Выпуск №26. Статья №1.

Мусоровозы с боковой загрузкой: обзор рынка


ЭТО ИНТЕРЕСНО:
КАКИЕ БЫВАЮТ МУСОРОВОЗЫ?
________________________________

Сегодня подавляющее большинство европейских мусоровозов (70%) — это традиционные машины с ЗАГРУЗКОЙ СЗАДИ.
Помимо водителя их, как правило, обслуживают еще один-два человека — часто они стоят сзади на специальных подножках.

В последнее время получили распространение мусоровозы с БОКОВОЙ ЗАГРУЗКОЙ (25%) и одним водителем-оператором.
Они работают в основном в центрах городов, на широких улицах, где удобнее захватывать контейнеры со стороны борта.

Еще 5% от общего числа мусоровозов составляют "ЭКЗОТИЧЕСКИЕ МАШИНЫ", которые захватывают контейнеры СПЕРЕДИ и опрокидывают их за кабину.
Эти машины чаще всего обслуживают крупные торговые зоны и супермаркеты.

В последнее время наметилась тенденция к уменьшению габаритов.
Длина мусоровозов сокращается с 10 до 8 метров, объем кузова — с 24 до 18 кубометров, но при этом степень сжатия отходов возрастает с 5—6:1 до 7—8:1.

____________________________________
по материалам сайта
http://www.autoreview.ru/

Благоприятная экологическая обстановка - важнейший показатель социального благополучия индустриально развитых районов. Одной из главных проблем коммунальных служб любого города остается вывоз и утилизация твердых и жидких бытовых отходов (ТБО и ЖБО) и прочего мусора. Основным транспортным средством для вывоза являются мусоровозы. Большинство современных мусоровозов приспособлено для работы с накопительными контейнерами нескольких видов, типов и вместимости.

МУСОРОВОЗЫ С БОКОВОЙ РУЧНОЙ ЗАГРУЗКОЙ

В небольших городах России вплоть до середины 1980-х годов использовали мусоровозы на шасси ГАЗ-93 (грузоподъемностью 2 т) с закрытым самосвальным кузовом. Загрузкой занимался грузчик, в обязанности которого входило принимать у населения ведра с отходами, опорожнять их и разравнивать мусор в кузове лопатой. На машине отсутствовали ворошитель и уплотнитель мусора. Такой мусоровоз был малоэффективен. Единственное его достоинство - простота конструкции и низкая стоимость.

В 1980-х годах в ряде городов европейской части Советского Союза, Польши, Чехословакии, Венгрии и Восточной Германии использовали немецкие мусоровозы Multicar.
В России мусоровозы с ручной загрузкой без дополнительных систем выпускаются с 1999.
Конструкция малого мусоровоза на базе ГАЗели с индексом КО-820 весьма простая: закрытый кузов самосвального типа с люками для сбора мусора. КО-820 используется для сбора мусора на рынках, вокзалах, из уличных и придорожных урн.

Мусоровозы на базе трехколесных мотороллеров и рикш используют в Азии и на юге Европы. В классе средних и больших мусоровозов эти машины большая редкость, если, конечно, не учитывать машины с подъемно-транспортным борудованием Multilift, предназначенные для перевозки накопительных контейнеров с боко-вой загрузкой.

МУСОРОВОЗЫ С БОКОВОЙ ЗАГРУЗКОЙ МАНИПУЛЯТОРОМ

С середины 1980-х годов в городские коммунальные службы поступили мусоровозы с боковой механизированной загрузкой ТБО из стандартных контейнеров с помощью манипулятора через люк в крыше кузова.
Мусоровозы с боковой загрузкой появились вследствие перехода на новый стандарт накопительных контейнеров, поскольку вывоз мусора контейнеровозами М-30 и вывоз ТБО мусоровозами с задней загрузкой экономически не оправдывался.

На протяжении последних 20 лет этот класс остается в России самым популярным, прежде всего из-за низкой цены: КО-415, например, стоит $22 000, тогда как мусоровозы с задней загрузкой на $8000... 10 000 дороже.

Разработкой мусоровозов с боковой загрузкой централизованно занималось лишь одно проектное бюро, после чего техническую документацию передавали сразу нескольким заводам.

По этой причине часто встречаются одинаковые индексы в обозначении мусоровозов: модели КО-415А на базе КамАЗа одновременно выпускают завод "АТЕКО", Мценский завод коммунального машиностроения, петербургский ЭРМЗ "Спецтранс".
Те же кузова некоторые заводы устанавливают и на шасси трехосных автомобилей ЗИЛ (КО-429).

В начале 1990-х годов дефицит мусоровозов позволил заводам, изготовлявшим до этого другие виды продукции, закрепиться на новом рынке. Рязанский завод "Торфмаш" (ныне - ПКФ "БЕРЦ"), например, выпускает мусоровозы КО-ЗЗМД и КО-50 МД лишь с 1993 года, до этого предприятие производило подметально-уборочные машины. За последнее десятилетие на рынке появилось много новых

моделей (Ряжский авторемонтный завод и ИПП "Коммунальный Сервис").
Конструктивные и компоновочные различия большинства мусоровозов с боковой загрузкой незначительны: белорусский МоАЗ, специализирующийся на выпуске землеройной и карьерной техники, изготавливает мусоровоз МБЗ-014 с правосторонней загрузкой, компания FAUN делает мусоровозы для перевозки специальных накопительных съемных контейнеров.

Принципиальное устройство большегрузного кузовного мусоровоза FAUN Sidepress 612 с боковой механизированной загрузкой:
Мусоровоз FAUN Sidepress 612
Мусоровоз МБМ-12 с боковым манипулятором:
Мусоровоз МБМ-12
Мусоровоз МКМ-2 с боковым манипулятором:
Мусоровоз МКМ-2

В состав спецоборудования мусоровозов с боковой загрузкой входят: надрамник, кузов, толкающая (прессующая) плита, разравниватель (ворошитель), двух- или трехфункциональный гидроманипулятор, гидросистема.
На надрамнике установлен цельнометаллический кузов, который сзади закрыт подъемным бортом, а спереди - толкающей плитой. Задний борт шарнирно соединен с кузовом и открывается - закрывается с помощью гидроцилиндров, установленных с обеих сторон кузова. Гидроманипулятор захватывает, поднимает, опрокидывает, встряхивает и устанавливает контейнер на место. Разравниватель, установленный на толкающей плите, равномерно распределяет мусор в кузове. На моделях с кузовом большого объема имеется пресс-камера, которая подает отходы по мере заполнения загрузочного приемного бункера. ТБО выгружают из мусоровоза толкающей плитой при одновременном поднятии кузова.
На кузовах крупнотоннажных мусоровозов установлено до 18 гидроцилиндров: по два - на раме для подъема кузова, на заднем подъемном борту, на толкающей плите, в прессующей камере (если она есть); три - на крышке приемного люка, один - на разравнивателе мусора, шесть - на гидроманипуляторе.

Органы управления гидроприводами, как правило, расположены под кузовом, в задней или центральной части. Для упрощения конструкции приводов в последнее время применяют электрические пульты, управление всеми операциями по погрузке - разгрузке на некоторых моделях (например, СЗА МС-91) производится только из кабины.
В ряде случаев такую технику не рекомендуется применять, особенно в жилых районах: бригада мусоровоза нередко состоит из одного водителя (нет денег на оплату грузчика), и погрузку осуществляют сами жители, которые, если водитель невнимателен, могут быть травмированы, например, в вечернее время зимой и ранней весной при гололедице.

Учитывая эти недостатки, производители мусоровозов совершенствуют свои машины, и с 2001 года в России начат выпуск машин с системами видеонаблюдения (например, МБМ-12). Видеокамеру закрепляют либо на стойках зеркала заднего вида, либо на специальном штативе. Монитор установлен в кабине, и водитель может контролировать процесс загрузки не выходя наружу.

Большинство мусоровозов с боковой загрузкой рассчитано на загрузку ТБО из контейнера вместимостью 0,75 м3. Такие контейнеры сейчас производят многие отечественные предприятия, специализирующиеся на выпуске коммунальной техники. Из-за опасения вандализма жилищно - коммунальные предприятия стараются использовать контейнеры без опорных роликов. В районах с плохой криминогенной обстановкой, где часты случаи умышленных краж накопительных юнтейнеров (сдают в металлолом, воруют для дач), мусоровозы оснащены собственным ковшом - самопогрузчиком вместимостью от 0,6 до 0,8 м3. Понятно, что жители домов, не оборудованных мусоропроводами, обязаны дожидаться мусоровоза, который приезжает в строго определенные часы, а если нет возможности находиться в это время дома, сваливают мусор и отходы во дворе.

Еще одно неудобство использования мусоровозов с боковой загрузкой в том, что выгружаемый из ковша или контейнера мусор даже при небольшом ветре разносит по всему двору, что добавляет работы дворникам. Крышки люков, открытые при загрузке, мало помогают.

Зарубежных мусоровозов с боковой загрузкой в России практически нет, хотя машины подобного рода (модели Sidepress и Twinpress) выпускает фирма FAUN Kirchoff Gruppe (Германия), продукция которой хорошо известна в больших городах. Основное отличие импортных мусоровозов от отечественных в том, что люк приемного бункера расположен не сверху, а сбоку, и захват гидроманипулятора позволяет загружать юнтейнеры вместимостью от 110 л до 1,2 м3.

МУСОРОВОЗЫ С БОКОВОЙ ЗАГРУЗКОЙ КАНТОВАТЕЛЕМ

В последнее десятилетие в Европе актуальной стала проблема сортировки мусора на этапе сбора. Предполагалось, что в каждый район и квартал раз в день будет приезжать специальный мусоровоз для сбора ТБО строго определенного вида. Однако в каждом районе применяют контейнеры разной вместимости (и количество выбрасываемой стеклотары в разных районах неодинаково), к тому же в узких дворах большому мусоровозу маневрировать сложно.

Проблему частично решили, использовав малые мусоровозы с кантователями, приспособленными для опорожнения контейнеров различной вместимости. Кантователи приспособлены для погрузки контейнеров не менее чем четырех типов. Весь процесс агрузки занимает 2,5 мин. Эти мусоровозы могут работать в узких дворах и перегружать мусор в большие мусоровозы (например, БМ-53229), которые перевозят ТБО на мусороперегрузочную, мусоропрессовочную станции или мусороперерабатывающий завод.

Таблица. Сравнительные характеристики кузовных мусоровозов с боковой загрузкой

Модель
Удельная мощность, л.с./т
Вместимость кузова, м3
Масса снаряженная, кг
Масса перевозимого мусора, кг
Коэффициент использования массы
МАЛЫЕ МУСОРОВОЗЫ
КОММАШ
КО-10001/КО-5301БО
15,45
5,9
5040
2000
0,72
РАРЗ МКБ-21
15,65
6
4850
2100
0,7
Арзамас КОММАШ
КО-440-3
15,92
7,5
4630
3220
0,59
АТЕКО КО-413
15,82
7,5
4600
3300
0,58
Торфмаш КО-33МД
15,19
7,5
4430
3800
0,54
РАРЗ МКМ-111
15,94
8
4955
2885
0,63
ЭМЗ МКМ-11
15,92
8,5
4950
2900
0,63
КМЗ СОМ
14,15
9
7300
3300
0,69
СРЕДНИЕ МУСОРОВОЗЫ
КОММАШ КО-424
13,74
7,5
6220
4700
0,57
РАРЗ МКМ-2
13,64
9,6
6300
4700
0,57
Спецтранс КО-424
13,39
7,5
6500
4700
0,58
Спецтранс КО-424А
13,39
9,8
6500
4700
0,58
ЛМЗ-4818-10
13,64
9,5
6500
4500
0,59
Торфмаш КО-50МД
13,64
9,5
6200
4800
0,56
Арзамас КОММАШ КО-440-4
13,76
10
6600
4300
0,61
АТЕКО КО-431
13,39
10
6220
4980
0,56
СЗА МС-45
12,93
10
7100
4500
0,61
БОЛЬШИЕ МУСОРОВОЗЫ
Мценск КОММАШ
КО-429-05
11,26
15
10500
5480
0,66
Осиповичи КОММАШ
МБ-15
10,71
15,5
10500
6300
0,63
РАРЗ МКМ-35
11,46
18
9200
6500
0,59
РАРЗ МКМ-25
9,64
18
10260
8940
0,53
КамАЗ-693501
10,25
18
8410
8000
0,53
СЗА МС-70
15,57
18,5
8410
7000
0,58
Мценск КОММАШ
КО-429
9,64
20
11080
8120
0,58
АТЕКО КО-429
9,63
20
11080
8125
0,58
РАРЗ МКМ-45
11,71
20,6
10700
9800
0,52
АТЕКО КО-415-01
11,56
22,5
11400
9370
0,55
Спецтранс КО-415
11,71
22,5
11400
9100
0,56
СЗА МС-91
11,71
22,5
11400
9100
0,56
Мценск КОММАШ
КО-415А
11,71
22,5
11130
9370
0,54
КамАЗ-6935-0000010
11,71
24
11200
9300
0,55

 

По материалам справочника "Коммунальная и дорожная техника"
Издатель: ЗАО "РИА РОССБИЗНЕС"