Выпуск №22. Статья №1.

Аварии башенных кранов: кто виноват и что делать?

Аварии башенных кранов
В последнее время по всей России не редки случаи падения строительных башенных кранов. Аварии зачастую приводят к травматизму и даже гибели людей: рабочих, случайных прохожих, жителей домов, на которые обрушилась техника, а также к повреждению зданий и другого имущества.

Безопасность эксплуатируемой строительной техники и, в первую очередь, такой сложной и тяжелой, как башенные краны - один из важнейших аспектов безопасности всей строительной отрасли. Однако о необходимости принятия каких-либо жестких мер для решения проблемы в целом власти вспоминают лишь после очередного несчастного случая.
По информации Ростехнадзора, основные причины аварий при работе с грузоподъемной техникой - эксплуатация технически неисправных башенных кранов, невыполнение в полном объеме технических обслуживании кранов и капитально-восстановительных ремонтов, а также нарушение проектов производства работ грузоподъемными кранами.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Проблема уходит своими корнями в начало 90-х гг., когда наблюдалось резкое снижение объемов строительства, а затем последовал их достаточно значительный рост. Краны за ненадобностью выводились из эксплуатации и консервировались. В то же время резкий рост объемов строительства в конце 90-х гг. привел к дефициту грузоподъемной техники. Механизаторы с трудом удовлетворяли спрос строителей на краны. Понятно, что на стройплощадках появилось много старого, давно требующего списания, оборудования. Зачастую дефицит пополнялся подержанной техникой, приобретенной в других регионах и за границей.

По данным Ростехнадзора в 2005 году в России при эксплуатации подъемных сооружений произошло 48 аварий, в том числе 9 из них - при эксплуатации башенных кранов. В этих конкретных авариях пострадало 19 человек, 8 из которых получили смертельные травмы. Всего от несчастных случаев, включая аварии, погибло 98 человек.

В то время возможности для обновления и расширения парка кранов были ограничены. Собственных средств, достаточных для покупки новой дорогостоящей техники у управлений механизации не было. А лизинг еще не получил достаточного развития. Да и отечественные краностроительные производства пребывали, по большей части, в плачевном состоянии. В результате - повсеместно возросла аварийность.
Лишь в последние два-три года ситуация с обновлением парка башенных кранов начала выправляться, особенно в крупных городах, благодаря возможности приобретать технику в лизинг. Но что касается аварийности - картина пока малоутешительная.


КОНСТРУКЦИЯ

Башенный кран, по сравнению с другими видами подъемных механизмов, наиболее подвержен обрушению. Это объясняется особенностями его конструкции. При большой высоте он имеет незначительные колею (расстояние между рельсами кранового пути, как правило, не превышает б метров) и базу (расстояние между осями ходовых тележек, расположенных на одном рельсе, также не превышает 6 метров). Поэтому башенный кран обладает высокой чувствительностью к условиям эксплуатации, в частности, к ветровой нагрузке. От сильного порыва ветра может упасть даже неработающий механизм, если он не будет закреплен противоугонными захватами.

ВИНОВАТЫ КРАНОВЩИКИ
Виноваты крановщики

Эксперты считают, что от 50 до 90% аварий случаются по вине самих работающих. Здесь и халатное отношение персонала к технике безопасности, и нарушение технологических режимов эксплуатации кранов. Так, например, весьма печально может закончится попытка оторвать от земли примерзший груз или груз, превышающий установленную норму. Машинисты либо не обращают внимания, либо отключают приборы безопасности, сигнализирующие о перегрузке. А нередко они работают с неисправными ограничителями грузоподъемности. Хотя выявить его неисправность и отремонтировать - не составляет труда.

Много ошибочных действий, приводящих к авариям, происходит в случае работы на стройплощадках неквалифицированного персонала. Тем не менее, часто можно видеть, что в помощь одному специалисту-стропольщику нанимаются несколько разнорабочих, которые в принципе не знакомы с особенностями этой работы.

Зачастую крановщики работают по две смены подряд (это недопустимо!), что приводит к хроническому недосыпу и усталости, потере элементарной внимательности.

СТАРАЯ ТЕХНИКА

Старый кран - это "усталость" металла, негодные тросы, старая автоматика. Понятно, что чем кран старее, тем больше вероятность аварии в случае нарушения технологических режимов его эксплуатации. Срок службы "одноруких великанов" грузоподъемностью до 10 т при полуторасменной работе составляет 10 лет, а грузоподъемностью свыше 10 т- 16 лет. Однако, в зависимости от интенсивности эксплуатации, состояние кранов сильно различается.
Если срок службы крана, указанный изготовителем, истек, то закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" позволяет его владельцу продолжать его эксплуатацию. Но! Для этого необходимо разрешение независимой экспертизы. Если техническое состояние крана будет признано удовлетворительным, срок службы продлевается Ростехнадзором, как правило, на 2 года. По истечении этого срока процедура повторяется, но не более четырех раз. Таким образом, срок службы крана может увеличиться еще на 10 лет, но не более.
Практика показывает, что большинство строителей проводит проверку башенных кранов нерегулярно. Тем более, что в России нарушение закона о нормативно-правовых документах должным образом не карается. И ситуация не изменится, пока на законодательном уровне не будет решен вопрос об ответственности организаций, эксплуатирующих потенциально опасную технику.

МОНТАЖ ЗАРУБЕЖНОЙ ТЕХНИКИ

Часто монтажом импортной техники занимаются неквалифицированные рабочие, в принципе не знакомые с этой техникой. Нередки и такие случаи, когда документация на зарубежные краны не переведена на русский язык. Естественно, что в таком варианте, вероятность аварии значительно повышается.

НЕЛЕГАЛЫ

На стройках городов, в том числе Петербурга и Москвы, работает нелегальная подъемная техника, ввезенная в страну под видом металлолома или запчастей. Естественно, что они не имеют ни сертификатов, ни разрешений к применению и не стоят нигде на учете.
Тем не менее - факт остается фактом. И чтобы выявить "нелегалов" нужны регулярные плановые проверки территориальными инспекторами строительных площадок. Тех сил, которые имеются сейчас в штате Ростехнадзора - недостаточно. На одного инспектора в среднем приходится около 800 учтенных механизмов, которые должны проверяться один раз в два года. Но бывает и так, что уже через две недели после проверки технику в буквальном смысле "не узнать". А глаза у эксплуататоров открываются, к сожалению, только после того, когда "грянул гром".

ПРОИЗВОДИТЬ ИЛИ ИМПОРТИРОВАТЬ?

В настоящее в России стоит отметить достаточно высокий спрос на продукцию иностранных производителей. И действительно, по некоторым параметрам (скорость перемещения грузов, шумность, энергопотребление) эта техника оказалось привлекательной, несмотря на относительно высокие цены.
Не все, однако, так оптимистично настроены в отношении кранов зарубежного производства. Эта техника не всегда приспособлена для того, чтобы работать в условиях нашей зимы. Кроме того, приобретая ее, российский потребитель попадаем в зависимость от иностранных производителей запасных частей, которые также достаточно дороги.
Впрочем, вполне вероятно, в ближайшее время ситуация на рынке изменится. Российские производители возрождаются и достаточно активно осваивают этот рынок, привлекая потребителей гибкой ценовой политикой и вкладываясь в разработку новых моделей.

По материалама сайта http://www.ossr.ru
и специализированного журнала "Все краны"