АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
   
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
мини-экскаваторы - обзор рынка
 
Архив статей рассылки

Выпуск №87
(21 ноября 2007г.)

Тема номера:
Мини-техника
1. Мини-экскаваторы: достоинства и недостатки

А также:

2. Био-топливо





Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №87. Статья №1.



МИНИ-ЭКСКАВАТОРЫ:
достоинства и недостатки







ОАО "Михневский РМЗ" предлагает
МИНИПОГРУЗЧИКИ С БОРТОВЫМ РАЗВОРОТОМ “MUSTANG”
Минипогрузчики MUSTANG обладают великолепным сочетанием мощи, функциональных возможностей и эргономики при номинальной грузоподъемности от 658 до 1800 кг и вырывным усилием от 1814 до 3780 кг.

Минипогрузчики MUSTANG могут быть укомплектованы дополнительными опциями, а также коммунальным и строительным оборудованием.

Цены на погрузчики >>

с Вами работает
Лапшина Светлана



Мини-экскаваторы относятся к универсальной технике для стесненных городских условий и малых стройплощадок. Основные места их работы - малые и средние объекты, на которых требуется выполнение различных работ небольшого объема, часто в ограниченном пространстве. Популярность данной техники велика благодаря ее простоте, малому размеру и универсальности, сочетание которых и дают наилучшее соотношение цена/спектр возможностей.


мини-экскаваторМини-экскаватор нельзя отнести к аварийным машинам, так как он не мобилен, однако простота в управлении, экономичность, экологичность, малый размер и относительно низкая цена компенсируют этот недостаток, особенно если экскаватор работает совместно с другой, более специализированной техникой, а также с колесными мини-погрузчиками.

Глобальных типов мини-экскаваторов, принципиально отличающихся друг от друга, не существует. Речь может идти разве что о наличии или отсутствии некоторых опций в управлении, конструкции стрелы и навесного оборудования, шасси и т.п. Ну и, конечно же, у большинства производителей прослеживается необходимость иметь определенный модельный ряд по типоразмерам. Практически все производители представляют минимум 3-4 модели: 1,5 тонны, 2,5 тонны, 3,5 тонны, 4,5 тонны, 5-6 тонн. Расширение модельного ряда происходит в сторону меньших весов - 600-800 кг (чаще у японских производителей), так и в большую весовую категорию - 8-12 тонн (чаще у американских и китайских производителей).

Хочется отдельно отметить, что все эксперты в один голос утверждают, что спрос на мини-экскаваторы стал по-настоящему большим именно с момента создания машин на резиновых гусеницах с нулевым радиусом поворота платформы.

Еще одна «фишка» - минимальный радиус разворота, как при движении назад, так и вперед. Все мировые производители переходят сейчас именно на такие конструкции, даже на экскаваторах массой 5-6 тонн и более.

Достоинства и недостатки

мини-экскаваторТрактовка достоинств и недостатков неоднозначна. На наш взгляд, один из ключевых недостатков - само гусеничное шасси, скорость перемещения которого очень низка, по сравнению с колесным. При этом оно дает такие важные преимущества, как устойчивость, высокую проходимость и мизерное давление на грунт. Цифры продаж красноречиво говорят о том, что эти качества более важны для потребителей, чем мобильность. Тем более что большинство производителей предлагают в своей производственной линейке, наравне с мини-экскаваторами, высокомобильные колесные мини-погрузчики с бортовым поворотом. Именно недостаток мобильности ограничивает возможности мини-экскаваторов, так как некоторое оборудование, которое возможно в принципе навесить на технику (например, траншеекопатель, или ковш погрузчика) неэффективно при малой скорости перемещения машины. Заметим также что, при поиске в разделе минитехники вообще, сложно найти мини-экскаваторы-погрузчики на колесном либо микро-тракторном шасси,о их производят всего 2-3 производителя, что говорит о том, что данная техника, скорее, исключение, чем правило.

Крупнейшим производителем таких машин является, например, компания Terramite (США), специализирующаяся на мини-технике на базе тракторов. Также осуществляются попытки ставить навесное оборудование мини-экскаватора на колесные мини-погрузчики. Один из редких примеров - Уралвагонзавод и его ПУМ-500.

Достоинства:
Ключевыми достоинствами современных мини-экскаваторов и их преимуществами перед другими экскаваторами, в том числе и экскаваторами-погрузчиками, иностранные эксперты называют:

Малый размер и вес наряду с резиновыми гусеницами

  - дает возможность работать в труднодоступных местах, передвигаться по любому покрытию (газон, асфальт) без повреждения. Самые маленькие экскаваторы работают даже в помещениях и проходят в двери

Малый двигатель

  - уменьшает производственные расзоды, т.к. обслуживание малых двигателей обходится значительно дешевле, чем больших, экономичность и экологичность также выше.

Малый размер и простота в управлении

  - облегчает переброску техники с места на место. Требуется меньшая квалификация персонала (не требуется долго приобретаемых навыков в ощущении глубины копания), - следовательно - меньшие расходы на обучение и оплату персонала

Укороченная и не выступающая за пределы шасси поворотная платформа

  - обеспечивает безопасность на объекте. Если платформа выступает, то велик риск зацепить ею окружающие объекты, повредить их, а также саму платформу и ее внешний вид, что особенно важно для компаний, которые сдают технику в аренду: внешний вид важен для арендатора

Смещаемая и складная стрела и ось копания

  - дает возможность производить раскопки непосредственно рядом с экскаватором, копать квадратные котлованы без перемещения машины, а также способность производить раскопки параллельно шасси, например при рытье траншей

Стоимость, значительно меньшая, чем стоимость экскаватора-погрузчика

- по цене одного классического экскаватора-погрузчика можно купить мини-экскаватор и колесный погрузчик с боковым поворотом, что обеспечит большую гибкость при планировании проведения различных работ и позволяет уменьшать сроки простоя.

Недостатки:
Недостаток мини-экскаваторов в целом: малая глубина и усилие на кромке ковша, но, как пишут эксперты: любое оборудование имеет ограничения и никто не производит строительство, имея в парке только мини-экскаваторы. От них и не требуется выполнение больших объемов земляных работ и выкапывания глубоких котлованов, чем занимаются уже другие, специализированные подрядчики. Также эта проблема частично компенсируется тем, что простой более дорогой и тяжелой техники стоит дороже.

Сфера применения

Чтобы понять все возможности мини-экскаваторов, перечислим спектр навесного оборудования компании BOBCAT - одного из мировых лидеров в их производстве. Всего он предлагает 15 видов различного навесного оборудования (правда, не все типы оборудования подходят для всех машин, в основном это зависит от типоразмера экскаватора):

навесное оборудование для мини-экскаватора. Гидромолот
  • шнековый бур
  • рыхлитель колесного типа
  • зуб-рыхлитель
  • двухчелюстный грейферный ковш для крупных камней, бревен
  • траншейные ковши
  • траншеекопатель
  • планировочный ковш для откосов с гидроцилиндром бокового наклона
  • планировочные ковши
  • сцепка между ковшом и стрелой для придания дополнительных степеней свободы
  • захват для разборки завалов - вращающийся на 360°
  • планировочные доски
  • гидравлические клещи
  • гидромолот
  • механический захват без вращения
  • трамбовщик
Навесное оборудование для мини-экскаватора. Шнековый бур
Навесное оборудование для мини-экскаватора. Снегоочиститель Навесное оборудование для мини-экскаватора. Ковш

Кроме того, все без исключения экскаваторы в базовой комплектации имеют отвал, часто управляемый гидроцилиндрами.

Как видно по ассортименту навесного оборудования, машина является практически универсальной и может выполнять большинство наиболее востребованных на строительной площадке работ в пределах своей размерной группы. Понятно, что для проведения специализированных работ - постоянного и быстрого рытья траншей, либо перегрузки большого количества мусора или металлолома более эффективно использовать специализированные машины, однако на небольших строительных площадках мини-экскаватор, укомплектованный соответствующим дополнительным оборудованием кажется незаменимым.

По словам некоторых опрашиваемых, значительная часть мини-экскаваторов в Европе приобретается арендными компаниями, которые ее сдают под малые строительные объекты, например под коттеджное строительство.

Мини-экскаваторы в России

Глобальное продвижение мини-экскаваторов на мировые рынки тормозится двумя основными факторами:
  • высокой стоимостью (40 тысяч $ и более - цена немаленькая, особенно для развивающихся стран);
  • малой мобильностью (несмотря ни на что, это минус, особенно для больших малонаселенных территорий).


  • Отражение и влияние этих факторов мы можем в полной мере наблюдать на отечественном рынке, на котором превалирует отечественная техника на колесном ходу в совокупности с высокой долей ручного труда.

    Конкурентами (далее - СУБСТИТУТАМИ или заменителями) мини-экскаватора являются для различных работ различные машины, однако, в полной мере ни одна из них не является полным субститутом. Правильнее говорить в данном случае об экономической целесообразности использования конкретной машины для конкретных целей. Человек с лопатой или ломом может стать самым главным субститутом, если он обходится дешевле, чем содержание техники и может выполнить работу в назначенный срок. Большинство пользователей считают, что одним из необходимых качеств, которыми должна обладать мини-техника, является ее мобильность.

    Если рассмотреть все факторы - степень распространенности и доступности субститутов, экономическую составляющую, консерватизм пользователей, то на отечественном рынке наиболее конкурентными субститутами кажутся (в зависимости от степени конкурентности субститута):

    1. Экскаваторы-погрузчики на отечественном тракторном шасси (ЭО 2621, ЭО 2626, ТО 49).
    2. Ручной труд.
    3. Отечественные колесные экскаваторы: ЕК-8, ЕК-12 и импортные их аналоги.
    4. Мини-погрузчики на колесном ходу (особенно с бортовым поворотом).
    5. Импортные экскаваторы-погрузчики.
    6. Экскаваторы-планировщики, траншейные (цепные) экскаваторы, плуги и т.п. - по различным типам работ.

    Экскаватор-погрузчик ТО-49Наиболее конкурентными можно считать отечественные экскаваторы типа «петушок». В первую очередь, это связано с их массовостью и дешевизной: несколько лет назад они стоили 15-20 тысяч долларов, сегодня цена их составляет от 30 до 45 тысяч долларов в зависимости от комплектации. Они весьма мобильны, однако не годятся для некоторых типов работ, - например, в стесненных условиях или на дне малых котлованов, часто не имеют смещаемой оси копания, складной стрелы. Стоит заметить, что цены на эту технику за последние 2-3 года значительно выросли, а сама техника претерпевает изменения: в частности, появляются модели с усиленными рабочими органами, смещаемой осью копания и т.п. Многие пользователи считают, что это морально устаревшая техника, но при этом практически все производители экскаваторов-погрузчиков сегодня загружены заказами.Примерная стоимость экскаваторов-погрузчиков типа ТО-49, ЭО 2621 и т.п. составляет от 30 000 до 42 000 $.

    Ручной труд в списке конкурентов мини-экскаваторов стоит на втором месте. Самое главное его преимущество - дешевизна. Однако, по заявлениям потенциальных пользователей техники, стоимость рабочей силы неуклонно растет, к тому же не всегда возможно обеспечить нужную производительность и качество. Ну и опять же - трудовое законодательство....
    Колесный экскаватор ЕК-12
    Третье и четвертое места разделились между малыми пневмоколесными экскаваторами и мини-погрузчиками. Первые берут своей мобильностью, по сравнению с гусеничными машинами (для некоторых групп потребителей это качество очень важно), а вторые являются универсальными строительными ма­шинами и, в силу своего малого размера, совместно с использованием ручного труда могут являться почти полноценными заменителями мини-экскаваторов. Кроме того, на рынке появляются предложения по установке на некоторые типы мини-погрузчиков навесного оборудования экскаваторного типа. Вышеперечисленная техника обладает относительной мобильностью, то есть может перемещаться самостоятельно на расстояния до от 1 до 3 километров.

    Ориентировочная стоимость малых пневмоколесных экскаваторов сегодня составляет:
  • ЕК-8 (масса 8,8т, объем ковша 0,32м3, гидравлика «Bosch-Rexroth», двигатель Perkins), ~ 45 000$ (1200 000 рублей);
  • ЕК-12 (масса 12,5-13т, объем ковша 0,65м3, гидравлика «Bosch-Rexroth»), ~ 61 000-67 000$ (1 630 000-1 800 000 рублей);
  • импортные колесные мини-экскаваторы, например TEREX HML23, (масса 6,8т, объем ковша 0,27м3, двигатель DEUTZ), ~ 100000$.
  • мини-погрузчики - стоимость колеблется от 30 000$ до 70 000$ и более, в зависимости от производителя, комплектации и т.п.


  • Пятое место в списке конкурентов - импортные экскаваторы-погрузчики. Они хотя и имеют значительное преимущество перед отечественными по качеству, производительности и функциональности, однако являются все еще очень дорогими для нашего рынка. Средняя стоимость этих машин - 80-90 000$ и выше.


    Журнал "ЮГ-спецтехника" №26/2007
    "Мини-экскаваторы: достоинства и недостатки"