Выпуск №17. Статья №1.

Как снизить платежи финансового лизинга строительной и грузоподъемной техники.

Первые лизинговые компании в современной России появились в самом начале 90-х годов прошлого века. Законодательная база для данного вида деятельности начала формироваться позднее - в 1998 году, когда был принят Федеральный закон "0 финансовой аренде (лизинге)".

За этот период различные отечественные средства массовой информации смогли убедить население страны в двух диаметрально противоположных мнениях. С одной стороны, для бывшей Страны Советов, лизинг - это грабительское эксплуататорское явление, когда один (лизингополучатель) с сошкой, а минимум четыре (лизингодатель, банк-кредитор, страховая компания и налоговая служба) - с ложкой. С другой стороны, для страны, возрождающейся из пепла перестройки, лизинг - это единственный путь, способный вывести страну со свалки разворованных, раскуроченных, изношенных физически и морально средств производства к новым - блестящим, надёжным и высокопроизводительным.

Выберем "золотую середину".
Лизинг - это разновидность арендных отношений, которые при отсутствии начального капитала позволяют приобретать машины и оборудование для организации новых и совершенствования существующих производственных процессов и за счёт средств, полученных от реализации продукции, рассчитываться с участниками лизингового процесса, устанавливая плату несколько выше. Вначале попробуем разобраться, что это за процесс.

"Минуточку, за чей счёт этот банкет?" - восклицает герой Юрия Яковлева в популярном фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Рассмотрим, откуда берутся средства на новые машины и оборудование.

В. А. Горемыкин [1] и М.И. Лещенко [2] считают, что источником средств для выполнения лизинговых операций (лизинговых платежей) является лизингополучатель (предприятие или арендатор), но это не совсем так.

"Сяду на пенёк - съем пирожок", - рассуждал вслух наивный медведь, но не по годам хитрая Маша советовала ему обратное. Допустим, некий искусный кулинар устал от безденежья и, начитавшись литературы по лизингу [1, 2 и др.], почувствовал выгоду этого дела и решил открыть свой бизнес. С помощью сына-акселерата он составил бизнес-план и пошёл в одну из ныне многочисленных лизинговых компаний. Там прониклись его стремлением жить хорошо и составили лизинговый договор, в одном из пунктов которого уполномочили будущего лизингополучателя выбрать любую чудо-машину по выпечке самых вкусных, безопасных и относительно дешёвых пирожков. После того, как выбор был сделан, лизинговая компания заключила договор купли-продажи с производителем таких чудо-машин. Те поставили её свежеиспечённому лизингополучателю, и работа закипела. День ото дня пирожки получались всё вкуснее и вкуснее. Покупатели голосовали за них рублем. Все были веселы, сыты и счастливы. А теперь вопрос: кто же является источником финансирования лизинговых операций? Правильно - потребитель конечной продукции лизингополучателя, от умения, старания, напора и энергии которого зависит, потянется к нему народ или нет. Но в строительстве всё обстоит несколько сложнее.

Кто же является источником финансирования лизинговых операций в строительстве, учитывая то, что речь порой идёт о миллионах долларов? Это могут позволить себе только богатые компании. Но среди них редко встретишь меценатов и альтруистов. Естественно, каждый инвестор рассчитывает на получение прибыли от своих инвестиций. А поскольку вклады в строительство долгосрочные, то благодаря разумной инвестиционной политике инвестор рассчитывает обеспечить светлое будущее не только себе, но и своим потомкам. Относительно быстро капитал оборачивается в жилищном строительстве. Тут можно рассчитывать на его возврат с прибылью через полтора-два года в зависимости от темпов возведения жилья, владельцами которого станут счастливые новосёлы. В данном случае они являются окончательными потребителями строительной продукции. Более длительные сроки требуются для возврата инвестиций в промышленное строительство, когда требуется построить не только здания и сооружения, но и смонтировать оборудование, а затем наладить производство товаров, пользующихся спросом. В этом случае потребителями строительной продукции являются коммерческие структуры.

На рис. 1 приведена схема лизинговых операций в строительстве, составленная авторами статьи. Итак, источником поступления значительных средств в строительство является инвестор, который, вполне естественно, ожидает возврата своих инвестиций с дивидендами от будущих потребителей строительной продукции (физических или юридических лиц). В качестве инвесторов могут выступать государственные или коммерческие структуры, в том числе иностранные.

Рис.1 Схема лизинговых операций в строительстве Увеличить >>
На рис. 1 показана ситуация, при которой строительное предприятие выиграло тендер или получило подряд на проведение строительных работ, но не имеет в своём машинном парке необходимого оборудования для выполнения завершённого цикла работ и не располагает средствами для его приобретения (в том числе в кредит). В этом случае строительное предприятие подбирает необходимое оборудование у его производителя или поставщика (этап 1), заключает соответствующий договор с лизингодателем (этап 2), оговаривая порядок выплаты лизинговых платежей и страхования приобретаемого имущества. Лизингодатель берёт кредит в банке (помимо банковских кредитов, лизинговые компании в качестве источников финансирования лизинговых сделок также используют коммерческие кредиты, собственные средства, выпуск векселей, облигаций и др.) (этап 3), равный стоимости выбранного оборудования (Со) с учётом НДС (НДСо).

Затем заключается договор купли-продажи между производителем (продавцом) оборудования и лизингодателем. Лизингодатель оплачивает строительное оборудование (этап 4), а производитель (продавец) поставляет его лизингополучателю (этап 5). После периодических поступлений от инвестора средств за выполненную работу с учётом лизинговых платежей (этап 6) лизингополучатель направляет их лизингодателю, но не выше того минимума, который выплатил инвестор. Согласно действующему законодательству и лизинговому договору, оборудование в большинстве случаев остаётся на балансе лизингодателя. Поэтому лизингополучатель выплачивает лизингодателю соответствующие платежи (этап 7) оговорёнными частями в согласованные сроки, рассчитанные по официально утверждённой методике.

Периодичность оплаты обычно оговаривается в договоре лизинга. Таким периодом может быть неделя, месяц, квартал, полугодие, год и др.

В отдельных случаях предусматриваются отсрочки платежей или их неравномерное распределение в течение срока действия лизингового договора.

Далее лизингодатель распределяет платежи между участниками лизинговых операций. Амортизационные отчисления и плата за кредит (AOj + ПKj), полученные от лизингополучателя в j-й период, направляются в банк (этап 8) в счёт погашения кредита, годовой страховой взнос (СТГ) - в страховую компанию (этап 9) в счёт погашения страхового платежа, а налоги на добавленную стоимость и на имущество (HДCj + HИj) - в налоговую службу (этап 10).

Лизинговая компания оставляет у себя комиссионное вознаграждение (КВj) и плату за дополнительные услуги (ДУj), если последние предусмотрены договором лизинга. Лизингодатель может застраховать риск неуплаты лизинговых платежей (в качестве дополнительного способа обеспечения сделки лизинговая компания также может использовать: авансовую форму оплаты, залог, поручительство третьих лиц, гарантию об обратном выкупе производителем, банковскую гарантию и др. (Прим. ред.)) (этап 11).
При этом налоговая служба, руководствуясь принципами бюджетной эффективности, стремится к максимизации налоговых поступлений. Таким образом, возникает триединая задача: минимизировать стоимость выполняемых механизированных работ и величину лизинговых платежей, но максимизировать бюджетную эффективность.

Возникает вопрос: можно ли управлять объёмами платежей при лизинге строительной и грузоподъёмной техники?

Системой можно управлять, если у неё есть хотя бы два варианта поведения или, скажем, степени свободы. Рассмотрим, сколько таких степеней у лизинговой сделки.

"О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух ...", - заметил в своё время А. С. Пушкин. Попробуем, опираясь на специальную литературу [1, 2, 3], классифицировать существующие лизинговые схемы, которые различаются по:

1. Типу лизинговых платежей (ЛП):
• денежные,
• компенсационные (т. е. продукцией и услугами лизингополучателя),
• смешанные. Во всех приведённых примерах предпочтение отдается денежной форме;

2. Методу начисления ЛП:
• с "фиксированной общей суммой", когда общая сумма начисляется равными долями в течение всего срока действия договора лизинга в соответствии с согласованной сторонами периодичностью,
• "с авансом", когда стороны согласовывают величину аванса, уплачиваемого лизингополучателем при заключении договора, а остальная
часть общей суммы лизинговых платежей (за вычетом аванса) начисляется равными долями в течение всего срока договора,
• с отсрочкой платежа", когда по договорённости между сторонами лизингодатель даёт возможность лизингополучателю не выплачивать лизинговые платежи в период установки и наладки оборудования, установленный договором, а затем платежи начисляются равными долями в течение всего срока договора,
• "с последующим выкупом имущества" (метод минимальных платежей), когда в общую сумму платежей включается сумма амортизации лизингового имущества за весь срок действия договора, плата за использование лизингодателем заёмных средств, комиссионное вознаграждение и плата за предусмотренные договором дополнительные услуги лизингодателя (за вычетом остаточной стоимости выкупаемого
имущества);

3. Периодичности внесения ЛП:
• еженедельно,
• ежемесячно,
• ежеквартально,
• один раз в полугодие,
• ежегодно;

4. Виду уплаты ЛП:
• по дегрессивной шкале (равными долями),
• по прогрессивной шкале (размер платежей увеличивается в течение срока действия договора),
• по регрессивной шкале (размер платежей уменьшается в течение срока действия договора);

5. Методу начисления амортизационных отчислений:
• линейный метод,
• метод уменьшаемого остатка,
• метод списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования,
• метод списания стоимости пропорционально объёму продукции;


6. Способу применения ускоренной амортизации:
• без применения ускоренной амортизации,
• с применением ускоренной амортизации.

Как видно из приведённой выше классификации, при заключении лизингового договора возможны варианты. Поэтому на Кафедре сервиса дорожно-строительных машин (СДСМ) МАДИ (ГТУ) была разработана математическая модель расчёта лизинговых платежей для различных условий сделки с учётом дисконтирования и на её основе составлена компьютерная программа "Определение лизинговых платежей аренды строительной техники" ("ОЛПАСТ"). Забегая вперед, скажем, что полученные с её помощью данные обнадёживают, поэтому:

Если хочешь развиваться
вширь и ввысь -
К идеям лизинга
не медля обратись!


Рассмотрим несколько простейших вариантов начисления лизинговых платежей.

Для удобства пользования таблицей и компактности исключим из рассмотрения показатель дисконтирования, поскольку в примерах приведены одинаковые исходные данные и действие происходит в один и тот же временной период с едиными инфляционными ожиданиями.

В качестве критерия выберем процент удорожания суммы лизинговых платежей (Пуд ) относительно стоимости имущества, который определяется как отношение разности суммы лизинговых платежей и стоимости имущества к стоимости имущества, умноженное на 100%.

Таблица. Лизинговые платежи при различных методах расчета.
№ примера
Характеристика примера
Единицы измерения
АО
ПК
KB
ДУ
НДС
НИ
ЛП
Пуд
1
Эталон тыс. руб.
1000
1000
600
4
468,72
100
3172,72
217,77
%
31,51
31,51
18,91
0,13
14,77
3,17
100
-
2
Аванс 25% тыс. руб.
1000
750
600
4
423,72
100
2877,72
187,77
%
34,74
26,06
20,85
0,14
14,73
3,49
100
-
3
Аванс 30% тыс. руб.
1000
700
600
4
414,72
100
2818,72
181,87
%
35,48
24,83
21,29
0,19
14,71
3,55
100
-
4
Аванс 50% тыс. руб.
1000
500
600
4
378,72
100
2582,72
158,27
%
38,72
19,36
23,23
0,16
14,66
3,87
100
-
5
Аванс 75% тыс. руб.
1000
250
600
4
333,72
100
2287,72
128,77
%
43,71
10,93
26,23
0,17
14,59
4,37
100
-
6
Отсрочка — один год тыс. руб.
1000
1200
600
4
504,72
100
3408,72
240,87
%
32,27
35,2
17,6
0,12
14,81
2,93
100
7
Ку = 2 тыс. руб.
1000
500
300
4
324,72
50
2178,72
117,87
%
45,9
22,95
13,77
0,18
14,9
2,3
100
-
8
Ку = 2, аванс 25% тыс. руб.
1000
375
300
4
302,22
50
2031,22
103,12
%
49,23
18,46
14,77
0,2
14,88
2,46
100
-
9
Ку= 2, аванс 50% тыс. руб.
1000
250
300
4
279,72
50
1883,72
88,37
%
53,09
13,27
15,93
0,21
14,85
2,65
100
-
10
Ку = 2, аванс 75% тыс. руб.
1000
125
300
4
257,22
50
1736,22
73,62
%
57,6
7,2
17,28
0,23
14,1
2,88
100
-
11
Ку = 2, отсрочка — один год тыс. руб.
1000
700
300
4
360,72
50
2414,72
141,47
%
41,41
28,99
12,42
0,17
14,94
2,07
100
-
12
Ку = 3, ежемесячно тыс. руб.
1000
333,3
200
4
23,06
33,3
1593,72
59,37
%
62,75
20,92
12,55
0,25
1,49
2,09
100
-

Пример 1 (эталонный).
В финансовый лизинг берётся строительное и грузоподъёмное оборудование стоимостью 1 млн. руб.
Срок лизингового договора - 10 лет.
Норма амортизации - 10%.
Коэффициент ускоренной амортизации (Ку) - 1.
Ставка по кредиту - 20%.
Сумма кредита - 1 млн. руб.
Комиссионное вознаграждение лизингодателю - 12% в год.
Дополнительные услуги лизингодателя - 4 тыс. руб. за срок действия договора.
Налог на добавленную стоимость - 18%.
Налог на имущество - 2% годовых.
Количество платежей - 1 раз в год.
Способ уплаты лизинговых платежей - по регрессивной шкале.
Результаты расчётов в абсолютном и процентном выражении приведены в таблице, где приняты следующие сокращения [3]:
АО - величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю;
ПК - плата за используемые кредитные ресурсы;
KB - комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга;
ДУ - плата лизингодателю за дополнительные услуги;
НДС - налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизинга;
НИ - налог на имущество, уплачиваемый лизингополучателем за используемое имущество;
ЛП - общая сумма лизинговых платежей за срок действия договора лизинга.

Пример 2. Оставим все условия лизингового договора аналогичными примеру 1, но предусмотрим внесение аванса в размере 25% от стоимости имущества. Как видно из таблицы, процент удорожания (Пуд) сократился благодаря снижению платы за кредит и некоторому снижению НДС в денежном выражении, поскольку плата за кредит входит в налогооблагаемую базу по услугам лизинга:

НДС=(АО+ПК+КВ+ДУ)Пндс/100,

где Пндс - процентная ставка налога на добавленную стоимость.
Плата за кредит сокращается из-за внесения авансового платежа, а все остальные платежи остаются прежними, поскольку уплачиваются с полной стоимости лизингового имущества, обусловленного договором купли-продажи или договором лизинга.

Пример 3. Попробуем оставить условия лизингового договора, как в примере 1, увеличив сумму внесения аванса на 30%. Процент удорожания лизингового имущества сокращается, но незначительно.

Пример 4. Условия лизингового договора оставим прежними, но увеличим сумму аванса до 50%. Пуд продолжает снижаться, но лизинговый платеж остаётся в 2,5 больше, чем первоначальная стоимость лизингового имущества.

Пример 5. Доведём сумму аванса до 75%. При этом лизинговый платёж сокращается, но остаётся примерно в 2,28 раза больше стоимости имущества. При таком размере собственного капитала стоит подумать, а не взять ли в надёжном банке ссуду под залог собственного имущества и не выкупить ли последнее в собственность по договору купли-продажи? Из этого вытекает правило № 1:

Если нужно уплатить аванс, -
Плати, но в разумных пределах,
Иначе упустишь свой шанс
И пострадает важное дело!

Разумные пределы аванса может определить вышеупомянутая компьютерная программа "ОЛПАСТ".

Пример 6. Рассмотрим вариант с отсрочкой платежа на один год, который предусмотрен законодательством о финансовой аренде (лизинге) и должен быть упомянут в договоре лизинга. Все остальные условия для удобства сравнения сохраним аналогичными примеру 1. При расчёте лизинговых платежей в случае, когда выплата первого платежа откладывается, лизингополучатель должен оплатить лизингодателю упущенную выгоду с учётом начисления сложных процентов, методы расчёта которых изложены в публикациях [1, 2, 4].
Эта сумма прибавляется к плате за кредит при первом лизинговом платеже и увеличивает суммарные лизинговые выплаты, делая их больше, чем в эталонном варианте (см. таблицу). Поэтому следует придерживаться правила №2:

Бойся данайцев,
дары приносящих,
И лизингодателей,
отсрочку сулящих!


Пример 7. Рассмотрим вариант применения ускоренной амортизации. Оставим условия лизинга аналогичными примеру 1, но введём коэффициент ускоренной амортизации (Ку), равный 2. В данном случае амортизация лизингового имущества происходит вдвое быстрее. Принцип применения сложных процентов приносит, в отличие от предшествующих примеров, положительный эффект, вдвое снижаются плата за кредит и комиссионное вознаграждение лизингодателю, и, следовательно, налоги на добавленную стоимость и имущество. В результате образуется самый малый процент удорожания лизингового имущества. Стоит высказать предположение, что увеличение коэффициента Ку до предельного значения, предусмотренного Налоговым кодексом (НК) и равного 3, принесёт новое снижение лизинговых платежей. Поэтому можно сформулировать правило №3:

Арендатор! НК гарантирует
коэффициент ускорения,
Применяй его по максимуму
и без промедления!


Пример 8. Пока примем пример 7 за новый эталон и постараемся уменьшить лизинговые платежи и далее. Введём в пример 7 условие авансового платежа в размере 25% от стоимости имущества. В результате расчёта Пуд достиг рекордной величины снижения. Удорожание имущества составило 103,12% за счёт снижения платы за кредит и НДС.

Пример 9. Продолжим эксперимент и к примеру 8 добавим условие увеличения аванса до 50%. При таком размере аванса мы перешагнули черту удвоенной стоимости лизингового имущества и благодаря уменьшению платы за кредит и сокращению НДС снизили удорожание до 88,37%.


Пример 10. Воодушевлённые таким достижением, попробуем достигнуть новых успехов и довести авансовый платёж до 75%. Процент удорожания уменьшился до 73,62%, но где нам взять такие свободные средства? Впору обратиться к правилу № 1.

Пример 11. Прочитав правило №1, посмотрим, чем нам грозит отсрочка внесения лизингового платежа на 1 год при коэффициенте Ку=2. Все остальные условия соответствуют примеру 1. Отсрочка на год отбросила величину лизинговых платежей на отметку 141,47% вследствие увеличения платы за кредит и НДС. Это, конечно, меньше, чем в примере 6, где лизинговый договор заключался на 10 лет без коэффициента ускоренной амортизации, но утешает мало. Стоит обратиться к правилу №2.

Пример 12. Прочитав правило №2, попытаемся исправить положение и, руководствуясь правилом №3, увеличим коэффициент ускоренной амортизации до 3, а выплачивать лизинговые платежи будем ежемесячно. В результате мы достигли рекордной величины увеличения стоимости лизингового имущества всего на 59,37%. Это произошло благодаря снижению платы за кредит, комиссионного вознаграждения, налога на имущество и рекордного сокращения НДС в сравнении с эталоном (пример 7). Всё это - результат применения эффекта сложных процентов, который, в отличие от случая отсрочки платежа, играет в пользу арендатора. Отсюда вытекает правило №4:

Вноси платёж почаще,
помалу -
Минимизируй ущерб капиталу!


В этой статье мы на элементарных примерах попытались показать, как можно управлять платежами при финансовом лизинге в интересах арендатора строительной техники, инвестора и конечного потребителя строительной продукции. Естественно, мы не могли учесть всех факторов, влияющих на лизинговые платежи и их размеры.
Проанализируем, как изменяются процент удорожания лизингового имущества (Пуд), объёмы налога на добавленную стоимость и налога на имущество с увеличением Ку, амортизационных отчислений. Эти закономерности представлены на рис. 2 и выполнены для условий, изложенных в примерах 1 и 12.

Рис.2. Закономерности изменения процента удорожания лизингового имущества, объемов налогов, на добавленную стоимость и на имущество от коэффициента ускоренной амортизации
Рис.3. Зависимость процента удорожания лизингового имущества от процентной ставки налога на добавленную стоимость.

Анализ графиков позволяет сказать, что с увеличением Ку с 1 до 3, Пуд уменьшается со 180 до 60% при снижении в три раза налога на имущество и двукратного сокращения платы по НДС. В свою очередь, процент НДС (рис. 3)также влияет на Пуд. На графике приведена закономерность изменения Пуд в зависимости от ставки НДС для условий, рассмотренных в примере 7. Из графика видно, что отсутствие налога обеспечивает процент удорожания 85%, а его величина на 30% увеличивает Пуд до 140% при линейном росте. В 2004 году ставка НДС была снижена с 20 до 18%. В ряде СМИ появились также сообщения о том, что возможно его дальнейшее уменьшение до 16%. Судя по графику, это приведёт к снижению Пуд на 6-8%.

В данной публикации мы затронули лишь малую толику факторов, влияющих на оптимизацию лизинговых платежей, и представили интересы только лизингополучателя, инвестора и потребителя. Совсем не были учтены интересы лизингодателя, кредитующего банка, налоговых органов и страховых компаний, также вскользь было упомянуты производители техники и продавцы. От этих структур зависит целая группа факторов, а именно: цена оборудования, процентная ставка по кредиту, вознаграждение и дополнительные услуги лизингодателя. От государства зависит налоговая политика, а от страховых компаний - уровень страховых выплат. Это - направления дальнейших исследований экономистов, теоретиков и практиков лизинговых и страховых компаний, банков, государственных служащих и их советников. Впереди - создание многофакторной математической модели оптимизации лизингового платежа и развития формы лизинговых отношений.
Неоспоримо одно: снижение лизинговых платежей привлекает дополнительных клиентов в лизинговые компании, а это увеличивает их прибыль и конкурентоспособность.

В статье не был затронут ещё один аспект - искусство составления лизинговых договоров. Это - особая тема для разговора. Но даже приведённые в этой статье материалы позволяют сформулировать правило №5:

Чтобы потом не кричать
"Лови вора!",
Выверяй каждую букву
лизингового договора.





Библиография
Горемыкин В. А. Основы технологии лизинговых операций: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2000. - 512с.
Лещенко М.И. Основы лизинга: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика. - 2000. - 336 с.
Методические рекомендации по расчёту лизинговых платежей. Утверждены Министерством экономики РФ 16 апреля 1996 года//Лизинговые отношения в России. Правовые основы, налогообложение, бухгалтерский учёт. - М.: Библиотечка Российской газеты". - 2000. - 158с. - Вып. 4.
Прилуцкий Л.Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. - М.: Ось-8, 1997. - 272с.




По материалам информационно-аналитического журнала "Подъемно-транспортное оборудование"
"Как снизить платежи финансового лизинга строительной и грузоподъемной техники"
Кафедра сервиса дорожно-строительных машин (СДСМ) МАДИ ГТУ), г.Москва
А.В. Рубайлов, профессор
В.А. Шаменко, инженер