Выпуск №26. Статья №3.

Немного истории: как мы избавляемся от мусора

Помните рекламный ролик со слоненком о том, что каждый человек оставляет за собой около 300 кг мусора в год? В среднем каждый человек в мире за день образует около 1 кг бытовых отходов, однако в год это составляет сотни миллионов тонн, причем в США, например, это количество увеличивается на 10 % каждые 10 лет. Для уборки такого количества мусора требуется 63 тысячи мусоровозов.

И хотя в России образовывается значительно меньше отходов на душу населения, чем в Америке, однако в связи с экспансией западного образа жизни, включающего в себя одноразовые бесплатные пакеты, одноразовую посуду, одноразовые алюминиевые банки из под пива и других прохладительных напитков, мы их быстро догоняем. И если в некоторых странах существует система раздельного сбора и переработки отдельных компонентов мусора, то у нас пока все одноразовые упаковки и другие "блага" цивилизации пополняют растущие, как грибы, свалки.

В АНТИЧНЫХ ГОРОДАХ С МУСОРОМ ПОСТУПАЛИ ПРОСТО - ВЫБРАСЫВАЛИ НА МОСТОВУЮ ...

... ПЕРВЫЙ ЗАКОН, ЗАПРЕЩАЮЩИЙ ТАКУЮ ПРАКТИКУ, ПОЯВИЛСЯ В 320 Г. ДО Н.Э. В АФИНАХ

В процессе развития человеческой цивилизации абсолютное количество твердых бытовых отходов неуклонно возрастало. Это связано с ростом населения, с чрезмерной концентрацией его в городах и изменением образа жизни людей.

Проблема, куда девать мусор, возникла не вчера. В античных городах с мусором поступали просто - выбрасывали на мостовую, где он спокойно себе накапливался до какого-нибудь знаменательного события, например, военного парада. Первый известный закон, запрещающий такую практику, появился в 320 г. до н.э. в Афинах, после чего подобный опыт быстро распространился по всей Древней Греции и греческим городам-колониям.
В Древнем Риме домовладельцы были обязаны убирать улицы возле своих владений. Мусор высыпали в открытые ямы прямо за городскими стенами. С ростом населения город оказался в кольце мусорных куч; тогда и появились первые примитивные мусоровозы на лошадиной тяге, транспортирующие бытовые отходы подальше от города.

После падения Рима об организованном сборе и захоронении бытовых отходов в мире забыли до 1714 г., когда каждый английский город стал обязан иметь муниципального мусорщика. В Америке организованный сбор мусора начался в конце XVIII столетия в Бостоне, Нью-Йорке и в Филадельфии.

ЭВОЛЮЦИЯ МУСОРОВОЗОВ

Автомобили - мусоровозы появились в начале века - как только первые неказистые грузовики начали работать на улицах городов.

Mercedes L8500
Газогенераторный Mercedes L8500 с 15-кубовым кузовом Kuka (1935 год)

Вначале "мусоровоз с мотором" мало отличался от телеги мусорщика: отходы просто насыпали в кузов.
Но когда в двадцатых годах грузовики начали получать профессии, не остались в стороне и мусоровозы: для них были сконструированы специальные кузова, системы погрузки - разгрузки и уплотнения отходов.

Своего рода революцию в Германии произвела система Kuka, разработанная фирмой Keller&Knappich. В цилиндрическом кузове стоял огромный шнек - примерно такой же, как в мясорубке. При загрузке он, вращаясь в одну сторону, прессовал мусор, а при выгрузке, наоборот, выталкивал его наружу. В считанные годы эта система стала крайне популярной, причем перед войной существовали даже "кукомобили" устрашающих размеров на трехосном шасси Mercedes.
Их вместимость, 15 кубометров, достаточно велика даже по сегодняшним меркам... Забегая вперед, скажем, что эта система (конечно, модернизированная) существует и сегодня: ее под маркой Rotopress выпускает известная фирма FAUN.

... РЕВОЛЮЦИЮ В СИСТЕМЕ МУСОРОВОЗОВ ПРОИЗВЕЛА ФИРМА "KELLER&KNAPPICH". В ЦИЛИНДРИЧЕСКОМ КУЗОВЕ СТОЯЛ ОГРОМНЫЙ ШНЕК - ПРИМЕРНО ТАКОЙ ЖЕ, КАК В МЯСОРУБКЕ ...

... ЭТА СИСТЕМА И СЕГОДНЯ ИЗВЕСТНА ПОД МАРКОЙ ROTOPRESS. МУСОРОВОЗЫ, ОСНАЩЕННЫЕ ТАКОЙ СИСТЕМОЙ ВЫПУСКАЕТ ИЗВЕСТНАЯ ФИРМА FAUN

Примерно к шестидесятым годам облик и конструкция европейских мусоровозов окончательно сформировались: на шасси большого грузовика монтировался кузов с задней загрузкой и плитой - прессом внутри.

Эта плита, опять же, выполняет двойную роль: при загрузке подпрессовывает мусор, отодвигаясь все дальше к переднему борту, а при разгрузке, когда задний борт поднят, выталкивает содержимое наружу. Иногда, вдобавок, у машины еще и опрокидывается кузов - как у самосвала.

Затем развитие мусоровозов остановилось на долгое время. Существовала добротная, рациональная конструкция — чего же больше?

Шасси для мусоровозов тоже было самым обычным, "грузовым"; разве что, к примеру, Mercedes по желанию устанавливал на двигатель и КПП специальную шумозащиту.

Новые машины начали появляться только в девяностых годах, причем одним из первых возмутителей спокойствия стала германская фирма Georg. Когда она впервые представила свою машину Shuttle ("челнок") на выставке в Ганновере, публика была буквально шокирована: такого необычного и элегантного мусоровоза мир еще не видел!

Название "челнок" вполне соответствовало принципу работы автомобиля — он был оборудован съемным кузовом - бункером. Когда бункер наполнялся, Shuttle ехал на перевалочный пункт, сгружал полный бункер на железнодорожную платформу и забирал новый, пустой.

Мусоровоз Georg Shuttle
В свое время Georg Shuttle произвел революцию среди мусоровозов (вариант на шасси MAN, 1994 год)

Загрузка тоже проходила необычно: Shuttle опрокидывал мусорный бак "через голову", а водитель управлял системой с помощью джойстика, не вылезая из кабины. В кабине стоял и телеэкран, по которому можно было наблюдать за процессом. Не менее интересным было шасси. Среди его особенностей — вынесенная вперед и низко посаженная кабина (это облегчало вход и выход), автоматическая КПП Allison и управляемые колеса третьей, неведущей оси.

С 1992 по 1994 годы Georg построил три опытных экземпляра. Причем первые два базировались на элементах шасси автобусов (!) Mercedes и Neoplan, а за основу для экземпляра № 3 взяли укороченный армейский грузовик MAN (такой же, какой участвовал в ралли Париж - Дакар). Предполагалось, что Shuttle будет выпускаться в трех основных исполнениях - двух-, трех- и даже четырехосном. Но все, как обычно, уперлось в финансирование, и проект благополучно умер...

Зато Georg сделал главное - определил пути дальнейшего развития этой техники. Идеи, заложенные в Shuttle, нашли отражение в других, - правда, менее эффектных и элегантных конструкциях.

К примеру, машины с загрузкой "через голову" и сменными кузовами - контейнерами начала выпускать другая германская фирма, Edelhoff. Ее машины, оснащенные, как правило, двигателем Mercedes, называются Packer ("упаковщик") и работают в различных городах Европы. Полный контейнер здесь сгружается очень просто: его Packer приподнимает и ставит "на попа" на землю.
Кабину с низким входом приняли на вооружение различные небольшие производители подобной техники - тот же Edelhoff, Dennis из Великобритании, Terberg из Швеции, GINAF из Голландии, Ponticelli из Франции.

Одновременно города начали заказывать мусоровозы, оснащенные автоматической коробкой передач. Дорого, конечно, но очень удобно: ведь за смену мусоровоз делает более 500 остановок!
Начали появляться и трехосные машины с управляемыми колесами третьей оси: при таком решении одновременно увеличивается грузоподъемность и повышается маневренность.

Фирма GINAF пошла еще дальше в развитии ходовой части - ее мусоровозы оснащены гидропневматической подвеской и активным стабилизатором поперечной устойчивости.
Но всеми этими переделками, повторим, занимались в основном небольшие фирмы. Серьезным компаниям, выпускающим грузовики, мусоровозы были неинтересны. До поры до времени...

 

 

По материалам сайта http://www.autoreview.ru и
экологического журнала "Волна" № 18 (1) 1999