Новости рынка специальной техники
и промышленного оборудования
Тел.
E-mail:
http://
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru
www.mrmz.ru

Выпуск №106. Статья №2.

НЕ ПОДМАСЛИШЬ - НЕ ПОЕДЕШЬ
Замена моторного масла:
правила и рекомендации

Если автомобиль в нужный момент не заправить топливом, он просто никуда не поедет. К сожалению, с моторным маслом картина выглядит несколько иной: меняешь его своевременно или нет, двигатель продолжает работать. Но как? Эффективность силового агрегата напрямую зависит от неукоснительного соблюдения интервалов замены масла, от правильного выбора его сорта и параметров. Если же эти требования не соблюдать, можно столкнуться с проблемами. С какими? Об этом наша статья.





К чему приводит загрязнение масла?

Моторное масло вызывает неполадки двигателя в подавляющем большинстве случаев либо из-за непопадания к конкретному узлу или детали, либо в результате загрязнения или деградации. Почему масло загрязняется? Причинами могут быть продукты износа деталей двигателя, проникающая вместе с воздухом грязь, нагар, недопустимо большое количество топлива в масле, конденсирующаяся в картере двигателя вода, а также попадающие в масло антифриз и частицы сажи очень малого размера, содержащиеся в отработавших газах.

Засорение масляного фильтра - одна из самых распространенных причин, по которым моторное масло теряет свои свойства. Чаще всего виной тому служит слишком длительное его использование. Что же происходит после закупорки фильтра? Когда он уже не способен пропускать через себя масляный поток, открывается установленный в его основании перепускной клапан и масло, избегая фильтрации, направляется в смазочный контур. Это гарантированно приводит к абразивному износу внутренних узлов мотора. И в первую очередь - к повреждению вкладышей подшипников, шеек коленчатого вала, поршней, их колец и гильз цилиндров, турбонагнетателя, клапанов газораспределительного механизма. Чрезмерно грязное масло способно привести к повреждению даже после его замены, поскольку абразивные частицы заглубляются и остаются в поверхностях вкладышей, действуя как наждачная шкурка. Каждый раз при сливе масла из картера и заполнении его свежим маслом следует устанавливать новый фильтрующий элемент!

В большинстве случаев современные моторные масла предпочтительнее устаревших. Хотя бы потому, что их прежние поколения не содержали эффективных диспергирующих присадок, борющихся с частицами сажи. Эти частицы отличаются повышенной химической активностью, в результате которой они объединяются в крупные и чрезвычайно абразивные элементы. При значительном количестве сажи в масле такие скопления могут засорить полнопоточный масляный фильтр, получивший сегодня широкое распространение в двигателях грузовиков и автобусов. В подобных фильтрах ранних моделей использовали крупноячеистый фильтрующий материал, пропускавший некоторое количество мелких частиц во избежание его засорения до окончания срока службы. Современные моторные масла высокого качества содержат эффективные диспергирующие присадки, позволяющие снизить химическую активность частиц сажи, стремящихся к слипанию. Это является залогом более высокой эффективности фильтрующего материала в полнопоточных фильтрах более поздней конструкции, что снижает риск их засорения.

Раньше производительность масляных фильтров нередко отставала от способности присадок поддерживать сажу в масле в подвешенном состоянии. В настоящее время применяют более эффективные масляные фильтры на основе целлюлозы (бумаги), что обеспечивает дополнительную защиту узлов двигателя от износа при соблюдении установленных интервалов замены, не создавая помех в системе. Также применяют масляные фильтры с синтетическим фильтрующим материалом, состоящим полностью из стекловолокна, которые значительно снижают содержание в смазочном масле частиц очень малого размера, при этом обеспечивая необходимую подачу масла в двигатель. Главный их недостаток - высокая стоимость.

Для того чтобы повысить эффективность очистки масла, наряду с основным фильтром применяют заграждающий фильтр, устанавливаемый в систему смазки двигателя и удаляющий мелкие частицы лучше, чем полнопоточный масляный фильтр. Однако столь высокая эффективность оборачивается значительными габаритами фильтра. Поэтому при использовании подобного решения через заграждающий фильтр пропускают лишь часть потока масла (за время службы оно все равно неоднократно пройдет через него полностью), благодаря чему такой фильтр удалось уменьшить до разумных размеров.

Как правило, двигатель не оснащают им на заводе-изготовителе, предлагая в качестве опции. Конечно, это дополнительные расходы, но по сравнению с расходами, связанными с преждевременным износом мотора, они совсем невелики!

Несмотря на то что для модернизации приобретенных машин предлагается множество различных систем неполнопоточной фильтрации, фактические эксплуатационные показатели таких устройств могут значительно отличаться от тех, что обещает производитель в своей рекламе. К примеру, фильтр неполнопоточной системы может быть очень эффективным для удаления крупных, слипшихся частиц сажи, которые образуются в моторных маслах прежних поколений, и при этом окажется бесполезным для удаления частиц сажи, растворенных до малых размеров в современном моторном масле.

Замена масла. Правила и рекомендации

Моторные масла. Функции и требования.


Моторное масло должно выполнять следующие функции:
  • образовывать прочную тончайшую пленку на поверхностях трущихся деталей, исключая образование задиров;
  • снижать износ деталей двигателя;
  • уплотнять зазоры (в первую очередь между деталями цилиндропоршневой группы), не допуская или сводя к минимуму прорыв газов из камеры сгорания;
  • отводить тепло, образующееся в результате сгорания топлива и трения;
  • охлаждать детали двигателя;
  • препятствовать образованию нагара и лакообразных отложений;
  • предотвращать коррозию деталей двигателя и выпадение осадков;
  • поддерживать продукты старения и износа в виде стойкой эмульсии и выносить из зоны трения;
  • нейтрализовать кислоты, появляющиеся при окислении масла и сгорании топлива.
Основные требования к моторным маслам :
  • высокая моющая, диспергирующе-стабилизирующая, пептизирующая и солюбилизирующая способности по отношению к различным нерастворимым загрязнениям, обеспечивающие чистоту деталей двигателя,
  • хорошая термическая и термоокислительная стабильность, что позволяет использовать масла для охлаждения поршней, повышать предельный нагрев масла в картере и увеличивать срок замены;
  • отсутствие коррозионного воздействия на материалы деталей двигателя как в процессе работы, так и при длительных перерывах,
  • стойкость к старению, способность противостоять внешним воздействиям с минимальным ухудшением свойств;
  • пологость вязкостно-температурной характеристики, обеспечение холодного пуска, прокачиваемость при холодном пуске и надежное смазывание в экстремальных условиях при высоких нагрузках и температуре окружающей среды;
  • совместимость с материалами уплотнений и катализаторами системы нейтрализации отработавших газов;
  • гарантированная стабильность при транспортировании и хранении в регламентированных условиях;
  • малая вспениваемость при знакопеременных нагрузках;
  • малая летучесть, а также низкий расход на угар (экологичность).
Мало своевременно заменить масло. Необходимо его правильно подобрать. При определении нужной марки моторного масла по различным классификациям прежде всего необходимо обращать внимание не на слова продавца или других «разбирающихся» советчиков, а на спецификации (рекомендации) производителя автомобиля, изложенные в руководстве по эксплуатации. Надо учитывать, что перечень марок масел, допущенных к применению автопроизводителем, периодически меняется: получают допуск новые марки, а старые его теряют.

Выбирая тот или иной тип масла (минерального, синтетического или полусинтетического), нельзя забывать, что не всегда применение состава более высокого класса по сравнению с указанным в руководстве по эксплуатации автомобиля окажется оптимальным для двигателя. Дело в том, что конструкция мотора и его фильтры рассчитаны на определенный уровень моюще-диспергирующих свойств. Поэтому масла более высоких классов, обладающие значительно лучшими свойствами, могут быть не совместимы с конструкцией двигателя (прежде всего это актуально для отечественных машин, значительная часть силовых установок которых создавалась достаточно давно). В частности, применение «синтетики» в двигателях, для которых заводом-изготовителем предусмотрено минеральное масло, может привести к повреждению резинотехнических изделий, тогда как преимущества синтетических масел в них проявиться не смогут и, естественно, не окупят вложенных средств. Другой пример: масло более высокого класса может оказаться более текучим, чем рекомендованное, из-за чего уменьшится эффективность смазки цилиндропоршневой группы.

Задаваясь вопросом, не пришла ли пора замены масла, не стоит ориентироваться на его прозрачность - потемнение не обязательно указывает на потерю эксплуатационных свойств. Этот эффект, как правило, связан с тем, что качественное моторное масло эффективно смывает нагар, лакообразные и другие отложения, накапливает в себе продукты неполного сгорания топлива и оттого становится темнее. Поэтому, за редким исключением, менять масло нужно исключительно в соответствии с интервалом, установленным автопроизводителем. Правда, если эксплуатация машины основную часть времени осуществляется, к примеру, в городских пробках или на проселочной дороге, одним словом, если двигатель постоянно приходится «раскручивать» до высоких оборотов, менять моторное масло необходимо в полтора-два раза чаще, чем указано в руководстве. В первую очередь это касается отечественных грузовиков.

Для автомобилей со значительным пробегом замену масла тоже требуется производить с сокращенными интервалами, поскольку условия его работы в изношенных агрегатах более жесткие хотя бы потому, что из-за увеличенных зазоров между поршнями и цилиндрами регулярно происходит прорыв раскаленных газов в масляный картер.

О сокращении интервалов замены масляного фильтра стоит задуматься при использовании топлива сомнительного качества, а также при большом пробеге по запыленной местности, поскольку значительное количество продуктов неполного сгорания топлива и пыли может вывести фильтр из строя раньше времени. Во всех других случаях смену масляного фильтра производят вместе с заменой масла.

Желательно не смешивать минеральное и синтетическое масла, а также не доливать минеральное масло в синтетическое или полусинтетическое из-за разной растворимости присадок в минеральной и синтетической основах. Результатом подобного смешивания может стать выпадение присадок в нерастворимый осадок. Поэтому такие действия допустимы только в крайних случаях, например, чтобы доехать до транспортного предприятия или автосервиса, где следует обязательно промыть систему смазки. Доливать надо тот же сорт масла, кото-рый был залит до этого, поскольку масла разных производителей содержат различные пакеты присадок, которые могут быть несовместимы. Если в процессе эксплуатации масло заменялось своевременно и имело соответствующее качество, промывку двигателя проводить не требуется.

Если при покупке подержанного автомобиля неизвестно, какое масло заливал его прежний владелец, перед заменой необходимо промыть систему смазки специально предназначенным для этого промывочным маслом. В противном случае свежее высококачественное масло может смыть большое количество отложений, что приведет к быстрому засорению фильтра системы смазки. А это, как мы уже отмечали ранее, вызовет повышенный износ мотора.

Постоянный внешний осмотр двигателя позволяет выявить утечки масла. Целесообразно взять за правило проверять давление масла по манометру, поскольку изменение этого показателя - первейший признак неисправности, начиная от повреждения маслонасоса и заканчивая заклиниванием предохранительного клапана. Не менее полезна и регулярная проверка уровня масла - низкий уровень говорит о его повышенном расходе, утечке или повреждении маслопровода.

Только при строгом соблюдении упомянутых мер можно рассчитывать, что ресурс современных двигателей в эксплуатационных и климатических условиях России будет соответствовать регламентированному сроку.





Журнал "Коммерческие автомобили" №4/2008
"Не подмаслишь - не поедешь",
автор статьи В. Васильев