Выпуск №26. Статья №1.
Мусоровозы с боковой загрузкой: обзор рынка
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
КАКИЕ БЫВАЮТ МУСОРОВОЗЫ?
________________________________
Сегодня подавляющее большинство европейских
мусоровозов (70%) — это традиционные машины с ЗАГРУЗКОЙ СЗАДИ.
Помимо водителя их, как правило, обслуживают еще один-два
человека — часто они стоят сзади на специальных подножках.
В последнее время получили распространение
мусоровозы с БОКОВОЙ ЗАГРУЗКОЙ (25%) и одним водителем-оператором.
Они работают в основном в центрах городов, на широких улицах,
где удобнее захватывать контейнеры со стороны борта.
Еще 5% от общего числа мусоровозов
составляют "ЭКЗОТИЧЕСКИЕ МАШИНЫ", которые захватывают
контейнеры СПЕРЕДИ и опрокидывают их за кабину.
Эти машины чаще всего обслуживают крупные торговые зоны и
супермаркеты.
В последнее время наметилась
тенденция к уменьшению габаритов.
Длина мусоровозов сокращается с 10 до 8 метров, объем кузова
— с 24 до 18 кубометров, но при этом степень сжатия отходов
возрастает с 5—6:1 до 7—8:1.
____________________________________
по материалам сайта
http://www.autoreview.ru/
|
Благоприятная экологическая обстановка - важнейший показатель социального
благополучия индустриально развитых районов. Одной из главных проблем
коммунальных служб любого города остается вывоз и утилизация твердых
и жидких бытовых отходов (ТБО и ЖБО) и прочего мусора. Основным
транспортным средством для вывоза являются мусоровозы. Большинство
современных мусоровозов приспособлено для работы с накопительными
контейнерами нескольких видов, типов и вместимости.
МУСОРОВОЗЫ С БОКОВОЙ РУЧНОЙ ЗАГРУЗКОЙ
В небольших городах России вплоть до середины 1980-х годов использовали
мусоровозы на шасси ГАЗ-93 (грузоподъемностью 2 т) с закрытым
самосвальным кузовом. Загрузкой занимался грузчик, в обязанности
которого входило принимать у населения ведра с отходами, опорожнять
их и разравнивать мусор в кузове лопатой. На машине отсутствовали
ворошитель и уплотнитель мусора. Такой мусоровоз был малоэффективен.
Единственное его достоинство - простота конструкции и низкая стоимость.
В 1980-х годах в ряде городов европейской части Советского Союза,
Польши, Чехословакии, Венгрии и Восточной Германии использовали
немецкие мусоровозы Multicar.
В России мусоровозы с ручной загрузкой без дополнительных систем
выпускаются с 1999.
Конструкция малого мусоровоза на базе ГАЗели с индексом КО-820
весьма простая: закрытый кузов самосвального типа с люками для сбора
мусора. КО-820 используется для сбора мусора на рынках, вокзалах,
из уличных и придорожных урн.
Мусоровозы на базе трехколесных мотороллеров и рикш используют
в Азии и на юге Европы. В классе средних и больших мусоровозов эти
машины большая редкость, если, конечно, не учитывать машины с подъемно-транспортным
борудованием Multilift, предназначенные для перевозки накопительных
контейнеров с боко-вой загрузкой.
МУСОРОВОЗЫ С БОКОВОЙ ЗАГРУЗКОЙ МАНИПУЛЯТОРОМ
С середины 1980-х годов в городские коммунальные службы поступили
мусоровозы с боковой механизированной загрузкой ТБО из стандартных
контейнеров с помощью манипулятора через люк в крыше кузова.
Мусоровозы с боковой загрузкой появились вследствие перехода на
новый стандарт накопительных контейнеров, поскольку вывоз мусора
контейнеровозами М-30 и вывоз ТБО мусоровозами с задней загрузкой
экономически не оправдывался.
На протяжении последних 20 лет этот класс остается в России самым
популярным, прежде всего из-за низкой цены: КО-415, например,
стоит $22 000, тогда как мусоровозы с задней загрузкой на $8000...
10 000 дороже.
Разработкой мусоровозов с боковой загрузкой централизованно занималось
лишь одно проектное бюро, после чего техническую документацию передавали
сразу нескольким заводам.
По этой причине часто встречаются одинаковые индексы в обозначении
мусоровозов: модели КО-415А на базе КамАЗа одновременно выпускают
завод "АТЕКО", Мценский завод коммунального машиностроения,
петербургский ЭРМЗ "Спецтранс".
Те же кузова некоторые заводы устанавливают и на шасси трехосных
автомобилей ЗИЛ (КО-429).
В начале 1990-х годов дефицит мусоровозов позволил заводам, изготовлявшим
до этого другие виды продукции, закрепиться на новом рынке. Рязанский
завод "Торфмаш" (ныне - ПКФ "БЕРЦ"),
например, выпускает мусоровозы КО-ЗЗМД и КО-50 МД
лишь с 1993 года, до этого предприятие производило подметально-уборочные
машины. За последнее десятилетие на рынке появилось много новых
моделей (Ряжский авторемонтный завод и ИПП "Коммунальный Сервис").
Конструктивные и компоновочные различия большинства мусоровозов
с боковой загрузкой незначительны: белорусский МоАЗ, специализирующийся
на выпуске землеройной и карьерной техники, изготавливает мусоровоз
МБЗ-014 с правосторонней загрузкой, компания FAUN делает
мусоровозы для перевозки специальных накопительных съемных контейнеров.
Принципиальное устройство большегрузного
кузовного мусоровоза FAUN Sidepress 612 с боковой механизированной
загрузкой:
|
|
|
Мусоровоз МБМ-12 с боковым манипулятором:
|
|
Мусоровоз МКМ-2 с боковым манипулятором:
|
|
В состав спецоборудования мусоровозов с боковой загрузкой входят:
надрамник, кузов, толкающая (прессующая) плита, разравниватель (ворошитель),
двух- или трехфункциональный гидроманипулятор, гидросистема.
На надрамнике установлен цельнометаллический кузов, который сзади
закрыт подъемным бортом, а спереди - толкающей плитой. Задний борт
шарнирно соединен с кузовом и открывается - закрывается с помощью
гидроцилиндров, установленных с обеих сторон кузова. Гидроманипулятор
захватывает, поднимает, опрокидывает, встряхивает и устанавливает
контейнер на место. Разравниватель, установленный на толкающей плите,
равномерно распределяет мусор в кузове. На моделях с кузовом большого
объема имеется пресс-камера, которая подает отходы по мере заполнения
загрузочного приемного бункера. ТБО выгружают из мусоровоза толкающей
плитой при одновременном поднятии кузова.
На кузовах крупнотоннажных мусоровозов установлено до 18
гидроцилиндров: по два - на раме для подъема кузова, на заднем
подъемном борту, на толкающей плите, в прессующей камере (если она
есть); три - на крышке приемного люка, один - на разравнивателе
мусора, шесть - на гидроманипуляторе.
Органы управления гидроприводами, как правило, расположены под
кузовом, в задней или центральной части. Для упрощения конструкции
приводов в последнее время применяют электрические пульты, управление
всеми операциями по погрузке - разгрузке на некоторых моделях (например,
СЗА МС-91) производится только из кабины.
В ряде случаев такую технику не рекомендуется применять, особенно
в жилых районах: бригада мусоровоза нередко состоит из одного водителя
(нет денег на оплату грузчика), и погрузку осуществляют сами жители,
которые, если водитель невнимателен, могут быть травмированы, например,
в вечернее время зимой и ранней весной при гололедице.
Учитывая эти недостатки, производители мусоровозов совершенствуют
свои машины, и с 2001 года в России начат выпуск машин с системами
видеонаблюдения (например, МБМ-12). Видеокамеру закрепляют
либо на стойках зеркала заднего вида, либо на специальном штативе.
Монитор установлен в кабине, и водитель может контролировать процесс
загрузки не выходя наружу.
Большинство мусоровозов с боковой загрузкой рассчитано на загрузку
ТБО из контейнера вместимостью 0,75 м3. Такие контейнеры
сейчас производят многие отечественные предприятия, специализирующиеся
на выпуске коммунальной техники. Из-за опасения вандализма жилищно
- коммунальные предприятия стараются использовать контейнеры без
опорных роликов. В районах с плохой криминогенной обстановкой, где
часты случаи умышленных краж накопительных юнтейнеров (сдают в металлолом,
воруют для дач), мусоровозы оснащены собственным ковшом - самопогрузчиком
вместимостью от 0,6 до 0,8 м3. Понятно, что жители домов,
не оборудованных мусоропроводами, обязаны дожидаться мусоровоза,
который приезжает в строго определенные часы, а если нет возможности
находиться в это время дома, сваливают мусор и отходы во дворе.
Еще одно неудобство использования мусоровозов с боковой загрузкой
в том, что выгружаемый из ковша или контейнера мусор даже при небольшом
ветре разносит по всему двору, что добавляет работы дворникам. Крышки
люков, открытые при загрузке, мало помогают.
Зарубежных мусоровозов с боковой загрузкой в России практически
нет, хотя машины подобного рода (модели Sidepress и Twinpress) выпускает
фирма FAUN Kirchoff Gruppe (Германия), продукция которой хорошо
известна в больших городах. Основное отличие импортных мусоровозов
от отечественных в том, что люк приемного бункера расположен не
сверху, а сбоку, и захват гидроманипулятора позволяет загружать
юнтейнеры вместимостью от 110 л до 1,2 м3.
МУСОРОВОЗЫ С БОКОВОЙ ЗАГРУЗКОЙ КАНТОВАТЕЛЕМ
В последнее десятилетие в Европе актуальной стала проблема сортировки
мусора на этапе сбора. Предполагалось, что в каждый район и квартал
раз в день будет приезжать специальный мусоровоз для сбора ТБО строго
определенного вида. Однако в каждом районе применяют контейнеры
разной вместимости (и количество выбрасываемой стеклотары в разных
районах неодинаково), к тому же в узких дворах большому мусоровозу
маневрировать сложно.
Проблему частично решили, использовав малые мусоровозы с кантователями,
приспособленными для опорожнения контейнеров различной вместимости.
Кантователи приспособлены для погрузки контейнеров не менее чем
четырех типов. Весь процесс агрузки занимает 2,5 мин. Эти мусоровозы
могут работать в узких дворах и перегружать мусор в большие мусоровозы
(например, БМ-53229), которые перевозят ТБО на мусороперегрузочную,
мусоропрессовочную станции или мусороперерабатывающий завод.
Таблица. Сравнительные характеристики кузовных
мусоровозов с боковой загрузкой
Модель
|
Удельная мощность,
л.с./т
|
Вместимость кузова,
м3
|
Масса снаряженная,
кг
|
Масса перевозимого
мусора, кг
|
Коэффициент использования
массы
|
МАЛЫЕ МУСОРОВОЗЫ
|
КОММАШ
КО-10001/КО-5301БО |
15,45
|
5,9
|
5040
|
2000
|
0,72
|
РАРЗ МКБ-21 |
15,65
|
6
|
4850
|
2100
|
0,7
|
Арзамас КОММАШ
КО-440-3 |
15,92
|
7,5
|
4630
|
3220
|
0,59
|
АТЕКО КО-413 |
15,82
|
7,5
|
4600
|
3300
|
0,58
|
Торфмаш КО-33МД |
15,19
|
7,5
|
4430
|
3800
|
0,54
|
РАРЗ МКМ-111 |
15,94
|
8
|
4955
|
2885
|
0,63
|
ЭМЗ МКМ-11 |
15,92
|
8,5
|
4950
|
2900
|
0,63
|
КМЗ СОМ |
14,15
|
9
|
7300
|
3300
|
0,69
|
СРЕДНИЕ МУСОРОВОЗЫ
|
КОММАШ КО-424 |
13,74
|
7,5
|
6220
|
4700
|
0,57
|
РАРЗ МКМ-2 |
13,64
|
9,6
|
6300
|
4700
|
0,57
|
Спецтранс КО-424 |
13,39
|
7,5
|
6500
|
4700
|
0,58
|
Спецтранс
КО-424А |
13,39
|
9,8
|
6500
|
4700
|
0,58
|
ЛМЗ-4818-10 |
13,64
|
9,5
|
6500
|
4500
|
0,59
|
Торфмаш КО-50МД |
13,64
|
9,5
|
6200
|
4800
|
0,56
|
Арзамас КОММАШ КО-440-4 |
13,76
|
10
|
6600
|
4300
|
0,61
|
АТЕКО КО-431 |
13,39
|
10
|
6220
|
4980
|
0,56
|
СЗА МС-45 |
12,93
|
10
|
7100
|
4500
|
0,61
|
БОЛЬШИЕ МУСОРОВОЗЫ
|
Мценск КОММАШ
КО-429-05
|
11,26
|
15
|
10500
|
5480
|
0,66
|
Осиповичи КОММАШ
МБ-15
|
10,71
|
15,5
|
10500
|
6300
|
0,63
|
РАРЗ МКМ-35
|
11,46
|
18
|
9200
|
6500
|
0,59
|
РАРЗ МКМ-25
|
9,64
|
18
|
10260
|
8940
|
0,53
|
КамАЗ-693501
|
10,25
|
18
|
8410
|
8000
|
0,53
|
СЗА МС-70
|
15,57
|
18,5
|
8410
|
7000
|
0,58
|
Мценск КОММАШ
КО-429
|
9,64
|
20
|
11080
|
8120
|
0,58
|
АТЕКО КО-429
|
9,63
|
20
|
11080
|
8125
|
0,58
|
РАРЗ МКМ-45
|
11,71
|
20,6
|
10700
|
9800
|
0,52
|
АТЕКО КО-415-01
|
11,56
|
22,5
|
11400
|
9370
|
0,55
|
Спецтранс КО-415
|
11,71
|
22,5
|
11400
|
9100
|
0,56
|
СЗА МС-91
|
11,71
|
22,5
|
11400
|
9100
|
0,56
|
Мценск КОММАШ
КО-415А
|
11,71
|
22,5
|
11130
|
9370
|
0,54
|
КамАЗ-6935-0000010
|
11,71
|
24
|
11200
|
9300
|
0,55
|
По материалам справочника "Коммунальная и
дорожная техника"
Издатель: ЗАО "РИА РОССБИЗНЕС"
|