Выпуск №22. Статья №3.
Вибрация - скрытая угроза?!
По мере развития технического прогресса в современном производстве все шире используются различные механизмы и новые технологические процессы, которые в свою очередь увеличивают воздействие на организм работающих различных неблагоприятных физических факторов, таких, например, как вибрация. Профессиональные заболевания, обусловленные воздействием физических факторов производственной среды, могут встречаться в различных отраслях народного хозяйства - машиностроении, строительной, горно-рудной промышленности и сельском хозяйстве.
Вибрация, как механическое колебательное
движение, повторяющееся через определенные периоды оказывает
огромный разрушительный эффект на нервную, сердечно-сосудистую,
мышечную и костную систему организма.
|
Действие вибрации на организм человека может быть локальной - это
преимущественно вибротехника (виброплиты, виброкатки, виброуплотнители),
затирочное и шлифовальное оборудование, камненарезные станки и т.п.,
и общей - передающейся через опорные поверхности на тело сидящего
или стоящего человека обслуживании транспортной и сельскохозяйственной
техники (трактора, комбайны и т.д.). Все это проявляется в так называемой
"Вибрационной болезни".
Ряд симптомов нарушения деятельности периферической (полиневриты,
миотрофии) и центральной (нарушение работы эндокринных органов, коронарных
кризов, головокружения, длительные нарушения походки и координации)
нервных систем, основой которых является специфическое поражение кровеносных
сосудов, приводит к потере трудоспособности на срок от двух недель
до шести месяцев, а в отдельных случаях - к инвалидности.
В современных условиях все большее число руководителей понимают важность
сохранения здоровья и высокой работоспособности своих сотрудников.
Как известно, болезнь легче и дешевле предупредить, чем лечить. Своевременная
грамотная профилактика позволит значительно уменьшить выплаты по больничным
листам, снизить текучесть кадров и сохранить высококвалифицированных,
опытных специалистов, избежать выплат по инвалидности и т.д.
Профилактика виброболезни складывается:
во-первых, путем правильной организации труда - перерывы в
работе по 10 минут после каждого часа, физиотерапии, теплых ванн для
рук температурой 37-38 °С в сочетании с самомассажем в течение 5-10
минут, двух ежегодных курсов ультрафиолетового облучения (по 45 облучений).
Во-вторых, в исключении неблагоприятного воздействия вибрации на организм
работающих, что достигается использованием такого инструмента и
оборудования, которое генерировало бы вибрацию в рамках предельно
допустимого уровня. Развитие виброзащиты обслуживающего персонала
шло в нескольких направлениях. С одной стороны совершенствовались
методы виброизоляции и применение виброгасящих устройств, с другой
стороны внедрялось использование индивидуальных средств защиты. Виброизоляция
осуществляется покрытием вибрирующих поверхностей и оборудования вибропоглощающими
и демпфирующими материалами (резиной, асбестом, пластмассами типа
"Агат"). В местах связи сопрягаемых деталей используются
амортизирующие материалы (пробки, картон, пружинные амортизаторы)
для плотного прилегания.
Так же значительное уменьшение вибрации в источнике ее образования
достигается следующими способами: исключением из конструкции ударного
взаимодействия деталей, заменой возвратно-поступательного движения
деталей вращательным, и исключением неуравновешенности вращательных
деталей и узлов.
Так же применяется "защита расстоянием" с помощью использования
автоматического и дистанционного управления.
Необходимо помнить, что со временем значительно изнашиваются вибропредохраняющие
компоненты техники, что резко повышает ее опасность.
И помните, здоровье ваших сотрудников
- ваш капитал!
|
Смазка оборудования
Это довольно сложный процесс, который необходимо выполнять очень
тщательно. Возможность эффективной смазки закладывается при проектировании
машины. Решая, какую марку оборудования приобрести, попытайтесь
понять, удобна ли его конструкция для обслуживания. Гидравлический
бак недостаточного объема, недостаточное количество или неправильное
расположение пресс-масленок для пластичной смазки, неправильно организованный
теплоотвод – все эти недостатки конструкции скажутся на смазке трущихся
поверхностей и могут стать причиной неисправностей.
Весьма важен правильный выбор смазки для конкретных условий эксплуатации.
Нужно по возможности точно следовать рекомендациям изготовителя техники.
Некоторые производители присваивают смазочным материалам свои имена
и рекомендуют применять только их. Обычно при этом декларируется,
что в случае их использования периодичность замены увеличивается.
Однако чаще всего изготовители машин предлагают пользоваться известными
марками смазочных материалов, при этом приводится их классификация
по АРI или NLGI.
Если смазку, соответствующую требованиям изготовителя машины, достать
не удается, можно выбрать более близкую по характеристикам.
Моторное масло
При работе в регионе, где неизвестно точное содержание серы в топливе,
либо если определенно известно, что содержание серы выше 0,5%, следует
выбирать моторное масло с более высоким ТВN (щелочным числом), т.е.
использовать масло более высокой эксплуатационной группы по классификации
API или по национальному стандарту. Это масло должно иметь разрешение
для применения в условиях эксплуатации, в которых работает двигатель.
В частности, если у вашей машины безнаддувный двигатель, следует
перейти на масло для дизелей с наддувом. Масло более высокого качества
обладает лучшими диспергирующе-моющими свойствами, позволяющими
лучше бороться с повышенным образованием сажи и нагара в результате
использования высокосернистых топлив, это позволит сэкономить значительные
средства на уменьшении объема ремонта и времени простоя машины.
Побочные продукты сгорания высокосернистого топлива попадают в масло
и нейтрализуют полезные присадки, содержащиеся в базовом масле,
что увеличивает коррозию деталей двигателя. Кроме того, выпускные
клапаны и верхние части поршней, подвергающиеся воздействию сгорающего
высокосернистого топлива (в двигателях, работающих на масле с низким
«щелочным числом»), также подвержены коррозионному износу, на этих
деталях откладывается значительное количество нагара. Все это приводит
к увеличению износа деталей двигателя.
В связи с ужесточением требований к токсичности отработавших газов
конструкции новых дизелей изменились, увеличились рабочие температуры
деталей и их чувствительность к отложению нагара. В результате значительное
количество частиц сажи попадает в масло, что вызывает его разжижение
и засорение масляного фильтра. Это, в свою очередь, затрудняет подачу
масла к трущимся поверхностям, ведет к увеличению износа и, в конечном
счете, выходу из строя двигателя.
Следует заметить, что в настоящее время все большее число стран,
в том числе Россия, законодательно ограничивают содержание серы
в дизельном топливе, поэтому большинству наших читателей этот совет,
к счастью, не понадобится.
Трансмиссионные масла
Часто забывают о такой потенциальной возможности экономить средства
и уменьшить время простоя машины, как правильный выбор трансмиссионного
масла. В современных трансмиссиях увеличен коэффициент передачи
мощности, и в случае замены трансмиссия может стоить дороже двигателя.
Применение новых материалов, таких как фторопласты или Viton, позволило
улучшить коэффициент передачи мощности. Однако эти материалы несовместимы
с моторными маслами, традиционно использующимися в качестве трансмиссионных.
Если такое масло попадает на фторопласт, он становится хрупким,
что может привести к преждевременному отказу трансмиссии. Еще до
ее отказа воздействие масла может стать причиной разрушающевысоких
температур в сцеплении, быстрого износа сцепления и планетарной
передачи и, в результате, уменьшения коэффициента передачи мощности
при работе машины с большой нагрузкой. В новейших конструкциях мощность
двигателя, как правило, увеличена, а размерность трансмиссии уменьшена
для улучшения ремонтопригодности.
Нефтеперерабатывающие компании создают все новые сорта ГСМ, соответствующие
требованиям двигателей и трансмиссий, поэтому подбор правильного
типа ГСМ займет немного времени, но позволит сэкономить большие
средства.
Гидравлические системы
Принципы действия гидросистем просты, но работать с ними сложно.
Множество причин могут вызвать отказ насосов, например, чрезмерное
снижение или повышение давления, утечки масла из системы. Зачастую
операторы вместо того, чтобы выявить и устранить причину неисправности,
просто доливают масло в систему, чтобы машина продолжила работу.
Конечно, при этом используется самое дешевое масло для гидросистем,
поскольку «оно все равно скоро вытечет».
Такой подход нередко превращается в дорогое удовольствие. В продаже
имеется множество типов гидравлических масел, но при выборе лучше
всего придерживаться рекомендаций изготовителя гидравлического оборудования.
Не менее важен размер бака. Его вместимость должна быть равна примерно
десятиминутной производительности гидронасоса.
При строительных и дорожных работах давление в гидросистеме машины
порой поднимается до очень больших величин, при этом насосы продолжают
работать и на температуру масла никто не обращает внимания. Однако
каждые 10о после +37°С сокращают срок службы масла на 50%. Перегрев
также становится причиной образования твердого шлама, заполняющего
технологические зазоры, вызывающего коррозию и повышенное выделение
тепла при каждом рабочем цикле. Причиной перегрева могут быть и
использование гидравлического масла несоответствующей вязкости,
и плохая подгонка деталей гидронасоса, и засорение масляного теплообменника
или утечки масла внутри системы.
Однако наиболее частой причиной выхода из строя гидравлических
систем является неполное и неправильное ТО. Фильтрование масла и
чистота в системе – главные условия максимально длительной службы
гидравлического оборудования. Для предотвращения или, по крайней
мере, минимизации загрязнения (причина примерно 70% отказов гидрооборудования),
необходимо, чтобы проводили техобслуживание и управляли этим гидравлическим
оборудованием хорошо и правильно обученные работники. Пренебрежение
к базовому обучению может иметь катастрофические последствия.
Консистентная смазка
Опытные работники знают, что неправильное применение пластичной
смазки наиболее распространенная причина ускоренного износа подшипников,
шарниров и сочленений. За исключением редко встречающихся недостатков
в конструкции, изготовитель оборудования, как правило, не виноват
в поломках. Самое интересное, что большинство отказов, вызванных
этой причиной, «запрограммированы» еще до того, как оборудование
начнет по-настоящему работать.
Пластичная смазка – сложная смесь, представляющая собой масло (или
масла), молекулы которого (-ых) налипают на тончайшие волокна, состоящие
из молекул загустителя. Под действием тепла и с течением времени
ее свойства могут изменяться. Консистентная смазка не должна храниться
больше года и, по возможности, должна находиться в закрытой таре.
Ей не следует подвергаться воздействию влаги и тепла. Типичные признаки
потери свойств – выделение или разделение масла и загустителя, появление
растрескавшейся корочки на поверхности и любые другие изменения
внешнего вида или структуры.
Когда смазка хранится вне помещения в бочках, стоящих на днище пробками
вверх, на них собирается дождевая вода и снег. Даже если пробки закрыты
герметично, вода, в конце концов, неизбежно проникнет в бочку. Поэтому
не рекомендуется хранить их под открытым небом, а если помещения для
хранения нет, бочки должны находиться в лежачем положении (на боку)
с пробкой в положении цифр «3» или «9» на циферблате часов. Если это
невозможно, хотя бы наклоните их так, чтобы вода не застаивалась вокруг
пробок. Если приняты меры по недопущению проникновения влаги и других
загрязняющих веществ в смазку (разумеется, в пределах срока годности),
остается только следить, чтобы оборудование смазывалось достат
По материалам журнала "ЮГСПЕЦТЕХНИКА"
|