АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
 
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции

 
Архив статей рассылки

Выпуск № 2 (30 ноября 2005г.)

Тема номера: Лизинг строительно-дорожной техники и строительного оборудования.
1. Особенности лизинга строительной техники и оборудования

2. Рынок лизинга спецтехники в России

А также:
3. Эксплуатация и сервисное обслуживание двигателей ЯМЗ, установленных на строительно-дорожной технике

"Новое производство":
4. Посты охраны, проходные, контрольно-пропускные пункты




Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru



Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №2. Статья №2.




Рынок лизинга спецтехники в России




Наши предложения


ОАО "Михневский РМЗ" совместно с лизинговой компанией "Ренессанс Лизинг" предлагает программы приобретения техники в лизинг.
      ВНИМАНИЕ!
- мы предлагаем лизинговые программы без залога и обеспечения!
- мы работаем со всеми регионами России: от Калининграда до Камчатки!
- исключительные условия лизинга: выберете ту программу, которая Вам подходит.
- оперативное обслуживание: заявка рассматривается в течение 3 дней (против 2 недель в общей практике)!
Подробнее>>

Финансовый лизинг с каждым годом все больше воздействует на результаты хозяйственной деятельности строительных организаций. С помощью лизинга осуществляются масштабные программы технического вооружения и перевооружения строительных комплексов городов, областей, краев, республик, всей Российской Федерации. Постоянно увеличиваются объемы лизинговых операций, география проводимых сделок, расширяется номенклатура передаваемого в лизинг имущества, создаются новые рабочие места.

I. Динамика развития лизинга строительного оборудования

За первые четыре года XXI века на строительные площадки страны было поставлено специализированное оборудование и техника в рамках сотен лизинговых договоров, общая стоимость которых превысила миллиард долларов. Это означает, что поставщики - лизинговые компании и их клиенты-лизингополучатели сумели достичь наиболее приемлемого для обоюдных интересов экономического равновесия и в результате спроектировать, профинансировать, приобрести и поставить необходимое для строительства имущество. Кроме того, предметами лизинга становилось и такие нужные строителям основные средства, как деревообрабатывающее, энергетическое оборудование, средства связи, компьютеры, оргтехника, различные виды автотранспорта, складское оборудование и многое другое.
Для финансирования сделок лизинговые компании привлекали банковские кредиты, авансы лизингополучателей, коммерческие кредиты поставщиков, собственные средства, средства, полученные от эмиссии ценных бумаг лизингодателей.
Действительно, статистические данные, которыми я располагаю, свидетельствуют о том, что лизинг строительного оборудования и дорожно-строительной техники развивался достаточно динамично. Только за 2000-2004 гг. объемы лизинговых сделок в этом сегменте рынка выросли в нашей стране почти в 6 раз! Достигнутый уровень превышает динамику всего российского лизинга, рост которого за этот период был менее чем пятикратный, и намного выше темпов роста валового внутреннего продукта и объемных показателей, характеризующих рост строительной индустрии страны.
Вместе с тем, российский лизинговый рынок имеет еще не освоенный значительный потенциал, базу роста, которая формируется по аналогии с зарубежным опытом. Об этом, в частности, свидетельствуют и объемы сделок, заключаемых в ряде экономически развитых стран. Так, в США в 2002-2003 гг. стоимость новых договоров со всеми видами строительного оборудования была, соответственно, на уровне 13872 и 16432 млн. долл. В Японии показатели оказались более скромными -1181 и 1238 млн. долл., но и они пока в несколько раз превышают российский уровень лизинга специализированного строительного оборудования. Следовательно, у нас еще большая база роста.

Таблица 1
Лизинг строительного оборудования и дорожно-строительной техники в 2000-2004 г.г.

Показатель
2000
2001
2002
2003
2004
Стоимость заключенных в течение года договоров лизинга, млн. долл.
По всем видам имущества 1415 1960 2320 3640 6750
В т.ч. по строительному оборудованию и дорожно-строительной технике 81 112 138 314 477
Прирост по отношению к предыдущему году, в %
По всем видам имущества - 38,5 18,4 56,9 85,4
В т.ч. по строительному оборудованию и дорожно-строительной технике - 38,3 23,2 127,5 51,9

II. Льготы и преференции участникам лизинговых сделок

Эффект от применения лизинга обусловлен возможностью существенно сэкономить средства строительным организациям, в основном за счет ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3, то есть за счет уменьшения налога на прибыль и сокращения расходов по налогу на имущество. Льготы позволяют сокращать расходы пользователям лизингового имущества на 10-20% по сравнению с иными схемами финансирования инвестиционных проектов. Лизингополучатели имеют право в полном объеме относить на расходы все лизинговые платежи.

Кроме того, участники лизинговых операций в последние несколько лет имели возможность получать государственную поддержку на уровне регионов. Она осуществлялась в следующих формах:

- предоставление лизингодателям, лизингополучателям, банкам, страховым компаниям налоговых льгот в части налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет субъекта Федерации;
- предоставление участникам лизинговых сделок гарантий сохранения налогового режима в части налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет субъекта Федерации;
- предоставление инвесторам - участникам лизинговых сделок инвестиционных налоговых кредитов в части налогов, уплачиваемых в бюджет субъекта Федерации, на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом, Бюджетным кодексом, другими законодательными актами;
- предоставление участникам лизинговых сделок отсрочки, рассрочки уплаты налогов;
- выделение инвесторам на конкурсной основе средств бюджета субъекта Федерации для финансирования инвестиционных лизинговых проектов;
- предоставление участникам лизинговых сделок государственных гарантий по инвестиционным лизинговым проектам за счет средств бюджета субъекта Федерации;
- предоставление инвесторам средств из бюджета субъекта Федерации в виде субсидий, компенсаций, субвенций, причем как на возмездной, так и на безвозмездной, безвозвратной основе в соответствии с заключенными с ними инвестиционными договорами;
- создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества субъекта Федерации;
- предоставление инвесторам прав пользования землей, лесами, водой и другими природными ресурсами по минимально установленным ставкам и в соответствии с действующим Законодательством;
- информационно-методическое обеспечение участников лизинговых операций и т.д.
Имеются и некоторые другие преимущества, которые можно получить, используя конкретные лизинговые продукты, применение которых предусмотрено в той или иной лизинговой компании.

Таблица 2
Количество лизинговых компаний на рынке строительной и дорожно-строительной техники России.

Показатель
2002
2003
2004
Количество всех обследованных лизинговых компаний
112
121
120
Лизинговые компании, которые занимались строительным оборудованием и техникой
44
57
71
Лизинговые компании, которые занимались дорожно-строительным оборудованием и техникой
22
40
56

III. Структура рынка

Одной из особенностей развития рассматриваемого нами сегмента рынка лизинговых услуг явилось выравнивание его структуры, то есть сокращение разрыва удельных весов между строительным оборудованием и техникой, с одной стороны, и дорожно-строительной техникой, с другой. Так, по моим расчетам, в 2004 г. 53,5% общей стоимости заключенных договоров приходилось на первую подотрасль (годом раньше - 67,2%) и, соответственно, 46,5% - на вторую (ранее было 32,6%).
С каждым годом возрастает количество лизинговых компаний, которые заключали договоры с лизингополучателями по различным видам профессионального оборудования для строительного комплекса страны. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2, составленной по результатам ежегодно проводимых мною обследований деятельности отечественных лизингодателей.
Можно с определенной уверенностью говорить, что у строительных организаций существенно расширились возможности для взаимодействия с операторами рынка лизинговых услуг. Причем не только в столицах (Москве, Санкт-Петербурге), но и во многих регионах Российской Федерации, а также с зарубежными компаниями, представленными на отечественном рынке.
В таблицах 3 и 4 представлен список тех российских лизинговых компаний, у которых стоимость новых договоров, заключенных в 2004 году, составляла 300 и более тысяч долларов.
Наиболее крупные проекты "тянули" на суммы во многие миллионы, а иногда и десятки миллионов долларов. Продолжительными были и сроки договоров, что также свидетельствует о повышающемся уровне развития лизинга в строительной индустрии страны.

IV. Сделки со строительным оборудованием и техникой

В список наиболее крупных операторов рынка по итогам 2004 года вошли 18 компаний, которые представляют различные регионы: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Поволжье, Юг, Центр; еще 8 лизингодателей из Санкт-Петербурга и 28 компаний из Москвы. Следовательно, лизинговая услуга вполне доступна для пользователей в любом конце Российской Федерации.

Лидер среди лизингодателей - компания "ЛизингКом" (г. Новосибирск) обеспечила ОАО "Алтайэнерго" различными видами строительной техники сроком на 3 года (стоимость сделки - 18,5 млн. долл.).

Питерская компания "Интерлизинг" передала в лизинг буровую установку Junttan. Стоимость этого оборудования 2,46 млн. долл., а срок договора - 3 года.

Крупнейшая в Санкт-Петербурге и одна из ведущих в России компания "Глобус-лизинг" стала лизингодателем шести автобетоносмесителей на базе МАЗ и автобетононасоса на базе MAN. В обоих случаях сроки заключенных договоров составляли 36 месяцев, а общая стоимость этих сделок - более 1,2 млн. долл.

Компания "РУСТ" (г. Санкт-Петербург) передала в лизинг на 5 лет башенные краны, десять строительных подъемников, изготовленных в России (стоимость договора - 6 млн. долл.). Кредитором выступил Северо-Западный банк Сбербанка России.

Башенные краны становились предметом лизинга в сделках (стоимость около 3 млн. долл.) другой питерской компании - "Петрокон-салт", а также московской лизинговой компании "Аленир".

Строительную технику от фирмы "Либхерр-Русланд" получило ЗАО "Моспромстрой", а лизингодателем по сделке выступала московская компания "Лизинговые и финансовые услуги", которая давно и успешно специализируется на лизинге этих видов имущества (срок договора - 56 месяцев, стоимость - 6,5 млн. долл.).

Самоходный кран Liebherr LTM 1090/2 стал предметом лизинга сроком на 5 лет по сделке стоимостью в 1,325 млн. долл., которую начала в прошлом году компания "Дельта-Лизинг" (г. Владивосток).

Технологическое оборудование для производства железобетонных конструкций для ОАО "ГлавМосСтрой" поставила в лизинг на 41 месяц московская компания "Лизинг-бизнес" (стоимость сделки -2,75 млн. долл.).

Два башенных крана Flat top city CTT 181-8/8 TS21 производства итальянской фирмы "TEREX Comedil" (поставщик ООО "Стройнемтех" - дилер Comedil) получило в лизинг на 36 месяцев ЗАО "Трест МСМ-1" от московской лизинговой компании "РМБ-Лизинг". Стоимость имущества 1,62 млн. долл. Лизингополучатель является крупнейшим строительным предприятием России, специализирующимся на механизации строительства. В его состав входят четыре управления механизации (1-е, 2-е, 7-е, 14-е). Еще один итальянский башенный кран - СТТ 141/8/А, стоимостью 540 тыс. долл., того же производителя и от того же поставщика, компания "РМБ-Лизинг" предоставила на 3 года в лизинг ЗАО "КомКран". Все башенные краны приобретались для последующего их использования при строительстве в районе Ленинского проспекта крупного жилого комплекса "Шуваловский".

Строительную технику для ЗАО "Уватстрой" сроком на 33 мес. поставила в лизинг Тюменская агропромышленная лизинговая компания (стоимость сделки - 373 тыс. долл.).

Компания "ЛИКОНС" передавала своим клиентам технику сроком на 2 года, кредитор - "Независимый Строительный Банк".

Компания "Альфа-лизинг" предоставила "Монтажному управлению 7" (подразделение Су-155) дорожно-строи-тельную технику более чем на 11 млн. долл.

Пятилетний договор лизинга с ОАО "АБЗ-1" (г. Санкт-Петербург) стоимостью свыше 8 млн. долл. на поставку оборудования для асфальтобетонного завода фирмы "AMOMATIC OY" (Финляндия) заключила компания "Глобус-лизинг". Кредитором выступил Северо-Западный Банк Сбербанка России. Кроме того, Глобус-лизинг сумела за счет средств, полученных от эмиссии ценных бумаг, профинансировать поставку по лизингу пяти наименований дорожно-строительной техники от германских фирм "AGT GmbH", "Diehl Heizgerabe". Срок договора - 3 года, стоимость сделки - около 1 млн. долл.

Лизингодателем оборудования еще для одного асфальтового завода Automatic 240 стала питерская компания "Интерлизинг" (срок договора - 3 года).

Оборудование для асфальтобетонного завода ДС-158 (стоимость - около 3 млн. долл.) предоставила в лизинг компания "РУСТ" (г. Санкт-Петербург).

По большому количеству дорожно-строительной техники (экскаваторы, погрузчики и др.) - стоимость сделок свыше 17 млн. долл. - в качестве лизингодателя выступила компания "Вольво финанс сервис".

Американскую и японскую дорожно-строительную технику всемирно известных концернов "Caterpillar" и "KOMATSU" для компаний "Дальмострострой" и "Даль-строймеханизация" предоставила в лизинг на 2 года "Универсальная лизинговая компания" (г. Хабаровск). Стоимость двух договоров составила около 4,5 млн. долл.

Московская лизинговая компания "Медведь", используя кредитные средства материнского банка - ОАО "ВБРР", закупила и предоставила по договору лизинга (стоимость -2,06 млн. долл.) ЗАО "Труд" дорожно-строительную технику сроком на 2,5 года.
Экскаваторы, погрузчики от Volvo предоставила в лизинг своему клиенту - ОАО "Рудас" -компания "Петроконсалт" (г. Санкт-Петербург). Срок договора составил 29 месяцев, а стоимость - 4,33 млн. долл.

По сравнению с предыдущим годом лизинговые сделки стали более масштабными, а сроки договоров - более продолжительными, что положительно характеризует развитие российского лизингового рынка. Как свидетельствуют данные анализа, в обоих сегментах рынка представлено большое количество лизинговых компаний. Тем не менее, мы посчитали целесообразным проверить уровень их концентрации. Для этих целей используются различные показатели, но чаще применяется разработанный американскими экономистами индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). Полагаю, что нет противопоказаний для использования этого коэффициента для оценки уровня монополизации лизингового рынка России. Максимальное значение, которое может принимать HHI, -10000.
В США индекс HHI является оценочным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики. При этом если HHI <1000, то рынок оценивается как неконцентрированный и не регулируется. При значениях 1000< HHI <1800 рынок считается умеренно концентрированным. При HHI>1800 рынок считается высококонцентрированным или немногочисленным.
Проведенный мною расчет показал, что по лизинговым компаниям, которые в 2004 г. заключали договоры со строительным оборудованием и техникой, индекс Херфиндаля-Хиршмана составлял 443. По дорожно-строительному оборудованию и технике HHI был вдвое выше и соответствовал 885. Приведенные данные свидетельствуют, что нет повода делать вывод о какой-либо монополизации, чрезмерной концентрации рынка. Это означает, что лизинговый бизнес рассредоточен между большим количеством операторов, и, соответственно, лизингополучатели имеют возможность для выбора, с какой компанией им предпочтительнее взаимодействовать в рамках лизинговой сделки.

Таблица 3
Рейтинг лизинговых компаний, занимавшихся строительным оборудованием и техникой

Лизингодатель
I. Группа компаний со стоимостью заключенных договоров лизинга от 10 до 18,7 млн. долл.
1
«ЛизингКом» (г. Новосибирск)
2
«Интерлизинг» (г. Санкт-Петербург)
3
«Объединенная лизинговая компания "Центр-Капитал"» (г. Москва)
4
«Балтийский лизинг» (г. Санкт-Петербург)
5
«Авангард-лизинг» (г. Москва)
6
«Промсвязьлизинг» (г. Москва)
7
«Лизинговая компания "Медведь"» (г. Москва)
8
«КАМАЗ-Лизинг» (г. Москва)
9
«Лизинговые и финансовые услуги» (г. Москва)
II. Группа компаний со стоимостью заключенных договоров лизинга от 5 до 10 млн. долл.
10
«Райффайзен-лизинг» (г. Москва)
11
«УралСиб Лизинг» (г. Москва)
12
«Газпромбанк-лизинг» (г. Москва)
13
«Глобус-лизинг» (г. Санкт-Петербург)
14
«РУСТ» (г. Санкт-Петербург)
15
Лизинговые компании НОМОС-банка (г. Москва)
16
«Петроконсалт» (г. Санкт-Петербург)
III. Группа компаний со стоимостью заключенных договоров лизинга от 1 до 5 млн. долл.
17
«Альфа-лизинг» (г. Москва)
18
«АС Финанс» (г. Екатеринбург)
19
«Евротраст-Лизинг» (г. Москва)
20
«Лизингбизнес» (г. Москва)
21
«Группа Финансовых Технологий» (г. Москва)
22
«Аленир» (г. Москва)
23
«Русско-германская лизинговая компания» (г. Москва)
24
«Югорская лизинговая компания» (г. Ханты-Мансийск)
25
«ДельтаЛизинг» (г. Владивосток)
26
«Europlan» (г. Москва)
27
АК «ГРУЗОМОБИЛЬ» (г. Санкт-Петербург)
28
«ЛИКОНС» (г. Москва)
29
Группа компаний «Ураллизинг» (г. Екатеринбург)
30
Группа компаний «Элемент Лизинг» (г. Москва)
31
«Тюменская агропромышленная лизинговая компания» (г. Тюмень)
32
ФК «Балтинвест» (г. Санкт-Петербург)
33
«Норд-Вест Лизинг» (г. Санкт-Петербург)
34
«РЕСО-лизинг» (г. Москва)
35
«КАМАЗ» (г. Набережные Челны)
IV. Группа компаний со стоимостью заключенных договоров лизинга от 300 тыс. до 1 млн. долл.
36
«Премьер-лизинг» (г. Москва)
37
«Муниципальная инвестиционная компания» (г. Краснодар)
38
«Петролизинг-Менеджмент» (г. Москва)
39
«Лизинговые технологии» (г. Саратов)
40
«Холдинг» (г. Каменск-Уральский Свердловской области)
41
«Сибирьгазлизинг» (г. Тюмень)
42
«РБ Лизинг» (г. Москва)
43
«Ярфинвест» (г. Ярославль)
44
«Лизинг-моторе» (г. Казань)
45
«Универсальная Лизинговая Компания» (г. Хабаровск)
46
«Агентство по инвестициям и лизингу» (г. Ижевск)
47
«ЕвроЛизинг» (г. Санкт-Петербург)
48
«Стоун-XXI» (г. Москва)
49
«Лига Протект» (г. Москва)
50
«ЧелПромЛизинг» (г. Челябинск)
51
«Атлант-М Лизинг» (г. Москва)
52
«Приволжская лизинговая компания» (г. Саров Нижегородской обл.)
53
«Приват-лизинг» (г. Москва)
54
«Сахалинская Лизинговая Компания» (г. Южно-Сахалинск)

Таблица 4
Рейтинг лизинговых компаний, занимавшихся строительным оборудованием и техникой

Лизингодатель
I. Группа компаний со стоимостью заключенных договоров лизинга от 10 до 43 млн. долл.
1
«КАМАЗ-Лизинг» (г. Москва)
2
«Альфа-лизинг» (г. Москва)
3
Группа компаний «Вольво финанс сервис»
4
«Глобус-лизинг» (г. Санкт-Петербург)
5
«Универсальная Лизинговая Компания» (г. Хабаровск)
II. Группа компаний со стоимостью заключенных договоров лизинга от 5 до 10 млн. долл.
6
«Лизинговая компания "Медведь"» (г. Москва)
7
«Петроконсалт» (г. Санкт-Петербург)
8
«Интерлизинг» (г. Санкт-Петербург)
9
«РЕСО-лизинг» (г. Москва)
10
«УралСиб Лизинг» (г. Москва)
11
«Сибирьгазлизинг» (г. Тюмень)
12
ФК «Балтинвест» (г. Санкт-Петербург)
III. Группа компаний со стоимостью заключенных договоров лизинга от 1 до 5 млн. долл.
13
«Росдорлизинг« (г. Москва)
14
«Объединенная лизинговая компания "Центр-Капитал"» (г. Москва)
15
АК «ГРУЗОМОБИЛЬ» (г. Санкт-Петербург)
16
«Райффайзен-лизинг» (г. Москва)
17
«РМБ-Лизинг» (г. Москва)
18
«Первая лизинговая компания» (г. Новосибирск)
19
«Ярфинвест» (г. Ярославль)
20
«КАМАЗ» (г. Набережные Челны)
21
«Балтийский лизинг» (г. Санкт-Петербург)
22
«ММБ-лизинг» (г. Москва)
23
«Промсвязьлизинг» (г. Москва)
IV. Группа компаний со стоимостью заключенных договоров лизинга от 300 тыс. до 1 млн. долл.
24
«Муниципальная инвестиционная компания» (г. Краснодар)
25
«Петербургская лизинговая компания» (г. Санкт-Петербург)
26
«Стоун-XXI» (г. Москва)
27
«Аленир» (г. Москва)
28
«Петролизинг-Менеджмент» (г. Москва)
29
«ЭКСПО-Лизинг» (г. Москва)
30
«Европлан» (г. Москва)
31
«ДельтаЛизинг» (г. Владивосток)
32
Группа компаний «Ураллизинг» (г. Екатеринбург)
33
«Западно-Сибирская лизинговая компания» (г. Тюмень)
34
«Северная Венеция» (г. Санкт-Петербург)
35
«МИБ-Лизинг» (г. Москва)
36
«Сибирская лизинговая компания» (г. Новосибирск)
37
«Торговые технологии» (г. Санкт-Петербург)
38
«ЕвроЛизинг» (г. Санкт-Петербург)
39
«БелФин» (г. Белгород)
40
«Премьер-лизинг» (г. Москва)
41
«Приволжская лизинговая компания» (г. Сэров Нижегородской обл.)


Статья из журнала
"Строительная техника и технологии", № 4 (38) 2005
"Лизинг - несущая конструкция в строительстве"
автор: профессор Высшей школы экономики Газман В.Д.
Публикуется с разрешения редакции журнала.



В следующем номере нашей рассылки мы познакомим Вас, уважаемые читатели, с методиками расчета платежей при лизинге строительной техники и оборудования.