Выпуск №2. Статья №3. Стр.3

Кривошипно-шатунная группа двигателей ЯМЗ.

Кривошипно-шатунная группа (КШМ) включает основные детали, определяющие работоспособность двигателя: шатун, палец, коленчатый вал, вкладыши шатуна и коленчатого вала, упорные подшипники коленчатого вала.

Одними из причин наиболее тяжелых отказов двигателя являются задиры и проворот вкладышей в расточках шатуна или блока.

При провороте коренных вкладышей выходят из строя коленчатый вал и блок цилиндров (нарушение расточки в блоке). При провороте шатунных вкладышей выходят из строя шатун, коленчатый вал и при обрыве шатуна - блок цилиндров. В обоих случаях тяжесть отказа такова, что необходим капитальный ремонт двигателя с заменой или восстановлением блока цилиндров и коленчатого вала. Шатун при данном отказе восстановлению не подлежит.

Причинами задира и проворота вкладышей могут быть:

- масляное голодание. Отсутствие или недостаточное количество масла в подшипниках могут быть вызваны следующими причинами: недостаток масла в картере двигателя, выход из строя масляного насоса, использование масла с высокой температурой застывания при низких температурах, закоксовка предохранительного (редукционного) клапана в открытом положении; подсос воздуха на линии всасывания перед масляным насосом и др.
Дефект развивается за короткий промежуток времени (обычно менее минуты работы двигателя после пуска и ещё меньше при работе двигателя под нагрузкой). Следовательно, при отсутствии давления масла после пуска или при его падении в процессе работы двигателя, которые определяются по показаниям штатного манометра на панели приборов в кабине автомобиля или трактора, необходимо остановить двигатель для выяснения причины неисправности. Поиск причины неисправности надо начинать с проверки уровня масла в картере и давления в главной магистрали двигателя с помощью контрольного манометра;

- разжижение масла топливом. В случае небольшого разжижения масла топливом (при снижении вязкости на 15...20% от исходной) неисправности в работе подшипников не происходит. При этом имеет место снижение температуры подшипников за счёт увеличения расхода масла через них. Дальнейшее снижение вязкости масла приводит к ухудшению несущей способности масляного слоя, контакту шеек вала с вкладышами и их задиру.
Разжижение масла чаще всего происходит на линии слива топлива с форсунок. Этот дефект может оставаться незамеченным длительное время, внешними признаками которого являются отсутствие расхода масла и повышение уровня масла в картере двигателя. В этом случае необходимо проверить герметичность линии слива топлива с форсунок опрессовкой её сжатым воздухом под давлением 0,05...0,1 МПа (0,5...1,0 кг/см2). Места разгерметизации определяются по пузырькам выходящего воздуха;

- попадание загрязнений в зазор вкладыш-шейка вала. Твердые частицы (металлические и абразивные), проходя с маслом через зазоры в подшипниках, оставляют царапины на слое свинцовистой бронзы вкладышей. Эти царапины приводят к вспучиванию поверхности вкладышей, значительному повышению их температуры (до 600°С) с последующей деформацией и ослаблением натяга.
Вероятность попадания загрязнений в подшипники коленчатого вала практически полностью устраняется при обеспечении нормальной работы системы фильтрации масла, при которой перепускной клапан полнопоточного фильтра не открывается даже при пуске двигателя. В данном случае не загорается сигнальная лампочка открытия указанного клапана, расположенная на панели приборов в кабине. Загорание лампочки свидетельствует об открытии перепускного клапана, что говорит о засорении элементов фильтра или об использовании масла, несоответствующего температуре окружающего воздуха (особенно зимой). Эксплуатация двигателя с горящей сигнальной лампочкой категорически запрещена.

N
Номер по каталогу
Количество
Наименование
1
310040-П29
1
Болт
2
201-1005066
1
Шайба
3
236-1005061-Б
1
Шкив
4
236-1005026-Б
1
Противовес передний
5
236-1005055
1
Гайка
6
236-1005056-А
1
Шайба
7
236-1005043
1
Маслоотражатель передний
8
236-1005009-Д
1
Вал коленчатый
9
236Э-1000104-В2
1
Вкладыши шатунных подшипников, 88 мм, комплект
9
236Э-1000104-В2-Р1, Р2, РЗ, Р4, Р5, Р6
1
Вкладыши шатунных подшипников, 87,75-86,50 мм через 0,25 мм, комплект
10
236-1000102-Б2
1
Вкладыши коренных подшипников, ПО мм, комплект
10
236-1 000102-Б2-Р1, Р2, РЗ, Р4, Р5, Р6
1
Вкладыши коренных подшипников, 109,75-108,50 мм через 0,25 мм, комплект
11
236-1004058-В
12
Вкладыш шатунного подшипника
12
236-1005 170-В
4
Вкладыш верхний
13
236-1005183-Д
4
Полукольцо упорного подшипника
14
236-1005129-Б
2
Пластина левая
15
236-1005127-А
8
Болт крепления маховика
16
236-1005128-А
2
Пластина правая
17
236-1005115-Ж
1
Маховик
18
236-1005125-А2
1
Обод
19
312579-П29
12
Шайба
20
201501-П29
12
Болт
21
236-1005042
1
Маслоотражатель задний
22
236-1005171-В
4
Вкладыш нижний
23
313933-П
6
Заглушка
24
236-1000107-В4
1
Вал коленчатый с вкладышами подшипников, комплект
25
236-1005030
1
Шестерня
26
314006-П2
3
Шпонка
27
238П-1005061
1
Шкив трехручьевой

Статья из журнала
"Техническое обслуживание",
№ 2-3,октябрь 2004