Выпуск №33. Статья №1.

Шины для грузовых автомобилей


втомобильная шина, без сомнения, является одним из важнейших узлов автомобиля, влияющих на все его показатели, – это может быть расход топлива, управляемость, устойчивость, тормозные свойства, комфорт, долговечность и т. д. Конструкция шины, несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложная. Шина состоит более чем из двухсот различных элементов и к материалам, используемым для производства шин, предъявляются очень высокие требования. В этой статье мы рассказываем о шинах для грузовых автомобилей и автобусов. Материал написан для непосредственных пользователей шин, для тех, кто занят эксплуатацией автомобильной техники.
Шины – вещь изнашиваемая, а поэтому востребованная. Определенную проблему представляет покупка шин для их замены с учетом всех факторов экономичности эксплуатации автомобиля и его безопасности. Для оптимального решения этой проблемы ниже мы предлагаем информацию о конструкции, обозначениях и маркировке автомобильных шин, взятую из каталогов продукции некоторых отечественных шинных заводов.

Как известно, на всех четырех колесах легкового автомобиля рекомендуется применять одинаковые шины ...

... С грузовиками картина иная. Например, на магистральном тягаче с полуприцепом следует применять шины трех типов. Спереди, на управляемых колесах, – одни, на ведущей оси – другие, а на полуприцепе – третьи ...

Пневматическая шина представляет собой упругую оболочку, предназначенную для установки на ободе колеса и заполняемую воздухом под давлением. В зависимости от способа герметизации пневматические шины производят в камерном и бескамерном исполнении. Камерная шина состоит из покрышки и ездовой камеры с вентилем. Грузовые камерные шины монтируют на ободные ленты и плоские разборные обода. Обозначение ободных лент и камер должно соответствовать обозначению шин. Ободная лента выполнена в виде профилированного резинового кольца и располагается между бортами покрышки, камерой и ободом колеса. Она предохраняет камеру от защемления между бортом покрышки и ободом и от повреждения неровностями обода. Ездовая камера – это кольцевая резиновая трубка со специальным вентилем, заполняемая воздухом.

Бескамерная шина представляет собой усовершенствованную покрышку, которая одновременно выполняет функции обычной покрышки и камеры. Воздушная полость в бескамерной шине образуется покрышкой и ободом колеса. Упругая резинокордная оболочка пневматической шины и представляет собой покрышку в бескамерной шине. Она воспринимает тяговые и тормозные усилия, обеспечивает сцепление с дорогой. Основными элементами покрышки являются каркас, брекер, протектор, боковины и борта.

Каркас – резинокордная основа (силовая часть) покрышки. Он выполнен из одного или нескольких слоев прорезиненного корда с резиновыми прослойками, закрепленных на бортовых кольцах. Брекер состоит из одного и более слоев разреженного прорезиненного корда, разделенных резиновыми прослойками, и расположен между каркасом и протектором. В зависимости от материала корда в брекере шины подразделяются на шины с текстильным брекером (ТБ) и металлокордные (МК), а при использовании металлокорда и в каркасе, и в брекере – целиком металлокордные (ЦМК).

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ШИН

Профиль шины – ее контур в радиальной плоскости колеса. Параметры профиля пневматической шины определяются по покрышке, смонтированной на ободе рекомендуемого размера, при отсутствии нагрузки и заданном внутреннем давлении.

Наружный диаметр D – диаметр наибольшего сечения шины в плоскости вращения колеса.
Посадочный диаметр d – диаметр окружности, являющейся линией пересечения поверхности основания борта шины с его наружной поверхностью.
Ширина профиля B – расстояние между двумя плоскостями вращения колеса, касающимися внешних поверхностей боковин шины.
Высота профиля B – полуразность между наружным и посадочным диаметрами шины.
Серия пневматических шин – номинальное отношение высоты профиля H к ширине профиля B – измеряется в процентах.
Ширина профиля обода А – см. схему.
Статический радиус R – расстояние от центра неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с шиной до плоской опорной поверхности.

Большинство шинных заводов выпускают пневматические шины двух основных конструкций: диагональные и радиальные.

Радиальная шина (шина типа R) имеет меридианное (от борта к борту) направление нитей в слоях каркаса, а направление нитей в слоях брекера близко к окружному.
В диагональной шине каркас и брекер состоят из наложенных друг на друга слоев корда, нити которых перекрещиваются под заданным углом. Угол наклона нитей в каркасе и брекере по середине беговой дорожки составляет 45...60°.

Радиальные шины имеют технико-экономические преимущества перед диагональными – это повышенная долговечность, высокое сцепление с дорогой, пониженное сопротивление качению, что обеспечивает пониженный расход топлива, снижает теплообразование и др. Тем не менее диагональные шины предпочтительны для некоторых условий эксплуатации, например, в условиях высоких ударных нагрузок на дорогах низкого качества и на бездорожье.

КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН ПО ПРОФИЛЮ

По конфигурации профиля в зависимости от отношения высоты H к ширине B профиля шины и отношения ширин профилей B шины и обода А выделяют шины обычного профиля, низкопрофильные, сверхнизкопрофильные и широкопрофильные. Со снижением высоты профиля шин повышается устойчивость, управляемость и плавность хода автомобиля, а следовательно, безопасность и комфортность езды, увеличивается экономичность, пробег и грузоподъемность шин. Широкопрофильные шины обеспечивают повышенную проходимость по дорогам с мягким грунтом или плохим покрытием и несколько уменьшенный расход топлива.

Протектор – наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой резины с рельефным рисунком на внешней поверхности. Протектор обеспечивает сцепление с дорогой и предохраняет каркас шины от механических повреждений. Рельефная часть поверхности протектора, состоящая из совокупности выступов и выемок или канавок, называется рисунком протектора.

По эксплуатационному назначению выделяют дорожный, универсальный, зимний и повышенной проходимости рисунки протектора. Шины с дорожным рисунком протектора используют на дорогах с твердым (асфальтовым и т. п.) покрытием. Универсальный рисунок протектора применяют для шин, эксплуатирующихся на дорогах с различным покрытием. Шины с протектором повышенной проходимости предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья. Шины с зимним рисунком протектора эксплуатируются на заснеженных и обледенелых дорогах.

ОБОЗНАЧЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Условные обозначения пневматической шины, нанесенные на боковой поверхности, указывают ее основные размеры и тип конструкции. В условном обозначении автомобильных покрышек приводятся значения ширины профиля В и посадочного диаметра d обода.

Эти параметры могут выражаться в миллиметрах, дюймах или иметь смешанную размерность: для некоторых шин разработчики делают это обозначение двойным – и в миллиметрах, и в дюймах.
В обозначение может включаться индекс серии, выраженный отношением высоты профиля Н к его ширине В. Буквенный индекс R в условном обозначении поясняет, что покрышка имеет радиальный тип конструкции. Диагональные шины буквенного индекса в обозначении не имеют. Цифры индекса серии и буква типа конструкции в обозначении проставляют между параметрами ширины профиля шин и посадочного диаметра обода.

Индекс С (Commercial, для США и Канады – LT (Light Truck) – индекс, стоящий в конце условного обозначения, указывает, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
Низкопрофильность некоторых шин подтверждается индексом L (Low Section Tyre).

Обозначение широкопрофильных шин проставляется тремя числами, первое из которых соответствует наружному диаметру D шины, второе – ширине профиля В, а третье – посадочному диаметру обода d.
Ниже приведены примеры условного обозначения для шин.

Примеры обозначения шин:
7,50R20 – шина радиальная обычного профиля;
315/80R22,5 – шина радиальная низкопрофильная;
7,50-20 – шина диагональная, где 7,50 и 315 – обозначение номинальной ширины профиля шины (в дюймах и миллиметрах соответственно);
20 и 22,5 – обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах);
R – обозначение радиальной шины;
80 – серия (номинальное отношение высоты к ширине профиля в процентах).

Пример обозначения камеры: 7,50-20
где 7,50 – обозначение номинальной ширины профиля соответствующей шины в дюймах;
20 – обозначение номинального посадочного диаметра обода в дюймах.

Пример обозначения ободной ленты: 6,7-20
где 6,7 – обозначение номинальной ширины ленты в дюймах;
20 – обозначение номинального посадочного диаметра обода в дюймах.

Направленный рисунок протектора (в соответствии с направлением вращения колеса) несимметричен относительно радиальной плоскости колеса. В некоторых моделях шин используется асимметричный рисунок протектора (относительно центральной плоскости вращения колеса). На боковых стенках покрышки протектор переходит в более тонкие резиновые слои – боковины, покрывающие боковые части каркаса. Борта состоят из одного и более проволочных колец, на которых закреплены слои каркаса, и обеспечивают крепление покрышки на ободе колеса.

Как известно, на всех четырех колесах легкового автомобиля рекомендуется применять одинаковые шины. С грузовиками картина иная. Например, на магистральном тягаче с полуприцепом «по науке» следует применять шины трех типов. Спереди, на управляемых колесах, – одни покрышки, на ведущей оси – другие, а на полуприцепе – третьи.
Дело в том, что условия работы этих шин сильно различаются: передние воспринимают большие боковые нагрузки в поворотах и «высушивают» колею в дождь; основная задача шин ведущей оси – реализация крутящего и тормозного моментов, а у покрышек прицепа или полуприцепа задача проще – катиться с наименьшими потерями энергии, поддерживая тонны груза.

Требования к «обуви» современной грузовой техники очень высокие. Шины должны выдерживать большие нагрузки, иметь хорошее сцепление с поверхностью дороги и обеспечивать отличную управляемость автомобиля. Одновременно с этим они должны соответствовать требованиям экономичности, т. е. иметь высокую износостойкость, большой срок службы и низкое сопротивление качению.

МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

1.Обозначение шины см. выше
2. Модель шины условное обозначение шины, присваиваемое ее разработчиком
3. Торговая марка  
4. Товарный знак предприятия-изготовителя  

5. Название страны-изготовителя

на английском языке
6. Индекс нагрузки (иногда называют индексом несущей способности (ИНС) или индексом грузоподъемности) цифровой код, обозначающий максимальную нагрузку на шину. Для грузовых шин индекс нагрузки указывается как для одинарных, так и для сдвоенных колес (через дробь)
7. Категория скорости условное обозначение максимальной скорости качения шины
8. - Обозначение «TUBELESS»
- Обозначение «TUBE TYRE»
- для бескамерных шин
- для камерных шин (может не указываться)
9.- Обозначение «M+S» или «M&S» (грязь + снег)
- Обозначение «ALL SEASON»
- Обозначение «OUTSIDE» (наружная сторона)
- Обозначение «REINFORCED»
- Обозначение «REGROOVABLE»
- для шин с зимним рисунком протектора
- для шин с всесезонным рисунком протектора
- для шин с асимметричным рисунком протектора
- для усиленных шин
- для шин, имеющих углубления рисунка протектора нарезкой
10. - Обозначение «STEEL»
- Обозначение «ALL STEEL»
- Обозначение «ALL STEEL»
- для шин с металлокордным брекером
- для шин с металлокордным брекером
- для шин с металлокордным брекером и каркасом

11. Обозначение «RADIAL»

для шин радиальной конструкции (может не указываться)
12. Индекс С индекс, означающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости и подлежит сертификации в соответствии с Правилом № 54 ЕЭК ООН.
13. Индекс испытательного давления Psi индекс давления для проведения испытаний на прочность в зависимости от нагрузки и скорости (только для грузовых и легкогрузовых шин).
14. Знак Е знак, официального утверждения с номером страны, выдавшей сертификат соответствия Правилам ЕЭК ООН.
15. Национальный знак соответствия шины знак, сертифицированной на соответствие требованиям данного стандарта
16. Дата изготовления из четырех цифр, где две последние - год изготовления
17. Знак направления вращения в случае направленного рисунка протектора
18. Символ «TWI» или другой символ, обозначающий место расположения индикаторов износа индикаторыизноса - это указатели, являющиеся сигналом к прекращению эксплуатации шины из-за износа протектора; выполняется в виде выступов по дну канавок протектора
19. Обозначение номера стандарта технических условий для шин, выпускаемых по ТУ без года утверждения
20. Норма слойности HC или PR условное обозначение прочности каркаса, определяющее максимально допустимую нагрузку

21. Характеристика шины

сведения о конструкции шины
22. Условия и рекомендации по эксплуатации шины  

На сегодняшний день самыми современными и лучшими шинами для грузовиков и автобусов считаются радиальные шины ЦМК, т. е. с металлокордом в каркасе и брекере. Они превосходят шины с другими материалами корда в каркасе по весовым параметрам, ресурсу, сопротивлению качения и тепловому нагреву.

Одним из важнейших показателей автомобиля является топливная экономичность, существенно улучшить которую позволяет применение шин с низким коэффициентом сопротивления качению. В последнее время для задних мостов автомобилей-тягачей стали использовать вместо сдвоенных колес одну широкую шину равной грузоподъемности. Это позволяет за счет снижения сопротивления качению улучшить топливную экономичность автопоезда на 1...2%, но зато возникают сложности при выходе такой шины из строя, так как запасным колесом из-за его габаритных размеров машины не оснащают.

Максимальная скорость качения шины является важной характеристикой, ее условное обозначение – индекс категории скорости. Ниже приводятся индексы скорости, используемые на шинах для грузовых автомобилей и автобусов.

Индекс несущей способности (ИНС) – цифровой код, обозначающий максимальную нагрузку на шину. Для грузовых и легкогрузовых шин индекс нагрузки указывается как для одинарных, так и для сдвоенных колес (через дробь).

Индекс категории скорости
C
D
E
F
G
J
K
L
M
N
P
Скорость, км/ч
60
65
70
80
90
100
110
120
130
140
150

ИНС
Нагрузка, кг
ИНС
Нагрузка, кг
ИНС
Нагрузка, кг
66
300
106
950
146
3000
67
307
107
975
147
3075
68
315
108
1000
148
3150
69
325
109
1030
149
3250
70
335
110
1060
150
3350
71
345
111
1090
151
3450
72
355
112
1120
152
3550
73
365
113
1150
153
3650
74
375
114
1180
154
3750
75
387
115
1215
155
3875
76
400
116
1250
156
4000
77
412
117
1285
157
4125
78
425
118
1320
158
4250
79
437
119
1360
159
4375
80
450
120
1400
160
4500
81
462
121
1450
161
4625
82
475
122
1500
162
4750
83
487
123
1550
163
4875
84
500
124
1600
164
5000
85
515
125
1650
165
5150
86
530
126
1700
166
5300
87
545
127
1750
167
5450
88
560
128
1800
168
5600
89
580
129
1850
169
5800
90
600
130
1900
170
6000
91
615
131
1950
171
6150
92
630
132
2000
172
6300
93
650
133
2060
173
6500
94
670
134
2120
174
6700
95
690
135
2180
175
6900
96
710
136
2240
176
7100
97
730
137
2300
177
7300
98
750
138
2360
178
7500
99
775
139
1430
179
7750
100
800
140
2500
180
8000
101
825
141
2575
181
8250
102
850
142
2650
182
8500
103
875
143
2725
183
8750
104
900
144
2800
184
9000
105
925
145
2900
185
9250

 

 

По материалам специализированного издания
"Основные Средства", № 4/2005,
А.Ерохин."Шины для грузовых автомобилей"