|
|
Новости рынка специальной техники
и
промышленного оборудования |
Тел.
E-mail:
http:// |
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru
www.mrmz.ru |
|
Выпуск №126. Статья №2.
Без траншей и провалов
Городским коммунальным службам приходится постоянно ремонтировать старые и прокладывать новые подземные трубопроводы, подводящие в наши дома свет, воду, газ и тепло. Дело это дорогостоящее и трудоемкое. Чтобы его поднять, нужны современные технологии и высокопроизводительное оборудование. В России ни того, ни другого практически нет. Мы продолжаем рыть траншеи и тянуть трубопроводы по земле, в то время как в развитых странах уже давно коммуникации прокладывают бестраншейным способом. Между тем в России разработано оборудование, ничем не уступающее и даже превосходящее по своим возможностям западные образцы. Но производство его до сих пор не налажено.
В таком огромном мегаполисе, как Москва, ремонт и прокладка подземных коммуникаций стоят в ряду самых насущных проблем. За последние годы в столице угрожающе участились провалы и просадки грунта, связанные с протечками из подземных трубопроводов. Многие из них повлекли за собой серьезные разрушения.
ФАКТЫ:
В сентябре 2006г. в результате прорыва магистральной трубы холодного водоснабжения была затоплена улица Королева, а разверзшийся асфальт поглотил два автомобиля.
В апреле 2007г. произошёл провал на пересечении улиц Трубная и Колокольников переулок.
В июне 2007г образовался провал на улице Косыгина
Что еще может провалиться в Москве:
1. Станции метро "Сокол" и "Аэропорт" - районы с потенциально опасными карстовыми провалами. У большинства новостроек - усиленный фундамент. Он и вызывает проблемы с подземными изношенными водоводами.
2. На Сухаревской площади происходит замена малоэтажных зданий позапрошлого века на многоэтажные комплексы. Их мощные фундаменты перенаправляют естественные потоки грунтовых вод, которые вымывают карстовые пустоты под старыми застройками.
3. На площади Белорусского вокзала идет подземное строительство развязки и торгового центра. Это разрушает начало Ленинградского проспекта, в частности, тоннель-переход и арки Тверского путепроводного моста.
4. На улице Мясницкая провалы в грунте могут произойти из-за реконструкций ветхого жилого фонда.
5. Во дворах Лубянки причины возможных ЧП - подземные паркинги и реконструкция зданий с заменой их несущих фундаментов.
6. В Солянском проезде проявляет активность подземная река Солянка. Под улицей идут активные карстовые процессы.
7. У гостиницы "Метрополь" опасность возникает из-за отвода воды из-под Манежной площади.
8. На Старом и Новом Арбате карстовые пустоты образовались из-за ухода воды. Причина - массовое подземное и наземное строительство.
Специалисты не без основания полагают, что наибольшая угроза провалов нависла над центром города и территорией Кремля. Там практически не осталось ни метра нетронутого грунта. Вся земля изрыта старинными водопроводными каналами и водостоками, подземными ходами и галереями, подвалами, погребами и колодцами. Проложены тысячи километров современных коммуникаций. Пустоты и провалы наблюдались в последнее время у дома Пашкова, у библиотеки им. В. И. Ленина, у станции метро «Боровицкая», во многих других местах.
Главная причина просадок грунта — утечка воды из коммуникаций: канализации, теплотрасс и водопроводных сетей.
|
Сквозь разрушенные стенки и стыки трубопроводов вода просачивается в грунт и постепенно вымывает его, образуя пустоты (каверны). Существует и другая опасность: вода из коммуникаций повышает уровень грунтовых вод. Все это ведет к затоплению фундаментов, подвалов, подземных сооружений и в конечном счете грозит обрушением зданий.
По мнению ученых, если не принять срочные меры, то через пять—десять лет в Москве может прийти в негодность больше половины подземных коммуникаций, и нет никакой гарантии, что это не нарушит жизнедеятельности города.
Масштабы ремонтных работ огромны. Только канализационных сетей на территории Москвы проложено около семи тысяч километров. Почти все старые трубопроводы (керамические, асбоцементные, чугунные, железобетонные и кирпичные) нуждаются в срочном ремонте. Через разгерметизированные стыки труб канализационные стоки нередко попадают в подземные воды и водоемы, и это самым неблагоприятным образом сказывается на экологической обстановке в столице.
Не менее серьезные проблемы в Москве и с теплотрассами. Их протяженность почти 10 тысяч километров, а срок службы всего 7—12 лет. Поддерживать такое хозяйство в рабочем состоянии без современной техники практически невозможно. В последние годы теплотрассы прокладывают чаще всего по поверхности земли. Трубы тянут через дворы и скверы, вдоль дорог и жилых домов, поднимают над автотрассами и железнодорожными путями. Уродливые трубопроводы стали неотъемлемой принадлежностью столичной застройки. Их можно видеть на Садовом кольце, Ленинском проспекте, Бережковской набережной, во многих других местах.
Технология прокладки наземных трубопроводов очень проста. Для теплоизоляции стальные трубы теплотрассы обертывают слоем стекловолокна или минеральной ваты и затем покрывают металлической сеткой, на которую наносят асбоцементный раствор. Работы проводят в основном вручную, поэтому нет никакой гарантии, что слой теплоизоляции будет равномерным и без щелей. Но даже без этих недостатков через месяц-два в асбоцементном слое появляются трещины, и он начинает осыпаться. Такие теплотрассы очень быстро приходят в негодность, тепловые потери в них достигают 15—20%.
Третий виновник провалов и просадок в грунте — водопроводная сеть. Ее протяженность в Москве приближается к 9 тысячам километров. Срок службы многих трубопроводов давно истек. По данным «Мосводоканала», каждые сутки из столичной водопроводной сети в землю утекает до 40% транспортируемой воды.
Подземные коммуникации у нас ремонтируют в основном открытым траншейным способом. Сначала с помощью гидро- или пневмомолотов, а чаще ручными отбойными молотками вскрывают плотный грунт или дорожное покрытие, затем экскаватором или вручную лопатами роют траншею и укладывают в нее новый трубопровод. Когда работа закончена, траншею засыпают, как правило, не очень заботясь о качестве покрытия — все мы не раз видели, как это делается! Дождь, снег, транспортные нагрузки, смена температуры — от всего этого грунт быстро проседает. Но главное, разрытые дворы и дороги создают большие неудобства для пешеходов и проблемы для движения транспорта.
В западных странах дело обстоит иначе. Там широко применяют самые передовые технологии, внедряют новые долговечные и прочные материалы. По данным Агентства по охране окружающей среды США, на обновление только канализационных сетей за последние 30 лет в стране было истрачено 80 миллиардов долларов — сумма по нашим меркам фантастическая. Что касается теплотрасс, то служат они минимум 30 лет, а потери тепла не превышают 2%. Трубопроводы делают из высокопрочных теплоизоляционных материалов. Самый распространенный из них — полиуретан, у которого коэффициент теплопроводности в четыре раза меньше, чем у минеральной ваты. Трубы для теплотрасс со слоем теплоизоляции производят в заводских условиях, поэтому брак там просто невозможен.
За рубежом 95% всех коммуникаций прокладывают под землей так называемым бестраншейным способом (в России — только 5%). Причем используют, как правило, не подверженные коррозии пластмассовые трубопроводы, срок службы которых несравнимо больше, чем у всех прочих материалов.
Для бестраншейной прокладки коммуникаций применяют пневмопробойники, микрощиты и оборудование последнего поколения — станки направленного горизонтального бурения. По прогнозам западных специалистов, уже в начале третьего тысячелетия с применением этих станков будет строиться больше половины подземных трубопроводов во всем мире. Буровые станки протягивают под землей любые трубы диаметром от 50 см до 1,5 метра. За точностью движения бура по заданной траектории наблюдает радиолокатор.
РЕШЕНИЕ? - ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ БЕСТРАНШЕЙНОЙ ПРОКЛАДКИ |
|
Прокалывающая установка ПУ-1 "Игла"
Предназначена для прокладки магистралей методом прокола в грунтах любых типов. Работает от гидросистемы трактора или от гидростанции.
Длина прокола - 55 м,
Максим. диаметр расширителя - 250 мм |
|
|
|
Пневмопробойники. Машины для забивания труб.
Для пробивки в грунтах вертикальных, горизонтальных и наклонных скважин. Дополнительные комплекты расширителей позволяют увеличить диапазон проходимых скважин. Пройденные пневмопробойником скважины используют для укладки в них кожухов и различного рода коммуникаций.
Диаметр пробиваемых скважин - от 55 до 300 мм,
Длина пробиваемых скважин - от 25 до 40 м
ВИДЕОФИЛЬМ: Пневмопробойники
- принцип действия, характеристики
|
|
|
|
Установка направленного прокалывания УНП-630
Выгоднее по цене, проще и удобнее в эксплуатации,
чем ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ! Работает в очень стесненных условиях ( из колодцев диаметром 1,5 м), на глубине более 10 м, без бурового раствора (важно в зимнее время), в водо-насыщенном грунте.
Длина прокола - 100 м,
Максим. диаметр расширителя - 630 мм
ВИДЕОФИЛЬМ: Установка направленного прокалывания УНП-630 в работе
|
|
|
|
Установка горизонтального бурения УГБ-2
Для бурения горизонтальных скважин. Максимальная эффективность достигается на длинах до 20 м. Проста в эксплуатации и тех.обслуживании. Не требует расходных материалов.
Диаметр бурения - 115-220 мм,
Глубина бурения - до 30 м,
Скорость бурения - 8 м/ч
|
|
|
|
Установка горизонтального направленного бурения УГБН-3М
Незаменима для направленного бурения горизонтальных скважин, в стесненных условиях, при близком расположении объектов капитального строительства.
Диаметр бурения - до 450 мм,
Глубина бурения - до 10 м,
Длина бурения - до 100 м
|
|
|
|
Установка горизонтального направленного бурения УГНБ-4
Компактная буровая установка с функцией передвижения. Резиновые гусеницы позволяют передвигаться по дорожным покрытиям без их повреждения! Дистанционное управление от пульта. Не требуется рабочий котлован!
Диаметр бурения - до 500 мм,
Длина бурения - до 200 м
|
|
|
|
Установка для бестраншейной прокладки труб методом продавливания
Для прокладки труб или кожухов диаметром 1220 или 1400 мм
в сухих и мокрых грунтах (кроме плывунов) 1-й, 2-й и 3-й групп методом
гидромеханического продавливания с удалением грунта с помощью челнока.
Диаметр продавливания - 1220 или 1400 мм,
Длина продавливания - до 60 м |
|
СМОТРИТЕ, РЕШАЙТЕ, ВЫБИРАЙТЕ - новые технологии для ВАС! |
В статье использованы материалы из журнала
"Наука и жизнь" №1 за 2000 год
Автор: Кандидат технических наук Л. БОБЫЛЕВ, член Международного общества по механике грунтов и фундаментостроению
|