Выпуск №31. Статья №2.

Фронтальные и контейнерные мусоровозы: обзор рынка

МУСОРОВОЗЫ С ФРОНТАЛЬНОЙ ЗАГРУЗКОЙ

последние годы на российском рынке появилась техника, мало знакомая отечественным коммунальным службам. Например, мусоровозы с фронтальной загрузкой.

На западе такие машины используют с конца 1980-х годов. Идея создания мусоровоза с фронтальной загрузкой родилась при попытке объединить преимущества погрузчика и транспортного мусоровоза.
Принципиальное устройство большегрузного кузовного мусоровоза FAUN Frontpress 515 с фронтальной загрузкой:
Принципиальное устройство мусоровоза

 

При больших габаритах транспортного мусоровоза с кантователем, расположенным спереди, требуется большая площадь для маневра. Такие большегрузные машины удобно использовать при опорожнении евроконтейнеров вместимостью 2,0...5,0 м3, которые пока только появляются в Москве.Следует обратить внимание и на большую вместимость таких мусоровозов (26...30 м 3).

Целесообразнее использовать такие машины при опорожнении типовых закрытых контейнеров большой вместимости, установленных в тупиках между зданиями (что характерно для городской застройки Западной Европы, Японии и США).
Загрузка контейнера с отходами производится кантователем через люк в верхней части кузова. Кузов разгружается либо самосвальным способом с одновременной подачей прессующей плиты назад, либо только прессующей плитой. Все операции по загрузке-разгрузке водитель выполняет не выходя из кабины.

Все мусоровозы с фронтальной загрузкой оборудуют прессующей камерой или загрузочным бункером, из которого мусор попадает непосредственно в кузов под действием толкающей плиты. Некоторые компании выпускают мусоровозы со съемными контейнерами-накопителями, что позволяет сократить издержки на вынужденный простой при разгрузке.
В России мусоровозы с фронтальной загрузкой не выпускают.

Принципиальная схема работы кузовных и контейнерных мусоровозов с фронтальной загрузкой из евроконтейнеров (на примере Georg Shuttle):

Транспортное положение стрелы кантователя
Приведение стрелы кантователя в рабочее положение
Подъезд к контейнеру.
Стрела кантователя в рабочем положении
Захват и блокирование фиксатором крышки контейнера в закрытом положении
Схема работы мусоровоза
Схема работы мусоровоза
Схема работы мусоровоза
Схема работы мусоровоза
Фиксация крышки контейнера и подъем стрелой кантователя на загрузочную площадку
Контейнер на загрузочной площадке. Подготовка контейнера к разгрузке
Открытие крышки фиксатором и разгрузка контейнера в загрузочный бункер
Перемещение мусора толкающей плитой из загрузочного бункера в кузов
Схема работы мусоровоза
Схема работы мусоровоза
Схема работы мусоровоза
Схема работы мусоровоза
КОНТЕЙНЕРНЫЕ И БУНКЕРНЫЕ МУСОРОВОЗЫ

Название "контейнерные мусоровозы" для коммунальных машин, работающих со стандартными контейнерами, в принципе некорректно.

Существует несколько типов таких автомобилей:
- машины для перевозки нескольких контейнеров-накопителей (баков);
- мусоровозы с кантователем или гидроманипулятором для загрузки мусора в специальный контейнер закрытого типа;
- металловозы с гидроманипулятором для погрузки грейфером скрапа и крупного мусора;
- самосвалы с портальным механизмом (так называемые самосвалы-бункеровозы) для перевозки съемного контейнера;
- специализированные автомобили и прицепы с подъемно-транспортным механизмом типа Multilift для перевозки сменных контейнеров и специализированных кузовов.

Мусоровозы для перевозки нескольких контейнеров - накопителей использовали в коммунальном хозяйстве до середины 1990-х годов пока их не вытеснили мусоровозы с боковой разгрузкой. Самая распространенная модель М-30 на шасси ГАЗ-53А с краном грузоподъемностью 500 кг перевозила одновременно 8 мусоросборочных баков вместимостью каждый 0,75 м3.
Разгрузка производилась опрокидыванием одной из грузовых платформ, на которой 4 бака были закреплены специальными упорами.

Подобные машины (КМ-3 с кабиной от УАЗ-451), но только на шасси ГАЗ-51, выпускал один из московских заводов.
Существовал и вариант на базе ЗИЛ-130. В комплект поставки входили 32 контейнера для мусора или 24 контейнера для пищевых отходов. Сейчас подобные машины на базе ЗИЛ-5301БО (ЗИЛ-ММЗ 80121) выпускает только Мытищинский машиностроительный завод, ныне "Метровагонмаш".

Второй тип коммунальных машин, работающих с контейнерами, - мусоровозы с наклонной рамой.
Заполнение кузова происходит так же как на кузовных мусоровозах с боковой загрузкой. Разница в том, что на мусороперерабатывающем заводе кузов снимают и заменяют порожним. Таков же принцип работы мусоровозов с фронтальной загрузкой (FAUN Toppress, Georg Shuttle). Это техническое решение позволяет перевозить контейнер с токсичными и химическими отходами, строительным мусором, производственными отходами, отработанным твердым топливом, шлаком и т. д. железнодорожным, речным или морским транспортом на большие расстояния к месту утилизации.

Металловозы, оснащенные гидроманипулятором с грейферным захватом или краном, помимо перечисленного выше, способны перевозить крупногабаритные предметы, кузова автомобилей. Разгрузка осуществляется самосвальным способом или грейфером.

Самосвалы с портальным механизмом загрузки-выгрузки (самосвалы - бункеровозы) благодаря универсальности сейчас широко распространены.
Первые такие машины появились в СССР во второй половине 1970-х, и выпуск их носил больше экспериментальный характер. Их используют для сбора и вывоза крупногабаритного бытового и строительного мусора, промышленных отходов (стружка, пустая порода). Машины работают со сменными контейнерами открытого и закрытого типа разной вместимости и назначения, перевозят малогабаритную строительную технику на специальных платформах, без применения каких-либо дополнительных подъемных механизмов. Контейнер с помощью портала снимают с рамы и устанавливают на ровную площадку под загрузку. Загрузка контейнера проводится вручную или погрузочными средствами. В состав специального оборудования самосвала входят контейнер, рама, портал, аутригеры, гидравлическая система. Выгрузка мусора самосвальная. В России такие машины выпускают шесть заводов. В качестве базового шасси многие производители используют ЗИЛ-433362, хотя встречаются самосвалы на базе других моделей ЗИЛ (ЗИЛ-ММЗ) и МАЗ (РАРЗ, НПК "КОММАШ").

В коммунальном хозяйстве используются и автомобили с подъемно-транспортным механизмом типа Multilift для перевозки крупных мусоросборочных контейнеров и специализированных кузовов. Основным достоинством автомобилей со сменными кузовами и контейнерами является то, что на одном автомобиле можно перевозить кузова самого разного назначения. На Западе их эксплуатируют с 1960-х годов в сельском хозяйстве и строительстве. Использование кузовов типа Multilift сокращает время всего цикла погрузки, транспортировки и разгрузки кузова самое малое вдвое, поскольку кузов загружают в отсутствие автомобиля, который в это время перевозит другие кузова с грузом. Наличие только в одном автохозяйстве двух-трех автомобилей с подъемно-транспортным механизмом типа Multilift позволяет сократить простои в 3...4 раза и снизить издержки в 2,5...3 раза.

Перегрузка мусора из малого мусоровоза в большой:
Перегрузка мусора на мусороперегрузочной станции из кузовного мусоровоза в транспортный мусоровоз с механизмом Multiflit для контейнеров:
Перегрузка мусора из малого мусоровоза
Перегрузка мусора
Перегрузка мусора на мусороперегрузочной станции из кузовного мусоровоза в транспортный мусоровоз-полуприцеп:
Принципиальное устройство большегрузного кузовного мусоровоза FAUN Sidepress W616 со сменным контейнером-накопителем:
Перегрузка мусора
Принципиальное устройство мусоровоза

Интересен опыт эксплуатации машин со сменными кузовами типа Multilift в Санкт-Петербурге, где 80% ТБО вывозят машинами со сменными кузовами. Экспериментальный ремонтно-механический завод "Спецтранс" изготовляет коммунальную технику для вывоза отходов. Для удобства сбора мусора во дворах устанавливают накопительные закрытые контейнеры вместимостью 4, 6, 8 и 12 м3. Машины, оснащенные тросовым или крюковым механизмом, доставляют контейнеры либо непосредственно на мусороперерабатывающий завод, либо перегружают в большие накопительные контейнеры открытого типа на 18, 20, 27, 33 и 40 м3.

Контейнеры разной вместимости применяют для сбора и бытовых, и промышленных отходов. Работа мусоровоза идет в двух режимах. В первом погрузочно-разгрузочныи механизм цепляет крюком за скобу контейнера, поднимает его и устанавливает на надрамник машины, а также перемещает контейнер обратно на площадку. Чтобы не повредить дорожное полотно, контейнеры оборудованы опорными роликами. Во втором режиме погрузочно-разгрузочныи механизм обеспечивает разгрузку контейнера самосвальным способом.

ТРАНСПОРТНЫЕ МУСОРОВОЗЫ

Мусоровозы такого типа появились в России в конце 1980-х годов. Они предназначены для двухэтапной транспортировки ТБО с мусоросборочных или мусороперегрузочных станций на мусороперерабатывающий завод. К числу транспортных мусоровозов относят машины, перевозящие большие съемные накопительные контейнеры. Контейнеры транспортируют на машинах, на двух- и трехосных прицепах, оборудованных подъемно-транспортными механизмами типа Multilift.

Кузовные мусоровозы изготовлены на шасси двух- и трехосных полуприцепов. Выпускают такие мусоровозы два завода - Ряжский авторемонтный и Осиповичский завод "КОММАШ" (Белоруссия). Осиповичский завод освоил выпуск двухосного прицепного мусоровоза к трактору. Загрузка осуществляется, как правило, насыпным способом, разгрузка - либо самосвальным способом с одновременным выталкиванием мусора толкающей плитой, либо только толкающей плитой, либо, что применяется редко, специальным автомобилеопрокидывателем (подобно тем, что используют на элеваторах). Приводы систем уплотнения мусора и разгрузки кузова могут располагаться как на самом прицепе или полуприцепе, так и в кабине тягача.
На мусоропрессовочных станциях в качестве транспортных мусоровозов используют крупнотоннажные грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в которые брикетированный мусор загружают фронтальным погрузчиком.

Технические характеристики представленных мусоровозов:

Модель
Удельная мощность, л.с./т
Вместимость кузова, м3
Масса снаряженная, кг
Масса перевозимого мусора, кг
Коэффициент использования массы
КУЗОВНЫЕ МУСОРОВОЗЫ С РУЧНОЙ ЗАГРУЗКОЙ И КОВШОМ-САМОПОГРУЗЧИКОМ
Малые
Комсервис КО-438-02
15,45
6,5
4650
2300
0,67
Могилевтрансмаш КО-441М
15,45
6,5
4740
2300
0,67
Арзамас КОММАШ КО-440
15,21
7,5
4800
3220
0,60
Арзамас КОММАШ КО-440-1
15,96
7,5
4530
3300
0,58
РАРЗ МКГ
15,92
8,2
4750
3100
0,61
Средние
РАРЗ МКЗ
13,64
9,8
6000
5000
0,55
РАРЗ МКЗ-20
13,45
13,5
8200
6300
0,57
САМОСВАЛЫ И МУСОРОВОЗЫ С ПОРТАЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ ДЛЯ СМЕННЫХ КУЗОВОВ
Малые
ЗИЛ ММЗ-80121
17
4
4400
2000
0,69
Спецтранс ГАЗ МСК-4
17,12
4
4000
3300
0,55
Спецтранс ГАЗ МСК-Т
19,84
4,0...6,0
3000
3300
0,48
Средние
Спецтранс ЗИЛ МСК-6
13,8
6
4745
6125
0,44
Спецтранс ЗИЛ МСК-ТП
13,8
6,0...12,0
4745
6125
0,44
Мценск КОММАШ КО-452
11,24
15
9150
6870
0,57
Большие
Спецтранс ЗИЛ МСК-Т
10,45
13,0...27,0
7000
10700
0,40
Спецтранс КамАЗ МСК-10 Multiflit
11,71
13,0...27,0
10000
10500
0,49
Спецтранс МАЗ МСК-Т 16 Multiflit
9,81
13,0...27,0
12000
14500
0,45
ЗМЗ Урал 4320-1912-30 Multiflit
10,32
16,3
15100
8150
0,65
МУСОРОВОЗЫ СО СМЕННЫМИ КУЗОВАМИ-НАКОПИТЕЛЯМИ КОНТЕЙНЕРНОГО ТИПА
Средние
РАРЗ-МКС-1
13,64
7,5...10,0
5500
5500
0,50
КОММАШ КМ-42001
12,29
4,5
7210
5000
0,59
Мценск КОММАШ КО-450-04
13,64
7,8
6870
4130
0,62
Арзамас КОММАШ КО-440А
13,64
8
6200
4800
0,56
Торфмаш БСУ-8
13,64
9,5
6000
5000
0,55
Большие
РАРЗ-МКС-3
10,11
7,5...10,0
9300
8500
0,52
КОММАШ КМ-43001
10,23
4,5...10,0
7600
10000
0,43
ЗИЛ ММЗ-49521
12,29
8,0...12,0
7210
5000
0,59
ЗИЛ ММЗ-49522
16,52
8,0...12,0
6500
4700
0,58
ЗИЛ ММЗ-49525
13,45
8,0...12,0
9000
5500
0,62

 

 

По материалам справочника "Коммунальная и дорожная техника"
Издатель: ЗАО "РИА РОССБИЗНЕС"