как от эксплуатационных параметров применяемых
машин, так и от физико-химических свойств уплотняемого материала.
Асфальтобетонная смесь - это смесь вяжущего битума со щебнем или
дробленым гравием, песком и минеральным порошком. При соблюдении
технологии строительства смесь, распределенная и уплотненная до
определенной степени асфальтоукладчиком, должна иметь температуру
не ниже 90-120°С. При этом смесь будет сравнительно мягкая
и пластичная. Характер (скорость) охлаждения смеси зависит от следующих
факторов: толщины уплотняемого слоя, температуры окружающей среды,
температуры основания, на которое укладывается смесь, погодных условий.
Чем меньше слой смеси, тем быстрее его охлаждение, и, наоборот,
толстые слои могут сохранять температуру в течение нескольких часов.
При окончательном уплотнении асфальтобетонных смесей используются
вибрационные и статические (пневмоколесные и гладковальцовые) самоходные
катки.
Из отечественных катков наиболее
подходят для данных работ следующие катки:
ДУ-63 - вибрационный гладко-вальцовый тандемный,
ДУ-64 - вибрационный комбинированный,
ДУ-65 - пневмошинный,
а также их аналоги - ДУ-98, ДУ-99, ДУ-100, отличающиеся несколько
большим объемом баков для смачивающей жидкости.
Вибрационные катки ДУ-63 находят широкое применение ввиду
того, что сочетают в себе статическую нагрузку от вальцов с динамическим
воздействием, получаемым от вибрационных механизмов, смонтированных
в вальцах.
Вибрация снижает внутреннее трение между частицами асфальтобетона,
и процесс уплотнения идет более эффективно, чем только при одном
статическом воздействии катком такого же веса.
Кроме того, вибрационный каток обладает большей производительностью,
особенно это наглядно проявляется при уплотнении жестких смесей.
Применение пневмоколес
в конструкции катков
ДУ-65
(при несколько меньшей производительности, чем у вибрационных
катков)
повышает их эффективность за счет выглаживающего воздействия
на асфальтобетонную смесь. |
Применение пневмоколес в конструкции катков ДУ-65 (при несколько
меньшей производительности, чем у вибрационных катков) повышает
их эффективность за счет выглаживающего воздействия на асфальтобетонную
смесь.
При воздействии пневмоколес происходит "выдавливание"
битума и заполнение им пор и микротрещин в покрытии, в отличие от
гладких вальцов, оставляющих микротрещины за счет линейного воздействия
на покрытие. При этом улучшается структура поверхности, что препятствует
проникновению воды в рабочий слой покрытия и его разрушению в результате
замерзания.
Комбинированные катки ДУ-64 могут использоваться для уплотнения
жестких цементобетон-ных смесей дорожных и аэродромных покрытий,
они сочетают в себе особенности вибрационных гладковальцовых и пневмошинных
катков.
Комбинированные катки могут использоваться
при уплотнении различных слоев дорожной одежды следующим образом:
- мягкие и тонкие слои асфальтобетона могут уплотняться лучше всего,
если каток идет за асфальтоукладчиком пневмоколесами вперед, предварительно
уплотняя смесь статическим весом;
- жесткие и полужесткие смеси, толстые подстилающие слои и слой
основания лучше всего уплотняются вибровальцом, т.е. каток должен
идти за асфальтоукладчиком вперед гладким стальным вальцом.
Кроме того, все типы катков могут уплотнять предварительно спланированные
основания из различных видов материалов. В вибрационных катках для
этого предусмотрена низкая частота вибрации (25 Гц) при высокой
вынуждающей силе (75 кН). Пневмошинный каток оснащен емкостями
для засыпки балласта, позволяющего поднять массу катка до 12 тонн.
Комбинированные
катки ДУ-64
могут использоваться для уплотнения жестких цементобетон-ных
смесей дорожных и аэродромных покрытий,
они сочетают в себе особенности вибрационных гладковальцовых
и пневмошинных катков
|
Конструктивно катки серии ДУ-63 выполнены по единообразной компоновке.
Прямая рама опирается на передний и задний вальцы, между которыми
на раме установлена кабина, а под ней на подмоторной раме размещено
силовое оборудование, включая дизельный двигатель. Оси вальцов закреплены
в опорах вилок, а последние шарнирно крепятся к раме катка.
Это позволяет:
1. Обеспечить поворот каждого вальца в горизонтальной плоскости
в пределах 20°, а в вертикальной плоскости - покачиваться в пределах
8 градусов для обеспечения равномерного прилегания обоих вальцов
по всей ширине при наезде на неровности;
2. Управлять как передним вальцом, так и задним:
- при направлении обоих вальцов внутрь поворота обеспечивается минимальный
радиус - 6 метров и прохождение вальцов "след в след";
- при повороте обоих вальцов в одну сторону обеспечивается режим
"собачьего хода", позволяющий увеличить ширину уплотняемой
полосы, обеспечивающий возможность работы катка вблизи бордюра,
а также обеспечивающий перекрытие колес для катка ДУ-65;
3. Легко модифицировать один тип катка в другой. Так как
унификация данного модельного ряда более 90%, заменив, допустим,
в катке ДУ-63 один вибровалец на пневмовалец, получим комбинированный
каток ДУ-64, а заменив и второй и установив дополнительные емкости
для грузов, получим пневмошинный - ДУ-65.
Можно с уверенностью
сказать, что катки ДУ-63, ДУ-64, ДУ-65 - это современная,
надежная техника, не уступающая по своим технологическим возможностям
лучшим зарубежным аналогам.
Сочетание качества
катков с низкой ценой дает возможность даже небольшим дорожно-строительным
организациям их приобретать и делать современные дороги.
|
Вибровозбудитель, установленный в вибровальцах, представляет
собой двухчастотный генератор колебаний. Привод его осуществляется
от гидромотора, который вращает вал с подвижными дебалансами, создавая
при этом вынуждающую силу на вибровальце с двумя амплитудами колебаний.
Применение двухамплитудной вибрационной системы повышает технологические
возможности катков. Эффективно при этом использовать малую амплитуду
при высокой частоте вибрации при укатке мягких и тонких слоев смеси,
а большую амплитуду при низкой частоте - жестких и толстых слоев
смеси, а также при уплотнении оснований. Подшипники вибратора погружены
в масляную ванну, что позволяет значительно увеличить срок их службы.
Во избежание ухудшения качества укатки из-за налипания асфальта
у катков ДУ-63, ДУ-64, ДУ-65 используется система орошения и
очистки скребками стальных вибровальцов и пневмоколес. Для предотвращения
налипания асфальта рекомендуется добавлять в бак с водой эмульсионные
составы в пределах 5% от объема воды.
Емкости баков для смачивающей жидкости и топлива позволяют катку
работать целую смену без дозаправки.
Катки оборудованы двухместными кабинами, которые удовлетворяют требованиям
стандартов в части показателей эргономики и безопасности труда.
Для уменьшения вибрационных нагрузок на оператора на катках применена
двойная виброзащита - вибровальцы к вилкам и рабочее место к основной
раме крепятся через резинометалличе-ские амортизаторы.
Для повышения эффективности использования катков большое внимание
в конструкции уделено повышению безотказности, долговечности и ремонтопригодности
их конструкций. Это обеспечено применением зарекомендовавших себя
с хорошей стороны двигателя Д-243 (Минск), гидронасосов НП-90 (Парголово,
Салават, Кировоград, Словакия), гидромоторов 310.3.56 (Екатеринбург).
В настоящее время проводятся работы по применению в приводе катков
мотор-колес фирмы "Trasmital", "Bonfiglioli"
(Италия), используемых в катках ведущих иностранных изготовителей,
более надежных, чем планетарные редуктора, используемые сейчас.
Это позволит увеличить ресурс катков до 9000 моточасов.
Для сокращения времени нахождения в ремонте и техническом обслуживании
реализованы конструктивные решения, которые позволяют:
- выполнять диагностические, регулировочные, смазочные работы всех
основных агрегатов катков с уровня земли;
- иметь четыре откидные дверцы капотов, которые обеспечивают легкий
доступ к механизмам катков.
Наименование показателей,
единицы измерения
|
Значения
|
ДУ-63
|
ДУ-64
|
ДУ-65
|
Масса катка, т:
|
- эксплуатационная |
11,5
|
10,5
|
12
|
- конструктивная |
10,0
|
9,0
|
8
|
Тип катка |
Двухосный двухвальцовый
с двумя приводными вибрационными вальцами
|
Двухосный двухвальцовый
с одним приводным вибрационным и одним приводным пневмоколесным
вальцами
|
Двухосный двухвальцовый
с двумя приводными пневмоколесными вальцами
|
Ширина уплотняемой полосы,
мм |
1700
|
Линейное статическое давление
гладкого вальца, кГс/см |
34
|
-
|
Нагрузка на пневмошину,
т |
-
|
1,15
|
1,5
|
Диаметр гладкого вальца,
мм |
1200
|
-
|
Максимальная рабочая скорость,
км/час |
7
|
13
|
Частота колебаний вала
вибровозбудителя, Гц |
25 / 40
|
-
|
Вынуждающая сила, т |
7,5 / 4,2
|
-
|
Наименьший радиус поворота
катка по наружному контуру следа, м |
6
|
Угол поперечной устойчивости,
град, не менее |
15
|
Преодолеваемый подъем
на уплотненном покрытии, град. не менее |
10
|
Двигатель:
|
- марка |
Д-243
|
- мощность (эксплуатационная),
кВт |
57,4
|
- удельный расход топлива
(при эксплуатации мощности), г/кВт-ч |
229
|
Стояночный тормоз:
|
- тип |
дисковый
|
- управление |
гидравлическое
|
Электрооборудование:
|
- напряжение, В |
12
|
- аккумуляторные
батареи, тип |
3ст-132ЭМ
|
Емкость топливного
бака, л |
200
|
Давление в
шинах, МПа |
-
|
0,3-0,6
|
Габаритные размеры,
мм:
|
- длина |
3920
|
4800
|
- ширина |
2200
|
- высота |
3500
|
По материалам специализированного журнала
"Техническое обслуживание", №1/2003 г.
|