Новости рынка специальной техники
и промышленного оборудования
Тел.
E-mail:
http://
8-800-550-07-58
zavod@mrmz.ru
www.mrmz.ru

Выпуск №100. Статья №2.

ПОГРУЗЧИКИ MITSUBISHI:
космический масштаб

Вилочные погрузчики компании Mitsubishi Forklift Truck достаточно часто становятся призерами различных конкурсов и смотров. Отчасти это объясняется и тем, что специалисты японской корпорации при создании погрузочно-складской техники широко используют собственный опыт, накопленный при разработке космических, автомобильных, станкостроительных технологий. Протестированный нами вилочный четырехопорный электропогрузчик Mitsubishi FB 20CN грузоподъемностью 2т - очередное тому доказательство.






Машины предыдущего поколения электрических погрузчиков Mitsubishi штатно оснащали так называемым пальчиковым управлением мачтой. Правая рука оператора удобно ложилась на специальный подлокотник, а управление мачтой и направлением движения погрузчика осуществлялось едва заметными движениями пальцев. За внедрение столь прогрессивного метода управления погрузчиком компания Mitsubishi также получала различные награды. Удобство такой системы очевидно - меньше устает оператор, существенно возрастает производительность труда. Но прижилась новинка не везде. Некоторые рынки сбыта, в том числе Россия, имеют специфические климатические условия, и зимой операторам зачастую приходится управлять техникой в перчатках или рукавицах. Кроме этого, электрические погрузчики часто используют в пищевой промышленности, где машины долгое время находятся в холодильных камерах. При такой эксплуатации неподвижно расположенная рука оператора быстро замерзала, и управляться с пальчиковым приводом становилось неудобно. Поэтому на электрических погрузчиках новой серии FBN конструкторы вернулись к классической схеме управления мачтой с помощью рычагов, а пальчиковое управление можно заказать в качестве опции.

Технические характеристики вилочного электропогрузчики Mitsubishi FB 20CN
Грузоподъемность, кг 2000
Полная масса, кг 5470
Нагрузка на ось без груза впереди/ сзади, кг 1450/2020
Тип шин суперэластик
Колея по середине шин впереди/ сзади, мм 935/898
Габаритная длина, мм 3108
Длина до спинки вил, мм 2188
Габаритная ширина, мм 1130
Радиус поворота, мм 1910
Максимальная скорость с грузом/ без груза, км/ч 17/17
Скорость подъема вил с грузом/ без груза, м/с 0.4/0.6
Максимальнай преодолеваемый подъем с грузом/ без груза, град 24/35
Время разгона на дистанции 10м с грузом/ без груза, с 4.5/4.1
Мощность тягового двигателя, кВт 5.0х2
Напряжение аккумуляторной батареи, В 48
Емкость аккумуляторной батареи, А-ч 720
Масса АКБ, кг 1000
При беглом осмотре погрузчики Mitsubishi кажутся большими, массивными. Зеленый корпоративный цвет лишь усиливает это ощущение. Однако, если отбросить субъективные впечатления и обратиться к языку цифр, ситуация окажется обратной: длина машины до спинки вил - 2188 мм, габаритная ширина - 11300 мм. Это значит, что погрузчики FB 20CN, пусть незначительно, но все же меньше основных конкурентов аналогичной грузоподъемности. Так, у 2-тонных вилочных погрузчиков Komatsu длина до спинки вил 3450 мм, а габаритная ширина по шинам 1150 мм. Характерной чертой электрических вилочных погрузчиков Mitsubishi является закругленная крыша, которая не только придает машине динамичный вид, но также специально разработана для быстрого и легкого монтажа панелей кабины.

Внешний осмотр выявил и несколько недостатков. Так, в комплектацию погрузчика не входит зеркало заднего вида, что странно для машины такой грузоподъемности, да и экономить на комфорте именитой марке не к лицу. Кроме этого машина оснащена только мощными передними фарами и аналогичным фонарем заднего хода. Указатели поворотов и стоп-сигналы отсутствуют. Во времена, когда все мировые производители техники любыми методами борются за безопасность, заведомо усложняя конструкцию и увеличивая стоимость продукции, экономить энергию аккумуляторных батарей, отказываясь от стоп-сигналов и указателей ворота, мягко говоря, странное решение. Правда, на крыше штатно устанавливают оранжевый проблесковый маячок.

Ступенька расположена высоковато, но процесс посадки в погрузчик FB 2OCN близок к идеальному. Решающую роль здесь сыграла маленькая передняя панель, которая почти не выступает за габариты рулевой колонки. Таким образом, входу-выходу ничто не мешает. Для большего удобства на передней левой стойке предусмотрен поручень.

Для улучшения круговой обзорности новые стойки мачты имеют уменьшенную ширину в сравнении с предыдущими моделями. Передняя панель расположена максимально низко, открывая оператору обзор вил.

На остальных элементах комфорта оператора не будем останавливаться подробно. Динамическое кресло оператора с большим диапазоном регулировок, ремень безопасности, кармашки для мелочей и планшеты для бумаг, датчик присутствия оператора - без этих деталей трудно представить современный погрузчик. Естественно, в машинах Mitsubishi все требования эргономики учтены.

Вилочные погрузчики Mitsubishi FB 20CN оснащаются двумя тяговыми электродвигателями переменного тока собственной разработки мощностью 5,0 кВт каждый. Для доступа к ним надо снять крышку возле педального узла. Двигатели соединены с редукторами и расположены один над другим в зеркальном отражении. Такая сложная компоновка позволила установить на правое и левое ведущие колеса полностью взаимозаменяемые электромоторы и редукторы. Такова концепция всего подъемно-складского оборудования Mitsubishi - многие узлы взаимозаменяемы. На машины грузоподъемностью 2 т устанавливают аккумуляторные батареи напряжением 48 В и емкостью 720 А-ч. Показатели очень достойные, и это плюс.

Для увеличения продолжительности работы погрузчика на одном цикле зарядки применяется система рекуперации энергии, которая способна подзаряжать АКБ во время торможения двигателем, при движении накатом, управляемом скатывании задним ходом с рампы. Дисковые тормоза установлены непосредственно на двигателе. Таким образом, на погрузчике применяются три вида торможения.

  • во-первых, при изменении направления движения можно не убирать ногу с педали акселератора: достаточно перевести рычаг управления движением в положение «задний ход», и машина сама остановится с помощью торможения двигателем и начнет движение назад. Педаль «газа» при этом может быть постоянно нажата.
  • второй вид торможения - отпускание педали «газа». Машина также тормозит двигателем, вплоть до полной остановки.
  • третий вид остановки - экстренный. Нажимается педаль тормоза, и в действие приводится тормозной механизм, установленный на колесах погрузчика.
Естественно, в нормальных режимах эксплуатации рекомендуется пользоваться только первыми двумя методами торможения. Таким образом, вы подзаряжаете аккумуляторные батареи и продлеваете срок службы основной тормозной системы.

Электронная система управления нового поколения позволяет задавать необходимые параметры работы погрузчика, подбирая идеальные характеристики для конкретной работы. Выбирая между пятью фиксированными режимами, можно значительно продлить срок службы аккумуляторных батарей, максимально увеличив при этом коэффициент полезного действия погрузчика. Например, режим В автоматически задает максимально возможные характеристики разгона, скорость хода, скорости подъема и наклона мачты. Разумеется, продолжительность работы в таком режиме будет минимальной. Режим С обеспечивает обратные характеристики - максимальное время работы при умеренных динамических характеристиках. Еще один режим рассчитан для работы на длинных дистанциях - погрузчик имеет средние показатели разгона с места, но высокую установившуюся скорость. «Челночный» режим, наоборот, обеспечивает мгновенный разгон, но небольшую постоянную скорость. Дополнительно кроме фиксированных режимов оператор может самостоятельно задавать максимальные и минимальные параметры работы погрузчика. Таким образом, машина может подстраиваться под конкретные условия работы.

Погрузчики Mitsubishi грузоподъемностью 2 т оборудованы АКБ с вертикальным извлечением. Подразумевается, что пока машина будет работать на одном блоке батарей, второй блок будет заряжаться, поэтому FB 20CN не оснащен встроенным зарядным устройством.

Энергия АКБ затрачивается не только на передвижение самого погрузчика, но и на подъем - опускание мачты и работу других узлов, поэтому оптимизация работы гидравлического оборудования - одна из приоритетных задач производителей такой техники. Погрузчики Mitsubishi нового поколения оборудованы одним сдвоенным насосом, обеспечивающим  работу и рулевого управления, и мачты. Это снижает не только шум, но и количество обслуживаемых узлов.

Мощность гидронасоса впечатляет - 14 кВт: на порядок выше, чем у конкурентов. Благодаря этому достигаются отменные показатели скорости подъема каретки. Точность и плавность управления не пали жертвой мощности, а наоборот, привод стал более прогнозируемым. Аналогичная ситуация и с рулевым управлением: минимальные усилия на любых скоростях сочетаются с плавностью и точностью. Все сбои в работе гидравлической системы, электроники и системы тормозов фиксируются в бортовом журнале записи ошибок, поэтому во время сервисного обслуживания неполадки можно устранить в кратчайший срок.

Интервалы обслуживания увеличены до 500 моточасов. Гарантия производителя на свою технику составляет 5 лет, или 6000 моточасов.





Журнал "Основные средства" №4/2008,
"Космические масштабы", автор статьи П. Гаманьков