По данным западных статистиков, в Европе каждый пятый грузовой автомобиль оснащен КМУ. Взращенные на принципах капиталистического хозяйствования тамошние предприниматели давно подсчитали выгоду, которую можно извлечь из грузовика, имеющего КМУ. Он выполняет работу сразу двух машин - собственно транспортного средства и подъемного крана (или экскаватора - в случае если КМУ оборудована грейферным ковшом). Таким образом, не нужно тратить деньги на приобретение (или аренду) стороннего погрузочного устройства, на топливо для его работы, на заработную плату его оператора и т.д. Да и места автомобиль с КМУ займет вдвое меньше, чем грузовик и кран. Для плотной городской застройки это особенно актуально.
А что у нас? Мы пока догоняем остальной мир. Не сказать, что у нас в этом направлении ничего не происходит. Происходит. Но как-то очень вяло. Производителей КМУ у нас совсем немного - можно пересчитать на пальцах одной руки. И выпускают они весьма скромное количество установок - в 2007 году в России было произведено 1010 кранов-манипуляторов - на 26% больше, чем в 2006 году. Импорт тоже имеет место быть. Его объем значительно превышает местное производство – по новым КМУ рост более чем в 2 раза, по бэушным и того больше – в 3,4 раза. И это при том, что всего лишь 4-5 лет назад присутствие зарубежных производителей КМУ на российском рынке было весьма скромным. Однако бум в экономике в целом и в строительстве в частности подстегнул иностранцев, которые теперь значительно опережают по объемам поставок отечественное производство. Так, если в 2006 году импорт новых КМУ был почти на одном уровне с отечественным производством - 934 и 803 единицы соответственно, то уже в 2007 году импортеры опередили наших производителей почти вдвое - 1992 и 1010 единиц соответственно. По-прежнему подавляющее большинство новых КМУ, поставляемых в Россию, - европейского производства, с шарнирно-сочлененной схемой складывания (более 80%). Хотя все более активизируются японцы, корейцы и... китайцы, предлагающие установки с полноповоротной телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка. Вопреки общей тенденции по снижению импорта строительной и дорожной техники, бывшей в употреблении, в пользу новой (в первую очередь за счет китайских производителей), на рынке КМУ ситуация складывается прямо противоположно. В 2007 году импорт бэушной техники вырос почти в 3,5 раза по сравнению с 2006-м. В основном к нам поступают КМУ с тросовой подвеской крюка из Японии - более 90% всех кранов-манипуляторов, бывших в употреблении. По поводу наводнения рынка бэушными КМУ японского производства специалисты предостерегают потенциальных покупателей. Дело в том, что большинство завезенных в Россию установок не имеет паспортов для постановки на учет в Ростехнадзоре. Но самое главное, они не имеют приборов безопасности в соответствии с ПБ 10-257-98, что становится крайне небезопасным для потребителя. Не имея информации об отработанном ресурсе, потребитель подвергает себя большому риску, т.к. в любое время металлоконструкция КМУ может выйти из строя.
Уже в 2007 году КМУ Amco Veba заняла первое место по объемам продаж (28%), вытеснив прежнего лидера – Palfinger. Секрет успеха этого итальянского производителя – качество, надежность, простота в эксплуатации, а также такой немаловажный фактор как более низкая цена. Palfmger же, как уже упоминалось, в 2007 году переместился на вторую строку в табели о рангах импортеров КМУ. Увы, у прежнего лидера доля рынка с 41% в 2006 году упала в 2007-м до 25%. Hiab в 2007 году, несмотря на жесткий натиск со стороны новых игроков, сумел сохранить 16%-ную долю рынка среди зарубежных поставщиков. Правда, переместившись со второй строки на третью. Возмутителем спокойствия на российском рынке КМУ стал японский UNIC. Появившись в России лишь в 2005 году, краноманипуляторы UNIC производства компании FURUKAWA UNIC CORPORATION (Япония) занимают уже 4 место!
В 2007 году Unic совершил стремительный рывок в увеличении объемов поставок по сравнению с 2006 годом - в 5,7 раза (226 единиц). Ассортимент предлагаемых UNICом КМУ - от 1,8 до 12,4 т - покрывает диапазон наибольшего спроса. В прошлом году в Россию было импортировано порядка 75% КМУ с грузовым моментом 7,9 - 8,2тм. КМУ “UNIC” - это гидравлические краны с полноповоротной телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка. В отличие от КМУ, не имеющих тросовой подвески грузозахватного органа, КМУ “UNIC” имеют следующие преимущества:
Краны-манипуляторы UNIC монтируются на шасси КАМАЗ, МАЗ, Урал, ГАЗ, Isuzu, Hyundai и Foton, продолжается работа по освоению производства кранов – манипуляторов на базе других автомобилей с использован КМУ тяжелых серий - UR-600, UR-800E, UR-1504. По материалам статьи "Лучше грузовика может быть... грузовик с краном - манипулятором",
автор статьи В. Новоселов, журнал "Строительная техника и технологии" № 4/2008г.
|