Выпуск №21. Статья №1.
Этот простой гусеничный кран...
Эпоха Возрождения неразрывно связана с именами Галилео Галилея,
Леонардо да Винчи, Уильяма Шекспира. В XXI веке иные ценности и
иное понятие о возрождении.В статье речь пойдет о возрождении одного
из видов техники - гусеничных кранах. Лет 15...20 назад,
когда десятки зарубежных компаний в конкурентной борьбе, применяя
самые современные технологии, начали создавать шедевры мобильных
колесных кранов, о гусеничных моделях как-то подзабыли. Нет, их
не перестали выпускать, но они отошли на второй план, и оттого несколько
снизился покупательский интерес к этому виду подъемно-транспортной
техники.
Особенность гусеничных кранов заключается в том, что в некоторых
ситуациях их невозможно заменить другими подъемными механизмами.
Гусеничные краны представляют собой
идеальное сочетание максимальной грузоподъемности, высоты
подъема и мобильности.
|
Поэтому некоторые компании - Demag, Hitachi, Liebherr,
Liebherr, Link-Belt, Manitowoc, Sennebogen,
Sumitomo, Terex продолжали совершенствовать эти механизмы
и за последние 10 лет представили потребителям новейшие разработки
моделей с гидравлической и решетчатой стрелой.
Возрождению гусеничных кранов способствовало несколько факторов.
Во-первых, зарубежные страховые компании подталкивают владельцев
покупать новые, надежные, гидравлические машины, поэтому старые модели
вытесняются новыми.
Во-вторых, с появлением новых производителей гусеничных кранов
усилилась борьба за лучшую цену. Поэтому современные машины сравнительно
недороги, а значит, неплохо распродаются.
В-третьих, процессу возрождения способствовало стремительное
развитие арендных и лизинговых операций.
Надо отметить, что зарубежные инженеры не только
внедряют новые технологии в сфере грузоподъемности и высоты
подъема, но и постоянно улучшают условия труда операторов.
Трудно поверить, но управление современным гусеничным краном
мало чем отличается от управления автокраном, экскаватором и
даже фронтальным погрузчиком. |
Гусеничный кран нового поколения более
функционален, продуктивен, производителен, быстро окупается,
предельно прост в обслуживании и несложен в управлении.
|
|
Гусеничный кран фирмы "Manitowoc"
|
Гусеничные краны особенно востребованны в двух сферах - это тяжелое
строительство и модернизация электростанций.
Быстро устаревающие электростанции наносят вред окружающей среде,
производят меньше энергии и т. п., поэтому энергетиков за рубежом
зачастую просто заставляют проводить их модернизацию, чтобы электростанции
соответствовали все более строгим экологическим требованиям. Такие
работы проводят, используя тяжелые краны грузоподъемностью выше
200 т, и их покупают чаще.
В строительстве обычно применяют краны меньшей грузоподъемности
- 50...200 т. Следом по популярности идут 100...125-тонные краны.
"Маленькие" краны грузоподъемностью около 50 т тоже не испытывают
недостатка в работе благодаря массовому строительству жилья и проектам
по возведению и модернизации автострад.
Однако, подъем в крановой отрасли породил другую проблему - нехватку
квалифицированной рабочей силы. Многие компании не испытывают
трудностей в подборе подходящего гусеничного крана, но зачастую не
могут найти квалифицированного оператора. Хорошо оснащенные строительные
фирмы с легкостью подписывают выгодные контракты, для реализации которых
требуются квалифицированные специалисты, в данном случае - операторы
кранов. Самых грамотных уже расхватали, и чтобы укомплектовать штат,
компании проводят чуть ли не аукционы, предлагая зарплату всё выше
и выше.
И в Штатах, и в Западной Европе строительная индустрия весьма ощутимо
страдает от нехватки рабочих рук. Производители техники стремятся
сделать свое оборудование максимально простым в обращении, а управление
- интуитивно понятным, чтобы обучение сводилось к минимуму.
Ранее гусеничные краны оснащали ручным управлением, и освоить работу
на таком оборудовании было весьма сложно: оператор мог, проработав
на кране долгие годы, с удивлением узнать о его скрытых возможностях.
Сейчас производители гусеничных кранов стремятся сократить сложности
в управлении подъемным оборудованием и планируют свести все технические
проблемы к минимуму.
Компьютеризация дала возможность создать некий стандарт систем управления,
чтобы на разных типах машин они были похожими. Так, например, опытный
оператор 70-тонного крана может без труда перейти на оборудование
гораздо большей грузоподъемности, что делает более безопасным освоение
техники, да и времени на привыкание затрачивается значительно меньше.
При таком подходе оператору не надо каждый раз заново проходить полный
курс обучения, когда ему приходится работать на незнакомой машине.
Примерно лет за тридцать гусеничные краны
перешли из разряда полностью ручных машин в разряд продвинутых
систем с бустерным управлением.
|
|
Гусеничный кран фирмы "Terex"
|
Современные системы управления намного надежнее и безопасней.
На моделях прошлых лет стоило выпустить из руки рычаг, и всё - груз
уже совсем не там, где ожидаешь его увидеть. Стоило ослабить ногой
педаль - и груз уже на земле. Теперь повсюду используется гидравлика,
разработки в области которой за последние 10 - 15 лет заслуживают
отдельной публикации. Единственная вещь, которая может напугать оператора
старой закалки, - это присутствие в системе управления компьютеров.
Краны нового поколения обеспечивают быстрое и безопасное выполнение
работы вне зависимости от стажа оператора. В конкурентной борьбе ощутимых
результатов достигли практически все компании, но больше других продвинулись
Hitachi, Terex, Manitowoc, Link-Belt.
Сегодня затраты производителей крановой техники на безопасность их
машин настолько велики, что ошибки практически исключены. Например,
логическая система электронной обработки независимого управления (EPIC)
позволяет операторам без труда работать почти одинаково и на самых
больших кранах, и на самых маленьких. Причем, управляя машиной, оператор
производит манипуляции только с определенными агрегатами механизма,
не подключая к работе остальные системы.
Многие зарубежные покупатели часто выбирают кран не за надежность
и удобство работы, а за стильный дизайн кабины. Возможно, это всего
лишь шутка продавцов, но в каждой шутке есть доля правды. Посмотрите,
сколько всяких "наворотов" в кабине современного крана:
дисплеи с высоким разрешением и подсветкой, климат-контроль, удобное
кресло, тонированные стекла, подставка для кружки и еще остается много
свободного места. По краю окон, машинных узлов и агрегатов протянуты
резиновые или силиконовые вставки, поглощающие шум и вибрацию. Такими
же вставками оснащены двери.
Внедрение многих новшеств в индустрии строительства кранов - результат
правильного отношения к мнению покупателя машин. Лет 10...15 назад
многие заказчики сетовали на большую массу гусеничных кранов и сложность
их монтажа. Что-то постоянно делалось в этом направлении.
|
Гусеничный кран ДЭК-361
|
Между тем, на отечественном рынке подъемно-транспортной техники
следует выделить Челябинский механический завод. Высокотехнологичные
гусеничные ДЭКи производства этого завода становятся все
более популярной техникой как в России, так и за ее пределами. Одна
из последних моделей завода - гидравлический гусеничный кран ДЭК-361,
поднимающий 36 тонн груза при собственной массе 35 тонн! Это образец
техники мирового уровня, не уступающей по своим характеристикам
и по качеству дорогим заграничным аналогам.
Также среди отечественных производителей гусеничных кранов следует
отметить Ульяновский механический завод № 2. Завод выпускает
краны марок МКГС и МКТ. 40 летний опыт работы в изготовлении грузоподъемной
техники способствует коллективу завода работать и получать хорошие
технико-экономические показатели своих кранов.
Например, одна из моделей, выпускаемых заводом - это тяжелый строительно-монтажный
кран МКГС- 100.1. Кран обладает большой грузоподъемностью (100 т)
с электрическим (постоянный ток) приводом механизмов, что обеспечивает
плавность при тонком управлении механизмами. Кроме того, выполнение
крана по оригинальному принципу агрегатного построения, позволило
значительно облегчить демонтаж и транспортирование узлов по сравнению
с другими кранами тяжелого класса.
Этот тяжелый гусеничный кран обеспечивает повышение КПД эксплуатации
и сокращение сроков проведения строительных работ, отвечая нуждам
монтажников.
Морозостойкое исполнение крана, рассчитанное как норматив на работу
при температуре до минус 40°С позволит ему "сказать свое слово"
при работе в районах с холодным климатом - занять "свое место"
среди аналогичных кранов.
Мобильные башенные краны
|
Гидравлический быстровозводимый кран
FM RB 10.30 I
|
На западе растет интерес к быстровозводимым и мобильным башенным
кранам. Прежде всего это заметно по выставочным экспозициям компаний.
Так, на выставке BAUMA 2004 среди новых башенных кранов итальянской
компании FM Gru демонстрировался гидравлический быстровозводимый кран
FM RB 10.30 I, оснащенный 30-метровой стрелой и способный поднять
4-тонный груз на высоту 27 м.
Итальянская компания Benazzato Gru показала сразу три модели
быстровозводимых кранов: модель 120 (стрела длиной 40 м, грузоподъемность
1000 кг, высота подъема 23 м), модель 296 (стрела 25 м, грузоподъемность
1000 кг, высота подъема 19 м) и модель 102 (стрела 22 м, грузоподъемность
600 кг, высота подъема 17 м). Benazzato канатам предпочла гидравлику,
а стрелы и мачты делает оцинкованные, чтобы предохранить их от ржавчины.
Компания создает и специальные версии башенных кранов, например, на
гусеничном ходу, но все они относятся к категории быстровозводимых.
Первым результатом сотрудничества компаний Tadano Faun и Arcomet
стал мобильный башенный кран AF 38, который поднимает груз массой
6 т на 23 м. Максимальная длина стрелы - 40 м, но при таком вылете
грузоподъемность снижается до 1,8 т. AF 38 оснащен дизелем Mercedes
Euromot, трансмиссией ZF AS-tronic и осями Kessler (6x6x4). Кроме
этой модели компании планируют выпустить еще несколько новых мобильных
башенных кранов.
Среди самых популярных моделей гусеничных кранов сейчас чаще называют
модели грузоподъемностью 300 т и более. Очень востребованны машины
Manitowoc 2250 и 888. Модель 2250 в недавнем прошлом обозначалась
как 4100. Индекс изменили, улучшив гидравлику, увеличив грузоподъемность
машины и оснастив ее усовершенствованным компьютеризированным управлением.
На модели 2250 установлено множество дополнительных агрегатов, дающих
возможность решать более широкий круг задач. Этот кран часто используют
в заводских помещениях, например в бумажной промышленности, сталелитейном
производстве и даже в коммунальных службах.
Наравне с моделью 2250 часто применяют модель Manitowoc 3900W. Популярны
также 165-тонный гусеничный кран от Kobelco America, Inc. и
100-тонные машины серии LR от Liebherr Nenzing Crane Co. Гусеничный
225-тонный кран 9310 от The American часто предпочитают потому, что
башня машины расположена почти вертикально, под углом 89°, позволяя
работать в непосредственной близости от объекта. Башня остается вертикальной
все время и способна поднимать груз на высоту 76 м.
|
Мобильный башенный кран
Liebherr LTM 1800
|
Основу большинства парков специализированных предприятий составляют
гусеничные краны грузоподъемностью от 175 до 230 т - машины в основном
гидравлические, но с решетчатой стрелой. Гусеничные краны с телескопической
стрелой встречаются реже, поскольку их преимущество перед кранами
с решетчатой стрелой проявляется лишь в случаях, если при возведении
объектов требуется оперативность. Однако если гусеничным краном с
решетчатой стрелой управляет опытный оператор, то такие машины мало
уступают телескопическим механизмам, а зачастую по всем параметрам
превосходят их.
И все же, выбирая гусеничный кран, сначала все же следует
обращать внимание на функциональность, а затем уже на "прибамбасы".
Главным при этом должна стать оценка производительности, цены (включая
будущие затраты) и качество компонентов. Только затем следует
перейти к комфорту в кабине. Если говорить об управлении, то надо
обратить внимание на правильное размещение датчиков и рычагов
- иными словами, определить, может ли оператор одновременно использовать
несколько функций машины.
Все сказанное выше в большей степени относится к гусеничным кранам
известных зарубежных производителей. Современные российские модели
несколько отстают от зарубежных аналогов, и "эстетического"
удовольствия от управления этими машинами операторы пока не получают.
По материалам журнала "Основные Средства"
№8/2004 "Ренессанс гусеничных кранов", автор В. Романов
№11/2004 "Этот простой гусеничный кран...", автор В. Романов
|